КРАТКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КРЫМА
Раз в квартал выходит долгожданная для многих рубрика «Крымские узоры» в лондонском литературно-публицистическом журнале «Что есть Истина». Очередной – 41-й номер – недавно порадовал читателей.
Он наполнен большим числом интересных произведений, посвященных 70-летию Великой Победы. Хоть праздник уже отгремел, желание людей писать на эту тему стихи, прозу, очерки, воспоминания не иссякает. Никто не забыт и ничто не забыто! Хотя… вне праздничных дат нам за суетой, бытом и нынешними событиями свойственна слабость памяти… Но теперь уже – нет! Ведь практически у каждого из нас есть родственники: отцы, деды, матери, бабушки, дяди и тети – прошедшие суровое испытание войной, проявившие беспримерное мужество и силу. Акции «Бессмертный полк» во многих городах России, стран СНГ и даже зарубежья (поражаешься, когда узнаешь, что они проходят даже в Латинской Америке!) говорят о многом.
В 41 номере «Что есть Истина» в рубрике «Ветеранам посвящается (70 лет Победы)» опубликовано произведение крымского писателя Зинаиды Дудченко (Армянск) «Очерк об отце». Очерк написан по воспоминаниям, отрывкам из писем и стихам военных лет простого и мужественного человека – Ивана Алексеевича Сапрыкина. Он – участник финской войны, освобождения Бессарабии от румынской оккупации в 1940 году, Великой Отечественной войны. Поэтом он не был, но… если рифмованные строки просятся в мир – это душа говорит:
- Да, мы в ловушке оказались,
- Над нами немцы потешались,
- Кричали: «Рус, давай Катушу!»
- Наш гармонист в ответ: «Послушай…
- Недолго вам осталось ждать,
- В едрёну душу вашу мать!»
- Мы напряглись и «повторили»,
- Когда Катюши говорили,
- И в бор ворвались наши танки,
- Сминая в жижицу останки.
- Такой «естественный» отбор.
- И стал Мясным Зелёный бор.
«Конечно, изображённые в стихотворении картины – не предмет гордости, – пишет автор очерка, – а констатация фактов и попытка представить, что, на самом деле, пришлось пережить молодым людям, ввергнутым в пучину войны, теряющим ежедневно товарищей и рискующих потерять жизнь. Это стихотворение Иван написал в июле 1942 г, находясь на Волховском фронте». В очерке приводится еще ряд поэтических работ героя, отражающих время. Стал ли он профессиональным поэтом, не упоминается, но творческие гены передались дочери Зинаиде. З. Дудченко – автор трех поэтических книг, большого ряда стихотворений на исторические (в том числе о Великой Отечественной войне) и актуальные современные темы: о Крыме, событиях в мире.
Ее очерк соседствует с произведениями классиков о Великой Отечественной войне: Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда», Владимир Богомолов «Иван». Углубляет заявленную тему рубрика «Живой звук», в которой можно услышать песни военных лет в исполнении Елены Ваенга.
Разнообразных тем, поднимаемых в журнале, как всегда, очень много. Здесь вы найдете дискуссии о политических событиях и явлениях (сложные взаимоотношения России и Америки и др.), исторические хроники, рассуждения о религии, эссе о природе – о прекрасных местах мира (пишет главный редактор журнала – публицист и путешественник Владимир Кабаков), даже о спорте и, конечно же, о здоровом образе жизни и духовном росте. Можно найти на страницах журнала и произведения классической литературы, причем, самых разных веков, стилей и направлений. С отрывками из древнего эпоса или старинной религиозной книги здесь может соседствовать экзистенциализм и постмодернизм ХХ века.
Однако мне в этом издании наиболее интересно живое биение пульса современной литературы. Журнал по-прежнему просит крымчан присылать материалы публицистического плана: о том, что у нас происходит, о переменах; о том, что нас радует, а также и чем мы недовольны, в чем разочаровались; чего ожидаем от ближайших лет, что сами сделали для становления нового Крыма. Делиться своей любовью к родному полуострову и верой в лучшее. Если кому есть, что сказать, пишите, присылайте. А пока – немного о том, что в журнале уже вышло.
Из публицистических работ – две статьи автора этих строк: «Разлом времени» – о культурном событии прошлого лета в Крыму. Статья выходит с годичным (!) опозданием, но лучше поздно, чем никогда, к тому же, на расстоянии то, что нам кажется преходящим в череде гонки впечатлений, приобретает черты вневременного и сохраняется в памяти навсегда. Вторая статья – «Слово Новороссии» – в контексте журнала тоже смотрится не как сиюминутный репортаж, а как часть нашей истории, которую нужно сохранить.
Украшением крымской рубрики стали три замечательных поэта: Наталья Малая (Симферополь), Алексей Дёмич (Ялта) и Александр Баранов (Ялта).
Наталья Малая – личность в Крыму известная, прежде всего, своей неутомимой культуртрегерской деятельностью, особым вниманием, уделяемым ею не только собственному творчеству, но работе с талантливой молодежью полуострова, заботой о членах Литературного клуба «Хорошо» и других, еще более юных – талантливых школьниках, об открытии и поддержке новых имен в Крыму. Официально ее должность именуется «event-менеджер Литературного клуба «Хорошо»», но доводилось слышать и теплую, истинно сердечную характеристику Наталья от молодых поэтов: «Наша всеобщая мамочка…». Наталья – профессиональный организатор мероприятий и фестивалей клуба. В частности, знаменитого фестиваля «Шорох-фест». Лонг-листер Международного фестиваля «Славянские традиции», участник 10 Форума молодых писателей России, многочисленных фестивалей, литературных чтений и молодежных проектов. Она – молодой поэт, со своим неповторимым голосом, особенности которого отмечаются крымскими критиками уже на протяжении ряда лет.
По моим ощущениям, необычность стиля Н.Малой в том, что она умеет быть одновременно «рваным авангардистом», дерзки-надрывно-юной – и мудрой зрелой женщиной, которой не только есть, что сказать, но этот жизненный опыт отражается умело и тонко, без морализаторства и навязчивости. Наверно, таким был Будда, который учил, не уча. Конечно, сравнение слишком громко, но что-то такое чувствуется в этом поэте: научить, не боясь показать на себе, нанести себе рану, чтобы другие увидели, чего делать не нужно, открыть свое сердце до невозможного откровения, но не чтобы прокричаться для самоуспокоения, а скорее… чтобы пожалеть этот мир, выразить ему сострадание и острую, тонкую, бесконечную любовь. Веру в свет.
- Потому не найти дороги на юг,
- Что уже все пути – на север,
- Потому что бывает, когда поют,
- А бывает – молчат и верят,
- Потому что допито давно вино,
- Я прошлое не листала,
- И бывает, когда уже всё равно,
- И бывает, когда устала,
- Да только ветер, врываясь в дом,
- Выметает старый пепел,
- Да только бывает – все об одном,
- А мир-то солнечно-светел!
- Поезда уходят в дождливый сон,
- Прорезая его туннелем,
- Бывает, что море – по горизонт,
- Но бывает у моря – берег,
- И зима танцует на кончиках шпаг,
- И уже мне не кажется странным,
- Что даже гитарную тонкую вязь
- Заглушает бой барабанный.
Алексей Дёмич – поэт из Ялты, автор книги стихотворений «Естественный отбор». Участник, лауреат, судья, ведущий мастер-классов поэзии многочисленных крымских, украинских, международных литературных фестивалей. Руководитель творческой группы «Крыманьонцы» и одноимённого музыкально-поэтического проекта-перформанса, вот уже полтора года гастролирующего по Крымскому полуострову.
Мне доводилось наблюдать, как он ведет мастер-классы. Поэтическое чутье его таково, что он увидит малейший огрех в стихе и обязательно укажет, что это плохо и с этим надо работать, – несмотря на все протесты и обидки самовлюбленных графоманов. Иной раз кажется, что такая скрупулезность – лишняя. Сейчас не то время, чтобы обращать внимание на мелочи, многое «и так сойдет», лишь бы было актуально и задевало чувства слушателя. Но здесь не тот случай. У этого мастера не пройдет даже самое патриотическое стихотворение, пусть написанное человеком в медалях, если оно написано плохо. И это правильно. Не стоит засорять нашу культуру шлаком. Современная история Крыма должна быть написана безупречно.
Сам А. Демич стихов на гражданскую тему не пишет, предпочитая поэзию в чистом виде – философскую, пейзажную, любовную лирику. И написана она мастерски, хотя… автор настолько своеобразен, неудивительно, что может не вызвать всеобщего принятия. Может быть и отторжение. Как всегда, если явление неоднозначно.
- Я убил бы того, кто придумал любовь!
- Я убил бы того иноверца,
- Что на радужке мира в кайме голубой
- Нацарапал гвоздём контур сердца!
- Но по лестнице дней не вернуться назад,
- Разве… Память нахлынет волною –
- Синь в глаза, прочь слеза – вновь бушует гроза
- Над весной молодою шальною,
- Вновь безумием дышит ночная метель,
- Вновь мурашки по коже средь лета,
- И Отелло сорвал дверь входную с петель
- И опять умирает Джульетта,
- И опять полрайона ночами не спит –
- Всё любовь – в сплетнях, в бреднях и в броднях,
- И изюбром ревёт восхищённый пиит
- И бренчат пацаны в подворотнях
- Всё о ней об одной, только зря это, зря –
- Ей не стать пятым временем года –
- Неспроста изукрасилась кровью заря
- И мальчонку изводит икота…
- Это к горю – тебе каркнет ворон любой
- И приметы твердят – на беду, мол!
- Я убил бы того, кто придумал любовь,
- Если б вдруг он её не придумал!
Александр Баранов – молодой поэт, студент филологического факультета КФУ. У него, как и у всякого юного дарования, много побед в различных молодежных и студенческих литконкурсах, публикации в поэтических сборниках филфака. Но важно не это, а проблески собственного поэтического голоса. Мысли юноши, конечно же, заполнены тем, что им изучается – классической литературой, ее стилем, дающим заметный уклон в классику пушкинского слога, но современный контекст и попытки собственного переосмысления важных в жизни вещей дают надежду на становление самобытного поэта.
- И в комнате тёплой кляну небеса,
- Об их милосердии даже не вспомнив.
- А где-нибудь кормит бродячего пса
- Последними крохами добрый бездомный.
- И взгляд его, может быть, веры лишен,
- Что плотник-Господь этот мир залатает,
- Но все же осталась, осталась еще
- В таком… заржавевшем… душа золотая.
- А если ничто больше, кроме нее
- Не будет светить в этом пасмурном веке,
- Спасет ли греховной земли бытие
- Простая улыбка святого калеки?
Что нас спасет – этот вопрос решает на протяжении жизни каждый индивидуально. Также, как и что есть Истина. И в журнале с этим названием живут, дружат и спорят между собой разнообразные истины множества людей. И крымский хор истин, вопросов и ответов, поисков и находок звучит в нем звучной мелодией, одной из самых гармоничных, ярких и слышимых в каждом номере.