Крымское Эхо
Архив

Европшик

Европшик

Накануне выборов шапками закидали весь политический небосклон. И наши крымские политики не остались в стороне, тем более под боком удобный «повод» — Кубань и всегдашний шанс раздуть угасающий огонь украино-российской дружбы. Спикер крымского парламента Владимир Константинов подтолкнул несгораемую, как сейф, тему поручением изучить перспективы создания еврорегиона «Крым – Кубань».

Эту форму международной интеграции приграничных территорий соседних стран активно используют государства Евросоюза, и председатель Верховного Совета задумал «наподдать» развитию украино-российского межрегионального сотрудничества.

Попасть на Кубань — не вопрос и без еврорегиона

Европшик
К тому же грех не воспользоваться шансом урвать из казны сверх субвенций обещанные создателям подобных проектов государственные средства. «Это позволит ускорить развитие в экономической, инвестиционной и социально-культурной сферах», — уверенно заявил Владимир Андреевич, видимо, не в последнюю очередь рассчитывая и на свой коммерческий интерес.

Российские экономисты живенько откликнулись на это предложение, но дальше теории не продвинулись. Со своей колокольни они видят, что появление еврорегиона устранит таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы. В России создание еврорегиона будет стимулировать развитие совместных предприятий в области АПК, строительства, туризма, транспорта за счет расширения рынков сбыта, снижения издержек и рисков. На полочку украинских интересов они поставили гарантию стабильного осуществления экономических контактов с Россией в рамках ВТО. Выгоды обеих сторон россияне увидели в организации совместных экономических структур и развитии приграничной торговли.

Однако в ответ на громко вброшенное заявление главы крымского парламента последовало глухое молчание губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, несмотря на когда-то уже муссировавшуюся идею создания еврорегиона, заметный рост украинских инвестиций в Кубань и двадцать работающих совместных украино-российских предприятий. Как объясняют это помощники кубанского губернатора, возможности существующей транспортной инфраструктуры сдерживают экономическое взаимодействие с Украиной не только региона, но и России в целом. То есть вопрос строительства моста проходит не красной нитью, но прозрачным намеком.

На сегодняшний день ясно одно: пока крымский политик засматривается на пример Евросоюза и созданные вне его рамок еврорегионы, российская сторона не видит особого повода торопиться с новым образованием. Видимо, не в последнюю очередь по той причине, что для создания совместных экономических структур, развития приграничной торговли и устранения таможенных барьеров существуют непреодолимые на данный момент препятствия в виде государственных законов наших стран.

Создавать экстерриториальное образование на основе имеющихся между Украиной и Россией разногласий недальновидно с любой точки зрения, невзирая на имеющийся опыт еврорегионов «Донбасс», «Днепр», «Слобожанщина», «Ярославна» и действующих с другими государствами «Карпат», «Буга» и «Днестра».

Владимир Грищенко»
Европшик
— Да, у нас на Украине четырнадцать еврорегионов, — включается в беседу преподаватель международной экономики Керченского государственного морского технологического университета Владимир Грищенко, много лет занимающийся транспортной логистикой и имеющий собственный взгляд на эту проблему. – Но, как показывает весь имеющий в арсенале наших еврорегионов опыт, вся их деятельность ограничивается гуманитарно-культурно-туристическим обменом, ни о каких конкретных экономических проектах не говорится. Во всяком случае, мне не довелось отыскать информацию о выделении средств из федерального бюджета России на поддержку деятельности этих регионов.

— Без господдержки это начинание не осилить?

— Глупо на это рассчитывать. В Евросоюзе, чей опыт взят за образец, имеемых в распоряжении региональных властей местных налогов достаточно для финансирования мелких проектов. Наших местных бюджетов, как мы видим и знаем, не хватает на обязательные платежи, ту же выплату заработной платы работникам бюджетных отраслей. Каждый субъект получает так называемую субвенцию из государственного бюджета. Примерно то же происходит и в России, где из федерального бюджета идут различные доплаты, особенно на Кавказ, куда направляется до четверти средств всей государственной казны. Поэтому сразу же возникает вопрос: откуда брать деньги для финансирования еврорегиона. У бизнесменов? Но это не самый надежный источник финансирования: сегодня дадут, завтра дадут, послезавтра не дадут.

— Был бы толк и интерес, может быть, и дали, а если, простите, интерес ваш, а деньги мои, то и платите сами.

— Точно так. То есть финансирование каких-либо серьезных проектов все равно навяжут госбюджету. У нас есть соглашение о приграничном сотрудничестве, но… ни в Таможенном кодексе, ни в Налоговом ни слова не сказано ни о еврорегионах, ни о применении льгот в рамках приграничного сотрудничества.

— За исключением упрощенного перехода границы для жителей приграничных районов…

— А упрощение в чем состоит? В совместной комиссии, допускающей переход границы Украины автоматически зачесть как переход и российской. Вот и все упрощение. Нет такого, что при перемещении через украино-российскую границу платится двадцать процентов таможенных сборов, а если это территория еврорегиона, то пять процентов. Нет, те же двадцать процентов. Только, извините, сдерут их с меня проще.

Сказать, что Россия так уж и готова поддержать инициативу крымских властей о создании еврорегиона, было бы большой натяжкой. Там с бюджетом тоже очень напряженно, на нефть молятся. Чуть подешевела – всё, ай-ай, катастрофа. А на Украине тем более напряженно, поэтому всё, что мы хотим поиметь из бюджета, надо забивать на год вперед, в том числе и на еврорегион. Поэтому всё остановится на уровне советской дружбы народов: приезжает какой-то ансамбль, встречаются отцы города или региона.

— Да, но за тот же ансамбль кому-то придется заплатить за транспорт, пересечение границы паромом, артистам убить время в его ожидании. То есть никаких льгот тому же Кубанскому казачьему хору, едущему выступать в Керчь?

— Поэтому я и говорю, что правило перехода государственной границы и на участке еврорегиона остается прежним, в рамках государственного законодательства. С финансированием тоже всё очень проблематично, а вот всякие там идеологические штучки – приехали, плакаты развесили, какие-то лозунги покричали, которые, еще большой вопрос, нужны ли нам – это запросто будет. У нас и так всякого рода агитаторов больше, чем надо, ну будет еще на десяток больше. Если учесть, что тут территориальная близость Кавказа, то это настораживает, потому как что про Кубань прочитаешь, обязательно негативная информация всплывает: то станица Кущевская, то Русское национальное единство, то изгнание турок-месхитинцев. И кто может гарантировать, что это не переползет к нам? Поэтому совершенно непонятно, как будет выглядеть задуманный политиками Крыма еврорегион на самом деле.

— Если на Украине уже существуют, пусть даже и на бумаге, четырнадцать еврорегионов с Россией, Украиной, Белоруссией и Молдовой, то как могло случиться, что нигде не прописаны льготные условия экономического сотрудничества? Вдруг какого-нибудь сочинского бизнесмена «пробьет» на финансирование аквапарка в Керчи…

— У нас есть закон об иностранных инвестициях, там все прописано – изучай и инвестируй на здоровье.

— Выходит, никаких корректировок в пользу участников проектов на территории еврорегионов нет и самое большее, на что они могут рассчитывать, — это какой-то специально разработанный и принятый на основе государственных законов подзаконный акт?

— Опять-таки, без Киева это никто ничего не решит, а иначе получится, как в анекдоте: дайте мне в аренду метр государственной границы. Поэтому, скорее всего, все ограничится мероприятиями гуманитарной направленности, а в каком виде – покажет время. Пока у нас в Крыму тихо, мы ни о чем не думаем, но можно и раскачать лодку.

— Владимир Александрович, отвлекитесь от грустной и какой-то уж совсем бесперспективной прозы жизни и ответьте на вопрос, есть ли смежные отрасли в Крыму и на Кубани, сотрудничество в которых могло бы дать реальный экономический эффект?

— Могу сказать о морской отрасли. Россияне с удовольствием ремонтируют свои суда у нас, потому что они экономят на этом восемнадцать процентов налога на добавленную стоимость, а наши судовладельцы, если выпадает такая возможность, спокойно ремонтируют в России, так как экономят двадцать процентов НДС. Происходит это потому, что на Украине иностранным заказчикам судоремонта возвращается двадцать процентов НДС. Если же судно под украинским флагом, то расценки на двадцать процентов дороже, поэтому в Новороссийске выгоднее встать на ремонт нашему судно, а новороссийскому — у нас. Вот вам, пожалуйста, реальное сотрудничество с соблюдением законодательств обоих государств.

— Но, с другой стороны, для этого еврорегион не нужен! Каждый судовладелец умеет считать деньги и знает, где, на чем и как ему выгадать копейку.

— А может ремонтироваться и в Турции, где еще дешевле. Что касается строительства, то, насколько я понимаю, идея моста окончательно не отставлена. Полагаю, были попытки с украинской стороны поучаствовать в строительстве объектов Сочинской олимпиады, во всяком случае, одно время активизировались работы на цементном заводе под Керчью, чтобы задействовать производство и начать поставки сырья в Краснодарский край.

То есть найти точки для налаживания реальных партнерских связей можно и при действующих законодательных базах – было бы желание. Но самое главное, как показывает новейшая история, бизнес в России – это всегда бизнес рискованный: есть большая вероятность нарваться на главного санитарного врача Онищенко с курами, сыром, молоком, пивом, конфетами или еще на какой другой контролирующий орган, на несоответствие стандартам с трубами или вагонами. Если кто-то из наших бизнесменов хочет работать с Россией, он должен быть готов к этой ситуации и иметь пятый туз в рукаве, чтобы воспользоваться им, не потерять деньги и окончательно не разориться. Причем это наступает резко, в один день, и снять свои деньги потом долго и сложно.

Я уже не беру такие одиозные примеры, как один из лучших в мире транспортных самолетов АН-70, который мы с Россией уже двадцать второй год строим и никак не построим. Или АН-148: с большим трудом подписали соглашение с фирмой «Илюшин-Коммерц», но концерн Антонова пока как-то не озолотился. Дело не в законах, не в создании таких искусственных проектов, как еврорегионы, а в доброй воле руководителей государств сотрудничать. Если она есть, условия создаются, а если нет, тогда начинается выискивание нестандартных кур и сыров.

— Получается, еврорегион в отечественном исполнении – это пшик, дутая затея политического характера. Мне довелось познакомиться с документами о создании еврорегиона «Донбасс», так в них прописано чуть ли не на каком участке Северского Донца лучше дружить домами по выходным дням. И никаких реальных экономических проектов, кроме «Лугансктепловоза», хотя это предприятие много лет было общей головной болью Украины и России.

— Его несколько раз продавали-перепродавали, сейчас он вошел в российский холдинг и заработал. Еврорегион не имеет к «Лугансктепловозу» ровным счетом никакого отношения – похожая история с Львовским автобусным заводом, примерно та же ситуация с Херсонским комбайновым заводом. Все происходит без привязки к еврорегионам: были одни инвесторы, не потянувшие предприятия, сейчас другие — вопрос чисто финансовый.

Мы с вами беседуем неподалеку от Дворца культуры корабелов, где каждые два месяца разворачиваются шумные ярмарки европейских товаров. Судя по номерам машин, привозящих тюки вещей, занимаются этим молдавские бизнесмены. Спросите у них, нужен им еврорегион, и они вам ответят, что и без него прекрасно обходятся, поэтому подобные проекты носят по большей части политический рекламный характер.

— В бытность Леонида Грача председателем Верховного Совета Крыма между автономией и Кубанью был подписан настолько крепкий договор о дружбе и сотрудничестве, что мы имели своего представителя в Краснодарском крае…

— … а в Севастополе было представительство Татарстана…

— … а сейчас там представительство Саратовской области…

— Ну и на здоровье! Это, вероятней всего, сделано, чтобы загрузить невероятно разросшуюся за последнее время базу учреждений отдыха. А люди, те же самые россияне, предпочитают селиться на квартирах, потому что там реально в три раза дешевле, чем в пансионатах и гостиницах. Номер стоит шестьсот-восемьсот гривен в сутки, так почему не пригласить отдыхать за такие деньги из Саратова?

— Но я вернусь к прежнему договору Крыма с Кубанью. Сколько я ни терроризировала интервью представителя республики на Кубани, мне ни разу не удалось выпытать у него конкретных примеров сотрудничества.

— Как бы мы ни выпендривались, если еврорегион или подобные ему проекты никому не выгодны, они обречены. Я считаю, что это один из способов гуманитарных попыток сдружиться теснее. А во что они выльются – предсказать трудно, потому что и в гуманитарном блоке у нас с Россией довольно много разночтений, поэтому — как бы еще хуже не стало. У нас мало кто знает, что, например, на Кубани поставлен памятник генералу Краснову, командовавшему эсесовским казачьим корпусом и повешенному по приговору советского военного трибунала. Вдруг это не придется по вкусу украинским коммунистам или крымским татарам? Чем не повод для гуманитарного конфликта? А у нас в Керчи на сити-лайтах красуется генерал Врангель – кто знает, может это не угодит кубанским казакам?

То есть у нас каждая хорошая идея обрастает дополнительными проблемами — той же экспансией российского национализма в Крым, что раздует кадило негодования украинских националистов. В Европе ничего подобного нет: там котлеты отдельно, мухи отдельно. И система еврорегионов работает потому успешно, что главный принцип Евросоюза – полная свобода перемещения людей, товаров, капиталов и услуг, по поводу чего мы пока можем только строить планы.

 

Фото автора

 

 

Фото вверху —
с сайта sfsg.ru

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Все профессии нужны, все профессии важны

Вячеслав КНЯЗЕВ

У офицеров появилась своя уникальная «книга-музей»

.

Протяните провода помощи

Ольга ФОМИНА

5 комментариев

Аватар
Тьфу на политику! 01.12.2012 в 10:03 Ответить
Аватар
Несогласен Я! 01.12.2012 в 11:11

НЕ ХОТЕЛ ЭТО КОММЕНТИРОВАТЬ…

Какая то проходная статья.
Вроде все ТАК,а… зацепиться не за что, БЛА-БЛА-БЛА!
Все это Мы знаем,а обощать … с подробностями…
Фотографии и высказывания отдельных лиц,все это…НЕ ЦЕПЛЯЕТ в данной теме.
Все устали от НЕРЕШЕНИЯ ВОПРОСА и вся эта ПОВТОРНАЯ и ОБОБЩАЮЩАЯ статистика…УТОМЛЯЕТ.
Понятно,ГАВНЮКИ,а дальше то что?

КАРАУЛ УСТАЛ.
Все это…перетирание яиц на порошок,без последствий и надежд.

Вроде…УКРАИНА ПЛОХАЯ,а РАШКА стало быть…ХОРОШАЯ.
А Я не согласен!
ГОВНО именно РАШКА!
/ Я это говно образование и звать РОССИЕЙ не желаю.
РАШКА и РОССИЯНИЯ./
Вот КАЗАКИ,что уже присягнули ПУТИНУ,пусть и радуются за РАШКУ,а МЫ ГОЛОВОЙ МАЕМ,а не …генными хазарскими воспоминаниями,нам такая РАШКАкак есть и на…не нужна!

Пример.
Дело МИРЗАЕВА.
Вот скажите,ЧЕЙ ЭТО СУД в РАШКЕ,если убийцу русского пацана АГАФОНОВА,этому…профессиональному убийце дают ГОД СИЗО,всего ДВА и…выпускают прямо в зале СУДА?!
Какой вывод сделат другие МИРЗАЕВЫ из этого факта?
УБИВАЙТЕ РУССКИХ,это можно?

Еврейско-норвежский УБИЙЦА застрелил свыше 70 и покалечил еще человек 50 и… живет в одместном номере тюрьмы со всеми удобствами!
Это ЕВРОПА.
А чем приговор МИРЗАЕВУ отличается от приговора БРЕЙВИКУ?
ЕЩЕ БОЛЕЕ НАГЛЫМ ОТМАЗЫВАЮЩИМ ПРИГОВОРОМ!
Даже осудить не захотели.

КАКОЕ ИНТЕРЕСНОЕ "ПРАВОСУДИЕ"!
ВЫБОРОЧНОЕ и ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ!
РУССКИХ сажают по 282 статье …ЗА РАЗЖИГАНИЕ…,а нерусь ВНАГЛУЮ,ДЕМОНСТРАТИВНО ВЫПУСКАЮТ ЗА УБИЙСТВА!

Вот тут на КЭ,постоянно выискивают "БЛОХ" в украинской жизни и напрочь НЕ ЖЕЛАЮТ ПИСАТЬ за …интересные факты в РОССИЯНИИ ПУТИНА.
Все журналисты,включая ГЛАВРЕДА и АНАЛИТИКОВ-ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ, упорно обходят стороной антирусскую действительность в РАШКЕ.
С чего бы это?
Откуда такое затмение ЗРЕНИЯ?

Пишите ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ Крымского Правосудия,пишите и за такое же…В РОССИЯНИИ!
Или Вам за это БАБЛО НЕ ПЛАТЯТ?
А журналист должен быть ОБЪЕКТИВЕН и НЕЗАВИСИМ!
Как с этим принцыпом быть?
Или КЭ это не касается?

А Я считаю,что КАСАЕТСЯ!

Ну,не хочет украинская власть СТРОИТЬ этот ПУТЕПРОВОД!
Не хочет!
Это все знают и без статьи Кулыбышевой.
Но…нам упорно подсовывают НЕЛОГИЧНЫЕ АРГУМЕНТЫ КИЕВА и так же упорно молчат…О том,что такое нынешняя РОССИЯНИЯ ПУТИНА.
Видимо,в этом и заключается УСТАНОВКА МАШКВЫ на…ЛОББИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫМИ РУССКОЯЗЫЧНЫМИ СМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЯНСКИХ ОЛИГАРХОВ.
И КЭ старается…

ЭТО КРИТИКА,между прочим!
И не столько КЭ,сколько ВЛАСТИ в РОССИЯНИИ.
Говно ВЛАСТЬ!

Спрашивается: МОЖНО ЛИ ХАЯТЬ РУССКИМ УКРАИНЫ РОССИЯНСКУЮ ВЛАСТЬ,если она ГОВНО,но…РОССИЯНСКАЯ?
Я не знаю НИ ОДНОГО АРГУМЕНТА,почему делать это НЕЛЬЗЯ!
Вот если б это была РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ…

заметьте,Я как Кулыбышева перечисляет ПЛЮСЫ ПУТЕПРОВОДА, не перечисляю все пункты наличия у ВЛАСТИ РОССИЯНИИ ее НЕ РУССКИХ ИНТЕРЕСОВ и ПРИОРИТЕТОВ,Вы их и так знаете!
Начиная с физиономий членов АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА,ПРАВИТЕЛЬСТВА и всей ЭЛИТЫ…и кнчая вот этим СУДОМ …СУДИЛИЩЕМ…ПАРОДИЕЙ НА СУД…

Я не на стороне украинских ОЛИГАРХОВ, Боже упаси, они как в РОССИИ все НЕ РУССКИЕ и НЕ УКРАИНСКИЕ,но…МЕНЯТЬ ЧАСЫ НА ТРУСЫ,тоже не вижу смысла!
Кулыбышева видит,а Я нет!
Даже,если бы МНЕ заплатили за …экономическое лоббирование.

Возьмем шире…
КАЗАКИ,ИНСТИТУТ СТРАН СНГ,крымские политологи…СМИ Крыма… Все они лоббирают РОССИЯНСКИЕ ИНТЕРЕСЫ.
БЕСПЛАТНО?
Или все там РУССКИЕ и просто хотят ВОССОЕДИНИТЬСЯ с РУССКИМ НАРОДОМ?
Тогда,почему никто из них НЕ ГОВОРИТ…ЗА ТО,КАК ФУЕВО ЖИВЕТСЯ РУССКОМУ в РОССИИ?
Видимо ,платят им…

А МНЕ НЕ ПЛАТЯТ!
Потому,Я могу НЕ СОГЛАШАТЬСЯ!

Путепровод! Путепровод!
А по моему…КРЕМЛЯДЬ САМА НЕ ХОЧЕТ ОБЪЕДИНЕНИЯ!
Ни с УКРАИНОЙ,ни с БЕЛАРУССИЕЙ.
ПОГЛОЩЕНИЕ-ДА!
ОБЪЕДИНЕНИЕ-НЕТ!
И уж точно,не ВОССОЕДИНЕНИЕ!
Воссоединение,это НАРОДЫ, а объединиться НЕ ХОТЯТ ЭЛИТЫ, тем более ПОГЛОТИТЬСЯ!

ХАЗАРИЯ!

Ответить
Аватар
докапывающийся до корней 01.12.2012 в 11:31

ЭТО ПИСАЛОСЬ,КОГДА ПРИГОВОР СУДА ЕЩЕ НЕ БЫЛ ОГЛАШЕН.

Приговор Мирзаеву — приговор Путину — новость из рубрики Политика…
Это сделал Мирзаев профессиональным ударом, который не оставлял юноше ни одного шанса остаться в живых. … Приговор Мирзаеву будет приговором Путину. …
Найти слова | http://www.newsland.ru/news/detail/id/1016114 23 Кб
Приговор Мирзаеву грозит расколом …
Сегодня в Замоскворецком районном суде Москвы состоится вынесение приговора по …
Найти слова | http://www.utro.ru/articles/2012/11/27/1086180.shtml

А ВОТ,ЧТО ПИШУТ ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ ПРИГОВОРА СУДА…

Аж…НИЧЕГО!
Приговор оглашен,а …в ИНЕТЕ ничего.
ШИТО-КРЫТО.
Все,что они хотели сказать ГОЯМ,они сказали ДО СУДА,а что они решили…ЭТО ГОЯМ ЗНАТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Ответить
Аватар
Тролль 01.12.2012 в 13:14

ВОТ ВАМ И РЕЦЕПТ РЕШЕНИЯ "УКРАИНСКОГО ВОПРОСА" от МАШКВЫ…
http://rusplt.ru/articles/foreign-policy/foreign-policy_440.html?

Ответить
Аватар
Сам себе атаман 01.12.2012 в 18:37

А мне понравилось. Особенно препод. Без умничанья и занудства разложил политическую пустышку. И правильно, а то наше неизвестно откуда в Крыму взявшееся казачье с главарями банды Храмовым и Першиковым небось уже и парадную форму шить начали для братания с российскими лампасниками.

Ответить

Добавить комментарий для Несогласен Я! Отменить