Крымское Эхо
Библиотека

«Этюд о счастье», или чему учит история

«Этюд о счастье», или чему учит история

Роман-эссе  Валерия Шумилова «Сен-Жюст. Живой меч, или этюд о счастье»

Все чаще в нынешнем году, – в связи с приближением празднования 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, – СМИ размышляют, причем, кажется, без страха: могут ли события столетней давности повториться? Впрочем, революционная риторика теперь в моде и на митингах, и в социальных сетях…

Вообще, революция – тема и огромного количества произведений: монографий, романов, статей и т.п. Пожалуй, только Русская революция может сравниться по популярности у историков и литераторов. Однако в последнее время в отечественной историографии, насколько мне известно, серьезных монографий по революционной тематике не выходило. Старое видение уже не актуально, а новой концепции понимания революционных процессов так и не сложилось.    

На этом удивительном фоне история Великих революций перекочевывает со страниц серьезных исторических монографий на страницы художественных произведений. И вполне разумно было ожидать появление художественного произведения на стыке социальной, где-то даже частной истории и политической. И вот оно появилось – это роман-эссе  «Сен-Жюст. Живой меч, или этюд о счастье». Автор его Валерий Смирнов-Шумилов – достаточно известный журналист и писатель, у него есть определенный опыт, однако, для того чтобы замахнуться на исторический роман о Великой французской революции, требуется определенная смелость.

 То, что данный роман – событие, факт бесспорный. Сама форма, выбранная автором – то ли исторический роман, то ли эссе, то ли биография Сен-Жюста, а может, даже психологическая автобиография, все это нагромождение смыслов, тем и идей, – ново и неожиданно. Мощная эрудиция автора, прекрасное знание объекта описания, делает роман отражением не только собственных фантазий, но и реальности.

Любопытны описания постоянной борьбы за власть в стане революционеров. Нам сложно судить, как все было на самом деле, но читается все очень убедительно. Роман социален и актуален.

Героями романа становятся даже песни. Так, в главе одиннадцатой автор рассказывает нам о Карманьоле. И сравнивает с Марсельезой. И мне как историку стало интересно: какую роль играло искусство в подъеме масс? Телевидения ведь не было! Кажется, тема для отдельного исследования. Вообще роман напичкан огромным количеством вопросов и разворотов чисто исторического плана.

Автор привлекает огромный фактический материал и литературу. Это, несомненно, является достоинством работы.  

Главный герой книги, вызывавший у современников почти мистический ужас, сейчас даже в сравнительно эрудированной аудитории воспринимается как второстепенный деятель французских событий конца XVIII века. Марат, Робеспьер, Дантон — эти имена более-менее на слуху, а Сен-Жюст в историко-литературном контексте находится словно в тени.

Что, собственно, соответствует и характеру этого невероятно сложного, как удалось показать автору книги, одновременно и противоречивого, и внутренне цельного человека, всею своей судьбой доказавшего подтвержденную и до, и особенно после него (события, сотрясшие Российскую империю в первые десятилетия XX века) истину: человек-функция, человек-цель обречен на жестокость по отношению к тем, кого он стремится облагодетельствовать. И к себе самому.

Не случаен удачно найденный Валерием Смирновым-Шумиловым образный ход: облеченному все более непререкаемой властью Сен-Жюсту снится один и тот же сон — его, главного обвинителя короля и идеолога террора, везут на гильотину. И когда сон становится явью, читатель видит: произошло именно то, что должно было случиться.

«Революция пожирает своих детей» – эти  слова неоднократно цитируются на почти 560 страницах романа. Они звучат и в пламенных выступлениях депутатов Конвента, и в приватных беседах революционных лидеров, пытающихся осмыслить причину неотвратимости «раскрученных» ими событий, и в последних выкриках с эшафота жертв и одновременно виновников этих событий.

Современная литература переживает не самые лучшие времена. Редко попадается на глаза что-то социально значимое и идейное. Роман о Сен-Жюсте – приятное исключение, если даже идеи не проработаны до конца и произведение отражает процесс, поиск, а не конечную цель. При этом В.Смирнов-Шумилов – не Коэльо или Бегбедер с их самокопанием и всечеловечностью.

 Он Автор романа, бросающий вызов так называемым общечеловеческим ценностям, романа о Великой французской революции, отрицающего приоритет прав человека и гражданина, как впрочем, и самой Революции. Глава со страшным названием «Террор» рассказывает о подавлении восстания в Вандее. Известнейший период французской революции. И создается впечатление, что для автора цель оправдывает средства. Для его героя – определенно.

 Роман парадоксален, реалистичен, фантасмагоричен и современен. Главный герой – принцип, выраженная в отдельном человеке идея. Идея жертвы и палача в одном лице. Будущее – которое дороже настоящего! В этом В.Смирнов-Шумилов перекликается с Лимоновым и Прилепиным – писателями радикальными, но прочно занявшими нишу в современной литературе. Смерть – фетиш автора, красная нить. И отсутствие смерти – бессмертие дел и слов.

Явный постмодернизм. Роман историчен еще и как отражение современности. Только в наше время мог родиться проникнутый пафосом революции сюжет, в итоге сведенный к судьбе одного, пусть великого, человека.

На наш взгляд, произведение о Сен-Жюсте могло бы открыть некое иное видение не только французской революции, но и вернуть несправедливо забытую дискуссию о роли личности в истории. Автор убедительно доказывает, что это все еще актуально. Разумеется, роман – это актуализация переживаний и многолетних размышлений автора. Размышлений о цене прекрасного будущего, о пути, о своем месте. Автор хотел бы быть Сен-Жюстом, но не может, а может быть Автором – демиургом. И получается! Автор не специально создал социально значимое произведение – просто  ему не все равно. Мечтать все-таки не вредно!

И последнее. Мне лично близок и пафос произведения, и поднятые проблемы, и главный герой. Может быть, роман поможет кому-то сбросить с себя шелуху вроде «теории малых дел», осознать величие Человека в мире, оторвет от Биг-Мака и заразит стремлением что-то менять… Ну а автору хочется пожелать удачи и дальнейших творческих успехов.

Алексей МАСЛЕНКИН,
Симферополь — Иваново

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Он был похож на вечер ясный

О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян!

Вера КОВАЛЕНКО

Волостной писарь

Оставить комментарий