Крымское Эхо
Библиотека

«Крымская Русь» писателя Геннадия Шалюгина

«Крымская Русь» писателя Геннадия Шалюгина

В литературе сложились писательские судьбы двух типов: одни, как  Пушкин и Лермонтов, – сгорали подобно метеорам, прожив короткую и насыщенную драматизмом творческую жизнь. И, кстати сказать, трудно также предположить, какова была бы поэзия Пушкина, доживи он до семьдесят лет…

Иные, как Гете, Фет и Тютчев, «горели» ровным пламенем – и творили до глубокой старости. Такое же разделение, скорее всего, коснется и нынешних литераторов – да и сколько уже их сгорело, не доживших до пятидесяти! Но ведь сколько и тех, чьи головы тронула уже благородная седина, и которые плодотворно трудятся на  словесной ниве!

Писатель Шалюгин в этом смысле вполне успешен: ныне Геннадий  Александрович достойно встречает свое славное семидесятилетие и, что очевидно для всех, регулярно «выдает на гора» стихотворения, рассказы,  очерки и критические статьи, что постоянно из номера в номер публикуются на страницах журнала «Брега Тавриды» и, как всегда, вызывают живой читательский интерес.

Основатель и первый редактор журнала Анатолий Иванович Домбровский даже завел в нем специальную рубрику «Чеховские  чтения» – она, кстати, поддерживалась прежде всего усилиями известного чеховеда Геннадия Шалюгина, на протяжении двух с лишним десятилетий работавшего директором Ялтинского дома-музея А.П.Чехова.

Как ученый, кандидат  филологических наук, как знаток архивов (и не только российских!) – он  извлекал из небытия и представлял публике  уникальные  материалы о Чехове, о  людях из окружения великого писателя. Он же привлек в число авторов журнала и своих коллег-музейщиков, чеховедов, участников традиционных научных Чеховских чтений  в  Ялте.

Многие  работы Геннадия Шалюгина основаны на  открытии совершенно новых фактов из жизни и творчества Чехова – речь идет о взаимосвязях его прозы и драматургии с произведениями русской литературы XVIII века, с  Пушкиным,  Некрасовым, вплоть до таких современников, как Толстой, Лесков и Суворин. Убедительны и живописны, в хорошем смысле слова, очерки о таких персонажах крымской истории, как  Петр Бобровский, Софья  Панина, Владимир Шуф, Вениамин Альбов, Софья Соловьева…

Интересно прочитать невыдуманную историю, связанную с посещением чеховском дачи в Гурзуфе знаменитым поэтом Маяковским, для  написания которой Шалюгину пришлось  разыскать неизвестные прежде воспоминания племянника писателя – Сергея  Михайловича Чехова. Кроме того, Шалюгину и его коллегам-соавторам принадлежит честь открытия темы  «Михаил Булгаков в Крыму»: книга с таким заголовком  вышла  в  Симферополе тиражом 10 тысяч экземпляров (!) двадцать лет назад… В 2016 году, когда отмечался 125-летний юбилей автора «Мастера и Маргариты», Геннадий Александрович добился установки в Ялте, на здании, где бывал Булгаков, памятной доски.

Со временем круг интересов Шалюгина прозаика и публициста  расширялся – и теперь мы видим в его лице  не только историка литературы, но и автора многочисленных статей и очерков о творчестве современных писателей  Крыма. В поле его зрения попали романы Анатолия Домбровского, стихи Владимира Терехова и рано ушедшего поэта Владимира Коробова, равно как и автобиографическая повесть актрисы Веры Ермолиной, а также  роман о гражданской  войне прозаика Сергея Юхина и даже творчество известного  крымского ученого-философа Феликса Лазарева. Очерки и критические статьи об этих авторах в большинстве своем увидели свет на страницах журнала «Брега  Тавриды». Итак, сегодня Геннадий Александрович отметил свое 70-летие, а значит, снова подвел итоги, таким итогом стал еще и только что увидевший свет двухтомник «Крымская Русь».

В книге есть раздел, который называется «Серебро отражений». Тут собраны образцы художественной прозы Геннадия Шалюгина разных жанров: бытовой рассказ, психологический этюд, социальная сатира, фантастика, занимательная история для детей про улитку. Многие из них были представлены и всероссийской публике – благодаря публикациям в  «Литературной  газете», в  популярных сборниках и журналах, выходящих в Москве и Петербурге. Весьма любопытна ироническая проза писателя под названием «Хуторяне»: еще в 2013 году, за год до известных событий на  Майдане,  автор провидчески  воспроизвел многие  стороны  происходившей на Украине псевдореволюции.

Уже  сам заголовок  говорит о том, что  крымская  тема – главная в творчестве Шалюгина, как поэта, так прозаика и публициста. В этих книгах едва ли собрана десятая  часть того, что  написано писателем и опубликовано. За скобками этого двухтомника остались, кроме всего прочего, многочисленные мемуары, насыщенные живыми впечатлениями о встречах с деятелями культуры: режиссером Олегом Ефремовым, скульптором Михаилом Аникушиным, поэтом Борисом Чичибабиным, композитором Александрой Пахмутовой, музейным мэтром Семеном  Гейченко, с  государственными деятелями Владимиром  Путиным, Леонидом  Кучмой, Цзян Цземинем…

И еще ждет возможности попасть в книжный  переплет  философская  эссеистика  Шалюгина: «Шкаф. Инвентарная проза» и «Вариант сознания – 1. Размышления о Боге, природе, человеке». Многие его статьи выходили в России, в Германии, Турции, Болгарии, Корее, Великобритании, Украине (хорошо бы представить их и крымскому читателю!). Ждут публикации десятки оригинальных стихотворений о Крыме, об актуальных событиях нашего драматичного века…

В дополнение к сказанному остается искренне пожелать Геннадию Александровичу  Шалюгину, члену Союза писателей  России, члену правления  нашего Регионального Союза писателей Республики Крым, да к тому же Почетному гражданину Ялты (!), крепкого здоровья, долгих лет жизни и плодотворной  работы на благо крымской  культуры!

  • Галина  Домбровская,
  • главный  редактор журнала «Брега Тавриды»,
  • заслуженный деятель искусств, лауреат Премии АРК,
  • Международной премии им. С.Михалкова и Леонардо да Винчи

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

У каждой книги своя судьба

Театр кукол, ты – волшебник, чародей

Вера КОВАЛЕНКО

Браво, Театр!

Оставить комментарий