Крымское Эхо
Архив

Крымский Иерусалим

Крымский Иерусалим

Сочинять легенды о Крыме очень легко. Намного сложнее восстанавливать историческую справедливость. Появившаяся совсем недавно идея о «Малом Иерусалиме» — Евпатории не только была успешно претворена в жизнь (весь город у моря увешан рекламами этого нового маршрута), но еще и начинает участвовать в конкурсах на лучший туристический маршрут, упомянут в «Книге рекордов Украины»…

Евпатория — очень интересный древний (свыше 2500 лет) город, и его исторические памятники привлекают к себе тысячи экскурсантов. В тоже время схожесть двух городов настолько притянута за уши, что можно смело называть, к примеру, Севастополь «малым Парижем» (в обоих городах были французы) или, допустим, Бахчисарай — «малым Стамбулом» (мечети есть в обоих городах!).

.

«Стена плача» и Омерова мечеть за ней


Крымский Иерусалим
Так же и с Евпаторией… Ну что общего между прибрежным, плоским, как блин, крымским городом и горной крепостью? Впервые я прочитал об этой идее в книге Станислава Цалика «Прогулки по Малому Иерусалиму», живущему в Киеве. «Трудно сказать, кто впервые назвал его Иерусалимом», — пишет автор. Оно и понятно: нигде раньше в краеведческой литературе его так не называли. Авторы идеи объясняют, что именно здесь рядом существовали различные языки, культуры и вероисповедания. Но в то же время многоязычными, многонациональными были практически все населенные пункты Тавриды.

Караимские кенаса…»
Крымский Иерусалим
Встречается также упоминание экскурсии по Киево-Печерской лавре как «по малому Иерусалиму», но пещеры на обрывах над Днепром куда как ближе к этому названию, чем улочки Евпатории. Но если вы напишете в любой поисковой системе «Малый Иерусалим», то увидите, что процентов девяносто уже захвачено «евпаторийским проектом».

А теперь о настоящем «малом» или «втором» Иерусалиме Крыма, о котором так отзываются уже сотни лет краеведы, — крепости Чуфут-Кале. Одним из первых обратил внимание на их похожесть директор Симферопольской гимназии Г.И.Тимошевский. В книге «Третья учебная экскурсия», изданной в конце XIX века в Симферополе, описано его путешествие с гимназистами в Бахчисарай и в «город крымских караимов» — Чуфут-Кале. Тимошевский, недавно приехавший из путешествия по святым местам, обратил внимание учащихся на удивительную схожесть Иерусалима и Чуфут-Кале.

 

…и вид на них из ущелья


Крымский Иерусалим
И в самом деле — оба города находятся на высоком плато, отделяемом двумя глубокими долинами (в Иерусалиме — Кедрон и Енном), у подножья Чуфут-Кале растет ореховый сад, расположенный подобно знаменитому Гефсиманскому саду. Даже расположение храмов аналогично! Возле Иерусалима есть храм, стоящий подобно Успенскому монастырю, а Караимские кенаса стоят так же, как стоял когда-то храм Давида (сейчас на месте разрушенного храма — Омерова мечеть, что приводит к постоянным столкновениями между иудеями и арабами, первые хотят восстановить храм, вторые — не дать разрушить мечеть; и как решить этот конфликт?)

Успенский монастырь»
Крымский Иерусалим
Возле Иерусалима стоит знаменитое кладбище в Иосафатовой долине. На таком же месте у Чуфут-Кале — тоже кладбище и тоже — в месте с таким же названием! Именно здесь, по преданию, и должен состояться Страшный Суд… Известно, что умерших караимов привозили сюда для захоронения из дальних уголков Российской империи. Соседняя с «гнездом караимов» гора Мейдан-Даг (площадная) расположена как Масленичная, на которой Иисус долго постился перед своей знаменитой «Нагорной проповедью». Источник под горой — Юсуп-Чокрак (родник Юсупа) имеет свой аналог под Иеруслимом.

На заброшенном Чуфут-Кале долгие годы жил исследователь караимов Авраам Фиркович (1786-1874), который в своих поисках не раз бывал в Иерусалиме, и, несомненно, обращал внимание на схожесть двух объектов.

 

Стены древнего Иерусалима


Крымский Иерусалим
Многие русские художники обращали внимание на удивительную похожесть двух древних городов. Здесь были Репин, Серов. Свою знаменитую картину И. Крамской «Христос в пустыне» писал именно здесь. Но почему же так похожи две крепости?

Некоторые исследователи считают, что караимы — это потомки иудеев, изгнанных из Иерусалима, после разрушения Иудейского храма во времена императоров Тита и Юстиниана. Правдоподобной кажется легенда об изгнанниках, которые в своих блужданиях по древнему миру наткнулись на долины и горы, столь похожие на родной их сердцу город и основавшие здесь свое «второй» или «малый» Иерусалим.

Книга о «Евпаторийском проекте»»
Крымский Иерусалим
Вот какое знаменитое место должно ассоциироваться у туристов с этим названием, но боюсь, что новая легенда уже оккупировала это имя и в народе будет новая крымская легенда

Фото автора

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Не вырубать, не поджигать, а вновь сажать-приумножать!

Максим ГОЛОВАНЬ

Недвижимый рынок сдвинется

Ольга ФОМИНА

Последний с погибшей «Сванетии»

Сергей ГОРБАЧЕВ

Оставить комментарий