Крымское Эхо
Руина

Идея Соборности Украины: прошлое, современное и будущее

Идея Соборности Украины: прошлое, современное и будущее

Современная энциклопедия Украины рассматривает Соборность Украины как идею объединения всех этнических украинских земель в едином государстве. С конца XIX в. наряду с достижением государственной самостоятельности стала одной из двух главных целей украинского пацифистского движения. (4, с. 249)

В современном украинском обществе можно определить два подхода к формированию украинской нации: модернистский и примордиалистский. Примордиалистский исходит из того, что этап формирования украинского этноса, связанный с этнонимом «Русь», охватывает историю до XII в., а с XII в. начинается формирование украинской нации, и этот период связан с этнонимом «украинцы».

Однако в этот период этногенез украинцев был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился лишь в XVI-XVII в. На волне национального подъема, катализаторами которого были: угроза физического уничтожения украинцев со стороны Великой степи, польское национальное угнетение и внутренняя измена, формировались все признаки казацкой нации. Формирование нации, начавшееся в XVI в. в форме военно-политического возрождения, продолжило свое развитие в конце XIX в. в сфере духовности и культуры, а в 20-х гг. XX в. в форме общенационального подъема, охватившего все сферы жизни украинского народа.

Соответственно, становление украинской нации является процессом, состоящим из трех фаз: княжеско-феодальной (от Киевской Руси до Люблинской унии 1569 г.), казацкой (XVII-XVIII вв.) и модернистской (она начинается с «национального возрождения» XIX в.). При этом ученые не оспаривают того очевидного факта, что в быту, материальной и духовной культуре, речи и территории проживания украинского народа происходили определенные изменения. Однако, по мнению ученых, отстаивающих примордиалистский подход к формированию украинской нации, эти изменения носили эволюционный характер, что обеспечивало преемственность развития.

Модернистский подход рассматривает процесс становления украинской нации в контексте мировой истории. В период превращения национализма в способ глобальной модернизации «отсталых» народов начинается становление модернистских российской и польской наций. В конкретно-исторических условиях XIX в. украинцам пришлось выбирать: или превратиться в часть этих наций, или самим трансформироваться в модернистскую нацию.

Немногочисленная высокообразованная украинская элита начала создание «Украины» как отдельного социально-культурного сообщества. Постепенно набор «признаков» — таких, как формирующиеся литературный язык, территория проживания и т. д., — указывал на формирование украинцев как нации.

Несомненно, решающим в ее становлении явился XX в. Изменения в национальном сознании украинцев были обусловлены, прежде всего, трансформацией украинского общества из аграрно-индустриального в модернистско-индустриальное. Это повлекло за собой разрушение традиционной структуры украинского общества и формирование модернистских социальных структур, в частности, качественно новой украинской элиты. Последняя воспользовалась украинским национальным сознанием как орудием для реализации собственных политических амбиций. (1, с.146)

Носителями идеи Соборности считаются деятели Кирилло-Мефодиевского братства (к которому принадлежал и Т. Г. Шевченко), «Русской троицы» во главе с М. Шашкевичем, работавшей в Галиции, украинские ученые М. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский. Однако идеологически оформлена она была впервые в к. XIX – н. XX вв. в трудах Ю. Бачинского и Н. Михновского. Именно они обозначили объединение всех этнических украинских земель в единое государство как важнейшую стратегическую задачу. Эта задача позднее нашла свое развитие в документах украинских политических партий – сначала в Галиции, а затем по всей Украине.

День Соборности Украины был учрежден Указом Президента Украины Л. Д. Кравчука 25 января 1999 г. в ознаменование событий 22 января 1919 г., когда в Киеве на Софийской площади Актом Соборности украинских земель было провозглашено объединение Галичины, Буковины, Венгерской Руси и Надднепрянской Великой Украины в Украинскую Народную Республику, вследствие чего ЗУНР получила название Западная Область Украинской Народной Республики (ЗОУНР).

Тогда, как свидетельствуют документы, на площади столицы прозвучал величественный гимн, который создал композитор Николай Лысенко. Украинский народ исторически объединился в едином Украинском государстве. Этому событию предшествовало подписание 22 января 1918 года в помещении киевского Дома учителя Четвертого универсала Центральной Рады, которым Украинскую Народную Республику было провозглашено суверенным и независимым государством, а 13 ноября 1918 года Украинская Национальная Рада утвердила название государства галичан – Западно-Украинская Народная Республика.

Накануне злуки (объединения), 1 декабря 1918 года лидеры двух государств в г. Фастове подписали предварительный договор об объединении, что нашло конкретное воплощение 22 января 1919 г.

Уместно задать вопрос: насколько закономерно появление нового государственного образования 22 января 1919 г. в анклаве неприятия УНР со стороны стран Антанты, пилсудской Польши и большевистской России? Только ли слабость и нерешительность не позволили Центральной Раде уже 10 июня в I-ом Универсале объявить Украину независимым и суверенным государством? Или для этого требовалось разочарование в странах Антанты, война с большевистской Россией и недоверие Польши. К примеру, первый Президент УНР М. С. Грушевский, выдвигая перед Временным Правительством требование о предоставлении Украине автономии в составе России, тем не менее, указывает на необходимость и историческую целесообразность западной, а не восточной ориентации украинского общества. (2,с. 141-144)

 «Любая общезначимая деятельность совершается тем успешнее, чем больше в ней прочных, повторяющихся связей, чем надежнее, объективнее и устойчивее являются процессы, лежащие в ее основании. И поскольку жизнь общества и его развитие – это как раз та сцена, на которой разыгрывается историческая драма, участниками которой являются люди, живущие в данную эпоху, то вполне естественно их стремление найти прочные, закономерные, надежные основания своей деятельности. В этой связи Ф. Энгельс отмечал, что в истории «желаемое совершается лишь в редких случаях; по большей же части цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления». (7, с. 173)

Немаловажно найти ответ на вопрос об исторической роли соотношения действия и бездействия, ответственности и безответственности, исторической целесообразности и предопределенности политических лидеров в определенный исторический период государственного строительства. Ведь не только тяжелое экономическое и военное положение, в конечном итоге, привели к катастрофе.

Немаловажную роль в падении УНР сыграли личные амбиции, несогласованность действий и взаимное недоверие политиков. «Осуществление индивидуальных целей – именно потому, что они ставятся без учета связей между ними и общим ходом истории, – в большинстве случаев вызывает вовсе не те последствия, которые были бы желательны, часто такие последствия прямо противоположны тому, что имелось в виду в начале. Можно ли за этим переплетением целей, столкновением интересов и случайных событий увидеть нечто объективное, действующее с природной или, как говорил К. Маркс, «естественноисторической» необходимостью». (7, с. 173)

Оценивая события 22 января с точки зрения исторической ретроспективы, украинские историки отмечают, что, хотя Акт соборности носил кратковременный и во многом формальный характер, он, тем не менее, сыграл значительную роль в развитии национальной политической мысли в последующие десятилетия, а также в формировании государственнического мышления украинского народа.

Таким образом, впервые за, по меньшей мере, шестьсот лет был сделан серьезный шаг к объединению большинства этнических украинских земель в единое целое государственное образование. При этом Западно-Украинская Народная Республика, войдя в состав УНР на федеративных правах, сохранила собственную администрацию, правительство, парламент, армию, и даже имела определенную самостоятельность в ведении внешней политики. Дипломатические представительства ЗУНР существовали в странах бывшей Австро-Венгрии, а также в Германии и Ватикане.

Окончательная ратификация Акта Соборности планировалась на заседании Учредительного собрания — первого украинского парламента, который так и не был созван. К тому времени УНР прекратила свое существование. Уже через две недели после провозглашения Акта Соборности правительство Украины (Директория) вынуждено было под натиском российской Красной Армии оставить Киев, а несколько позже и территорию Украины.

По мнению украинского историка, профессора С. Кульчитского, этому воспрепятствовал ряд обстоятельств как внутренних, так и внешних. Не могли не сказаться существенные различия исторического, правового, социально-политического, культурно-бытового, религиозного характера, возникшие вследствие разъединения Востока и Запада Украины. Объединение Украины так и не смогло примерить между собой различные политические партии, отношения между которыми нередко приобретали характер открытой вражды.

Кроме того, независимое украинское государство испытывало давление не только со стороны агрессивных соседей (Советской России, Польши и Румынии), но и стран Антанты, которые на свой лад перекраивали карту Европы, не считаясь с Украиной. А ведь по решениям Версальской мирной конференции западноукраинским и западнобелорусским землям в дальнейшем предоставлялось право на самоопределение. «Последние надежды на сохранение украинской государственности на западных землях исчезли после Варшавского договора Петлюры с Пилсудским (22 апреля 1920 г.), который утвердил на этой территории власть Польши» (6, с. 90), что позволило Польше на Рижской мирной конференции в 1921 г. поставить вопрос о включении этих земель в свой состав.

В свете утраченной возможности строительства суверенного, независимого государства уместно поставить следующий вопрос: исходя из определения Соборности и изменившейся благодаря пакту Молотова-Риббентропа от 23.08.1939 г. мировой общественно-политической обстановки можно ли считать актом Соборности присоединение территории Западной Украины к УССР?

 Несмотря на вхождение УССР в состав СССР, территория Украины сложилась в этнических государственных границах, в наличие были собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, существовали сложившаяся экономическая инфраструктура, «твердая» денежная единица (рубль), армия (при наличии на вооружении атомного оружия), представительство при ООН и иных международных организаций, дальнейшее развитие получили культурные и языковые традиции и т. д.

Политический кризис советской модели социализма в СССР способствовал росту и активизации национального самосознания населения Украины. Так, 22 января 1990 года впервые миллионы тогда еще советских украинцев выстроились в живую цепь от Киева до Львова, отмечая День Соборности. А 24 августа 1991 г., вследствие распада СССР, Верховный Совет УССР провозглашает независимость государства, подтвержденную общеукраинским референдумом от 1 декабря 1991 г.

Привело ли это к гражданскому согласию, стабильности в обществе, повышению жизненного уровня населения, нивелированию политических, экономических, культурных и духовных различий между регионами современной Украины, укреплению законности и правопорядка в стране? Под большим сомнением остаются положительные утверждения ряда современных политиков на поставленный вопрос.

В настоящее время региональные отличия (например, политические преимущества) между Западом и Востоком государства не до конца осознанны политиками и используются не в лучших целях. Вероятно, что они будут пользоваться старыми политтехнологиями в достижении своих корыстных и прагматических целях: в так называемой «газовой войне», во время президентских выборов и т. д.

как сегодня Соборность для Украины лежит в плоскости экономической. Именно экономика может быть базисом для воссоздания общей культуры, осознания принадлежности к единой нации, независимо от этноса. А ее состояние тревожно беспокоит и вселяет неопределенность в ближайшее будущее Украины. Из публикаций прессы можно сделать вывод о создании финансовой пирамиды, благодаря которой экономика страны всецело зависит от иностранных инвестиций. Например, в СМИ было опубликовано сообщение о том, что Украина попросила у Международного валютного фонда экстренный кредит в сумме два миллиарда долларов из-за очень сложной ситуации с погашением внешнего долга.

Практика подобных займов себя оправдывает лишь в случае экономически развитых государств, способных за счет интенсификации внутреннего производства и, соответственно, накопления капитала погашать внешние займы.

Нынешняя экономика Украины не в том состоянии, чтобы обеспечивать себя за счет основных производственных фондов. Кто же будет погашать внешние займы? И сколько поколений? А сплочению нации во многом способствует внедрение в экономику достижений научно-технической революции, которая в Украине весьма отстает от западных стандартов.

Под вопросом надо рассматривать видение западных государств членства Украины в ЕС. Не приведет ли это к обвалу экономики, например, тяжелой индустрии в условиях жесткой конкуренции и технических требований к выпускаемой продукции. Способна ли украинская продукция к подобным испытаниям и не превратимся ли Украина в придаток дешевой рабочей силы и рынка сбыта товаров Западной Европы?

Центробежные силы киевского «Майдана» 2014 года привели к политической, идеологической и культурной деинтеграции украинского общества, возрождению воинствующего национализма, военному противостоянию и кровопролиттю на востоке Украины, референдуму в Крыму, в ходе которого по официальным данным обработки 100 % протоколов, на территории АР Крым 96,77 % проголосовавших (1 233 002 избирателей) выбрало первый пункт бюллетеня – «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации», в Севастополе – 95,6 % (262 041 избирателей), за статус Крыма как части Украины в этих регионах высказались 31 997 и 9250 избирателей соответственно (2,51 и 3,37 % голосовавших).

Соборность Украины в связи с последствиями Майдана 2014 г. продолжает уничтожаться и на духовном уровне.

Тысячелетие Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом – люди потянулись к Христу и Его Святой Церкви.

Православная Церковь крепла, становясь опорой духовности и нравственности для большого числа людей. Наряду с передачей старых храмов строились новые, множились приходы и церкви становились многолюдными, причем и за счет молодежи, возвращались культовые ценности, изъятые богоборческим большевистским государством.

В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй и насильно захватить власть, нарушая территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный религиозно-политический экстремизм, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги.

Именно об этом говорил Президент России В. В. Путин 4 марта 2015 года на расширенной коллегии МВД России и подчеркнул, что разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований – это прямое проявление экстремизма. Именно поэтому сегодня перед Россией стоит сложнейшая задача построения церковно-государственных отношений таким образом, чтобы в условиях многонационального государства был реализован принцип свободы совести и вероисповедания. Прекрасным примером этому служит Республика Крым, где существует тесная консолидация традиционных конфессий.

Двадцать первый век внес раскол в среду Православной Церкви.

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви: Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века – когда произошел развал СССР, и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Напряженность в отношениях между РПЦ и Константинопольским патриархатом вызвало желание последнего дать автокефалию украинской церкви. И, при этом, возникает вопрос: а в чем причина такого решения?

Киевские власти пытаются добиться признания неканонических религиозных структур и создания на их основе единой поместной автокефальной церкви на Украине, вне рамок Украинской православной церкви. Автокефалией называется статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других церквей.

Константинопольский патриархат сообщил, что “в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине” назначил экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады имеющие корни на западе Украины.

РПЦ осудила это решение и выразила Константинополю протест. Отмечается, что назначение экзархов на Украину – грубейшее попрание церковных канонов, в соответствии с которыми епископам одной поместной церкви нельзя вмешиваться в дела другой.

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви – католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции – популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды – в 2005 и 2016 годах.

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она – с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что будущее Украины во многом зависит от решения насущных проблем и доброй воли самого украинского народа.

Список использованной литературы:

 1. Гісем О. В., Мартинюк О. О.. – Людина і світ. – Х.: Вид. «Ранок», 2004

 2. Грушевський М. С. – Хто такі українці і чого вони хочуть. – К.: Т-во «Знання» України, 1991

 3. Кабмин попросил у МВФ экстренный кредит // «Крымская правда». – № 228(24811), 12 декабря 2009

 4. Современная энциклопедия Украины. – т. 13. – Х.: Изд. дом «Рипол-Классик», 2007

 5. Тигипко С. – Украина должна защищать собственные интересы, а не обслуживать чужие. // Комсомольская правда (специальный выпуск), КВ №15498-4070Р от 18.08.2009, 4.12.2009

 6. Усенко Б. И. – Основы правоведения. – К.: Ірпінь, 2002

 7. Философия. Основные идеи и принципы/Под общ. ред А. И. Ракитова. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990

Автор, Карюк С. И. —  учитель истории МБОУ «Школы-гимназии №39»
Республика Крым г. Симферополь

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Людей оценило: 11

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Беспроигрышные мульки киевской «команды Зе»

Конец «наглой дипломатии»

Коррумпированные антикоррупционеры, или крымская земля за миллион

4 комментария

Аватар
АК-47 23.04.2020 в 19:07

Не думал, что КЭ станет публиковать украинские сказочки про «самостийность» от мсье Грушевского. Если такие историки, как Карюк, сегодня читают такую историю нашим детям, то это просто жесть…

Ответить
Аватар
Булавка 24.04.2020 в 12:04

Хорошая статья. Если мы хотим разобраться во всём, что происходит сегодня вокруг нас, надо и тему «Соборности Украины» исследовать. Исследовать как болезнь, как травму, так как это делают врачи, прежде чем приступить собственно к лечению. Статья далеко не проукраинская. Автор указывает на антирусские силы, которые удобряли и взращивали идею соборности.
Позволю себе и процитировать: «В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй и насильно захватить власть, нарушая территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный религиозно-политический экстремизм, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги.

Именно об этом говорил Президент России В. В. Путин 4 марта 2015 года на расширенной коллегии МВД России и подчеркнул, что разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований – это прямое проявление экстремизма. Именно поэтому сегодня перед Россией стоит сложнейшая задача построения церковно-государственных отношений таким образом, чтобы в условиях многонационального государства был реализован принцип свободы совести и вероисповедания. Прекрасным примером этому служит Республика Крым, где существует тесная консолидация традиционных конфессий.» Надо понимать, что «месье» Грушевским здесь и не пахнет.
Сергей Иванович прекрасный учитель и специалист, автор многих печатных работ и книг, Знаю его лично. Дай Бог что бы таких учителей было побольше.

Ответить
Аватар
АК-47 24.04.2020 в 16:56

Булавке. Про Русь лучше читать от людей вникнувших в суть проблемы, а не от историков, цитирующих продажных седобородых троллей типа Грушевского, сумевшего на австрийские деньги обзавестись недвижимостью в центре Киева. А вот кого стоит почитать, так это человека жившего в конце ХIX в начале ХХ века во Львове, и видевшего зарождение такого явления как «украинство», ощутившего всю мерзость предательства украинствующими своих же русских соплеменников, сдававших их «пачками» на расправу в Талергоф и Терезин.
Карюк пусть лучше познакомится с трудами Осипа Мончаловского https://vk.com/doc537679649_546310761?hash=0702e4c19760cfcea3&dl=d346abba5993b50756

P.S. Не пойму, к чему Вы привели тезис о религиозном экстремизме, свободе совести и т.п.? Украинствующие — это политическая секта, проповедующая свои насквозь лживые теории, о своём происхождении от древних укров, подкинутые им поляками (Тадеушем Чацким и ему подобными) после окончательного раздела Польши.

Ответить
Аватар
АК-47 25.04.2020 в 06:25

Мой коммент не пропускают. Какой тогда смысл вести дискуссию на КЭ?
Карюк пусть не продавшегося австриякам Грушевского читает и цитирует, а львовянина Осипа Мончалоского, который много написал по теме украинства

Ответить

Оставить комментарий