ПРЕСС-ЗАЯВЛЕНИЕ ПАРТИИ РУССКИЙ БЛОК
Не успела пройти волна тенденциозных комментариев по поводу событий в ноябре 2007-го на плато Ай-Петри, как вновь раскручивается новый «миф» — «о притеснениях мусульман Крыма» в вопросе размещения Соборной мечети в столице Республики Крым г. Симферополе.
Последние два-три месяца крымское общество с тревогой наблюдает за событиями, которые, приобретают острый, а порой и скандальный, конфликтный характер, несут угрозу межнациональному миру и межрелигиозной стабильности полуострову в целом.
Первопричиной этого, по мнению Крымской республиканской организации (КРО) Партии «Русский блок», является общая нестабильность политической системы Украины, давшая очередную «трещину» после явно незаконных, заведомо проигрышных для перспективы построения правового демократического государства, выборах парламента 30 сентября 2007 года.
Эта общеукраинская «каша», а также экспортируемый из Киева политический авантюризм оставшихся не у дел «политдеятелей», негативно отозвались и в нашей родной республике.
Не успела пройти мутная волна тенденциозных комментариев по поводу событий в ноябре 2007 на плато Ай-Петри (об исполнении решения суда — ликвидации незаконно построенных на территории Крымского государственного заповедника объектов «меджлисовского» общепита). Как вновь раскручивается новый «миф» — «о притеснениях мусульман Крыма» в вопросе размещения Соборной мечети в столице Республики Крым г. Симферополе.
На фоне очередной тотальной смены кадров и кампанейщины («реформ») в «силовых» структурах ультра-радикалы всех мастей, теперь уже без «ай-петринской» опаски, «поднимают голову».
Они не дают, например, понять верующим мусульманской общины Крыма, что вновь введенные в украинском государстве правовые нормы по водоохранным зонам не предусматривают теперь строительство в этих санитарных полосах каких-либо новых объектов. Таким образом, согласованные ранее документы на размещение (не построенной) мечети – и не могут быть сегодня завизированы этими же природоохранными ведомствами — в виду возникших новых правовых обстоятельств!
Они не позволяют этим же верующим осознать, что Симферопольский городской совет, по нашему мнению, исходя из конфликтности «простого отказа» власти (по указанным выше причинам), самостоятельно принял инициативное решение — о новом месте размещения проектируемой Соборной мечети, сохранив все ее параметры: ту же площадь земельного участка; тот же эскизный проект; и, в принципе, разместили мечеть в том же секторе г. Симферополя, на вполне приемлем достойном месте (на той же объездной трассе), и т.д., и т.п.
Таким образом, гражданская ответственность городского Совета, как органа местной представительной власти, за действия всех без исключения исполнительных, служб (по проектированию и сооружению столь сложного, дорогостоящего и уникального по своему замыслу инженерного объекта) выдается противниками мира и спокойствия на полуострове, наоборот, – за «дискриминацию» упомянутой религиозной группы граждан. Поэтому и есть недовольные.
Возможно, данная новая строительная площадка не адекватна прежней, но земельные участки по своей природе и не могут быть идентичны.
Но еще вопрос – какое место лучше!?
Новое место размещения Соборной мечети имеет вместо прежнего одного одностороннего подъезда к объекту целых три (причем два – с двухсторонним подъездом).
На новом месте не будет высоких (как на старом месте, из-за горизонта водохранилища) грунтовых вод.
На новом участке геологическое строение грунта идеально подходит для сооружения такого высокоэтажного объекта, каким видят Соборную мечеть ее проектанты.
По крайней мере, на новом месте верующие заходили бы в Соборную мечеть сразу со стороны автотрассы (так как новый участок находится к югу от проезжей части, а все мечети в Крыму ориентированы своим михрабом на юг, а входом – на север).
Кроме того, новый участок расположен в непосредственной близости от поселков кампактного проживания татар Крыма «Солнечная долина» и «Строгановка».
На старом же участке, где сегодня расположен протестный пикет (и уже выкопан, в воодоохранной зоне Симферопольского водохранилища, временный туалет для пикетчиков), наоборот: вход/въезд в Соборную мечеть тогда будет находиться на противоположной, дальней стороне от автотрассы. И чтобы обеспечить проход в это культовое сооружение, необходимо будет (в «зеленой зоне») прокладывать дополнительные проезды и тротуары.
Кроме того, каждый симферополец при изучении эскиза Соборной мечети и местности на берегу водохранилища, с уже взрослыми соснами и березами вокруг, может еще задуматься и о том, а нужно ли, вообще вырубать почти гектар «легких» Крыма — для устройства, например, планируемой на старом участке автостоянки на две сотни автомашин? А нельзя ли эти машины верующих мусульман, скорректировав проект, разместить напротив, возле «Марьинской» больницы, не вырубая деревья (тем более, раз мечеть соборная, то максимальная эксплуатация проектируемой автостоянки предполагается лишь раз в неделю, всего лишь на несколько часов)? Тогда вместо 3-х гектар хватило бы участка меньшей площадью(?); возможно, и появились бы правовые основания для согласования мечети на прежнем месте?
К сожалению, сегодня организаторы очередного религиозного конфликта над этими, вполне резонными техническими вопросами не задумываются. Сегодня они свозят в охранную зону самосвалами «ракушку», а завтра обещают автокран… Словом, превращают санитарную зону водохранилища в очередную свалку.
Вызывает у симферопольцев смутные чувства и поведение деятеля из т.н. «меджлиса крымско-татарского народа» Рефата Чубарова, бывшего нардепа Украины из «оранжевого» лагеря, оставшегося после 30 сентября 2007 года не у дел.
Его за последние 2-3 месяца «мелькания» на голубых экранах, с комментариями по данному конфликту, не должны никого обмануть. Пан Чубаров в бытность свою «верный ленинец», умничка-студент, комсорг группы, активист, затем член КПСС, директор госархива одной из прибалтийских советских республик (номенклатура). Советская карьера этого нынешнего «руховца» — на зависть любому чиновнику.
Поэтому в религиозный фанатизм таких людей, как Р.Чубаров, верится с трудом (или вообще не верится). Тем более что на слуху его возможный «рост» на ниве «общественной» деятельности — в иерархии все того же т.н. «меджлиса крымско-татарского народа».
Так может, его «активность» продиктована иными соображениями?
Не совсем понятна и позиция «гаранта украинской Конституции» — однопартийца пана Чубарова. Не так давно В.Ющенко заявил примерно так, что на Украине есть только одна нация, один язык и одна религия. Поэтому, на наш взгляд, «заступничество» главы исполнительной власти державы за Соборную мечеть в Симферополе, должно, наверное, на будущее, — иметь для мусульман Украины более четкие критерии, а также более понятные исламской, да и православной общинам страны моральные и идеологические ориентиры.
Отдельно – вопросы к ДУМК.
Ранее, в прошлых конфликтных ситуациях, Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) неоднократно заявляло о необходимости согласования религиозными организациями размещения своих культовых объектов с другими религиозными организациями полуострова (что в целом, не отвечает требованиям законодательства Украины). Теперь же симферопольской общественности хотелось бы увидеть на практике подтверждения данных деклараций самими руководителями ДУМК на примере решения вопроса о размещения Соборной мечети в Симферополе.
Муфтий Крыма Э. Аблаев то входит, то приостанавливает свое (и ДУМК) членство в общекрымском Межконфессиональном совете «Мир – Дар Божий!». Если он, каким-то образом, обижается на власть, то причем здесь другие, абсолютно равные в своих правах перед Законом и между собой, иные религиозные организации Крыма?
Дальше – больше. В декабре 2007 Э.Аблаев входит в… т.н. «меджлис». Ранее, в газете «Авдет» («Возвращение» — тат.) — делал заявление о возможности постройки «сотен мечетей» без каких либо документов, в качестве некоей «компенсации» за ранее понесенные мусульманами полуострова лишения.
К слову – «о строительстве». За постсоветские годы в АРК было построено 78 мечетей (без учета восстановленных, действующих в приспособленных помещениях и пр.).
Соборную мечеть «Кебир-Джами» в Симферополе восстановили за государственный счет, а остальные 77 – зарубежные спонсоры. Из них, на средства субъектов: Турции – около полутора десятков; ОАЭ – до 15; США — до пяти. А также международными организациями, учредителями которых, как правило, выступают все те же Турция и Саудовская Аравия: «Арраид» – около 20; Всемирная ассоциация исламской молодежи (ВАМИ) – около 10; «Бирлик» — до 10; Фонды Азиз-Махмуда, «Зам-Зам» и пр.).
Пока что, на средства местных крымских мусульман (за постсоветский период, 1991-2008 гг.) не построено ни одного мусульманского культового объекта!
Лишь в Белогорском районе, в селе Топловка, сегодня на средства нынешнего головы Земляничненского сельского совета Э.Куртсеитова (на бывшем, а теперь «узаконенном», с избранием головы, самозахвате) продолжается строительство местной мечети.
Таким образом, «экспорт» инвестиций, в эту сферу, деликатно выражаясь, создает в религиозных организациях «горячие» споры.
Очень возможно, что конфликт вокруг Соборной мечети – это повод некоторым функционерам от религий подогреть интерес к «объекту» у потенциальных инвесторов (ну, и себя «не забыть», естественно).
В Симферополе не все гладко и во взаимоотношениях властей с православной общиной города.
Все мы помним, как с очень большим трудом, и через годы и годы, православные Симферополя все же добились разрешения восстановления (взорванного властями) православного Александро-Невского Собора на его историческом месте. К слову, площадь, занимаемая собором – всего 0,2 гектара! Даже вместе с другими проектируемыми в столице Крыма (под православные храмы) около 10 «пятнами» застройки, — они, все вместе, «не тянут» на 3 гектара одной проектируемой Соборной мечети (хотя, для сравнения, татарское население Симферополя и составляет лишь около 7% городского населения).
Городская власть упорно пока не желает возвратить имя Святого Александра Невского центральной улице нашего города, носящей сегодня имя «ул. Розы Люксембург» (и неуважительное в народе прозвище, из-за печально известной психолечебницы, – «розочка»).
Кроме того, предыдущий городской Совет наименовал одну из новых улиц города, в микрорайоне Ак-Мечеть – «ул.Девлет-Гирея». Этот палач в 1571 году сжег дотла Москву, в результате чего, по воспоминаниям историков, погибло более 300 тысяч горожан. Девлет-Гирей – во время набегов «заливал» кровью русские города и села, православные монастыри, глумился над нашими святынями!
А добрые «дяди депутаты» (в основном — славяне) широким жестом — «увековечили» его имя на «скрижалях» крымской столицы. Где же справедливость?!
Пресс-служба КРО Партии «Русский блок», по итогам политсовета КРО 9 февраля 2008 года, информирует крымские СМИ о том, что:
— КРО Партии «Русский блок» заявляет: экстремизм любой из сторон, в том числе в высказываниях и призывах, в такой деликатной и тонкой сфере как межконфессиональные отношения – неприемлем! Его необходимо решительно пресекать еще в зародыше.
Кроме того:
— КРО Партии «Русский блок» требует от центральных властей Украины — немедленного прекращения деятельности т.н. «меджлиса крымско-татарского народа», действия которого признаны еще в 1992-м году антиконституционными.
— КРО Партии «Русский блок обращается к властям полуострова – о необходимости возобновления работы Межнациональной ассамблеи Крыма. Хватит уж спорить на улицах и в подворотнях!
— КРО Партии «Русский блок призывает власти г.Симферополя – проводить консультации и согласования своих действий не только с мусульманской общиной, но и с другими религиозными организациями города. В том числе по вопросам, имеющим как внутри-, так и межконфессиональный характер.
Больше гласности, господа! Опубликуйте в СМИ все документы, схемы и прочие факты по данному вопросу. Город Симферополь должен знать правду.
— КРО Партии «Русский блок» обращается к гражданам республики – Крымский полуостров — это наш родной дом. Нас всех волнует его благополучие. Поэтому закон и нормы гражданского общества должны взять верх над проявлениями радикализма в высказываниях, суждениях и действиях. Все подобные споры должны быть решены законным правовым путем, без привилегий и какой либо дискриминации по национальному, языковому или религиозному признакам. И будет так, а не иначе!
Другого мирного варианта проживания народов Крыма — не существует!
г. Симферополь, Республика Крым