Крымское Эхо
Культура

Год литeратуры только начался

Год литeратуры только начался

22 февраля в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошёл очередной поэтический видеомост проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост», 41-й по счету. В нем участвовали Симферополь, Москва, Санкт-Петербург и Волгоград. Заявленный в анонсе Луганск подключиться к мосту, к сожалению, не смог. 

Онлайн встреча была необычной по двум причинам: это первый литературный видеомост в 2015 году, плюс данный год в Российской Федерации объявлен Годом литературы. Так что, хотите или нет, а всем в России весь год следует поддерживать литераторов, поэтов, бардов, книгу, чтение, словесность, творчество.

И очень радует то, что всё больше и больше людей делают это совершенно искренне, с любовью к высокой культуре и литературе своей страны и своего города. 

Не будем вдаваться в заоблачные сферы геопоэтики, скажем просто: у каждого города свой голос. И в каждом регионе есть «свой текст». Нет, «питерский текст» – это вовсе не обязательно прославление Невы и «берегового её гранита», а «крымский текст» – это не только описание моря и гор. Есть нечто куда более глубинное, отличия в самой психологии: и создания текста, и его наполнения, и межличностных отношений в творческой среде…

Однако в любых литературных кругах принято поддерживать творческую молодёжь, быть её наставниками. Именно поэтому мы договорились с координаторами из вышеназванных городов, людьми именитыми и известными, замечательными поэтами и организаторами, провести именно молодёжный мост. Сначала задумано было сделать его для талантливых школьников. Но очень быстро «набежало» много желающих поэтов боле старшего возраста: студентов и даже выпускников. Поэтому мост получился разновозрастным. 

Как я и предвидела, большая часть участников моста оказались девушками. У женщин, по сути самой природы, душа более восприимчивая и творческая, но, увы, чаще всего лишь до тех пор, пока не начинаются семейные и бытовые хлопоты, заботы о детях и насущном. Из 10-и юных созданий, начинающих писать в школьно-студенческом возрасте, девять бросает. И это хорошо, ибо девичьи стихи редко когда бывают шире и глубже переживаний о мальчиках и первой любви.

Если вы вдруг увидите девушку, которая пишет нечто более серьёзное, глубокое, и чьи страдания в тексте выходят за рамки традиционной девичьей «ванили», – поговорите с её родителями: у ребёнка проблемы. Мне нередко приходилось задумываться об этом: о по-настоящему талантливых юных поэтессах, о том, из какого даже не «сора», а… не побоюсь этих слов: из какой крови растут их стихи. И о чём на самом деле должны задумываться родители девочек. В результате оформилась такая поэтическая мысль: 

Прес-Тупление
Знание для девы – что распутство:
портит вид, глаза лишает блеска.
Береги сознанье от раступства, 
для деторождения стамеска.

А иначе – кто тебя захочет?
А иначе – кто тебя полюбит?
Глубиной разодранные очи –
это грех. Его боятся люди.

Умненьких боятся – до презренья.
Умных ненавидят – до отчистки.
Пониманье – страшное знаменье
выключенья из людского списка.

Ведьмой быть – и нынче не зорливо: 
не костры – едИночества пламя.
Женщине довольно быть счастливой –
разум – это не ее желанье.

Разум – третьеполое явленье,
слеповирусна его природа:
На любую плоть без снисхожденья
сядет, разом превратив в урода.

Даже в нём, кому созвучен разум,
чьей природе, вроде, органичен –
оргией голодных метастазов
выгрызется ангел в сатаничий

лик: разумен – и – бесчеловечен.
Как любить, когда оно понятно?
Для нее – особое увечье! –
поведенье вируса занятно:

с сутью он самой противоречит, 
спорит с нею – до предсмертных танцев.
Выбор девичий доныне вечен:
должен кто-то здесь один остаться.

Или слеповирус – или счастье.
Быть любимой – или прокажённой.
Берегите душу от причастья
к раступленью, будущие жёны.

Будущие матери, спасайтесь
вышивкой и бытовым фэн-шуем.
С остальным во Господе не знайтесь, 
даже и не поминайте всуе.

Всё прекрасно – что в умах невинных. 
Значимо, незыблемо, бесценно.
Банты, рюши, бусы, кринолины…
Отупотворение – блаженно.

В этом мудрость – до самозабвенья.
В этом волшебство – до прави миром.
О, не доводи до прес-тупленья, 
Боже, маленьких Своих кумиров! 

Может быть, и хорошо, что большая часть юных девиц перестаёт писать стихи и погружается в детородство, быт, мещанство и неотделимые от него бытовые формы «духовного развития» вроде фэн-шуя, гороскопов, доморощенной магии, медитаций и аффирмаций. Таким действительно всего этого достаточно. Потом, став пенсионерками и обзаведшись свободным временем, они снова всплывут в местных лито уже в виде престарелых графоманок. Или не всплывут, что, собственно, к лучшему. 

Крымские участницы видеомоста: Ольга Анохина и Виктория Милюкова 
title
Но есть и какие-то другие девушки и женщины, которым от этого мира что-то нужно. Проявиться как личностям, трудиться на благо общества. Постигать сущность мира, искать ответы на вечные вопросы. Отдавать свою энергию на действительно стоящие дела, в том числе культурные и литературные. Творить и совершенствоваться в творчестве. И в том, что они такие необычные, никто не «виноват». Наоборот, Кто-то (Господь Бог) был прав, одарив их талантом, нестандартностью мышления и жизненных притязаний, внутренней личностной силой.

Участницы нашего моста мне показались именно такими. От Крыма в этот раз дебютировала Ольга Анохина – активист литературно-бардовской мастерской «Таласса», поэтесса и автор видеороликов на стихи крымских поэтов и песни крымских бардов. Также выступила со своими стихотворениями Виктория Милюкова – член Литературного клуба «Хорошо». Автором этих строк был представлен ряд крымских фестивалей для творческой молодежи: «Климент-фест», бардовский фестиваль «Демерджи», – которые пройдут в мае этого года. Географии фестивалей обширны. Заявки могут подавать участники из любой точки мира. 

Ограничения по возрасту для «Климент-феста»: от 10 до 26 лет, у второго фестиваля возраст участников неограничен. Также приятно было сообщить о недавно вышедшем новом номере крымского литературно-художественного журнала «Брега Тавриды», где опубликована подборка стихотворений участников видеомостов проекта «Веб-притяжение крымской поэзии и бардовский видеомост» – поэтов из Крыма, России, Украины и Беларуси. 

Журнал, его редколлегия одними из первых поддержали проект, и на страницах этого издания уже давно публикуются стихи, статьи, интервью и другие материалы, связанные с видеомостами и их талантливыми участниками. Так что напечататься здесь может любой из тех, кто принимал в них участие, независимо от места проживания. Хоть журнал и считается «чисто крымским», но все мостостроители уже давно «крымские поэты», поскольку были с нами и остаются нашими друзьями. 

Более всего хочется поблагодарить тех, кто является друзьями деятельными: координаторов, организаторов мостов в своих городах. Это Ирина Залесская (Москва),Аркадий Ратнер (Санкт-Петербург), Елена Халыпенко (Волгоград), Лариса Бекрешева (Луганск) – пусть Луганская и не было в мосте, но это лишь досадное недоразумение; значит, будет в следующий раз. 

Теперь немного об участниках от каждого города. Москва была единственной, где в видеомосте читали юноши. Точнее, уже выпускники, серьезные люди, известные поэты. По уровню их текстов было видно, что этот «зеленоватый» мост не совсем им подходит. Однако молодежи нужно и у кого-то учиться. Они произвели впечатление:Павел Гурьев, Михаил Мошкин, Сергей Сычугов. Завершила презентацию московской поэзии обаятельная Мария Гурьева. 

Совсем юные участницы представляли Санкт-Петербург. Однако уже давно отмеченные лаврами – и творческими, и созидательной творческой деятельности: Катрина Асеева и Татьяна Масалыкина. От Волгограда также выступали очаровательные школьницы Мария Борискина и Елизавета Геращенко.

Мостостроители долго не хотели расходиться: прошли три круга чтения, делились информацией о своих литературных студиях, творческих проектах, конкурсах, фестивалях, выразили желание разыскать друг друга в социальных сетях, чтобы общаться больше. 

Год Литературы только начался, и, надеемся, он сулит нам всем много хорошего, яркого, нового – как молодым, так и маститым, как авторам, так и их читателям и слушателям. И, конечно же, проекту «Web-притяжение крымской поэзии и бардовский видеомост». 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«КУКАRТ» наш!

Юлия СОЛОД

Лучшие спектакли крымского ТЮЗа в онлайн

.

Легко о самом главном

Оставить комментарий