Крымское Эхо
Архив

Еще не спасена – уже спасает

Еще не спасена – уже спасает

Татьяна Шорохова (на фото)– одно из самых знаковых имен в крымской литературе. Хотя она давно уже не живет в Крыму – поэта приютил город Тосно Ленинградской области. Это имя в момент его произнесения способно всколыхнуть каждого крымчанина, имеющего хотя бы мало-мальское отношение к поэзии, любого верующего человека, не чуждого искусству. И сразу сыплются вопросы: «Она здесь? Приехала? Будет выступать? Где? Когда?» И не нужны ни объявления в газетах, ни афиши по всему городу – и без этого на творческих вечерах Татьяны Шороховой залы всегда полны.

Один из таких вечеров прошел недавно в актовом зале Крымской духовной семинарии по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Ни он, ни святые отцы Санкт-Петербурга и всей России, ни верующие читатели и слушатели не ошиблись в своем выборе, назвав Шорохову лучшим православным поэтом России по итогам 2006 года, вручив ей за это Первую Всероссийскую литературную премию им. св. благоверного князя Александра Невского.

Татьяна много работает, она пишет стихи, прозу и пьесы для взрослых и детей, путевые заметки, литературно-исторические исследования – и все это, по большей части, посвящено вопросам веры и спасения души. Дети, читая ее повести и смотря постановки, постигают основы православной культуры и морали, научаются жить, ставя в приоритет вечные ценности: любовь, смирение, доверие, доброту. А взрослые…

Меня в Татьяне Шороховой привлекает то, что, несмотря на свою, без преувеличения, шквалоподобную известность в народе, она стоит вне литературы. Той так называемой «современной литературы», которая потеряла духовный облик и в погоне за популярностью и наживой превратилась в не самого высокого уровня шоу-бизнес. Татьяна не превращает свои вечера в эпатажные фарсы на потеху толпе, она не гоняется за публикациями, не рассылает свои стихи по всем журналам и газетам, практически не мелькает в Интернете. Ее находят сами: издания, издательства, поэтические Интернет-ресурсы, слушатели и читатели. Потому что ее фантастическое трудолюбие в литературной сфере, помноженное на величайший талант, не может остаться незамеченным, даже, как говорят в народе, «на печи».

Потому что, как сказал поэт, «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Татьяна творчеству отдает всю себя, она пишет сердцем, именно поэтому ее стихи так пронзительны. Но (возможно, что эти слова не понравятся самой Татьяне Сергеевне) для меня ее стихи – живые и пронзительные именно потому, что она все еще «спасается». Еще не спасена, еще не тверда… Идет по правильной дороге, но еще не поднялась по ней на самую вершину. Те люди, которые уже все решили для себя и достигли просветления в вере – они спокойны, благостны и, что уж тут поделаешь, мало интересны простому человеку (особенно русскому – с его широкой душой и двумя безднами).

Да, русский человек поцелует руку праведнику – и побежит общаться с обычным, но интересным собеседником, прочтет положенное количество страниц душеспасительного чтения – потому что так надо, но безо всякого интереса. Ну, скучно нам спокойное, просветленное творчество – потому как неотмирное оно, не наше, непонятное и неблизкое. Нечеловеческое уже. А нам – вот такие вот мы! – подавай живую боль, реальную жизнь, а если душу – то непременно в борьбе с плотью, а дух – с запутавшимся разумом. Именно поэтому пульсирующие, искрящие острыми гранями стихи Шороховой буквально магнитом притягивают людей.

Ее, еще сравнительно молодую женщину, посещают сомнения и соблазны, в ней нередко просыпается дерзость и своеволие – и она не боится об этом писать! Ведь именно на этих – не лучших, но живых и человеческих – проявлениях души, на противостоянии им, выковывается воля и характер, выкристаллизовывается вера, ограняется талант. Мы «узнаем» эти стихи, наши души откликаются на них – потому что то же самое – в той или иной мере – происходит с каждым из нас. И мы находим в этих строках подсказку, совет, поддержку на нашем сложном и противоречивом жизненном и духовном пути. Именно борьба с грехом – и победа над ним – делают творчество Шороховой по-настоящему православным.

Да, такие стихи способны вызвать сомнение у читателя, даже верующего. Но в этом не вина автора – значит, такой верующий: слабый, неуверенный в себе самом и своих убеждениях и ценностях. Или еще хуже – ханжа-показушник, который лишь прикрывается благочестивыми деяниями и – что чаще – разговорами (потому что, видите ли, это сейчас модно и престижно для репутации), а в душе не имеет ничего. От таких людей надо оберегать не только прихожан храмов, но и Самого Христа. Именно об этом написала Татьяна Шорохова одно из своих самых пронзительных стихотворений, которое она сама назвала «спорным»:

На кресты уж не хватает осин…
Вот и вспомнили Христа на Руси.
Вот и тянемся к Тебе – в Небо Дверь.
Только Ты не верь, Господь, нам… Не верь!
———————————————————
Поднимаем колокольни, кресты.
Но не все решили быть там, где Ты.
Но не все согласны совесть отмыть…
Давит грешное житье на умы
Сонаследников измен и потерь.
Потому не верь, Господь, нам. Не верь!

Действительно, Русь и русские люди будут спасены лишь тогда, когда искренняя вера станет определяющей частью общественной жизни и внутреннего мира каждого из нас. Именно этому и учат нас живые строки Шороховой – рассказывающие о становлении веры, о преодолении сомнений и трудностей, жизненной школе души – и учат куда лучше, чем так называемая «духовная поэзия» – на самом деле в большинстве своем всего лишь сусальная поделка, просто укладывающая в размер и рифму (и часто совершенно бездарно) банальные знания и избитые сюжеты.

Известные (и извечные) истины, необходимость писать о них – часто пугают поэтов. Потому что сказать о них необычно, незаезженно, «своим голосом» – и при этом так, чтоб не отступить от канона, не переврать его, да чтобы это еще и всколыхнуло читателя, отозвалось в его сердце – дано далеко не каждому. Татьяна получила этот дар от Бога – не только способность, но и обязанность: писать о Руси, русской душе, связи их с Небесным. Разве не проникают в каждое сердце строки:

Малое пойми ты для начала:
Мы – народ, а не по одному!
Если в русском совесть замолчала,
Значит, имя «выродок» ему.

Невозможно, будучи такими «выродками», мечтать о том, что возродится страна, что мы сможем подняться. Но надежда есть. Не просто так посылаются нам страдания – это испытания на пути к вере и спасению. Именно через страдания наши души становятся чище, а разум начинает хоть что-то понимать…

Стянув младенцев пеленами
И накормив их посытней,
В свои грехи мы пеленали
И дочерей, и сыновей.
————————————-
В призыве праведном – покайся! –
Жизнь не сражает наповал.
Не умер сын. Не убивайся.
Его Господь распеленал.

Так написала Татьяна Шорохова в стихотворении «Подруге, потерявшей сына». Даже такое горе – самое, пожалуй, тяжкое на этой земле – сумела она объяснить и утешить волею Божией и тем, что по смерти наследуем мы Жизнь Вечную и в ней воссоединимся со своими потерянными близкими – уже безгрешными, «распеленутыми» самим Спасителем. Такое понимание помогает верующим не впасть в отчаяние, продолжать жить и творить благо.

… не тоской, а светлой грустью
Твоя наполнится душа.
Ты переплавишь боль в молитву,
Любовь растратишь на добро…

Ее стихи спасают. Вытягивают из пучин отчаяния, помогают преодолеть депрессии, справиться с жизненными трудностями. А еще – это просто искусство – со всей его формальной красотой, изящными приемами, тонкими наблюдениями, неожиданными образами, яркими картинами… Именно таким и должно быть истинное творчество – удовлетворять одновременно и морально-этические, и эстетические потребности читателя, и не только удовлетворять, но и возвышать – и душу, и вкус…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Грустить с тобой, земля моя…

Ольга ФОМИНА

Расплата за непрощение

Николай ФЕДОТОВ

Школа: Когда начинать? Когда выпускаться? Где? Что потом?

Оставить комментарий