Крымское Эхо
Архив

Филарет дает указания митрополиту Владимиру

Филарет дает указания митрополиту Владимиру

Андрей КУДУСОВ

На сайте Киевской Патриархии опубликовано обращение <b>лже-патриарха Филарета</b>, в котором украинский раскольник призвал епископат УПЦ МП защитить независимость Церкви от посягательств предстоятеля РПЦ <b>Патриарха Кирилла</b>. Филарет напоминает, что в прошлом году Русская православная церковь дважды предпринимала попытки лишить Украинскую православную церковь Московского патриархата независимости и самостоятельности в управлении. «Тогда выполнение плана по разрушению структуры УПЦ МП через так называемое приведение Устава УПЦ в соответствие с Уставом РПЦ было приостановлено, но не отвергнуто полностью», — подчеркивает Патриарх Киевский.

Это фактически тот случай, когда со своим уставом лезут в чужой монастырь. Филарет давно изгнан из лона РПЦ, у него свое малое коммерческое предприятие с церковным уклоном. Ну, казалось бы, какое ему дело до своего бывшего места работы? Ан нет! Он продолжает «руководить» УПЦ МП. «На Архиерейском соборе РПЦ 2-5 февраля планируется провести решение, согласно которому меняется структура УПЦ МП и в ней вводятся митрополичьи округа — по примеру округов, созданных в России. Представление о внесении таких изменений планируется сделать от имени Донецкого митрополита УПЦ МП Илариона (Искала)», — говорится в обращении Филарета.

Вот какое дело Филарету до того, что делается в УПЦ МП? Ведь не приходит же ему в голову мысль давать указания предстоятелю УГКЦ Святославу Шевчуку, главе католической церкви на Украине, избавиться от влияния на католиков-украинцев папы Бенедикта XVI. Все дело в том, что глубокая личная обида на лидеров РПЦ давно движет Филаретом и предопределяет многие его действия и поступки. Михаил Антонович Денисенко никогда не собирался стать папой Римским, а вот взять московский патриарший престол очень даже намеревался. И в свое время был чрезвычайно близок к этому. Я уже говорил об этом на «Крымском Эхе», но хочу подчеркнуть еще раз.

В начале 90-х годов прошлого столетия, когда перестал существовать Советский Союз и на его обломках стали появляться суверенные государства, возникла и идея создания независимых церквей. Особое развитие эти мысли получили на Украине. Тогда в стране уже действовали три самостоятельные духовные организации: Украинская греко-католическая церковь, Православная автокефальная церковь Украины и Украинская церковь Московского патриархата. Экспансия униатов и активная деятельность автокефалистов, поддерживаемая государством и политиками, к концу 1980-х годов привели к разгрому трех православных епархий. Именно в этот нестабильный период большая ответственность за сохранение канонического православия в республике легла на тогдашнего главу Украинской церкви митрополита Киевского и Галицкого Филарета.

Митрополит Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко, в церковной среде был известен как ярый защитник и сторонник канонов православной веры. После пострижения в 1950 году в монахи он, казалось, всю свою жизнь посвятил укреплению Русской церкви. За свое ревностное служение и активную миссионерскую деятельность в 1966 году Филарет Денисенко решением Священного синода РПЦ был назначен главой Украинской церкви Московского патриархата. Тогда в достаточно амбициозном священнослужителе, требующем от своих подчиненных и верующих полного послушания, мало кто мог заподозрить будущего раскольника.

В 1990 году после долгой болезни в Москве скончался Патриарх Пимен. Местоблюстителем Патриаршего Престола, то есть временно управляющим Церковью архиереем, в обязанности которого входило решение всех церковных вопросов до момента избрания нового Предстоятеля РПЦ, стал Филарет Денисенко. По сложившейся в Русской церкви традиции, обыкновенно именно местоблюстители Патриаршего престола и становились впоследствии патриархами.

Неудивительно, что Филарет Денисенко решил, что его возведение в сан Первоиерарха — это лишь дело времени. Однако архиереи РПЦ неожиданно решили по-другому. Тайным голосованием из трех выдвинутых кандидатов на патриарший престол — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), последний получил меньшинство голосов. А главой Русского православия стал Патриарх Алексий Второй (Ридигер).

Оскорбленный до глубины души, митрополит Филарет вернулся на Украину. Именно с этого момента и началась его раскольническая деятельность. Правда, сначала, боясь открыто выступать против Русской церкви, он попросил у Московского патриархата и лично у Патриарха Алексия Второго предоставить Украинской православной церкви полную независимость. Свою необычную просьбу Филарет объяснил желанием сплотить верующих страны и попыткой преодолеть тот раскол, который к тому моменту уже существовал в республике. Объясненная таким образом идея автокефалии не казалась такой уж раскольнической, а потому Предстоятель РПЦ был готов пойти на этот шаг.

Рассказывает представитель Московского патриархата и член комиссии РПЦ по противодействию и предотвращению расколов Максим Плякин: «Святейший Патриарх Алексий Второй в 1990 году заявил, что готов предоставить независимость Украинской церкви, но при условии, что весь ее епископат единогласно выскажется за церковную независимость. А вот этого как раз не произошло. В Москве был спешно собран церковный собор, на котором украинские архиереи вставали и говорили, что не желают ни автокефалии, ни полностью порывать с Московским патриархатом. Более того, некоторые архиереи рассказывали, что верующие их епархий устраивали стихийные митинги и говорили, что если епископ вернется с автокефалией, то они не пустят его в собор. В результате тогда Филарета поддержали только два епископа».

Очередного крупного церковного размежевания могло бы вовсе не произойти, если бы в дела церкви не вмешалась политика. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом. И почти сразу глава независимого украинского государства поддержал идею об автокефальности украинской церкви. Таким образом, митрополит Филарет, потеряв поддержку среди духовенства, получил ее со стороны государства и резко сменил тактику своих действий. Будучи все еще главой Украинской православной церкви, он начал смещать с кафедр тех епископов, которые отказались от автокефалии, и замещать их своими людьми.

Московский Патриархат был озадачен происходящими на Украине событиями и вызвал Филарета Денисенко в Москву. Вот как о тех событиях говорит священник Максим Плякин: «От него перед лицом всех архиереев церкви ради прекращения смуты на Украине потребовали уйти на покой. И там, на Соборе, Филарет на кресте и Евангелиях дал клятву об этом. В этом случае он не только оставался в общении с канонической церковью, но и сохранял за собой титул Митрополита Киевского, пусть и в отставке. Но, вернувшись в Киев, Филарет объявил, что его присяга недействительна, что на соборе его заставили дать эту клятву, что сам он ни на минуту не отступал от идеи независимости украинской церкви и продолжил прежнюю политику».

Несогласные с действиями клятвоотступника украинские архиереи решили взять дело в свои руки и объявили о созыве в Киеве Архиерейского Собора. Однако в столицу Украины участники Собора допущены не были — власти выставили кордоны и разворачивали прибывающее духовенство. И архиереи в почти тайной обстановке вынуждены были провести Собор в Харькове. На собрании епископов было решено лишить митрополита Филарета сана и наложить запрет на его служение в церкви. Более того, на Соборе был выбран новый глава Украинской церкви. Им стал митрополит Владимир Сабодан.

Все это вызвало не только гнев Филарета, но и недовольство властей Украины. Леонид Кравчук лично подписал документ, в котором признал решения Харьковского Собора незаконными, а священников, поддерживающих каноническое единство с Русским православием, объявил персонами нон грата. А вскоре последовавшее уже из Москвы решение об извержении Филарета из сана, подтолкнуло раскольника к созданию своей собственной церковной структуры — Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Она возникла в результате объединения раскольников с частью Украинской Автокефальной православной церкви, и официально была зарегистрирована 25 июня 1992 года. Филарет Денисенко стал заместителем Патриарха Мстислава Скрыпника, чья апостольская преемственность и епископский сан вызывали сомнение у православных церквей мира и не были признаны каноническими. А уже в 1995 году Филарет объявил себя Патриархом Украины и главой Киевского патриархата.

Создание своей собственной, «карманной» церкви было очень на руку не только мечтающему о власти Филарету, но пришедшим к власти «оранжевым» проходимцам, нанесшим непоправимый вред украинскому государству. Именно «оранжевые» вожди оказали максимальную поддержку лжепатриарху. Ведь через доверенных им священников они могли влиять на умонастроения верующих и проводить свои националистические и антироссийские идеи в широкие массы. Поэтому политики республики всячески поддерживали любые способы захвата раскольниками церквей и храмов, принадлежащих Московскому патриарху, вплоть до вооруженных конфликтов.

Не однажды Филарет Денисенко обращался в этом к помощи украинской политической партии праворадикального толка, придерживающейся идеологии национализма, УНА-УНСО. Ее боевики по благословению Филарета пытались взять штурмом и Киево-Печерскую Лавру, святую святых украинского народа, насельники и прихожане которой с самого начала раскола объявили о своей преданности Московскому патриарху и канонам Русской православной церкви. Лавру удалось отстоять, однако сотни других храмов по всей стране были захвачены раскольниками.

Как отмечают сегодня многие авторы в интернет-изданиях, ситуация с расколом постепенно начала меняться. Благоприятные условия для его преодоления стараются создавать и новые власти Украины. В этой ситуации лже-патриарх Филарет начинает терять почву под ногами. Вот он и старается таким нехитрым способом, как обращение к митрополиту Владимиру и всему епископату УПЦ МП создать вокруг своей персоны ореол влиятельной фигуры в православном мире.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Казаки помирились. На минутку

Софья БАСАВРЮК

Угольному терминалу быть,

Убрали отстой

Ольга ФОМИНА

4 комментария

Аватар
крымский 02.02.2013 в 16:28

Сабодан в последнее время филаретится и драбинится. По всей Украйне западенцев ставят архиереями.

Ответить
Аватар
НЮ(рнберг) 02.02.2013 в 22:29

Вообще-то в эти распри околоцерковные лучше не вникать .
Там такая драка постоянно за паству и связанные с этим огромные денежные средства , мы даже и представить себе не можем . Вот уже и Киевская УПЦ Московского Патриархата не хочет делитьсяс РПЦ, а Филарет уже , как видим , её активный радетель .

Ответить
Аватар
Помни 03.02.2013 в 08:51

[size=14][color=maroon][family=Courier New][b]С нами БОГ и Тягнибок.[/b][/family][/color][/size]

Ответить
Аватар
крачун 03.02.2013 в 09:24

СВИНЬЯ
Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по уши досыта накупалась:
И из гостей домой
Пришла свинья свиньей.
"Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?
Свинью спросил пастух.-
Ведь идет слух,
Что все у богачей лишь бисер да жемчуг
А в доме так одно богатее другого?"
Хавронья хрюкает: "Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого:
Все только лишь навоз да сор;
А, кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор".

________

Не дай бог никого сравненьем мне обидеть!
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?

Ответить

Добавить комментарий для крачун Отменить