Крымское Эхо
Архив

«Косая сажень»

«Косая сажень»

ИЛИ КАК ИСТОРИКИ В МАТЕМАТИКЕ ЗАПУТАЛИСЬ

Уже достаточно долго СМИ обсуждают проблему дома Арендта, и «Крымское эхо» тоже не оставалось в стороне от этого вопроса. Вся проблема заключается в том, что считать домом нашего знаменитого соотечественника – несколько сараев на улице Карла Либкнехта, которые уже имеют статус исторического памятника, или всю территорию, располагающуюся в старинной части Симферополя между улицами двух Карлов – Маркса и Либкнехта. <br />
Для установления исторической истины обычно используется исследование историков, и такое исследование было проведено.

К сожалению, то, что было получено в качестве заключения, трудно назвать научным, так как это исследование, подготовленное «Научно-исследовательским центром памятноохранных исследований Автономной республики Крым», подписанное его директором, кандидатом исторических наук Александром Хливнюком, изобилует грубейшими ошибками, которые могут привести к гибели исторического объекта.

<a href="uploads/10/dom20130130b01.jpg" rel="lightbox[1]" title="«Научное заключение»"><img src="uploads/10/dom20130130m01.jpg"align="right"></a>

 

(кликните на картинку — и она станет больше)

»

На что прежде всего ссылается данное исследование? На то, что небольшая территория под сараями – это и есть тот участок, «пустопорожнее место», предоставленное А.Ф. Арендту для постройки дома. К сожалению, историки — не математики, эта точная наука их подвела, хотя знать о существовании старинных русских мер измерения им не помешало бы.

<a href="uploads/10/dom20130130b02.jpg" rel="lightbox[1]" title=" Первые ошибки "><img src="uploads/10/dom20130130m02.jpg"align="left"></a>

Сажень была очень популярной мерой в дореволюционное время. Она составляла 213,5 см и даже легко переводилась в иностранные меры длины. В частности, она составляла ровно 7 английских футов (откуда и появилось популярное морское выражение). На старинных картах России масштаб часто выражали, указывая, сколько на данной карте саженей именно в английском футе. Кроме того, существовала «квадратная сажень», равная 4,56 квадратных метров и даже кубическая (9,7 кубометра). Дмитрий Менделеев, находясь в Симферополе, писал в письмах близким, рассказывая, какой площади комнату в квадратных саженях он снимает.

<a href="uploads/10/dom20130130b03.jpg" rel="lightbox[1]" title=" Глумление над предками "><img src="uploads/10/dom20130130m03.jpg"align="right"></a>

Так вот, «Научно-исследовательский центр» перепутал эти самые квадратные сажени с линейными. Вот что они пишут в заключении: «Общая площадь земельного участка от здания улицы Долгоруковской, 14 до здания по улице Карла Маркса, 25 (ул. Екатерининская, 29) дом С.Н. Ребец составляет приблизительно 1995 кв.м. (935 квадратных саженей). Выделенный в 1843 году А.Ф. Арендту «пустопорожний участок в 310 квадратных саженей» (661,42 квадратных метра) по современным измерениям, с учетом исторической застройки, начиная от улицы Долгоруковской (такое местоположение участка, полученного А.Ф. Арендтом, подтверждается архивными документами».

<a href="uploads/10/dom20130130b04.jpg" rel="lightbox[1]" title=" Математика подводит "><img src="uploads/10/dom20130130m04.jpg"align="left"></a>

Если бы они правильно пересчитали свои же расчеты, считая, что квадратная сажень равна 4,56 квадратных метров, (а не 2,13м), то получили бы следующее: весь земельный участок, что составляет 1995 кв.м – это 437 квадратных саженей, а Арендту выделили 310, что составляет сейчас 1414 кв.м.

Как видим, научная небрежность привела к тому, что площадь по вине «ученых» уменьшилась более чем в два раза, и потому они и пришли к ошибочному выводу о том, что дом крымского ученого и располагался только в сараях на улице Карла Либкнехта (или эта ошибка сделана нарочно — с целью прийти к нужным выводам?)

<a href="uploads/10/dom20130130b05.jpg" rel="lightbox[1]" title=" Площадь ошибочная (синяя) и реальная (красная)"><img src="uploads/10/dom20130130m05.jpg"align="right"></a>

Но если бы этот казус был только единственным в «Научном заключении»! Не говоря о том, что здесь умолчали о том, что Арендт получил в 1843 году предписание «обязательно построить дом в течение двух лет», не можем умолчать и о прямом оскорблении русских ученых. Из «заключения» можно узнать, что «владельцем дома по улице Долгоруковской, 14 значится София Андреевна Ребец (предположительно, дочь А.Ф. Арендта либо дочь Н.А. Арендта». То есть, отчество Андреевна для исследователей означает, что она дочь не то Андрея, не то Николая).

Честно говоря, стыдно читать подобные «Научные заключения», изобилующие как фактическими, так и историческими ляпами. А ведь на основании таких документов и принимаются решения о сохранении ценных объектов не только Симферополя и Крыма, но и всей Украины!

 

Фото автора и сканы документов

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Как предательство трансформировать в политическую целесообразность

.

Читаем вместе крымскую прессу. 12 июня

Борис ВАСИЛЬЕВ

Такого количества взрывчатки хватило, чтобы уничтожить целую деревню

.