Крымское Эхо
Культура

Год Литературы без писателей?

Год Литературы без писателей?

16 апреля в Симферопольском Русском Драматическом театре состоялась церемония открытия Года Литературы в Крыму

Церемония очень порадовала – в первую очередь, минимизацией официоза. Тем более, что официальная часть, вопреки установившимся традициям, была отодвинута на второй акт, а первым было мощное, впечатляющее интерактивное театрализованное представление на основе «вечных тем» русской классической литературы – от Ломоносова до Высоцкого, Вознесенского и других классиков XX века. Сцены из спектаклей и декламация стихов на фоне видеоряда на огромном экране и сильного музыкального сопровождения были невероятны по силе воздействия. Русская литература не устарела – она звучит в наших сердцах. И это не кажется навязчивым, ибо современный контекст и современые формы подачи делают ее ближе к нам. На это нужен немалый талант – в преодолении стереотипов, которые нередко свойственны восприятию нами литературной класики.

Открыл Год Литературы гость Крыма – известный режисер Станислав Говорухин. Порадовали и выступления официальных лиц Крыма. Особенно слова Сергея Аксенова о том, что крымское правительство и Госсовет будут помогать развитию культуры на полуострове. Он призвал ее деятелей обращаться за поддержкой своих идей, направленных на благо Крыма и русской культуры. Сейчас, когда крымчане вновь получили возможность воспитания своих детей и молодого поколения (и взрослым не помешало бы обновить это в своем сознании) на традициях великой русской литературы, прежде урезаемой в школах, замалчиваемой в гуманитарных вузах и т.п., – идей по возрождению интереса к русской классике и её глубинным идеям, развитию библиотечного дела, роли книги в нашей жизни будет много.

Да, это необходимо. Но ничуть не менее важна поддержка литературы современной, той самой, что живет, действует, пульсирует – независимо от наличия/отсутствия этой самой поддержки. Поверх того, что современная литература будто вообще не существует на официальном уровне. Точнее, есть некая небольшая когорта «официальных писателей», редко когда ставших таковыми благодаря своему таланту, а по большей части – просто родственников и друзей крымских чиновников и влиятельных лиц, и создается впечатление, что будто одну её только и в упор и видят. Хотя в крымском литературном пространстве происходит немало явлений, заслуживающих куда большего внимания, чем жёны министров и племянники депутатов.

О том, что 2015 год объявлен Годом Литературы в Российской Федерации, было известно давно, вот только ощутимого воздействия этого факта на жизнь крымских писателей до сих пор не наблюдалось. Есть надежда, что всё изменится. Особенно после речи С. Аксенова, прозвучавшей на открылии. Но как часто речи – это только речи… Мы все прекрасно помним, как прошёл абсолютно без крымских писателей фестиваль «Великое русское слово». Точно так же собиралась пройти – практически без писателей Крыма – и эта церемония. Крымская организация Союза писателей России получила всего два пригласительных – и это самая мощная на данный момент в Крыму – и самая «российская»! – писательская организация! РОО Союз писателей Республики Крым также получил два приглашения, дополнительные пришлось «выбивать».

В этот день большое внимание уделялось работникам культурных учреждений Крыма: библиотек, домов культуры, театров, социальных центров и др.; их деятели получили заслуженные награды и благодарности. Мужество этих людей, занимающихся культурной деятельностью и поддержкой, развитием культуры в условиях мизерных зарплат и минимальных перспектив в этого рода профессиях и сферах деятельности – не может не вызывать восхищения. А что, разве не вызывает уважения мужество писателей, а особенно поэтов – которые за свою деятельность не получают вообще никаких зарплат, которые творят не благодаря, а вопреки! И на этом «не благодаря, а вопреки» и держится у нас вся – вся! – культура. Особенно высокая, элитарная, не массовая ее часть. По крайней мере, такое впечатление создается в нынешних условиях и в условиях региона. Ощущение, что – да! – культура поддерживаться будет, но эта поддержка уйдет в историческое наследие, класику, в восстановление традиций, а современники – те, кто всю жизнь, вопреки всем препонам и колёсным палкам от потребительского социума, стоял и продолжает стоять грудью за самые высокие и светлые человеческие ценности,  – останутся без внимания.

Сейчас принято ругать Украину: мол, 20 лет была оголтелая украинизация, все русское запрещалось, давилось и т.п. Да не было никакой оголтелой украинизации! Я русский поэт, никогда не писавший на украинском языке и уж тем более на украинские да, упаси  Боже, национал-украинские темы, объездила всю Украину, была активным участником Всеукраинского фестивального движения и всегда имела огромное внимание к своему творчеству. Так же, как и другие крымские русские поэты. И это Фестивальное движение в Украине было русским! Не просто русскоязычным, но русскоментальным, с русским сознанием – его делали люди, воспитанные в русских традициях, на русской литературе, поэзии, истории, философии, идеях… Были и двуязычные фестивали, и на них, скорее, украинские авторы были на вторах ролях. Русское билось и носилось по Украине в самых ярких и масштабних формах, какие только можно себе представить.

Да, это было полуофициальное, скорее, неформальное движение. Паралельно ему существовала «велика українська лiтература» со всем ее официозом, идеологичностью, коньюнктурой и соответствующей поддержкой на развитие. Нас это не касалось. Но нас никто и не давил! Да, русские писатели мощной поддержки не имели, не получали бесплатного издания книг, гонораров за них и многотысячных премий. Но большое число русских фестивалей получало финансирование и поддержку из городских бюджетов украинских городов. Также выходило превеликое множество русскоязычных зданий при самой что ни на есть официальной поддержке.

Может быть, эти мощные русские «движняки» (не только в поэтической, но и во многих других сферах бытия человеческого – вот как-то не может без этого широкая русская душа!) раздражали незалежну Украину, что и вылилось в то, во что вылилось. И сейчас русскоязычному поэту в Украине можно выжить, только если он прославляет «героїв АТО» (как они называют тех, кто воюет против Новороссии). Эти люди пожалеют о том, что прославляли,  – история нас рассудит. Но… огульно ругать Украину нельзя. Не было в ней всегда всё так плохо, в том числе и для русских. И многие из нас тоскуют и будут тосковать по тем временам, когда мы могли ездить, где хотим, и нас там все любили,  и никто нам не диктовал, что писать и что читать.

Возможно ли это сей час? В нынешних сложных условиях противостояния бесчеловечности и безумию – едва ли. Сейчас другой менталитет, другие энергии – другая и литература. Сейчас задача культуры, и русской особенно, и особенно в Крыму – консолидация разума и человечности, подъем на крыло самого високого, что в нас есть, идейность в лучшем понимании этого слова. А не вольно-бродяжное менестрельство в духе «Бременских музыкантов» (у которого была своя высокая задача – противостоять тупому потребительству, мещанству и «бабковому» отношению к жизни – сохраняется эта задача и сейчас).  Но хочется спросить: будет ли в России такое же внимание к творчеству писателей и поэтов, какое было некогда в «нормальной Украине»?  Или только родственники депутатов и «люди, приближенные к императору» будут получать награды и то, что сей час иронично называется «плюшками»? И вся литературная деятельность сведётся к мелочной борьбе за них?

Писателей в России слишком много. Прекрасно понимаю внутреннюю потребность страны в некоем отсеве. А тут ещё присоединились крымчане, да еще такие, кто был избалован вниманием к себе в Украине. И что с ними делать?

А то и делать: поддерживать! Ибо смею напомнить: хоть и в Украине, но это были РУССКИЕ писатели, которые несли русское слово, русскую мысль! Противостоя и тому, что официальной поддержкой в своей тогдашней стране особо не пользовались, и тому, что Россия (особенно Москва) смотрела на них не просто со снобизмом, как на провинциальных авторов из своих дальних регионов, а вообще чуть ли не как на папуасов с диких островов. Нам говорили в России: «Писали бы вы на своём языке!» – типа и без вас русских писателей хватает. Скорее Россия не хотела, чтобы мы были русскими и со своей русскостью «лезли» в нее.  Одним словом, у русских писателей Украины (и Крыма!!!) уверенной поддержки не было ни с одной из сторон. Но мы – выдержали! И свою русскость пронесли сквозь всё!

Я не чувствую, чтобы отношение Москвы к крымской литературе изменилось. По прежнему оттуда к нам, в основном, ездят «себя показать» да устроить круглые столы, чтобы мы им задавали вопросы, а они нас чему-то учили с позиции литературных гуру. Хотя как раз именно нам, пережившим Крымскую весну, переворот мира, многое переосмысляющим сейчас в своей жизни, есть что сказать. Именно СКАЗАТЬ, а не смиренно повнимать приезжим. Но они НЕ УМЕЮТ СЛУШАТЬ! Для москвичей «крымскими писателями» остаются те,  у кого есть дачи на ЮБК, где столичные деятели могут отдохнуть летом «на халяву» (когда я была в Москве на литературном Форуме, мне в кулуарах недвусмысленно задавали вопросы на тему наличия дачи – как раз перед распределением наград), за что потом отсыплют «крымскому поэту» какую-нибудь премийку из тех, что помельче, или публикацийку одного стишка на задворках какого-нибудь столичного «толстого» журнала.

Меня глубоко возмущает такое отношение Москвы к крымским писателям, а еще более то, что многие из них с этим согласны. И даже порицают тех, кто пытается этому противостоять. Ну еще бы, а как этому противостоять, если ничего, кроме проблем, от этого не заработаешь, да еще и другим их создашь? Когда просто недостаточно сил…

Крым – в том числе и литературный – должен заявить о себе! В России, в широком мире. Но для этого нужна поддержка, гораздо большая, чем мы сейчас имеем. И не избирательно – по способности писателя к общению с чиновниками и спонсорами или по видной и заметной общественной деятельности, а по таланту и высокому культурному уровню. Не всегда тот, кто талантлив в создании литературных произведений, обладает и талантом заводить нужные связи да просто талантом общаться. Писатель всё же не менеджер по продажам, в том числе и себя. А тот, кто занимается широкой общественной деятельностью (даже самой что ни на есть нужной и полезной), нередко очень теряет в творчестве – хотя бы от нехватки на него времени и сил. А уж тем более теряет в творчестве тот, кто слишком занят материальной стороной жизни, особенно если пытается реализовать ее через литературу: написать коммерчески выгодное произведение массовой культуры, зарабатывать на  писателях, издавая платные для авторов журналы, либо использовать в личных целях средства, выделяемые из бюджета на функционирование писательской оргагнизации или на издание литературного органа. Может быть, писательская деятельность не финансируется потому, что те, кто ее финансировал прежде, научены горьким опытом подобных присвоений? Или наоборот: все всё прекрасно знали, кому и на что даются эти средства, а культура никому никогда не была нужна? Ну, так это было в украинском Крыму.

Очень хочется надеяться, что в Крыму российском все изменится. Что организации и издания (вроде единственого в своем роде журнала «Брега Тавриды»), уже много лет честно, высокоинтеллектуально и высоконравственно трудящиеся на благо Крыма и крымской литературы, получат заслуженное внимание и поддержку. Столь же заслуживают её и новые перспективные идеи вроде творческого проекта «Web-притяжение крымском поэзии и Бардовский видеомост» и другие начинания молодого поколения крымских литераторов и деятелей культуры. Союз писателей России в Крыму, РОО Союз писателей Республики Крым, немногочисленные в Крыму, но яркие и высокоталантливые члены Южнорусского союза писателей – лица, известные в так называемой Большой Литературе, да и все те, кто несёт в себе свет таланта и человечности – должны быть и будут услышаны в России.

Да здравствует Год Литературы в Крыму! Россия, мы верим в тебя! 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Севастополь бузит: местные архитекторы против австрийских коллег

Южные дачи иркутских золотопромышленников Сибиряковых и Трапезниковых

«ДжеНиМа»: из прошлого в будущее – и обратно!

Марина МАТВЕЕВА

6 комментариев

Аватар
Случай из жизни 18.04.2015 в 10:37

Сага о парасюках или клинический случай украинского ЧСВ

Что дальше делать с Украиной? Воевать? Мириться? Лечить? Кормить? Игнорировать? Оккупировать? Попробую объяснить, как я это вижу.

Мужики, когда-либо служившие в Советской армии, обязательно помянут недобрым словом своего «сержанта гриценко», потому что самый страшный зверь для молодых солдат — сержант с фамилией, оканчивающейся на «-юк» или «-ко». В любой роте младший командный состав был почти поголовно из южных областей европейской части СССР. Именно про него слагались анекдоты типа «крокодилы летают, но низэнько-низэнько».

http://s2.pikabu.ru/post_img2/2014/01/26/10/1390753697_1684480907.jpg

Я попал в армию сразу офицером. Получил в подчинение пару прапоров и десяток сержантов с южными фамилиями, и никак не мог понять, кто этих хлопцев выдвинул в командиры? Техника сложная — спецсвязь. Половина роты — бывшие студенты радиотехнических вузов и техникумов — русские, белорусы, евреи, армяне… Грамотные. А командуют ими — «петренки» и «парасюки» с восемью классами сельской школы.

Потом понял — дело в ментальности. Настоящих провинциальных украинских украинцев отличает от всех нас потрясающая жизненная энергия, которую они употребляют на проникновение в начальство.

Ответить
Аватар
объектив 18.04.2015 в 10:46

«Бренд Ленина в России проигрывает Сталину»
http://lifenews.ru/news/152754

Ответить
Аватар
взгляд оттуда 18.04.2015 в 11:20

не по теме. модератор

Ответить
Аватар
Александр 22.04.2015 в 13:39

И фообще, давайте называть вещи своими именами. Литература Крыма находилась в резервации целых 25лет! Казалось, ну, вот оно — лед тронулся. Многие интересный авторы так и ушли в мир иной не доздавшись своей встречи с читателями. Но, похоже, и в освобожденном Крыму Крымской культуре не до писателей. Открывают Год Писателя, а самих писателей не пригласили! Просто позор. Не видно Крымских писателей и на телевидении, государство не торопится издавать книги писателей, которые ждали своего часа целых 25 лет! Так если мы не нужны русской культуре, то подождем еще 25 лет. Мы привыкли.

Ответить
Аватар
Ирина Анатольевна 23.04.2015 в 10:44

Пьеса для Симферопольского театра — http://flibusta.net/b/369827

Ответить
Аватар
ігор мітров 26.04.2015 в 10:42

«все те, кто несёт в себе свет таланта и человечности – должны быть и будут услышаны в россии.»
тоєсть, я вся такая козирная, хочу кататься по хохляцкім літфестам, іздаваться в хунтє, купаться в славє, а потом вернуться в кримнаш, лізнуть задніцу гобліну/путіну — і клянчіть у кацапов (у которих сібірь горіт) дєнєг на публікацию моіх геніальних стіхов в расіє.
і прі етом жду, шо мєня будут уважать і обожать по обє сторони чонгара.
«нам говорили в россии: «писали бы вы на своём языке!» – типа и без вас русских писателей хватает. скорее россия не хотела, чтобы мы были русскими и со своей русскостью «лезли» в нее но мы – выдержали! и свою русскость пронесли сквозь всё!»
неси далі, курво. найкращі кримські поети вже давно на материку. поки що

Ответить

Оставить комментарий