Крымское Эхо
Архив

Красный террор в Крыму после Врангеля: стихийная фаза

Красный террор в Крыму после Врангеля: стихийная фаза

Массовые убийства захваченных в плен офицеров и солдат Русской армии, имевших непролетарское происхождение представителей гражданского населения, совершенные в первые месяцы после занятия полуострова красными осенью 1920 г., принято связывать с деятельностью советских партийных и карательных органов — революционных комитетов, особых отделов, ревтрибуналов, ЧК.<br />
Данный аспект крымской драмы в настоящее время следует назвать в определенной мере изученным. В картине большевистского террора на полуострове в 1920-1921 гг. гораздо меньшей известностью характеризуется предшествующая организованной стихийная стадия.

Эта кровавая прелюдия к оргии расстрелов и казней, свирепствовавшей в регионе с ноября 1920 по май 1921 г., детально никогда не рассматривалась.

Как отмечает известный российский историк В.П Булдаков, «в гражданской войне приходится различать властный террор и «насилие масс», включая психопатологию стадного садизма». И если «белый террор, исходящий от более цивилизованных слоев общества, чаще приобретал истероидные формы», то красный террор «оказался отмечен сочетанием растущего безразличия к жертве и механистичной массовости» (1)».

Начавшийся в Первую мировую войну, стремительно прогрессирующий в межреволюционный период, процесс обесценивания человеческой жизни к 1920 г. обрел свою завершенность. Прямое порождение хаоса революций 1917 г., длившаяся на протяжении нескольких лет междоусобная распря отличалась жестокостью, так или иначе присущей каждому из враждующих лагерей.

Но если акты насилия в исполнении бойцов белых армий носили преимущественно стихийный характер, и никогда не поощрялись командованием, то с красной стороны террор планомерно и централизованно насаждался самой властью. Как следствие, при переходе к стихийности к организации физическое истребление лиц, отнесенных большевиками к числу их потенциальных, реальных и мнимых врагов приобретало все больший размах.

«Большевистское насилие, — пишет в своей работе «Красный террор. История сталинизма» немецкий историк Й.Баберовски, — было направлено не на реальных противников, а против целых социальных групп, которых объявили вне закона: дворян, помещиков, офицеров, священников, казаков, кулаков. При этом для большевиков не имело значения, что эти категории думали сами о себе и как они относились к революции. Враг не знал, что он является врагом, враг существовал только в головах коммунистов. Именно через то большевистский террор стал таким массовым и ужасным» (2).»

Исходя из изложенного, следует согласиться с мнением историка С.П.Мельгунова, о том, что при изучении террористической практики коммунистов в первые послереволюционные годы крайне трудно «различить то, что может быть отнесено к так называемым «эксцессам» Гражданской войны, к проявлению «революционного порядка», поддерживаемого отрядами озверелых матросов <…>, от того, что является уже планомерным осуществлением «красного террора», ибо за наступающими войсковыми частями, творящими зверские расправы с бессильным противником или неповинными населением, всегда идет воинствующая «Че-Ка» (3).»

Выраженная в отношении всей бывшей Российской империи, данная точка зрения в полной мере применима и к Крыму осенью 1920 г.

Еще до оставления полуострова врангелевцами его территорию захлестнула волна жестоких расправ. Творцами террора на данном этапе выступали красные партизаны. Доставив белым немало хлопот в предыдущие месяцы, после прорыва Перекопских позиций бойцы Советской Повстанческой армии покинули свои лесные и горные базы, и стали преследовать отступающие врангелевские части.

Обезоружив, пленных белогвардейцев расстреливали, перед этим раздев и ограбив. Характерное описание одной такой расправы приводит в своих воспоминаниях красный партизан Г.Кулиш: «…Шоссейная дорога была не плохая, но грязная. По дороге и всё время встречаются белогвардейцы – солдаты и офицеры. Солдат, не желающих вступать в наши полки, раздевали до гола и босиком пускали по грязи; офицеры оставались лежащими на дожде в кювете; за счёт раздетых солдат одевали своих партизан…

Наступал вечер; пехота въезжала в город Карасубазар (ныне-Белогорск) по кривым улицам, загромождённым трупами белогвардейцев.

Подводы не объезжали свежие трупы юнкеров, разбросанные по улицам города, и кровь их смешалась с грязью, слегка прихваченная наступившим морозом. Работы Сычёва (один из партизан. – Д.С.) и нашей кавалерии в городе была видна. Жители от ужаса и страха уличного боя наспех закрыли ставни и ворота» (4).»

Также Кулиш вспоминал, что после захвата Карасубазара красными партизанами в ноябре 1920 г. было арестовано около ста «вредных советской власти элементов», большинство из которых тут же расстреляли. А в Феодосии в период безвластия всего за одну ночь расстреляли 600-700 человек (5). При этом уничтожались не только офицеры, но и вообще все «подозрительные» из почти не оказывавших сопротивления повстанцам белых частей, которым «приказывали сдаваться» (6).

Всего, по оценке члена Крымревкома Ю.П. Гавена, в ноябре 1920 г. крымские партизаны расстреляли не менее 3000 человек, внеся тем самым заметный вклад в кровавую «чистку» полуострова (7).

Характеризуя личный состав формирований «красно-зеленых», нельзя обойти стороной преобладание в них бандитского элемента, в том числе, активных участников самосудов конца 1917-весны 1918 г. из числа радикально настроенных солдат и матросов. Так, руководивший советским партизанским движением в Крыму А.В. Мокроусов в недавнем прошлом являлся «организатором и командиром революционных отрядов черноморских моряков», и был напрямую причастен к развертыванию в регионе массового террора. Именно матросы из отряда, которым командовал Мокроусов, 15 декабря 1917 г учинили в Севастополе расправу над офицерами и представителями умеренных социалистических партий. А несколькими месяцами позже, 12 марта 1918 г., выступая на общем собрании Феодосийского Совета, Мокроусов призвал «уничтожить всю буржуазию, не разбирая средств» (8).»

Свой вклад в стихийную фазу террора внесли и наступающие красноармейские части. Немногочисленные дошедшие до нас свидетельства современников рисуют бесчинства победителей во всей «наготе». Занимая какой-нибудь город, красные тотчас предавались грабежу и насилию.

В Джанкое, вспоминал побывавший в большевистском плену поэт И. Савин, ворвавшаяся за передовыми частями буденовцев и махновцев красная пехота – «босой, грязный сброд — оставляла пленным только нижнее белье, да и то не всегда. Хлынувший за большевистской пехотой большевистский тыл раздевал уже догола, не брезгая даже вшивой красноармейской гимнастеркой, только что милостиво брошенной нам сердобольным махновцем» (9).»

В Симферополе, свидетельствует другой очевидец, пожелавший остаться безвестным, «солдаты набрасывались на жителей, раздевали их и тут же, на улице, напяливали на себя отнятую одежду, швыряя свою изодранную солдатскую несчастному раздетому. Бывали случаи, когда один и тот же гражданин по четыре раза подвергался подобному переодеванию, так как следующий за первым солдат оказывался еще оборваннее и соблазнялся более целой одеждой своего предшественника и т.д. Кто только мог из жителей, попрятались по подвалам и укромным местам, боясь попадаться на глаза озверелым красноармейцам…» (10).

На следующий день «начался грабеж винных магазинов и повальное пьянство красных. Вина, разлитого в бутылки, не хватило, стали откупоривать бочки и пить прямо из них. Будучи уже пьяными, солдаты не могли пользоваться насосом и поэтому просто разбивали бочки. Вино лилось всюду, заливало подвалы и выливалось на улицы. В одном подвале в вине утонуло двое красноармейцев, а по Феодосийской улице от дома виноторговца Христофорова тек довольно широкий ручей смеси красного и белого вина, и проходящие по улице красноармейцы черпали из него иногда даже шапками и пили вино вместе с грязью. Командиры сами выпускали вино из бочек, чтобы скорее прекратить пьянство и восстановить какой-нибудь порядок в армии. Пьянство продолжалось целую неделю, а вместе с ним и всевозможные, часто самые невероятные насилия над жителями» (11).»

Как и бойцы партизанских отрядов, солдаты регулярных красных частей производили расправы над побежденными. Так, в ночь с 16 на 17 ноября 1920 г. в Феодосии на железнодорожном вокзале по приказу комиссара 9-й дивизии Моисея Лисовского были расстреляны не успевшие эвакуироваться раненые офицеры и солдаты 52-го пехотного Виленского полка 13-й пехотной дивизии Русской армии – всего около 100 человек (12).

Массовые убийства раненых военнослужащих армии Врангеля, оставленных под защитой Международного Красного Креста и находящихся на излечении в госпиталях и больницах, происходили в Симферополе, Алупке и Ялте. Несчастных вытаскивали из больничных коек, выволакивали во двор и там убивали. Медицинский персонал, пытавшийся помешать этой дикости, уничтожался наравне с пациентами.

После окончательного установления советской власти в Крыму многие бывшие красные партизаны активно пошли на службу в ЧК и другие карательные структуры, заняли должности следователей, начальников и охранников концлагерей, вошли в состав расстрельных команд.

К примеру, воевавший под началом А.В.Мокроусова будущий видный советский полярник И.Д.Папанин, стал комендантом Крымской ЧК и занимался приведением в исполнение приговоров.

Показательна судьба другого красного партизана, В.Н. Семенова. В недавнем прошлом — рабочий судостроительной мастерской, этот «борец с мировой буржуазией» после вступления большевиков в Севастополь возглавил отряд по охране города в районе цирка Труцци (располагался в районе нынешней пл. Ушакова) в момент регистрации бывших военнослужащих Русской армии (многие из них впоследствии будут расстреляны). Вспоминая то время, Семенов замечал, что «работа требовала большого напряжения, энтузиазма и времени, работали днем и ночью».

Приобретенный карательный опыт предопределил последующие назначения данного «деятеля». В начале 1921 г. Семенов возглавил подотдел общественных повинностей и принудительных работ отдела управления Севревкома, в чьем ведении находился концлагерь, организованный в Херсонесском монастыре. Помимо работы в управлении, Семенов являлся постоянным представителем от военно-революционного комитета в комиссии ВЧК Особого отдела 46-й дивизии по ликвидации оставшихся врангелевских войск, буржуазии и по чистке советских учреждений от чуждого элемента (13).

Активное привлечение носителей чувства «классовой мести» из числа бывших партизан и подпольщиков в систему репрессивного аппарата, использование красноармейцев в процессе проведения облав служат наглядным примером того, как выпущенная на свободу в ходе революций и Гражданской войны стихия насилия была подчинена желанию советских верхов очистить полуостров от «контрреволюции», вымести его «железной метлой».

Автор выражает признательность историку советских органов государственной безопасности и политических репрессий в Сибири к.и.н. Алексею Георгиевичу Теплякову (Новосибирск) и к.и.н. Татьяне Борисовне Быковой (Киев) за ценные консультации, данные в процессе написания настоящего очерка и предоставленный документальный и фактический материал.»

Примечания:

1. Булдаков В.П. Революция, насилие и архаизация массового сознания в Гражданской войне: провинциальная специфика // «Белая гвардия», №6,2002. – с.9
2. Баберовскі Й. Червоний терор. Історія сталінізму. — К.: К.І.С., 2007. — с.31-32
3. Мельгунов С.П. Красный террор в России 1918-1923 г.г. М.: Айрис-пресс, 2006. – с.140
4. ГААРК. Ф.-П.150-Оп.1 — д.103 — л.5 (орфография и пунктуация оригинала сохранены. Документ предоставлен Т.Б. Быковой)
5. Кулиш Г. Первый десант на берег Крыма // Красная летопись. — 1923. — № 3. — с. 140 -141 // Цит. по: Скоркин К.В. На страже завоеваний Революции.
История НКВД-ВЧК-ГПУ РСФСР. 1917 1923. М., 2011. — с. 909.
6. Елизаров М. А. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и Гражданской войны: февраль 1917 — март 1921 гг.: диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007. – с.408
7. Скоркин К.В. Указ. соч.
8. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму. – 2-е изд., испр. и доп. – Симферополь: АнтиквА, 2008. – с. 268
9. Савин И. Плен // Исход Русской Армии генерала Врангеля из Крыма М., Центрполиграф, 2003. — с. 570
10. В Крыму после Врангеля (Рассказ очевидца) // Крымский архив, № 2 — Симферополь, 1996. — с. 59
11. Указ. соч. – с.59-60
12. Бобков А. А. Разворот солнца над Аквилоном вручную. Феодосия и Феодосийцы в Русской смуте. Год 1918. — Феодосия-Симферополь, 2008. — с. 313
13. Островская И. Под грифом секретно…К 90-летию окончания Гражданской войны на Юге России // СЕВА-2010 (Севастопольский ежегодный визит-альманах). — Севастополь: изд-во «Вебер», Выпуск 4, 2010. — с.640-641

 

Фото вверху —
с сайта newzz.in.ua

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Путем то санным, то степным/Императрица едет в Крым»

Олег ШИРОКОВ

Будьте здоровы, живите богато, а мы остаемся в своей нищей хате

Мэр залез на крышу

Борис ВАСИЛЬЕВ

5 комментариев

Аватар
казак 12.12.2012 в 10:16

Я святой , а чего добисля ты ? [img=center alt=title]http://p3.storage.canalblog.com/38/23/881639/73357993.jpg[/img]

Ответить
Аватар
Любитель истории 12.12.2012 в 13:13

НЕ ТО!
Статья огромадная,а прорывных открытий в ней НЕТ!
Ничего того,чтобы мы уже не знали!

Какой ему прок от передирания старых учебников?
Я поражаюсь… ИНЕТ ТРЕЩИТ от НОВОЙ ИСТОРИИ,а этот…
Может он это СПЕЦИАЛЬНО делает,чтобы увести нас от…ЖЕЛАНИЯ УЗНАТЬ НОВОЕ?

Пример…
Сейчас Я читаю такую интересную книгу…
За убийство ЦАРСКОЙ СЕМЬИ.
Казалось бы,у меня скачано,наверное все,что напечатано по этому вопросу и с НАШЕЙ СТОРОНЫ и со стороны ПРОТИВНИКОВ ОСВЕЩЕНИЯ этого вопроса,ан нет.

ВИКТОР КОРН. " И БЫЛА НАДПИСЬ ВИНЫ ЕГО: "ЦАРЬ…"
Екатеринбургское злодеяние в свете последних исследований.

АННОТАЦИЯ.

Современное следствие, закрыв уголовное дело «О вы-
яснении обстоятельств гибели членов Российского император-
ского дома и лиц из их окружения в период 1918-1919 годов»,
оставило больше вопросов, чем ответов. Автор настоящего из-
дания провел собственное расследование, в котором попытался
выяснить: что означают загадочные надписи и цифры, появив-
шиеся в комнате убийства Государя Императора Николая II,
его Семьи и верных слуг, кто был организатором и вдохнови-
телем этого небывалого в истории России злодеяния, из кого
состояла расстрельная команда и как цареубийцы заметали
следы своего преступления.
В основу авторского исследования положены в первую
очередь материалы следственного дела об убийстве Царской
Семьи, которое вел в 1918-1920 годах судебный следователь
Николай Алексеевич Соколов. Духовным стержнем исследо-
вания послужила цитата из Священного Писания (Мр. 15:26),
которая и стала названием этой книги.
Труд Виктора Ивановича Корна получил благословение
Владыки Викентия (Мораря) в период управления им Екате-
ринбургской епархией.

ВСТУПЛЕНИЕ.
Предисловие
Во все периоды почти векового существования исто-
риография Царского Дела отражала состояние общества,
переживая как времена забвения вместе с подавлением
проявлений любой мысли, отличной от «единственно вер-
ного учения», так и пропагандистскую дезинформацион-
ную кампанию, особенно усилившуюся на протяжении
последних лет.
Но удержать ее в рамках намеченного плана органи-
заторам не удалось: произошел информационный прорыв
по теме гибели Царской Семьи и неразрывно связанной
с ней истории драматических событий в России и мире
до и после 1917 года. Сопереживание народа той тра-
гедии, сломавшей и его судьбу, — причина стремления
к познанию истины во всем, случившимся тогда —17 июля
1918 года.
Библиография Царского Дела, беспрецедентная по
объему, дополнилась официальными материалами Пра-
вительственной комиссии по изучению вопросов, связан-
ных с исследованием и перезахоронением останков Рос-
сийского Императора Николая II и членов его Семьи,
Комиссии Священного Синода по канонизации святых,
сообщениями и публикациями руководителей архивных
служб и следствия по делу об убийстве Царской Семьи.
К сожалению, на работе следствия сказались ранее
поспешно принятые политические решения руководства
Российской Федерации, и теперь общество вправе требо-
вать продолжения объективного, основанного на доку-
ментах, прошедших историческую научную экспертизу,
расследования обстоятельств, связанных с гибелью Цар-
ской Семьи, проверки всех версий по этому делу.
История любого государства складывается из мно-
жества историй его семей, и ни в одной из них история
России не отразилась так трагически, как в судьбе глав-
ной Семьи Государства Российского — Семьи Царской,
Предисловие
буквально отвечавшей происхождению и значению это-
го слова: «семь "Я"» — именно столько их было.
Несмотря на трагический конец, эта Семья, согретая
взаимной любовью, объединенная любовью к Богу и Рос-
сии, была самой счастливой в стране. Мученическая кон-
чина Царской Семьи и четверых ее верноподданных в Ипа-
тьевском доме в Екатеринбурге стала духовным подвигом,
искупительной жертвой за свой народ, примером безза-
ветной любви к Отечеству, чистоты сердца, твердой веры
и христианского служения.
Но грех убийства Царской Семьи, который по сей день
тяжелейшим грузом лежит на душе и совести народной,
простится не ранее, чем мы, в соответствии с открывшейся
нам истиной, осознаем ее и покаемся, став на тот же путь
служения Богу и любви к России, которым прошли до кон-
ца эти святые великомученики.
Со временем в истории убийства Русского Царя и Его
Семьи, в судьбе России все более полно высвечивается роль
продуманно и целенаправленно действующих тайных мо-
гущественных сил, целью которых было уничтожение Пра-
вославного Государства Российского, а затем и ее народа.
Сейчас это стало очевидным, как никогда ранее.
На пути антихристианских сил стоял Русский Царь —
Помазанник Божий, значение которого, и не только в пра-
вославном мире, антихристианские силы понимали, в от-
личие от русского общества, к великому его несчастью.
Несмотря на огромную библиографию Царского Дела,
в том числе новейшие исследования, материалы пятнадца-
титомного следственного дела Н. А. Соколова, лишь час-
тично приведенные в его книге, представляют собой единст-
венное собрание документов, могущих пролить допол-
нительный свет на известные события. Вместе с новыми
источниками эти материалы и стали предметом настояще-
го исследования, которое предлагается вниманию не равнодушного к судьбе Отечества читателю.

Если отбросить церковно-христианскую мистику и придыхания,то останется главное…ПОИСК УБИЙЦ,ИСПОЛНИТЕЛЕЙ и их ЗАМЫСЕЛ по разрушению РУССКОЙ ЦЫВИЛИЗАЦИИ.

Обязательно прочтите!
Эта книга-СПЛАВ всего того.что было написано на эту тему .
Толково написано,не то что у этого…
Очень наглядно показаны СИЛЫ ЗЛА.
Вскрыты многие их происки,замыслы,планы…
Прослежены все ходы.
Названы фамилии УБИЙЦ,ЗАКАЗЧИКОВ,ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Латыши стали гангстерами-евреями.
Ленин не спрятался за СВЕРДЛОВЫМ.
Войков,которого Кулыбышева отмазывала и призывала гордиться им как земляком тоже четко обозначен,как АКТИВНЫЙ ВРАГ.

Я прочту ее и обязательно выдам свою рецензию,а Вы тоже не ждите ,а читайте!
ИШИН за это НЕ НАПИШЕТ!

Ответить
Аватар
mmm 12.12.2012 в 13:59

О причине депортации кавказских народов
Ризван Ибрагимов
КАК КРЫМ ЧУТЬ НЕ СТАЛ ИЗРАИЛЕМ ИЛИ ПОЧЕМУ ВЫСЕЛИЛИ ЧЕЧЕНЦЕВ

Накануне 67 – й годовщины депортации чеченского народа мы вынуждены констатировать, что до сих пор нам не объявлены истинные причины этой жесточайшей акции, которой помимо чеченцев были подвергнуты ингуши, балкарцы, карачаевцы, крымские татары и калмыки. Официальная версия заключается в том, что чеченцы в массовом порядке выступили против Советской власти, чуть ли не толпами переходили на «сторону немцев», и даже встретили Гитлера подарком в виде некоего мифического белого коня.
http://www.proza.ru/2011/02/24/894

Ответить
Аватар
mmm 12.12.2012 в 14:03

ПИРАМИДА ЛЮЦИФЕРА
Юрий Иванов-Милюхин
РУСЬ — ТЫ РЫСЬ!

Я чуткая кошка –
Я символ Руси!
Слежу из окошка
За пиром «мессий».

То строи подкинут,
То голод и мор,
А то выставляют
Меня на позор,

Забыв, что я кошка –
Сама по себе,
Что древний Египет
Клокочет во мне,

Пророчат шумер,
Вавилон и халдей.
Есть БЛАГОСЛОВЕНЬЕ
Для русских людей!..

И медленно гаснет
Терпенье в зрачках…
Мгновенье и — бьется
Добыча в клыках!!!

ПИРАМИДА ЛЮЦИФЕРА

http://www.chitalnya.ru/work/133393/

Ответить
Аватар
mmm 12.12.2012 в 14:08

Ефим Макаровский

ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ РУСИ

Effect Publishing. New York, 1996

Yefim Makarovsky

THE JEWISH ROOTS OF RUSSIA

(Evreiskie korni Rusi — text in Russian)

Copyright © 1996 by author. All rights reserved.

ISBN: 0-911971-09-2 Library of Congress: 96-61651
Published by Effect Publishing Inc. 501 Fifth Ave. Suite 1612 New York, NY 10017
Автор о себе.
Родился 9 декабря 1935 года в селе Капитановка на Киевщине. Смела, Черкассы, Златополь и Новомиргород бьли первыми городками-местечками моего детства. Затем — война. Эвакуация. Село Чесноковка, Державино, Уфа на Урале. Потом — Одесса. После окончания 8-го класса 16-ти лет отроду начал свою трудовую деятельность учеником слесаря-сверловщика.
После армии продолжил свое образование, окончил заочное отделение исторического факультета Одесского Государственного Университета имени Мечникова. С 1963 года вплоть до иммиграции в 1976 году проработал учителем истории в средней школе. Закончил аспирантуру, однако эмиграция прервала работу над защитой диссертации, над которой я работал под руководством профессора Петра Осиповича Карышковского.
В Соединенных Штатах ждала обычная судьба эмигранта: сначала не везло и я два года работал грузчиком в Нью-Йорке, потом повезло и меня взяли инструктором русского языка в Военную Школу языков, которая находится в городе Монтерее, штат Калифорния, где я работаю с января 1979 года и по сей день, не забывая, конечно свое увлечение историей и литературой.

Ефим Макаровский.

http://zarubezhom.com/Makarovsky.htm

Ответить

Оставить комментарий