Крымское Эхо
Руина

История невозвращенца: случай Андрощука

История невозвращенца: случай Андрощука

ИСХОД КРЫС С ТОНУЩЕГО КОРАБЛЯ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В САМОМ РАЗГАРЕ

 Один из последних беглецов, директор национального Музея истории Украины Федор Андрощук, по-своему пошел по стопам гетмана Ивана Мазепы, которого Петр I, как известно, собирался наградить Орденом Иуды за переход на сторону Швеции в Северной войне. Уже находясь в Европе, уроженец Киева неожиданно заявил, что вообще-то он — гражданин Швеции и фактически вернулся домой. Вот такая история.

«Там мой дом»

Тревогу забила депутат Верховной Рады Соломия Бобровская, сообщив, что глава музея не вернулся из заграничной командировки, которая должна была завершиться еще 20 сентября.

«Судя по всему, воспользовался по назначению своими другими гражданствами (то, почему они у него вообще есть — это другой вопрос), отбыл в командировку в Италию и Швецию, и, согласно ответу на мое депутатское обращение, «потерялся» на открытии выставки в Литве», — рассказала возмущенная народная избранница.

К Скандинавии, надо сказать, у Андрощука, археолога по специальности, давняя страсть. В конце прошлого века он защитил кандидатскую диссертацию на тему историко-культурных связей Среднего Поднепровья и Скандинавии, изданную в 1999 году книгой под названием «Норманы и славяне в Подесенье».

В том же году Стокгольмский университет пригласил его на научную стажировку в Швецию и раскопки города эпохи викингов Бирки. Там впоследствии он и трудился несколько лет подряд. А в 2020-м киевлянина по рождению и, как теперь уже выяснилось, гражданина Швеции научные мужи и дамы из специальной конкурсной комиссии избрали генеральным директором Национального музея истории Украины — учреждения, в так называемой «Сокровищнице» которого сейчас, кстати, экспонируется «возвращенное» Нидерландами по решению суда в «Незалежну» «скифское золото».

На выставке представлено, как отмечается на сайте музея, 565 экспонатов (более двух тысяч музейных предметов). Сама же музейная «Сокровищница» расположена на территории национального заповедника «Киево-Печерская лавра». Того самого, где этой весной снесли Владимиро-Ольгинскую часовню Десятинного монастыря Украинской православной церкви. А кто был главным куратором сноса? Правильно: то ли украинский швед, то ли шведский украинец Андрущак!

Уже находясь в Швеции, Федор Александрович заявил, что как раз на Украину он приехал по командировке, которая, надо полагать, завершилась. По словам археолога, о его шведском гражданстве украинские власти были предупреждены и знали, что «там мой дом». Андрощук также сообщил, что еще три месяца назад подал заявление об отставке.

Смелость, достойная идиотов

Что ж еще можно нынче увидеть в самом музее, помимо «скифского золота», которое, как известно, является собственностью четырех крымских музеев, где и должно по праву храниться? А там водят «авторскую экскурсию» с плакатным названием «Война России против Украины. Должны знать».

Экскурсия пролегает через музейные выставки, созданные после начала специальной военной операции и посвященные историям поражений Украины в продолжающемся до сих пор конфликте.

Еще открыта выставка «33/10». За не сухими и поначалу вообще кажущимися случайными цифрами скрыто, оказывается, десятилетие (знаменатель) с 2014 по 2024 год, в течение которого, по словам организаторов экспозиции, «украинцы отстаивают обретенную тридцать три года назад независимость».

Симптоматично и описание выставки, авторы которого со смелостью, достойной идиотов, отмечают, что «уничтожить самобытность украинского народа пытались как со времен Российской империи, так и в Советском союзе, что изменил предыдущую империалистическую форму, оставив неизменной суть».

В Советском союзе самобытность украинцев «доуничтожали» аж до создания Украинской советской социалистической республики, чьи сформированные к 1991 году границы с 1922 года лишь расширялись при разных советских вождях.

▼ Надо ли в стотысячный раз вспоминать здесь о незаконной передаче Крыма Хрущевым под юрисдикцию советского Киева, после чего, например, главная публичная библиотека Крыма стала носить имя выдающегося украинского писателя Ивана Франко, который при неоспоримом писательском таланте к самому полуострову фактически не имеет никакого отношения?

Среди экспонатов выставки — материалы, которые, по словам музейщиков, иллюстрируют «предпосылки и причины» нынешнего конфликта между Россией и Украиной. И о чем же эти материалы свидетельствуют? Среди прочего, оказывается, — о «разделе Черноморского флота» (а точнее, Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР). Притом, что исторически образованному человеку ясно: Черноморский флот — изначально российский.

Тем не менее, в начале 90-х упомянутый раздел имел место быть. В целом договоренностей о принципах раздела достигли к 1995 году. Украина получила чуть более 18% всех судов флота. В 1996-м договоренности были закреплены в Конституции Украины, в них черным по белому было написано: базой Черноморского флота РФ до 2017 года является Севастополь.

Окончательно условия раздела флота и все связанные с этим вопросы стороны подписали весной 1997-го в рамках заключения Большого договора о дружбе сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. И этот самый мирный, в сущности, раздел советского Черноморского флота сотрудники Музея истории Украины представляют как «предпосылку и причину» нынешнего конфликта между государствами.

Налицо беда с логикой — обыкновенной, не говоря уже об исторической.

Хроники трагедии

А по совести говоря, неправда ли, ничтожно мала историческая перспектива для подобных экспозиций и экскурсий? Ведь все-таки музей истории, а не современности, которая, безусловно, будучи частью исторического процесса, тем не менее, в последнюю едва входит. Частью настоящей истории, которая всех и вся рассудит, а не той, которую на протяжении двух последних веков творят неугомонные апостолы «украинства».

Впрочем, для последних подобная «историзация» современности — давно норма, поскольку вся их история — это за́мок, построенный из дерьма и палок сомнительных обобщений в зыбучих песках русофобии.

Вот и вписывают такие, как музейщик Андрощук, в одну им ведомую историю дикие хроники чудовищной трагедии, которую сами же уверенно приближали.

Что же касается другой истории — с побегом ли, возвращением ли домой директора такого учреждения, как Национальный музей истории Украины, в лихую для самой Украины годину — то она, чего уж говорить, глубоко символична.

Если это побег из страны, историю которой ты по долгу службы призван увековечить, то есть страна эта, по идее, должна быть тебе необычайно дорога, — что это, как не предательство?

Если же это «возвращение домой», то чем можно объяснить избрание украинскими учеными директором важного для страны музея шведа, будь он хоть семи пядей во лбу? Неужто в Незалежной не нашлось своего достойного специалиста, что пришлось прибегать к помощи соотечественника, некогда эмигрировавшего в Швецию?

В стране, которую прославил другой археолог, академик Национальной академии наук Украины Петр Толочко, человек, чье славное имя после смерти стало настоящим индикатором исторической памяти на Украине и, который, по милости проевропейских киевских властей, встретил смерть, находясь под домашним арестом из-за подозрения в госизмене?

Пожалуй, по-другому и не могло быть в стране, где другого академического ученого, философа из Киева Олега Вусатюка задержали за фальсификацию-де «исторических фактов становления и развития украинской государственности», в то время как он просто вел непримиримую интеллектуальную войну за историческую память, всерьез задаваясь насущным и важнейшим вопросом: как пресечь «обнуление» Великой Отечественной войны.

Фото из открытых источников —
Национальный музей истории Украины

 

 

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.9 / 5. Людей оценило: 11

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

На черноморском ТВД*: фобии украинских политиков и «региональный флот» НАТО

Явление дивы народу

Иных уж нет, а те – далече

Оставить комментарий