ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Эпохальные события «Крымской весны» и воссоединения Крыма с Россией породили небывалый всплеск интереса к истории полуострова в российском обществе. Прежде всего он выразился, конечно, в появлении новых текстов и многочисленной и разнообразной видеопродукции.
Постепенно в процесс нового «открытия Крыма» втянулись и отечественные музеи — институции консервативные и в целом чуждые сиюминутной политической коньюнктуры.
Пионером здесь оказался, и это понятно, Государственный Центральный музей современной истории России (директор И.Я.Великанова). Верный незыблемому революционному принципу — вчера было рано, завтра будет поздно, бывший Музей Революции организовал довольно масштабную выставку «Крым: история возвращения» к годовщине включения Крыма в состав Российской федерации 18 марта 2015 г. в основном здании бывшего Английского клуба на Тверской.
Несмотря на название, выставка отнюдь не была посвящена только новейшим историческим сюжетам. Языком музейных экспонатов (а, кроме ГЦМСИР, в создании выставки участвовали Российский этнографический музей, Центральный музей Тавриды и ряд других учреждений) была в общих чертах рассказана история полуострова от присоединения его к России в 1783 году, до «возвращения в родную гавань».
Затем, несмотря на то, что многие российские музеи представили собственные выставки на «крымскую тему» (здесь особенно хочется отметить Государственный Русский музей с его «Крымом в фотографиях 1880-1910 гг.»), на этом фронте наступило полуторагодовое затишье, — имеется в виду то, что масштабных проектов с участием сразу нескольких музеев не осуществлялось…
И вот осенью 2016 года выстрелило дважды. В октябре в выставочных залах Федеральных Архивов, что на Большой Пироговской открылась большая экспозиция «Крым в истории России» (руководители проекта А.В.Юрасов, О.В.Лобов, куратор Н.Ю.Болотина), в которой, помимо основного материала, предоставленного крупнейшими архивами страны – ГАРФом, РГАДА, РГИА, РГВИА и др. — были выставлены экспонаты Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, ряда других музейных собраний.
В ноябре не менее серьёзную выставку презентовал в Румянцевском особняке на Английской (снова Английская!) набережной Музей истории Санкт-Петербурга (директор и руководитель проекта А.Н.Колякин, куратор Э.Г.Пияева). Выставка получила название «Путешествие в Крым» и включила не только предметы и документы из Петропавловской крепости, но и из Эрмитажа, Музея военно-морского флота и еще нескольких музеев. Глядя на такое своеобразное соревнование двух столиц в освоении крымской темы, нельзя удержаться — нет, не от сравнений — а от благожелательных сопоставлений обоих проектов.
При том что Московская выставка задумана с размахом, так сказать «от Владимира до Владимира», а петербуржцы оказались скромнее, начав свой рассказ с Екатерининских времён, основной материал обоих экспозиций хронологически в основном тождественен и охватывает период XVIII-XX веков (с непременными в обоих случаях разделами о Крымской весне).
А вот по своему характеру он совершенно различен. В основу выставки Росархива закономерным образом положены документы, в то время как присутствующие музейные предметы играют вспомогательную роль, экспозиция же Музея Истории Санкт-Петербурга целиком зиждется на «историко-бытовых» вещах и произведениях искусства при сравнительно небольшом количестве бумаги.
Это не удивительно: Москва представляет официальную документальную историю «Русской Тавриды», в то время как Петербург выбрал для своей цели доверительный «партикулярный» тон путевого рассказа (или, точнее, показа). От питерской выставки веет расслабляющим теплом (хотя в день открытия шёл снег), московская же призывает к державной сосредоточенности.
Организаторы обеих выставок приняли сходный порядок представления материала — по хронологии основных событий истории Крыма, но посетителю для его постижения нужно обладать различными навыками и настроем. Московская выставка в основном прочитывается, петербургская рассматривается.
По этой причине, хотя залы в особняке северной столицы вдвое больше по площади, чем московские, изучение Росархивной экспозиции потребует наверняка более длительного времени. В общем, если вы не умеете или просто устали читать, — лучше сразу поезжайте в Питер.
Кое-кто может подумать, что перед нами как будто две книжки — в одной текст, в другой иллюстрации, и спросить, а не лучше ли было их объединить? Не лучше. Как объединить императорский манифест с купальным костюмом? Оба имеют смысл, но пусть каждый живёт в присущем только ему культурном и вещевом контексте, даже если эти контексты отделяет друг от друга расстояние между двумя российскими столицами.
Обе выставки рассказывают об одних и тех же событиях (уже успевших превратиться в хэштеги): присоединение Крыма, путешествие Екатерины, строительство Черноморского флота, Крымская война, Царская Ливадия, русская Ривьера, Гражданская война и великий исход, Крымские татары и Артек, вторая Оборона Севастополя, Хрущёв и Всесоюзная здравница, «форосский затворник» и «Крымская весна» — но, сопоставляя обе экспозиции, никак не можешь отделаться от мысли, что они о разных Крымах.
Одна — в большей степени о «Храмовой горе», о форпосте на Чёрном море, об истоке российской государственности и православной веры, другая – преимущественно об экзотическом месте, замечательном курорте и приятном времяпрепровождении в обществе хороших людей. Одна, так сказать, об империи, другая — о свободе (как сказал бы Георгий Федотов). И спрашиваешь себя: так чей же Крым — московский или питерский (?) —… лучше всего передаёт так близко знакомый тебе дух этой земли? И подумав об этом, понимаешь, что полностью представлен он может быть только в совокупности всех этих ассоциаций.
Вот для того, чтобы ощутить в полной мере эту культурную стереоскопию, стоит, ей-Богу, совершить путешествие из Петербурга в Москву или обратно. Сказав же о том, что крымская тема объединила этой осенью обе российских столицы, нельзя с удовлетворением не отметить и то, что она стала точкой концентрации усилий по-настоящему большого числа отечественных музеев и архивных собраний.
В московской выставке приняло участие десять архивов и пять музеев, в Санкт-петербургской — семь музейных учреждений. В кулуарах открытия в Петербурге было отмечено, что до этого переговоры о совместных выставках между Петропавловской крепостью и Эрмитажем велись шесть лет…
Особенно важно, что в создании обеих выставок приняли участие и музеи Республики Крым и Севастополя и среди них — Центральный музей Тавриды, вот уже более двух лет служащий основной площадкой для деятельности Крымского отделения Российского исторического Общества.