Крымское Эхо
Архив

Донбасс в контексте Русского мира

Виталий ДАРЕНСКИЙ

Донбасс (Донецкий каменноугольный бассейн) — название исторических областей восточной Новороссии и западных районов Войска Донского, возникшее в период их промышленного освоения. В настоящее время Донбасс включает в себя основную часть Донецкой области, без ее самых южных аграрных районов (но включая порты Мариуполь, Бердянск и Новоазовск), и южную половину Луганской (с границей по р. Северскому Донцу). Территория современного Донбасса, как и вообще около половины территории современной Украины, была освоена славянским населением исключительно благодаря ее вхождению в состав Российской Империи в последней трети ХVIII века. Потомки автохтонного кочевого населения территории современного Донбасса ныне проживают на территории Казахстана и РФ.

Донбасс является исторически самым первым в Украине и одним из самых первых в Европе промышленным высокоурбанизированным регионом, возникшем еще в период первой промышленной революции XIX века (его европейские аналоги — район Рура в Германии и Ньюкасла в Англии). Особо интенсивные периоды развития Донбасс пережил в 1870-1900-х, 1930-х и 1950-1970-х годах. В настоящее время, несмотря на экономическую катастрофу 1990-х годов, он остается самым развитым и наиболее вестеринизированным в социокультурном отношении регионом — «локомотивом экономики» Украины с самыми высокими по стране темпами роста промышленного производства и самым высоким уровнем доходов населения. К середине 2000-х годов на Донбассе сформировалась первая в Украине новая политическая элита, представляющая интересы развивающегося отечественного капитала.

Мнение о том, что Донбасс представляет собой «этнотерриториальную общность», для которой характерна «коалиция украинцев и русских» и соответствующий ей «культурный синтез», к настоящему времени является глубоким анахронизмом. Статистический факт численного доминирования «украинцев» (южноруссов) и великороссов среди населения Донбасса, при наличии здесь весьма крупных неславянских этнических групп, имел место примерно до середины ХХ века. Во второй половине ХХ века на Донбассе происходили интенсивные процессы этногенеза, обусловленные последней «волной» урбанизации и развития массовых коммуникаций. В результате здесь, и как во многих других регионах бывшего СССР, сформировался новый этнос, в современных исследованиях определяемый термином новороссы.

Новороссы, составляющие более 90 % населения Донбасса, в подавляющем большинстве являются людьми, имеющими предков из нескольких «старых» этносов и уже поэтому не могут быть отнесены ни к одному из них. Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует — они принадлежат к одному новому этносу.

Традиционные этнические идентификации имеют на Донбассе реликтовый и маргинальный характер. Этнические украинцы и великороссы, сохранившие свои языковые, ментальные и поведенческие особенности в настоящее время здесь не превышают численно представителей других «национальных меньшинств» (кавказских народов, греков, евреев, цыган и др.). Донбасс — полностью моноязычный регион, в котором количество реальных носителей украинского языка не превышает количество представителей кавказских диаспор. Поэтому можно констатировать, что отсутствие русского языка в качестве одного из государственных фактически ставит Донбасс в положение колонизируемой территории, живущей в режиме перманентных лингвокультурных репрессий. Статистика влияния российского и украинского культурного и информационнного пространств на Донбассе однозначно свидетельствует о полном доминировании первого. Элементы украинской культуры здесь существуют только в качестве «мозаичных» вкраплений, и при том чаще всего весьма искусственных.

Советский период истории Донбасса характеризовался непрерывными попытками его «украинизации», в 1920-1930-х, в период фашистской оккупации и с конца 1980-х имевших агрессивно-наступательный, а в остальные периоды — более мягкий характер. Эти попытки оказались неудачными, т.к. вступили в вопиющее противоречие с объективной исторической тенденцией расширения и интеграции русского культурно-языкового пространства. Поэтому с конца 1950-х годов государство было вынуждено идти на сокращение доли украиноязычного образования и издания печатной продукции в силу их невостребованности населением. После формирования на Донбассе новой этнической общности любые попытки его «украинизации» стали абсолютно бесперспективными, затрагивая лишь узкие группы карьеристской интеллигенции.

Сформировавшаяся здесь новая этническая общность не является локальным явлением, но частью очень большой общности, сложившейся на огромных пространствах, ныне разделенных государственными границами. Исследователи пишут о «новороссийском цикле» развития Русского мира, при котором «именно новороссы, от Дуная до Алтая, берут на себя функцию системообразования и энергично формируют новую Россию. XXI век будет веком становления Новороссии в политическом плане» (Е.Морозов). В XVIII-XIX вв. заложены основания и началось формирование новороссов как особого евразийского мегаэтноса, но по существу оно произошло уже в ХХ веке, и особенно во второй его половине. Этот феномен долгое время скрывался под термином «советский народ как новая историческая общность людей», хотя полного совпадения между ними нет. «Жизненным миром», «ландшафтом» нового этноса, обусловившим закономерность и неизбежность его появления, является новое индустриальное пространство: мегаполисы, рабочие поселки, стройки, вообще все новые поселения эпохи Модерна, предшественником и «архетипом» которых в данном регионе было освоение евразийской Степи. Вследствие сущности своего происхождения, этнос новороссов изначально болен всеми специфическим «болезнями Модерна»: разрушением традиций, ценностного сознания, кризисом семьи и т.п. Жизнеспособность этноса, тем самым, самым непосредственным образом зависит от того, насколько ему удастся победить эти болезни. Единственной возможностью для этого является рехристианизация, без которой невозможно возрождение семьи и трудовой этики, а также усвоение традиционных ценностей Русского мира (в том числе, политических и культурных).

В настоящее время Донбасс является регионом достаточно интенсивной рехристианизации населения, причем глубоко позитивными являются следующие обстоятельства: 1) возвращение к вере здесь происходит, как правило, не на основе семейного воспитания, а на основе личного выбора и реального религиозного опыта — т.е. здесь имеет место религиозность не инерционного, реликтового типа (как в аграрных регионах, почти не затронутых Модерном), а креативно-личностного типа, отличающегося большой устойчивостью и пассионарностью; 2) возвращение к вере здесь происходит, как правило, в рамках аутентичного Православия и жесткого противостояния расколам на этнической почве, характерным для Украины. На Донбассе сформировались местные традиции монашества и старчества. Важным фактом является появление на Донбассе новой православной Лавры — этот статус заслуженно получил старейший на Руси Святогорский монастырь, ведущий свою историю со времен противостояния иконоборчеству (VIII в.).

Донбасс как регион является одним из классических для всей «новороссийской» идентичности. Об этом свидетельствуют не только объективные социокультурные характеристики его населения, но и показательные эмпирические данные о его самосознании. Более половины населения Донбасса, несмотря на мощную украинизаторскую пропаганду, все равно идентифицирует себя именно в качестве «особенной общности людей», а отнюдь не как «украинцы» или «русские», совершенно независимо от того, кем были их предки; в частности, к «населению Украины» среди опрошенных на Донбассе еще в конце 1990-х годов себя относило лишь 23 процента (а наибольшая категория самоидентификации как «населения бывшего СССР» составляла 34 процента). С другой стороны, к настоящему времени, вследствие манипуляции массовым сознанием через СМИ и идеологизированную систему образования, значительная часть населения Донбасса уже идентифицирует себя с украинцами, — но, как правило, имея в виду в первую очередь гражданство, а не этническое происхождение, которое стало безразличным вследствие полной неактуальности в монолитной русскоязычной среде.

Население Донбасса, сформированное в эпоху самого интенсивного общеевропейского Модерна, отличается самым высоким среди населения Украины развитием структур модерного, т.е. рационально-критического мышления именно на уровне массового сознания. Благодаря этому, наряду с новороссами Новороссии и Крыма, оно остается наиболее устойчивым перед попытками любых идеологических манипуляций. Этим, в частности, объясняется тот факт, что именно Донбасс стал центром сопротивления событиям 2004 года. «Оранжевая» мифология, рассчитанная на эксплуатацию атавизмов домодерного мышления (утопизм, «образ врага», «культ личности», эмоции толпы и т.п.), именно здесь натолкнулась на самый мощный иммунитет к такого рода манипулятивным технологиям.

В настоящее время Донбасс является главным «донором» Украины практически во всех сферах жизни: экономической (одна Донецкая область дает 1/5 государственного бюджета), социальной (самые высокие после Киева темпы создания рабочих мест и повышения общего качества жизни), политической (формирование новой элиты), культурной (сохранение мировых стандартов в науке, искусстве, технике). Вместе с тем Донбасс остается специфическим продуктом истории Русского мира и важнейшим фактором его дальнейшей исторической судьбы.

 

Даренский Виталий Юрьевич,
доцент кафедры философии права
луганского государственного университета внутренних дел
им.Э.Дидоренко,
кандидат философских наук

 

Доклад прочитан на конференции
«Крым в контексте русского мира»

 

См. другие статьи этого автора:
[url=http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=1081]Русский мир: прошлое, настоящее, будущее[/url]

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Мальчикам страшно, мальчикам — амба

.

Как Сенченко диверсантом стал

Борис ВАСИЛЬЕВ

Крым. 1 октября

.

Оставить комментарий