Крымское Эхо
Архив

…И личная обида Филарета

…И личная обида Филарета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ОБЗОР

Андрей КУДУСОВ

Лидерами любого бунтующего сообщества, будь оно светское или духовное, чаще всего являются лично обиженные люди, которые полагают, что их профессиональные или творческие качества в недостаточной степени оценило общество. Посмотрите на наших политических вождей, которые сегодня находятся в оппозиции — все, как на подбор, обиженные. То же самое можно сказать и о духовных вероотступниках. И здесь классическим примером является лжепатриарх Филарет. На эту тему было опубликовано немало журналистских статей и даже исследований, как, например, работа Милены Фаустовой [url=http://rus.ruvr.ru/2011/04/01/48315821.html]»Раскол на Украине: карманная церковь Филарета Денисенко»[/url]. В ней без особых теологических заморочек рассказывается, как личная обида Филарета стала главной причиной того, что он стал во главе церковного раскола.

В начале 90-х годов прошлого столетия, когда перестал существовать Советский Союз и на его обломках стали появляться суверенные государства, возникла и идея создания независимых церквей. Особое развитие эти мысли получили на Украине. Тогда в стране уже действовали три самостоятельные духовные организации: Украинская греко-католическая церковь, Православная автокефальная церковь Украины и Украинская церковь Московского патриархата.

Экспансия униатов и активная деятельность автокефалистов, поддерживаемая государством и политиками, к концу 1980-х годов привели к разгрому трех православных епархий. Именно в этот нестабильный период большая ответственность за сохранение канонического православия в республике легла на тогдашнего главу Украинской церкви митрополита Киевского и Галицкого Филарета.

Митрополит Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко, в церковной среде был известен как ярый защитник и сторонник канонов православной веры. После пострижения в 1950 году в монахи он, казалось, всю свою жизнь посвятил укреплению Русской церкви. За свое ревностное служение и активную миссионерскую деятельность в 1966 году Филарет Денисенко решением Священного синода РПЦ был назначен главой Украинской церкви Московского патриархата. Тогда в достаточно амбициозном священнослужителе, требующем от своих подчиненных и верующих полного послушания, мало кто мог заподозрить будущего раскольника.

В 1990 году после долгой болезни в Москве скончался Патриарх Пимен. Местоблюстителем Патриаршего Престола, то есть временно управляющим Церковью архиереем, в обязанности которого входило решение всех церковных вопросов до момента избрания нового Предстоятеля РПЦ, стал Филарет Денисенко. По сложившейся в Русской церкви традиции, обыкновенно именно местоблюстители Патриаршего престола и становились впоследствии патриархами. Неудивительно, что Филарет Денисенко решил, что его возведение в сан Первоиерарха — это лишь дело времени. Однако архиереи РПЦ неожиданно решили по-другому. Тайным голосованием из трех выдвинутых кандидатов на патриарший престол — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), последний получил меньшинство голосов. А главой Русского православия стал Патриарх Алексий Второй (Ридигер).

Оскорбленный до глубины души, митрополит Филарет вернулся на Украину. Именно с этого момента и началась его раскольническая деятельность. Правда, сначала, боясь открыто выступать против Русской церкви, он попросил у Московского патриархата и лично у Патриарха Алексия Второго предоставить Украинской православной церкви полную независимость. Свою необычную просьбу Филарет объяснил желанием сплотить верующих страны и попыткой преодолеть тот раскол, который к тому моменту уже существовал в республике. Объясненная таким образом идея автокефалии не казалась такой уж раскольнической, а потому Предстоятель РПЦ был готов пойти на этот шаг.

Рассказывает представитель Московского патриархата и член комиссии РПЦ по противодействию и предотвращению расколов Максим Плякин: «Святейший Патриарх Алексий Второй в 1990 году заявил, что готов предоставить независимость Украинской церкви, но при условии, что весь ее епископат единогласно выскажется за церковную независимость. А вот этого как раз не произошло. В Москве был спешно собран церковный собор, на котором украинские архиереи вставали и говорили, что не желают ни автокефалии, ни полностью порывать с Московским патриархатом. Более того, некоторые архиереи рассказывали, что верующие их епархий устраивали стихийные митинги и говорили, что если епископ вернется с автокефалией, то они не пустят его в собор. В результате тогда Филарета поддержали только два епископа. А на тот момент на Украине было больше 20 архиереев. Но одним из тех, кто поддержал идею автокефалии, был наместник Почаевской Лавры. Город Почаев издревле считался твердыней православия на Украине и был очагом сопротивления всевозможным церковным беспорядкам. И когда вопрос встал, что делать дальше, братия Почаевского монастыря крестным ходом пошла к покоям наместника и также крестным ходом вынесла его за пределы монастыря. И отправили петицию к московскому Патриарху, с просьбой назначить нового наместника монастыря, который не будет выводить Почаевскую Лавру из юрисдикции Русской церкви».

Очередного крупного церковного размежевания могло бы вовсе не произойти, если бы в дела церкви не вмешалась политика. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом. И почти сразу глава независимого украинского государства поддержал идею об автокефальности украинской церкви. Таким образом митрополит Филарет, потеряв поддержку среди духовенства, получил ее со стороны государства и резко сменил тактику своих действий. Будучи все еще главой Украинской православной церкви, он начал смещать с кафедр тех епископов, которые отказались от автокефалии, и замещать их своими людьми.

Московский Патриархат был озадачен происходящими на Украине событиями и вызвал Филарета Денисенко в Москву. Вот как о тех событиях говорит священник Максим Плякин: «От него перед лицом всех архиереев церкви ради прекращения смуты на Украине потребовали уйти на покой. И там, на Соборе, Филарет на кресте и Евангелиях дал клятву об этом. В этом случае он не только оставался в общении с канонической церковью, но и сохранял за собой титул Митрополита Киевского, пусть и в отставке. Но, вернувшись в Киев, Филарет объявил, что его присяга недействительна, что на соборе его заставили дать эту клятву, что сам он ни на минуту не отступал от идеи независимости украинской церкви и продолжил прежнюю политику».

Несогласные с действиями клятвоотступника украинские архиереи решили взять дело в свои руки и объявили о созыве в Киеве Архиерейского Собора. Однако в столицу Украины участники Собора допущены не были — власти выставили кордоны и разворачивали прибывающее духовенство. И архиереи в почти тайной обстановке вынуждены были провести Собор в Харькове. На собрании епископов было решено лишить митрополита Филарета сана и наложить запрет на его служение в церкви. Более того, на Соборе был выбран новый глава Украинской церкви. Им стал митрополит Владимир Сабодан.

Все это вызвало не только гнев Филарета, но и недовольство властей Украины. Леонид Кравчук лично подписал документ, в котором признал решения Харьковского Собора незаконными, а священников, поддерживающих каноническое единство с Русским православием, объявил персонами нон грата. А вскоре последовавшее уже из Москвы решение об извержении Филарета из сана, подтолкнуло раскольника к созданию своей собственной церковной структуры — Украинской православной церкви Киевского патриархата. Она возникла в результате объединения раскольников с частью Украинской Автокефальной православной церкви, и официально была зарегистрирована 25 июня 1992 года. Филарет Денисенко стал заместителем Патриарха Мстислава Скрыпника, чья апостольская преемственность и епископский сан вызывали сомнение у православных церквей мира и не были признаны каноническими. А уже в 1995 году Филарет объявил себя Патриархом Украины и главой Киевского патриархата.

Создание своей собственной, «карманной» церкви было очень на руку не только мечтающему о власти Филарету, но пришедшим к власти «оранжевым» проходимцам, нанесшим непоправимый вред украинскому государству. Именно «оранжевые» вожди оказали максимальную поддержку лжепатриарху. Ведь через доверенных им священников они могли влиять на умонастроения верующих и проводить свои националистические и антироссийские идеи в широкие массы. Поэтому политики республики всячески поддерживали любые способы захвата раскольниками церквей и храмов, принадлежащих Московскому патриарху, вплоть до вооруженных конфликтов. Не однажды Филарет Денисенко обращался в этом к помощи украинской политической партии праворадикального толка, придерживающейся идеологии национализма, УНА-УНСО. Ее боевики по благословению Филарета пытались взять штурмом и Киево-Печерскую Лавру, святую святых украинского народа, насельники и прихожане которой с самого начала раскола объявили о своей преданности Московскому патриарху и канонам Русской православной церкви. Лавру удалось отстоять, однако сотни других храмов по всей стране были захвачены раскольниками.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе в Москве за свою раскольническую деятельность Филарет Денисенко был отлучён от Церкви и предан анафеме. Это решение РПЦ сегодня признано всеми поместными православными церквями мира. Почти 18 лет Патриарх Алексий Второй не посещал пределы украинских епархий. Несмотря на то, что за это время раскольническая позиция Киевского патриархата особенно окрепла в центральных и западных областях Украины, она так и не стала доминирующей.

Как отмечают сегодня многие авторы в интернет-изданиях, ситуация с расколом постепенно начала меняться уже с 2008 года, когда на Украине широко отмечалось празднование 1020-летия с момента крещения Руси. Поездка Алексия Второго в Киев во многом стала причиной того, что постепенно раскольнические настроения в среде верующих начали уходить, а лжепатриарх Филарет стал терять свою паству. Тенденция постепенного возврата раскольников в лоно канонической Русской православной церкви продолжается и сегодня, когда после кончины Патриарха Алексия Второго в декабре 2008 года Русскую церковь возглавил Патриарх Кирилл. Благоприятные условия для преодоления раскола стараются создавать и новые власти Украины. О роли патриарха Кирилла в преодолении раскола церкви я надеюсь рассказать в следующем обзоре.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Специфический путь мусора

Ольга ФОМИНА

Застройка ялтинских парков продолжится?

Ольга ФОМИНА

Читаем вместе крымскую прессу. 19 марта

Борис ВАСИЛЬЕВ

Оставить комментарий