Крымское Эхо
Архив

Долгоруковский обелиск. Как это было

Долгоруковский обелиск. Как это было

ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА

<i> Сегодня в Крыму разгорается скандал: мол, после реставрации с Долгоруковского обелиска исчезла надпись, «где упоминалось «освобождение Крыма русскими войсками от турецкого ига» во второй половине XVIII века, а также говорилось, что памятник установлен на месте, где находился штаб русского полководца Долгорукова». <br />
Материал историка и искусствоведа <b>Владимира Гурковича</b>, который он передал в редакцию «Крымского Эха», предшествовал началу последнего этапа реставрации обелиска, который завершился в январе 2011 года. Надеемся, что эти записки помогут восстановлению истины…
Долгоруковский обелиск. Как это было
Обелиск расположен: Украина, Автономная Республика Крым, г. Симферополь, площадь на пересечении улицы Жуковского и улицы Карла Либкнехта (у сквера Победы). По «Списку памятников местного и национального значения, расположенных на территории Автономной Республики Крым» (г. Симферополь, 2004 г.) памятник значится под порядковым N 861. Поставлен на учет решениями Крымского облисполкома от 05.09.1969 г. N 595 и от 22.05.1979 г. N 284. Госпаспорт N 29.

Долгоруковский обелиск установлен в районе, где в 1771 году находился штаб командующего 2-й Русской армии князя В. М. Долгорукова.

1. Некоторые страницы из биографии
князя В. М. Долгорукова-Крымского,
в том числе крымские и московские фрагменты
Василий Михайлович Долгоруков родился в 1722 году. В тринадцать лет был записан в драгуны. Опала, постигшая семью Долгоруковых в эпоху Бироновщины при Анне Иоанновне, коснулась и князя Василия Михайловича. Его было запрещено производить в офицеры. Однако, доблесть, проявленная им в 1736 году при штурме Перекопской крепости, преграждающей вход в Крым, заставила фельдмаршала Миниха нарушить повеление Императрицы и присвоить пятнадцатилетнему князю звание поручика. Так завершилось первое знакомство Василия Долгорукова с Крымом, «покорителем» которого он вошёл — как писали в старое время — в отечественную историю.

В 1737 году Долгоруков участвовал в штурме Очакова, турецкой крепости. Здесь он потерял родного брата, убитого в бою. После окончания Турецкой войны принимал участие в боевых действиях в Шведской кампании (1741-1743 гг.). В 1747 году произведен в полковники и назначен командующим Тобольским пехотным полком. (Много лет спустя этот полк принял активное участие в героической обороне Севастополя 1854-1855 годов.) В. М. Долгоруков участвовал в общеевропейской Семилетней войне в коалиции против Пруссии (1753-1761 гг.), где получил первый генеральский чин. В этой войне он был дважды ранен.

В 1768 году вспыхнула война между Россией и Турцией, на стороне последней выступило Крымское ханство. В начале 1769 года войска Крым-Гирея начали успешное наступление, дойдя до Ладыжина в Подолии, приблизились к Полтаве и Бахмуту (недалеко от современного Харькова). В апреле 1771 года 2-я Русская армия под руководством князя В.М.Долгорукова развернула успешное контрнаступление. Штурмом была взята Перекопская крепость. А через две недели, 29 июня 1771 года, в сражении под Кафой (ныне Феодосия) объединенные вооружённые силы Османской империи и Крымского ханства (около 95 тыс. человек) были разбиты. Русская армия установила контроль над всей территорией Крыма.

По этому поводу Императрица Екатерина II писала В. М. Долгорукову: «Все сие служит следствием не только неустрашимости войск наших, но и разумного, доброго и искусного вашего предводительства, за что премного вам благодарствую».

Особо следует отметить факт, который и в советское время, и в нынешнее замалчивался: в результате победы войск Долгорукова были освобождены от татарской неволи до 9000 пленных христиан — мужчин и женщин (см. приложение 31).

Надпись, которая исчезла после реставрации
Долгоруковский обелиск. Как это было
Победа 2-й Русской армии под командованием В.М.Долгорукова в 1771 году создала в конечном итоге благоприятные предпосылки для включения Крыма в состав России, которое произошло в 1783 году. Надо ещё раз отметить, что впервые молодой Долгоруков участвовал в боевых действиях против войск Крымского ханства в 1736 году, проявив при этом доблесть. На сей счёт удачно подмечено было в одном жизнеописании князя Долгорукова: «Таким образом, он прославил имя своё в тех местах, где за 35 лет начал только знакомиться со славою».

Знаменательно, что 2-я Русская армия под командованием В. М. Долгорукова в 1771 году положила конец череде бесчисленных набегов крымских татар на территорию современной Украины, России и Польши.

Генерал-аншеф Долгоруков не принадлежал к числу блистательных полководцев первой величины, как А.В.Суворов или М.И.Кутузов, но, во всяком случае, порученное ему дело всегда выполнял с усердием, до победы. Был награждён рядом высших орденов России, в том числе Бриллиантовым знаком к ордену Святого Андрея Первозванного. В 1775 году Императрица Екатерина II за выдающиеся заслуги на поле брани присвоила ему титул «Крымского».

В 1780 году Екатерина II назначила В. М. Долгорукова-Крымского главнокомандующим в Москву. Здесь он приобрёл, как выражались в старое время, общие симпатии. Только два года стоял Долгоруков во главе Первопрестольной столицы. Умер 30 января 1782 года. «Записки современников отчётливо рисуют всю печаль Москвы, по-видимому, искренне полюбившей своего недолгого правителя», — отмечал «Русский биографический словарь» — авторитетное издание начала XX века.

Погребён был в подмосковном селе Полуектове, в 90 верстах от столицы, в сооружённой им церкви Трёх Святителей. Надо с горечью констатировать, что в настоящее время власти Автономной Республики Крым и крымская общественность не информированы о состоянии могилы, человека, чья фамилия имеет титул Крымский.

2. Описание Долгоруковского обелиска
в его первоначальном виде
Памятник в честь князя В. М. Долгорукова-Крымского был заложен в городе Симферополе, административной столице Таврической губернии, 5 апреля 1842 года. Он был установлен в районе, где в 1771 году в лагере Российских войск стояла палатка командующего 2-й Русской армии. Автор монумента — профессор Август Штрейхенберг, подданный Прусского короля. Монумент был сооружен на средства внука полководца — действительного тайного советника, обершталмейстера Императорского двора Василия Васильевича Долгорукова. Освящен 29 ноября 1842 года.

 

До реставрации

Долгоруковский обелиск. Как это было
Общий рисунок памятника напоминал четырёхгранную ступенчатую пирамиду. Это была классическая для XIX века форма монумента.

Общие размеры памятника: высота — 19,81 м, стереобат — 10,88 х 10,92 м, стилобат — 7,81 х 7,86 м, цоколь — 3,38 х 3,38 м, пьедестал — 2,43 х 2,43 м, шпиль в основании — 1,73 х 1,73м, медальоны (каждый из четырёх) — 1,48 х 1,48 м. Внимание: обмеры произведены в 1979 году при подготовке предварительных материалов к проекту реставрации обелиска. Разработка проекта осуществлялась сотрудниками НИРО-10 Украинского специального научно-реставрационного управления (главный архитектор А. Макашин, начальник НИРО-10 В. Борисов).

Как выглядел монумент первоначально, с момента открытия до 1919 года, то есть до первого варварского глумления? Опишем памятник по составным частям:

Стереобат (основание) . Прямоугольная в плане площадка (стилобат) с четырьмя нисподающими ступенями по периметру. Материал — тесаные прямоугольные плиты из крымского диорита, скреплённые пиронами (металлические скобы).

Цоколь. Отдалённо напоминал усечённую пирамиду. Материал облицовки — диоритовые прямоугольные блоки. В данном случае цоколь мы можем также трактовать как нижнюю часть двухступенчатого пьедестала. Однако для простоты и удобства описания автор принял решение «разбить» двухсоставную нижнюю часть памятник на цоколь (усл.) и пьедестал.

Пьедестал. По форме близок к кубу. Материал облицовки — аналогичные диоритовые блоки. С четырёх сторон квадратные ниши, в которых были (!) установлены мраморные медальоны-барельефы с текстом. Материал медальонов — каррарский мрамор.

База и карниз пьедестала. Материал — крымский мраморовидный известняк. База пьедестала по профилю напоминает обратный каблучок. Карниз пьедестала по профилю близок к прямому каблучку.

Декоративное оформление верхней части пьедестала. По карнизу пьедестала идут фигурные зубцы. Вероятно, зубцы были изготовлены из каррарского мрамора. Однако, можно допустить, что из крымского мраморовидного известняка.

После реставрации
Долгоруковский обелиск. Как это было
На основании изучения гравюр XIX века и фотографий памятника XX века можно сделать вывод, что над каждым из 4-х карнизов располагались по 7 зубцов и по два полузубца по углам. Полузубцы под углом 900 стыковались с аналогичными полузубцами смежных сторон, образуя в плане Г- образный профиль. Можно сказать, что в паре боковые полузубцы образовывали упрощенного геометрического рисунка акротерий (усл.). Итак, всего по периметру верхней части карниза находилось: 28 зубцов (т. е. — 7 х 4) + 8 полузубцов (т. е. — 2 х 4).

Составной, завершающей частью пьедестала является одноступенчатый объем, квадратный в плане, его горизонтальная площадь немного меньше аналогичной площади самого пьедестала. Материал облицовки — диорит. По существу, этот объем является стилистическим переходным модулем от пьедестала к шпилю.

По четырем углам модуля возвышаются Г- образные в плане акротерии — пальметты. Материал — каррарский мрамор.

Шпиль. Четырёхгранный, остроконечный. Бесспорная и выразительная доминанта памятника. Материал облицовки — диоритовые блоки.

Примечательно, что внутренний объем памятника был забутован камнем на известковом растворе (от стереобата до шпиля, во всю высоту).

Общую композицию памятника гармонично дополняли установленные по углам стереобата четыре шестигранных светильника на чугунных опорах, врытые рядом с ними четыре чугунных пушки XVIII века и массивная металлическая цепь, укрепленная по периметру стереобата на 12-ти конических диоритовых столбиках.

Долгоруковский обелиск. Как это было
Авторские гравюры медальонов впервые были опубликованы в изданной в 1842 году в Москве книге

«MONUMENTO
COI SUOI PRINCIPALI BASSI-RILIEVI
ERETTO COLLA BENIGNA APPROVAZIONE
DI SUA MAESTA L’IMPERATORE DI TUTTE LE RUSSIE
E COLLOCATO
SULLA GRAN PIAZZA IN SIMFIROPOLI NELLA CRIMEA
L’ANNO 1842
IN ONORE DEL PRINCIPE
BASILIO MICHAILOVITSCH DOLGORUKI-KRIMSKI
DAL SUO NIPOTE GRAN SCUDIERE
PRINCIPE BASILIO BASILEVITSCH DOLGORUKI
INVENTATO E SCOLPITO DAL PROFESSORE
STREICHENBERG».

Перевод с итальянского Бориса Кадочникова:
«ПАМЯТНИК / с великими барельефами на цоколе / воздвигнутый с Высочайшего соизволения / Его Величества Императора Всея Руси / и установленный / на большой площади в Симферополе в Крыму / в 1842 году / в честь князя / Василия Михайловича Долгорукова-Крымского / его внуком / князем Василием Васильевичем Долгоруковым / разработал и исполнил профессор / Штрейхенберг».

Перевод Ольги Корчевской.

Сюжеты медальонов:

Центральный фасад , или — лицевой, или — юго-восточный. Для обыденного употребления — фасад, выходящий на ул. Жуковского; или — фасад, выходящий к Александро-Невскому собору. Изображение фамильного герба князя Долгорукова.

Внимание! В книге «MONUMENTO …» гравюра герба князя Долгорукова дана в зеркальном изображении, т. е. правильно. Далее описание медальонов идет по часовой стрелке:

Юго-западный фасад. Фасад, выходящий в сторону ул. К. Маркса (быв. Екатерининской). Композиция под условным названием «Война». В центре медальона- герб Российской империи, по кругу — многофигурная композиция, воскрешающая битву русских и татар. Их изображения аллегоричны.

Северо-западный фасад. Фасад, выходящий на ул. К. Либкнехта (быв. Долгоруковская). В центре медальона — князь Долгоруков-Крымский с лавровым венком на голове. Грудь его покрыта кольчугой, поверх которой цепь ордена Святого Андрея Первозванного. По кругу текст, исполненный в правилах старого правописания: «Князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому от внука князя Василия Долгорукова».

Долгоруковский обелиск. Как это было
Северо-восточный фасад. Фасад, выходящий в сторону ул. Р. Люксембург (быв. Александро-Невская). Композиция под условным названием «Мир». В центре медальона — изображение христианского (четырёхлапчатого) креста в сиянии. По кругу — многофигурная композиция. В дореволюционных источниках она часто именовалась так: «Князь Долгоруков вручает законы покорённым народам». Они изображены в лице трёх избранных представителей, сопровождаемых толпой мужчин и женщин, несущих трофеи и дары князю. В нижней части рельефа — христианский священник, проповедующий крымцам Слово Божие. В правой части композиции — аллегорическое изображение окончания войны: группа русских и татар, перевязывающих раны; пленники, освобождаемые от оков.

Эти медальоны были созданы в мастерских профессора изящных искусств Штрейхенберга в Карраре (Италия). Его работа была отмечена Каррарской академией, а автор был избран почётным профессором Академии.

Круглые мраморные медальоны были укреплены в квадратных нишах пьедестала. Каждый медальон был в обрамлении растительного орнамента — по одному фрагменту в каждом углу.

Можно с определенной степенью уверенности предположить, что рисунки угловых рельефов были созвучны рисунку описанных выше акротерий. Вероятно, эти рельефные заставки были изготовлены из каррарского мрамора или крымского мраморовидного известняка.

Можно предположить, что рисунок ныне существующих угловых заставок медальонов (обр. 1952 года) являются копией изначальных рельефов.

В таком виде памятник пребывал без изменений до 1 мая 1919 года, когда по распоряжению Советской власти революционно настроенные массы выломали все четыре барельефа. Каким-то чудом сохранились фрагменты двух барельефов: фамильный герб князя Долгорукова-Крымского и герб Российской империи на фоне битвы русских и татар.

Первый барельеф (усл. — «Герб Долгорукова») представлен пятью мраморными фрагментами произвольной конфигурации. Четыре фрагмента стыкуются между собой.

Примечательно, что в силу какой-то необъяснимой причины фамильный герб Долгорукова прорисован на гравюре Августом Штрейхенбергом в зеркальном (!) изображении. В мраморе же герб был исполнен по каноническим требованиям, одним словом, правильно.

Общая площадь сохранившихся фрагментов медальона «Герб» составляет около 50 % изначальной площади медальона.

Второй медальон (усл. «Война» или «Двуглавый орел») представлен тремя мраморными фрагментами, два из которых весьма значительны по площади. Все фрагменты стыкуются между собой. Общая площадь сохранившихся фрагментов медальона порядка 65 %.

Фрагменты медальонов хранятся в экспозиции лапидария Центрального музея Тавриды (г. Симферополь, ул. Гоголя, 14).

Цепное ограждение. Фонарные столбы. Артиллерийские орудия.

По периметру стереобата (изначально!) была расположена металлическая цепь, укрепленная на 12 конических столбиках из диорита. Вероятно, несколько позже 1842 года были установлены 4 чугунные опоры для светильников. Опоры находились в углах ограды, с внутренней стороны.

С внешней стороны углов цепного ограждения в конце XIX века врыли в землю старинные чугунные пушки (казенной частью вниз, с наклоном стволов в сторону обелиска).

3. Произвольная «реставрация» 1952 года
В 1952 году была осуществлена так называемая «реставрация» обелиска. По существу это была реконструкция объекта. Причем, комбинированная реконструкция. Так, из цемента были отлиты копии двух медальонов: портрет князя В. М. Долгорукова-Крымского и изображение его фамильного герба. На месте двух других медальонов (крест в сиянии, в обрамлении аллегории с условным названием «Мир» и герб Российской империи в обрамлении аллегории «Война») установили цементный «новодел», по теме и исполнению ничего общего с оригиналом не имеющее. С юго-восточного фасада был установлен медальон с надписью на современном русском языке: «В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году». С обратной стороны, то есть с северо-западного фасада, был установлен такой же медальон с текстом: «На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В. М. Долгорукова».

Следует отметить, что нет ни одного документа, который бы подтвердил, что именно на этом (!) месте был штаб генерала Долгорукова. Кстати, в досоветский период говорили более изящно: «по преданию (!) здесь располагалась палатка Долгорукова». Понятно, что офицеры штаба собирались в палатке командующего. Тем не менее известно, что лагерь русских войск в 1771 году находился именно в этом районе. Кстати, в 1777 году укрепленный лагерь войск под командованием А. В. Суворова был на этом же месте (усл. — совр. район гостиницы «Украина» и прилегающая к ней территория).

Заметим, что «модернизированный» текст и первой мемориальной доски («В память освобождения…») с исторической точки зрения выглядит если не спорно, то явно дискуссионно. Да и с точки зрения стилистической воспринимается он далеко не идеально, даже двусмысленно.

Однако, главный негативный результат «реставрационных» усилий 1952 года состоял в том, что изначальный смысл, заложенный создателями памятника в его барельефы, был выхолощен и деформирован.

Одним словом, советую заинтересованным лицам познакомиться с сюжетами первоначальных медальонов, внимательно их изучить и сделать свой вывод.

В 1952 году были также заменены первоначальные столбики, на которых крепилась металлическая цепь. Конические столбики (обр. 1842 года) из крымского диорита уступили место бетонным, изготовленным в форме усеченной четырехгранной пирамиды. Шестигранные фонари на чугунных опорах были заменены четырехгранными.

4. Попытка реставрировать памятник
в конце 70-х — начале 80-х годов XX века
В 1979 году были начаты работы по ремонту и реставрации Долгоруковского обелиска. Планировалась замена псевдоисторических медальонов и цементных копий образца 1952 года на точные копии, исполненные в мраморе. Кроме того, планировалось отремонтировать, заменить и реставрировать стереобат, базу и карниз пьедестала, декоративные детали, столбики ограждения. Все работы намечено было завершить к 1984 году, к празднованию 200-летия города Симферополя.

Проектную часть работ начали зимой 1979 года и через несколько месяцев, в том же году, завершили. Эти работы были выполнены НИРО-10 (начальник В. Н. Борисов, главный архитектор А. М. Макашин). Научно-исследовательский реставрационный отдел входил в то время в структуру Крымский специальных научно-производственных мастерских. Проектная документация 1979 года до последнего времени хранила в архиве КСНПМ. Надо отметить, что первая фаза проекта реставрации состояла из исторической записки, составленной Светланой Беловой.

К сожалению, за несколько лет был осуществлён ограниченный объём работ, в основном относящийся к реставрации стереобата (основания) и столбиков ограждения. Главная цель ремонтно-реставрационных усилий состояла в воссоздании медальонов памятника в их первоначальном виде. Эта задача выполнена не была.

Следует подчеркнуть, что основные сюжетные и смысловые части памятника — это барельефы. В них сосредоточен исторический, политический, религиозный, национальный смысл всего монумента. Четой скульпторов Петренко, Надежды Ивановны и Владимира Васильевича были сделаны модели медальонов в натуральную величину: две гипсовые и две в пластилине, готовые к формированию в гипс. Однако дальнейшие подготовительные работы были прекращены в силу отсутствия мрамора (завезённые четыре блока — 150 х 150 х 15 см — имели трещины).

Кроме того, в силу отсутствия финансирования прекращены были работы и по изготовлению декоративных элементов из мрамора и мраморовидного известняка. Изготовили всего 28 новых зубцов из мрамора и несколько пробных блоков из мраморовидного известняка для базы и карниза пьедестала. К работе по созданию акротерий и угловых декоративных рельефов в нишах скульпторы так и не приступили.

200-летие Симферополя Долгоруковский обелиск встретил со свежими следами ремонта стереобата и ограждения, но с теми же медальонами обр. 1952 года. Без зубцов и акротерий! Последние демонтировали в начале 80-х годов с целью реставрации…

Прошли юбилейные торжества 1984 года. Интерес городских властей к продолжению работ по Долгоруковскому обелиску пропал. Исчез полностью! За 24 года практически ничего не было сделано по реставрации этого уникального памятника истории Отечества.
К глубокому прискорбию время неумолимо. Уходят в Мир иной люди, которые в 80-х годах прошлого века принимали самое деятельное участие в реставрации обелиска — Виктор Федорович Крылов, Надежда Ивановна Петренко…

5. С технической точки зрения реставрации памятника возможна
В настоящее время есть многие предпосылки для возрождения памятника в его первоначальном виде. Не хватает главного и основополагающего — официального решения на уровне городских (!) властей и, естественно, финансирования.

Разработанная техническая документация на реставрацию обелиска находится в архиве ЗАО «Крымреставрация» г. Симферополь, ул. Узловая, 2; тел.: (0652)48-19-05, 48-14-06, факс 48-38-72. Лет десять назад в беседе с автором этих строк президент ЗАО Виктор Федорович Крылов (+ 2004 г.) заверил, что возглавляемая им организация в состоянии сделать все необходимые работы по полной и научной реставрации Долгоруковского обелиска. Единственное условие — гарантированное финансирование.

Еще раз следует отметить, что почти четверть века тому назад скульпторы Надежда Ивановна (+ 2006 г.) и Владимир Васильевич Петренко изготовили в гипсе и в пластилине модели основных идейных и смысловых составляющих обелиска — медальонов. Изготовлены также были и 28 декоративных зубцов из мрамора.

Определенную информацию по изготовленным моделям медальонов можно получить у сына скульпторов Виктора Владимировича Петренко.

Информацию можно получить у лиц, причастных к разработке проектной документации 1979 года на реставрацию Долгоруковского обелиска: Белова Светлана Леонидовна, Макашин Алексей Михайлович, Борисов Валерий Николаевич, проживающий в Бахчисарае. Дополнительную информацию можно также получить у ветерана Республиканского комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Автономной Республики Крым Людмилы Николаевны Вьюницкой. Оказать содействие в информационном и иллюстративном обеспечении разработки проекта восстановления Долгоруковского обелиска также могут: Кацубинский Владимир Анатольевич, один из ведущих филокартистов Симферополя; Мальгин Андрей Витальевич, генеральный директор Центрального музея Тавриды.

В частности, в фондах ЦМТ есть ряд почтовых открыток и фотографий с общеситуационным изображением Долгоруковского обелиска. Например дореволюционные:
КП — 37366, Г — 2968;
КП — 37343, Ф — 8050;
КП — 37338, Ф — 8045;
КП — 37247, Г — 2906. И другие.
Советского периода:
КП — 15073/2, Ф — 5724 (1967 г.);
КП — 37357, Г — 2959 (1958 г.);
КП — 37356, Г — 2958 (1959 г.);
КП — 37345, Ф — 8052 (1957 г.). И другие.
Примечание: первая группа букв и цифр — номер по книге поступлений, вторая группа — инвентарный номер.

Главный хранитель фондов ЦМТ Храпунова Людмила Николаевна.

Литература о Долгоруковском обелиске есть в научной библиотеке музея «Таврика», в том числе издания, иллюстрации из которых репродуцируются в данной справке («MONUMENTO…», «Третья учебная экскурсия…»). Зав. библиотекой «Таврика» Колесникова Нина Николаевна.

Пользуясь случаем выражаю искреннею благодарность вышеперечисленным лицам и всем, кто оказал мне помощь и содействие в работе над данной справкой.

В заключение главы автор сообщает, что лет десять тому назад видел четыре модели медальонов, исполненных в гипсе и пластилине, в мастерских Художественного фонда на ул. Ладыгина в Симферополе. Их мне демонстрировала Надежда Ивановна Петренко. Они были в удовлетворительном техническом состоянии, без каких-либо технических повреждений.

Там же, в мастерской, автор видел, сложенные в ящик снятые (до 1984 года) с Долгоруковского обелиска зубцы и акротерии. Их техническое состояние было неудовлетворительное. Некоторые детали требовали полной замены, другие потенциально могли быть реставрированы. В другом ящике лежали новые мраморные зубцы (28 шт.).
Сын скульпторов Виктор Петренко последний раз делал фотографии моделей медальонов, которые находились в мастерской Худфонда, в 2004 году. Состояние всех моделей, по его словам, в целом, было удовлетворительным.

В каком техническом состоянии находятся модели медальонов в настоящее время автору не известно. Не известно и о сохранности упомянутых зубцов. Думаю, что следует организовать официальную (!) комиссию, выехать на место нахождения моделей медальонов, новых зубцов и фрагментов декоративных элементов обр. 1842 года. Основной результат деятельности вышеупомянутой комиссии должен заключаться в создании гарантированных условий по сохранению уже изготовленных моделей медальонов.

6. Историческое значение и архитектурные достоинства Долгоруковского обелиска
Долгоруковский обелиск является выдающимся памятником истории Крыма. Он посвящён российскому полководцу, который сокрушил в 1771 году татаро-турецкую мощь в Крыму и на юге современной Украины. Руководимые им войска поставили последнюю точку в череде многочисленных грабительских набегов войск крымских ханов на нынешние территории Украины, Российской Федерации, Польши и других государств. Поэтому значение данного памятника выходит далеко за пределы города Симферополя и Крымского полуострова.

И с точки зрения искусствоведческой Долгоруковский обелиск тоже является не рядовым объектом. Великолепные пропорции, изящество, классическое расположение объекта как градостроительной доминанты дают право высоко оценить архитектурные, художественные и строительно-технологические достоинства обелиска. Установленный в 1842 года. на личные средства внука князя В. Долгорукова, Василия Васильевича, он является и первым гражданским памятником в Симферополе.

Долгоруковский обелиск сразу же после возведения превратился в одну из центровых достопримечательностей города Симферополя. В определенной степени он стал одним из неофициальных символов столицы Таврической губернии.

Глубокая историческая закономерность наблюдалась и в том, что Долгоруковский обелиск был установлен на Соборной площади около Александро-Невского православного храма, откуда начиналась улица Долгоруковская. Параллельно ей с одной стороны шла улица Екатерининская (сподвижником Екатерины П был князь Василий Долгоруков). С другой стороны параллельно улице Долгоруковской шла Александро-Невская, берущая свое начало от православного собора, нареченного в память Александра Невского, национального героя России, причисленного Русской православной церковью к лику святых.

7. Борьба с обелиском вчера и сегодня: радикализация варварства
Собор взорвали в 1930 году. Упомянутые улицы переименовали еще раньше. Соответственно: Карла Либкнехта, Карла Маркса, Розы Люксембург. Шла война со здравым смыслом, с человеческой памятью, с отечественной историей.

В 1931 году газета «Красный Крым» опубликовала предложение одного активного читателя. Он предлагал реконструировать Долгоруковский обелиск в памятник, посвященный штурму Красной Армией Перекопа в 1920 году. В силу каких-то причин «модернизация» обелиска, который был установлен … и (!) в память штурма Перекопа в 1771 году, не состоялась. А это было время исторического нигилизма и интернациональной русофобии!

Однако, ни в эту печальную для Родины эпоху, ни в период фашистской оккупации Крыма ни разу не ставился вопрос о ликвидации Долгоруковского обелиска как такового. А ведь этот диоритовый шпиль (даже с выломанными медальонами!) олицетворял многое — несокрушимое прошлое и настоящее. Он являлся материальным и осязаемым символом Российской государственности, символом победы русского оружия над агрессором, символом освобождения восточных славян от рабства Крымского ханства. Парадоксально (или закономерно?), но то, что не сделали коммунистические вандалы в довоенный период и что не сокрушили германские нацисты, решили осуществить… крымскотатарские националисты.

В настоящее время татарские радикалы выступают за ликвидацию тех памятников на территории Крыма, которые связаны с Российской государственностью, с победами Русской армии… И первым в этом списке стал Долгоруковский обелиск. Еще в апреле 1992 года. Совет общества имени Исмаила Гаспринского (Евпатория) направил в Совет Министров существовавшей тогда Крымской АССР требования демонтировать Долгоруковский обелиск — «памятник русского колониализма в Крыму» (прил. 28). Это требование опубликовано в газете «Таврические ведомости» N 18 за 1992 года.

В ультиматуме «гаспринцев» дана весьма нелицеприятная оценка личности Долгорукова, который имел «жадные руки» и был «верным слугой Русского государства — разбойника». Примечательно, что рядом с упомянутым письмом была опубликована выдержка из «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева, где о Долгоруком говорится как об освободителе 9000 христиан из татарской неволи.

Волей судьбы мне пришлось выступить на страницах печати с публикацией, которая объясняла оппонентам право на существование этого знаменательного исторического памятника — см. газету «Южный курьер» от 14 марта 1992 года. Ответа не последовало. Таким образом, ниспровергатели только отложили до лучших дней реализацию антидолгоруковской акции.

В начале XXI века борьба против обелиска со стороны татарских националистов активизировалась. Появились печатные материалы, которые рисуют образ В. М. Долгорукова как сущего военного преступника: «в 1777 году… опустошил и сжег в Крыму 1000 селений». Естественно, опубликован был этот «ужас» без какой-либо ссылки на первоисточник.

1 февраля 2002 года в татарской газете «Кыърым» была опубликована статья Б. Балтаджы о Долгоруковском обелиске «Ненавистное свидетельство нашего оскорбленного прошлого, нашей трагедии. Сколько еще его шпиль будет вонзаться в израненные крымскотатарские сердца и чистое небо Крыма». Статья заканчивалась открытым (!) призывом разрушить памятник: «Ведь «каменный нож» Долгорукова до сих пор продолжает преспокойно стоять, оскорбляя крымскотатарский народ. Но любому терпению есть предел. Да поможет Аллах и в какой-то из дней 18 мая мы его уничтожим».

Статья имела резонанс. Первым откликнулся Сергей Киселев в «Русском Мире» (приложение к газете «Крымская правда») — номер от 12 июля 2002 года. Его публикация в рубрике «Хрестоматия русофобии» под названием «Призыв к уничтожению памятников и памяти» являлась достойным ответом инициаторам варварской истерии вокруг знакового памятника Отечественной истории.

«Московский журнал. История Государства Российского» в 10 номере за 2003 год опубликовал редакционный отклик «Уцелеет ли памятник В. М. Долгорукову в Крыму?» К сожалению, эта статья не несла в себе должной полемической силы.

Прискорбно, данная публикация в элитарном российском журнале не вызвала какой-либо реакции ни со стороны всероссийской общественности, ни Правительства Москвы или властей Российской Федерации.

Не вдавался в дискуссию по теме «Возрождение или разрушение?», приходится констатировать, что желающих снести Долгоруковский обелиск более чем предостаточно. Они организованы, целенаправленны, бесцеремонны, активны и безнаказанны…
Радикализм, масштабы и уровень призывов уничтожить Долгоруковский обелиск и другие аналогичные памятники российского периода Крыма возрастает. 18 мая 2003 года на митинге в Симферополе председатель Меджелиса Мустафа Джемилев обратился к татарам Крыма поддержать требование к органам власти ликвидировать памятники российского и советского периода. На митинге присутствовали тысячи крымских татар. Все единогласно поддержали инициативу своего вождя. Ни одного против, ни одного воздержавшегося!

8. Заключение: обращение ко всем, кто может реально помочь реставрировать Долгоруковский обелиск
Идут годы. Обелиск ждет своего часа. Монотонного и естественного разрушения от времени? Насильственного сокрушения руками (или волей!) крымскотатарских националистов? А, может быть, наступит Эра Возрождения, Закона и Здравого смысла?

Поможем, коллеги, приблизить это время посредством конкретного дела — реставрации первого обелиска в Симферополе! Полагаю, что в силу экономических (и политических!) реалий воссоздание обелиска в его первоначальном виде будет ускорено при финансовой, технической и информационной помощи и поддержки правительственных, государственных и общественных организаций Москвы и России. Хочется верить…

 

Владимир Гуркович,
старший научный сотрудник Научного Центра
историко-краеведческих исследований
и Свода памятников Украины в Крыму

5 мая 2008 года

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Инвесторы придумали новые схемы

Ольга ФОМИНА

Домашнее насилие. Что делать жертвам?

Лидия МИХАЙЛОВА

Ольга Дубова: «За воссоединением с Россией должна последовать новая жизнь»