Крымское Эхо
Культура

КрымБУКФЕСТ: «Мы будем стоять на ушах всегда!»

КрымБУКФЕСТ: «Мы будем стоять на ушах всегда!»

Для творческой интеллигенции Крыма сентябрь – традиционно месяц фестивалей. Если раньше поэты, писатели, музыканты и прочие обычно выезжали на фест-марафон в города Украины, то сейчас сами фестивали – причем в масштабном количестве – едут к нам в Крым. Кроме традиционных и много лет любимых, как недавно отзвучавший в Коктебеле очередной симпозиум «Волошинский сентябрь», появилось много новых, как организованных «со о стороны Большой Земли», так и самими крымчанами.

В рамках Года литературы по инициативе Министерства культуры Республики Крым и при поддержке Администрации города Симферополя 19-20 сентября на Набережной Салгира прошел литературный  фестиваль «КрымБукФест-2015». Организатором его выступила Крымская Универсальная Научная библиотека им. И.Я Франко.

Библиотечные акции и программы по продвижению чтения – это история особая. У них, конечно же, немало странностей, связанных с попытками привлечь к книге ускользающее внимание читателей, но это компенсируется невероятным количеством радости, позитива и полезной информации для всех участников. Как для самих библиотекарей и дружественных им поэтов и писателей, так и для зрителей – жителей и гостей города.

Живое искусство

  

Фестиваль задуман был масштабным. А получился эклектичным. Внешний антураж «народного гуляния» при ближайшем рассмотрении оказывался едва ли не научным симпозиумом. Это невероятное сочетание наружной легкости, простоты, искрометности, веселья и «толпистости» – с глубоким содержанием представляемых в рамках фестиваля произведений искусства – может показаться изумляющим, даже иной раз шокирующим… кому угодно, кроме крымчанина. У Крыма именно такой менталитет – прячущий под солнечной пестротой мудрость веков.

Весь сквер между Музыкальным училищем и библиотекой бы оформлен разнообразными стендами, палатками Города Мастеров (сувениры) и книжной продукции различных издательств. Гостей встречали костюмированные герои – вовсе не традиционные мультяшные зверюшки, а ходячие книги и их персонажи. Можно было увидеть прекрасные Маски на высоких ходулях. А самыми потрясающими были живые статуи. Это особенное искусство, вызывающее огромное восхищение, уважение и даже некоторый страх: «Ребята, как же вы это выдерживаете?» Нужно загримироваться (обычно выкрасить лицо и руки золотой или серебряной краской), надеть на себя сложный, вычурный и порою очень тяжелый  старинный или «винтажный» костюм, ну и, самое главное – во всем этом уметь стоять неподвижно, в одной позе довольно длительные время. Высший пилотаж – не менять даже выражения лица, никак не реагируя на всех многочисленных желающих с тобой сфотографироваться и «особо одаренных», специально затевающих попытки сдвинуть «статую». Великолепно, роскошно, царственно – и немного жутко.

«Фаэты». Крым: полифония

 

На фестивале работали одновременно три творческих площадки, на которых в режиме нон-стоп проходили выступления поэтов и бардов, представления различных крымских литературных клубов и писательских Союзов, презентации книг и журналов, концерты и мастер-классы по разным видам искусств. Так как фестиваль КрымБУКФЕСТ был первым в таком формате для библиотеки, то, конечно, был ряд непродуманностей. Во-первых, площадки находились слишком близко друг от друга. В случае, если бы на них работали микрофоны, голоса выступающих просто перебивали бы друг друга.

Ладно, взаимно не мешая, можно и без микрофонов. Но самым недодуманным было то, что микрофон как раз работал – но только на одной площадке – детских писателей. Им нужно было представить детские песни в исполнении детских коллективов, а тут уж без микрофона никак. Вот так и прошел весь фестиваль – хорошо всем слышно было лишь одну площадку, на остальных двух выступающим приходилось в полные легкие перекрикивать это, дабы услышали их зрители. Особенно эклектично, если не сказать сюрреалистично, звучало выступление какого-нибудь серьезного писателя  со сложной темой или суровым, порою трагичным произведением – на фоне развеселых детских песенок.

Писатель Нина Шевчук и бард Галина Скворцова

 

Впрочем, даже такие отрицательные моменты оставляют положительные впечатления. И наводят на конструктивные идеи. Например, те писатели, кому с трудом удавалось перекрикивать пресловутый детский микрофон, начиная понимать, что им нужно что-то делать с голосом для того, чтобы лучше звучать, идут на мастер-класс по раскрытию голоса и находят там для себя что-то новое – полезное и приятное… Перебежки между площадками в тщетных, но веселых попытках услышать всех, ну, как минимум, поддержать всех своих выступающих друзей, – порождают приятный азарт и помогают составить весьма полную, пеструю, живую, движущуюся, как калейдоскоп, картину не только собственно фестиваля, но вообще крымского творческого процесса, понять, чем дышит полуостров, запечатлеть в себе «мимику его лица». К сожалению, даже при всем желании, выслушать полностью всех в режиме одновременной работы трех площадок – абсолютно невозможно (успеть хотя бы на то, что касается непосредственно твоего личного участия), поэтому в некоторых случаях придется обойтись простым перечислением выступающих, их творческих организаций, журналов и произведений. Но – не везде. Впечатление – даже мимолетное – всегда остается, и может оформиться в картину и слово.

Зрителей, причем самых разных возрастов, на фестивале было очень много. Это были жители и гости Симферополя, порой не имеющие отношения к литературе. Фестиваль останавливал прохожих, привлекал большое внимание молодежи. Особенно, конечно, было много молодых лиц среди публики на юношеских и новаторских творческих программах. Хотя последних было немного.

Мастер-класс по раскрытию голоса

  

Одна из них – новоформатная программа творческой группы «Фаэты» в составе Елены Коро, Марины Матвеевой, Валерия Гаевского, Аны Дао и Ариоллы Милодан. На этой группе, в связи с и без того многочисленными упоминаниями ее в моих статьях, останавливаться подробно не буду, скажу только, что выступление было фееричным – без тяжести и зауми, хотя и не без теоретических выкладок, которые были поданы в форме диалогов (в духе средневековых университетов). Видимо, выступление на природе – с подъемом вверх, к небу сильной интеллектуально-творческой энергетики без застоя и скапливания ее в стенах – ментально больше подходит фаэтам, и психологически – зрителям.

Второй молодежной творческой площадкой была программа Литературной студии им. Н.А. Кобзева Союза Писателей Республики Крым, ребята представили свои стихи и авторские песни. Назвали они свое действо «Мы будем говорить о любви и о Крыме». А о чем еще говорить юности, как не о любви? А уж о Крыме-то, о Крыме!

«Вечной молодостью» отличались мастер-классы по раскрытию голоса (ведущая – психолог, вокалист Ольга Милованова) и актерскому мастерству (С. Мосиенко, театр «Глобус»).

Разные писательские Союзы и клубы также представляли своих авторов и программы. Поэт Аркадий Вакуленко рассказал о творчестве и жизни известного крымского поэта Владимира Орлова, прочел его стихи, детские и взрослые – философские, раздал буклеты и подарочные закладки с его строками и рисунками детей. Писатель Валерий Митрохин внес в фестиваль сложную ноту – презентовал свою недавно вышедшую книгу-поэму «Юго-Восток».

Председатель Крымской организации СП России Татьяна Воронина

 

 Из Севастополя приехала группа членов Крымской организации Союза Писателей России во главе с его неутомимым председателем Татьяной Ворониной, их поддержали симферопольские представители того же Союза. Программа была не только насыщенной смыслами, но и разнообразной: перемежались выступления поэтов и прозаиков. На этой площадке можно было услышать таких ярких крымских авторов, как Людмила Шершнёва, ОльгаИванова, Галина Грановская, Александр Грановский, Елена Осминкина и др. Программа называлась «Встреча на набережной» и была одновременно серьезной и простодушной, как встреча добрых друзей, погружала в атмосферу человеческого тепла.

Такой же теплой была презентация книги «По дороге с облаками» молодого крымского прозаика Нины Шевчук, на нее собралось рекордное количество «простых слушателей» – не литераторов, а прохожих, в основном, женщин. Книга Нины притягивает своей задушевностью и понятностью человеку абсолютно любому. Это тонкий юмор, сердечность, близкие каждому сердцу рассказы «за эту жизнь» в духе реализма, тонко заплетенного вокруг постмодернистских сдвигов сознания. И хотя книга привлекает внимание женской аудитории, и автор – женщина, отличие ее от классической женской прозы доходит до парадоксальности. Очень подошли по духу к книге Нины песни крымского барда Галины Скворцовой, прозвучавшие сразу вслед за чтением прозы.

Поёт Константин Фролов

  

Отметим еще активную, жизнерадостную, фонтанирующую идеями творческую группу из Ялты: Тамара Егорова, Михаил Боровский, Константин Вихляев, Владимир Мухин и другие. Творческий вечер (или правильнее сказать – утренник) известного крымского поэта и барда Константина Фролова под названием «Люби Отчизну больше, чем себя». Диалог с читателем «История и современность», проведенный гостем из Иваново писателем Валерием Шумиловым. Презентации книг гостьи из Москвы – детской писательницы Галины Милениной. Программы творческого клуба «45 меридиан», журналов «Фанданго» и «Ковчег-Крым». Книжную раскладку и также творческую программу севастопольского издательства «ШИКО» и примыкающих к нему фестивалей крымских фантастов. Презентацию художественного альбома «Крым романтический» (проводил почетный профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии Г. Шауффлер). Различные программы от самой библиотеки – вроде выставок редкой и миниатюрной книги, краеведческих изданий; буккроссинга, викторин и др. Главное же, что отмечают все, – это море положительных впечатлений.

…Вот так кружа между тремя творческими площадками, на которых как минимум четыре программы проходило либо с моей культуртрегерской подачи, либо с моим участием, пытаюсь сложить кусочки этого пестрого коллажа, многоцветного паззла в будущий репортаж, – и как-то сразу понимаю, что описать все это просто нельзя. В этом нужно прожить. И не один день, а жизнь. Нужно понимать, что это – жизнь и есть. И не только гулять-развлекаться среди этого светлого и легкого культурного безумия, но быть его частью, и не просто частью, винтиком, но неким где-то весьма серьезным, а где и не очень (зато прикольным, движущим «не в дугу», но весело) рычагом.

Город Мастеров

 

Все это – наша способность подняться над обыденностью. У разных людей они – разные. Кто-то встанет на ходули, кто-то выкрасится золотой краской, кто-то будет кричать свои стихи на фоне интерактивных слайдов с трансметафорическими слоганами «Крым – перекресток богов», кто-то… И это абсолютно не зависит от возраста!

Наверно, потому, что нашему человеку в глубине души так не хочется верить, что «жизнь» – это вкусно есть, ходить по бутикам, менять машины и отдыхать на островах; а все остальное – не жизнь, все остальное – презренный удел «неудачников». Наш человек может даже внешне поддаваться этим стереотипам, но у него всегда будет рваться изнутри протест – творческий, живой, сердечный, интеллектуальный. Этот протест всегда выразит  себя в стихотворении, песне, книге, танце, кованой скульптуре, фенечке из бисера… Потому что у нашей души – и «успехология» другая, и даже другое счастье, чем какие-либо установленные извне стандарты. Поэтому мы будем фестивалить до старости. Мы будем стоять на ушах всегда!

Симферопольцы

  

Вот так и КрымБУКФЕСТ имел своеобразное продолжение. На следующий день, 20 сентября, по-прежнему привлекала симферопольцев своими книгами ярмарка издательства «ШИКО», продолжали работать выставки, даже открывались новые. А в Пушкинском зале КРУНБ им. И.Я. Франко прошла очередная презентация проекта «Wеb-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост» (ну, куда же теперь крымской литературе без «Видеомоста!»). Заинтересованной публике была предложена видеонарезка из самых интересных кадров прошедших мостов, рассказано о работе Клуба Друзей Крыма, завязавшего уже немало горизонтальных культурных связей между нашим полуостровом и городами России.

Не далее как на следующий день,  21 сентября,  не без участия Клубa Друзей Крыма и «Видеомоста», в Симферополе, в антикафе «Столица» прошел творческий вечер нашего друга из Перми – поэта и барда Максима Воробья. Поэтический фестиваль в Перми ожидается в 20-х числах ноября. Может быть, кто-нибудь из крымских поэтов захочет стать его участником? А если никто не сможет, не беда – по итогам фестиваля будет проведен видеомост.

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Седьмое небо

Вячеслав КИЛЕСА

«Я буду рвать изнанку бытия»

Егор ПОДЛУБНЯК

Скорбь в тиши иного света. Марина Матвеева

Елена КОРО

Оставить комментарий