Крымское Эхо
Архив

Идем на поляну Кочемак и к пещере

Еще не так давно в Крыму было много прекрасных мест, возле которых не стоял амбал, требующий от вас оплаты за посещение того или иного объекта, а то и просто за проход по тропе. Вот и сейчас мы отправились в район Красных пещер, но только "в район", так как это некогда прекрасное место сейчас превратилось в нагромождение каких-то ларьков, кафе, автостоянок, и очень стало напоминать находящееся в таком же состоянии некогда пустынное плато Ай-Петри.

Лесная дорога

Доехав до первой остановки в селе Перевальное, которое именуется «Стадион» или «Пещеры», мы пересекли это спортивное сооружение, и подошли к мосту через реку Кизил-Коба, или Краснопещерную. Первое, что бросается в глаза — воды в этом году не очень много. Некогда бурная река сейчас выглядит как маленький ручеек. Туристы здесь сворачивают направо — на тропу. Во-первых, чтобы не идти по асфальтовой дороге, переполненной автомобилями и их выхлопами; во-вторых, чтобы избавится от назойливых маршруточников, предлагающих «незадорого» довезти вас до пещер…

Дорога вдоль реки очень красива, вся заросла дикими травами и деревьями. Радует, что пока еще здесь не раздали землю под застройку. К реке подходят «священные» коровы и утоляют жажду из старинной реки. Мы же, пройдя еще с полкилометра, переходим на другую сторону реки и начинаем небольшой подъем по левому берегу реки.

Вид с поляны»
Идем на поляну Кочемак и к пещере
Тропа проходит между урочищем Кизил-Коба и Перевальненским полигоном. Здесь до сих пор можно видеть остатки от мишеней, по которым учились метко стрелять представители разных революционных государств. В районе Красных пещер лесники оборудовали огромное количество стоянок, в том числе и в соседних балках, а на этой стороне реки чаще располагаются лагеря представителей разных восточных учений — ушуистов и фалунщиков. Вот и сейчас мы прошли через один из таких лагерей — туристы в них уже проснулись и просушивают свои вещи. «Не холодно было спать? — интересуемся мы. — Да нет, хорошо, в Крыму сентябрь — самое лучшее время для отдыха, как на море, так и в лесу», — отвечают нам гости солнечного полуострова.

Пещера Алешина вода

Мы поднимаемся немного выше и выходим на огромную поляну, на туристических картах она называется Кочемак. Сложно сказать, что это значит — многие крымские названия получались от смеси разных языков. Прекрасный вид открывается отсюда — вдали видны отроги Чатырдага, севернее — Кош-кая, а вдалеке — водохранилище и столица Крыма. Рядом под кустом мы обнаруживаем лежащую женщину. «А нет ли у вас анальгина? — спрашивает она, — а то в лесу зуб сильно разболелся!». Интересно, что среди нас были даже двое стоматологов, но зубные врачи свое кресло в лес не носят, да и лекарства как-то не берут… Мы только и смогли объяснить женщине, на какую точку рекомендуют нажимать китайские врачи, чтобы снять зубную боль.

Вид сверху»
Идем на поляну Кочемак и к пещере
Тропинка вела нас все дальше в восточном направлении, но русло балки Янкой нас разочаровало — обычно здесь почти весь год изобилие воды, а в этом году что-то не очень… Наконец, русло привело нас к прекрасному месту. Здесь находится так называемая пещера Алешина вода — в самой пещере вода, конечно, имелась, но рядом, в месте, где можно было плескаться в холодной горной реке, сейчас вода еле просматривалась. Пещеру в 1956 году открыл Алексей Прибыловский, которую он назвал «Жёлтая». А позже ее решили переименовать «Алёшину воду», в честь первооткрывателя.

Вход в пещеру — под скальным обрывом. Пещера состоит из главной галереи шириной два — пять метров и высотой 0,2-8 м, принимающей три небольших притока. В средней и дальней частях пещеры имеются сталактиты и сталагмиты. А еще пещера Алешина вода известна тем, что именно здесь самая большая в Крыму серия сифонов.

Один из водопадов

Идем на поляну Кочемак и к пещере
Перекусив, мы стали подниматься выше. Все балки и хребты в этом районе имеют свои, чаще всего придуманные туристами названия. Вот этот хребет, ведущий на Долгоруковскую яйлу, почему-то называется Алкоголик. Почему — туристы не смогли нам объяснить. Вид с этого хребта — еще лучше: видно намного больше и дальше. «Спасибо! — вдруг услышали мы с соседнего хребта, — зуб больше не болит!» Одинокая фигурка махала нам рукой.

Можно было подняться на самый верх, но мы решили пройти траверсом к верховьям реки Краснопещерной. Никто из нас там раньше не был, а вот такие места обычно и остаются не сильно исхоженными. Если рядом есть какой-то интересный объект (а здесь это — знаменитые Красные пещеры), то ленивые туристы до соседних балок не добираются.

Белые верблюды»
Идем на поляну Кочемак и к пещере
Мы прошли еще немного и спустились к верховьям Кизил-Кобы. И ущелье нас не разочаровало — здесь действительно места сохранились не истоптанные, много крутых скал и красивых зарослей.

Но мы продолжили спускаться все ниже по ущелью, и пришли к популярным местам — к пещерам, водопадам и гуляющим туристам. Здесь воды было намного больше, и можно было окунуться в одной из «ванночек». Увидев, что мы достали съестные припасы, к нам прилетела миленькая птичка — она долго позировала нам, давая себя сфотографировать со всех сторон, и затем улетела. Похоже, что ее уже не пугают шумные туристские компании в урочище. А мы идем дальше, проходим через поляны, заполненные кафешками и магазинчиками.

Сюда навезли много глыб из евпаторийского известняка, который очень легко поддается обработке. Вот и появились здесь каменные кошечки и собачки. Хотя увидеть здесь живую белую верблюдицу и маленьким верблюжонком было намного интереснее! Здесь же видны надписи: «Оплата за стоянку транспорта только через кассовый аппарат!». «Цена парковки…» — вот тут уже кто-то замазал цифру, и сколько действительно стоит парковка, приходится только догадываться…

По асфальту мы прошли еще сотню метров, чтобы затем свернуть влево, на лесную тропу и по ней дойти до начальной точки нашего путешествия.

Фото автора

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.