О ПРАЗДНИКАХ, КАРЛЕ МАРКСЕ И ЗАКОНАХ БЫТИЯ НАШЕГО
И-эх! Широка русская душа! Особенно это проявляется в праздники, а их у нас несметное количество. Отгуляли 4 ноября, а вот уже и 7 ноября приспело. Но праздники, кроме возможности организации весёлого застолья, ещё иногда и задумываться заставляют.
Новый год: вот уже год прошёл — что сделано, а что мне, да и всем нам предстоит в следующем году? Первое мая: опять же о солидарности трудящихся душа болит. 9 Мая – здесь без вариантов об отцах и дедах есть время подумать, какую они махину фашистскую объединённой Европы сумели сломать, и сможем ли мы так же, как они, победить, если чёрные силы нагрянут?
Отдельно в этой череде стоит 7 Ноября. Тут без вариантов сравнение на ум идёт. Вот они, на памяти, достоинства социализма — и вот оно, неприкрытое мурло с оскалом олигархического капитализма. Однако, с другой стороны, умудряются же, например, страны Скандинавии вполне себе приличную жизнь для народа наладить — вполне себе и здравоохранение, и зарплата, и пенсии и пр.
Что-то здесь не так. По-разному общественная организация называется и по-разному она проявляется. Может, попробовать отойти чуть в сторону от сумрачного гения Карла Маркса, который непререкаемо изрёк мысль, имевшую для всего мира и особливо для России очень серьёзные последствия? Мысль эту коротко можно выразить так: любой народ делится на классы, а классы всегда находятся в непримиримой борьбе. Антагонизм так сказать.
То есть, шо, опять? Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма? Опять залп «Авроры», почта, телеграф, буржуи на фонарях? Как-то и чем-то эта перспектива донельзя знакомые грабли политические напоминает. Вопрос у нас получился нешуточный и тут, как говорят русские мужики, без бутылки не разберёшься. Только это не тот случай. Здесь нам нужно выяснить не кто кого уважает и кому потом бежать за добавкой. Проблему зацепили мы посложнее, на самого Карла Генриховича Маркса покусились.
Однако классикам – классиково, а мы не будем покушаться на глубокий научный анализ того, в чём состоит разница общества промышленного и общества информационного с цифровым привкусом. Посмотрим на проблему, так сказать, чисто по-человечески на основе здравого смысла и пр.
Тем не менее, вопрос настолько масштабный, что серьёзное его изложение может моментально набить оскомину как очередная заумная общественно-политическая теория. Поэтому давайте изберём для изложения форму некоей ни к чему не обязывающей утопии.
***
Работал я в своё время деканом факультета. А это вам не фунт изюма. 460 студентов, 46 преподавателей, из которых большая часть женщины. Хозяйственные вопросы, компьютеры, новые программы, проверки. Особенно тяжкое для здоровья время, когда за академические задолженности студентов отчислять приходится. Слёзы, родители, тщетные попытки дать финансовую благодарность, звонки от начальства и от бандитов. В общем, перешёл я на другую работу — помощником мэра по стратегическому планированию и инновациям. Мэр назначил меня руководителем проекта стратегического плана развития города.
Кинул я клич по городу – приходите все, кто имеет какие-то предложения по теме. Предложений было очень много, вплоть до строительства атомных электростанций на плутонии в районе обанкротившегося ЖРК. Каждый день я общался с неисчислимым количеством граждан. И вот в это время у меня произошла очень необычная встреча.
***
Вы наверняка замечали, как вокруг человека, начинающего активную бурную деятельность, немедленно возникает множество самых разных людей.
Одни из них становятся единомышленниками, поддерживающими начинание. Другим просто симпатичны энергичные люди. Третьи ведут себя как рыбы-прилипалы, сопровождающие акулу в надежде поживиться.
Но появляются личности и весьма экзотичные: от масонов (отдельный разговор), до людей интересных, но с некоторыми странностями, приходящих, как правило, обязательно с какой-то вынашиваемой идеей. Они давно эту идею пестуют, но запустить её в жизнь не хватает то ли настойчивости, то ли уверенности в своей правоте, то ли ещё чего-то. Они стараются заразить вас этой идеей, чтобы и вы стали его сторонником.
Но, к сожалению, как правило, эти идеи нежизнеспособны по причине их недоработки либо ошибочности.
Приходят и люди спокойные и незаметные. Они больше слушают, лишь иногда вставляя в разговоре свои реплики и комментарии, каждый раз ненавязчиво показывая, как они видят суть решения проблемы (обычно с самой неожиданной стороны).
***
Такой человек встретился и мне. Суждения незнакомца по различным вопросам удивляли своей необычностью. Каждое слово незнакомца было наполнено глубоким смыслом. Он всегда говорил очень просто даже о самом сложном.
Затем, так уж получилось, мы стали больше общаться только вдвоём. После бесед с этим человеком мной всё больше овладевала уверенность, что очень часто современные учёные за жонглированием специальными терминами скрывают свою беспомощность в исследованиях. Я более критично начал смотреть и на свои работы, и на работы коллег. Результатом таких исследований может быть только запутывание сути вопроса и уход от его природы и от Природы вообще.
Мой собеседник часто спрашивал меня о содержании предыдущих разговоров. Когда я спросил, зачем нужны эти экзамены, то он ответил, что у каждого человека есть предел в усвоении информации по индивидуальной разрешающей способности в её восприятии.
Это так же, как, например, дальтоник видит всё в чёрно-белом виде. Обычно люди различают сто различных цветовых оттенков — художник же свободно ориентируется в тысячах.
И ещё люди отличаются по уровню восприятия информации. Если человек получил информацию, запредельную для него как по разрешению, так и по уровню восприятия, то он всё непроизвольно забывает.
Своей проверкой мой собеседник остался удовлетворён, и мы продолжили многочасовые диалоги, прогуливаясь по улицам города и берегу моря. Естественно, что и мне в свою очередь захотелось побольше узнать о моём знакомце. На мои вопросы он ответил, что имеет отношение к тибетцам, и его уровень соответствует Посвящённому.
Появлялся мой знакомый у меня в кабинете довольно часто. Заинтригованный необычностью наших разговоров, я немедленно бросал все свои дела, и наши диалоги продолжались порой с утра и до позднего вечера.
Ушёл Посвящённый так же неожиданно, как и появился. Перед своим исчезновением он сказал, что появится тогда, когда это будет нужно.
Перед расставанием мой собеседник сказал, что, если в каком-либо государстве будут созданы политические, правовые, социальные и культурные условия, направленные на сохранение Природы и человека как её неотъемлемой части, то в этом случае гражданам такого государства могут быть переданы высокоэффективные производственные технологии, не создающие дополнительную нагрузку на окружающую среду. «Только вам, людям, что ни дашь, то вы всё в оружие превратите».
Моей реакцией на такое заявление был вопрос: хорошо, если мы, люди, можем обратить в оружие практически любое знание, то давайте поговорим о передаче технологий социальных.
Ответ вновь был категоричен: «Нет! Люди должны сами прийти к этому. Но некоторые подсказки делать не возбраняется».
***
Вот и подошли мы к главному. Так что же нужно делать, чтобы без оглядки на красных, синих, зелёных, белых и пр. плавно и постепенно, без революционных скачков начать менять нашу жизнь к лучшему? (Естественно, с учётом советов Посвящённого).
Любая система, в том числе и общественно-политическая, организуется на основе определённых алгоритмов. В государстве они называются законами. Таким образом, законы — это ключ к такой организации общества, при которой бы выполнялись заданные условия. То есть максимальная эффективность производства при минимальных затратах и улучшение на этой основе условий жизни граждан. Причём понимая условия жизни как условия существования биологического вида «человек».
Тезис о том, что бесполезно принимать законы – они всё равно не выполняются, не принимается. Если закон не исполняется, то это значит одно: принятый правовой акт не является законом. Обязательность выполнения закона должна быть заключена в его содержании.
Таким образом, мы подошли к ключевому вопросу, а какими же должны быть законы, чтобы они выполнялись, и как организовать процедуру их разработки и принятия?
Создавая закон, мы формируем социально-политические и экономические процессы. Политическая система при этом приобретает устойчивые характеристики. На основании устойчивых характеристик политическая система получает свойства динамического развития.
Закон есть основа государства. Устойчив закон – устойчиво государство. Поэтому принципы формирования объективных законов должны быть внесены в конституцию государства. Гарантией исполнения законов будет справедливость выстраиваемых законов. Другой гарантией исполнения законов станет введение принципов законообразования, которые предписывают обязательные основные правила законотворчества, необходимые для создания устойчиво и позитивно работающих на благо общества и не во вред природе законов. Кратко рассмотрим эти принципы.
- Принцип первичности права жизни, в общем и частном смыслах.
2. Принцип направленности на обеспечение необходимых условий жизни человека.
3. Принцип объективности, отсутствия личной, групповой, клановой, классовой, национальной и (или) ведомственной заинтересованности создателей закона.
4. Принцип создания условий, а не директивности.
5. Принцип системности, иерархичности построения законов.
6. Принцип учета многоуровневого действия закона.
7. Принцип соответствия права законам природы.
8. Принцип соблюдения морально-этической основы законов.
9. Принцип учета причинно-следственных связей.
10. Принцип положительной установки закона на созидание и развитие, а не ограничение, разрушение и наказание.
11. Принцип статичности закона.
12. Принцип снижения уровня неопределённости правового пространства государства после принятия закона.
Конечно, сказав «а», надо говорить весь алфавит. Только, может быть, это ещё рано делать…
Такие вот плоды рождает неуёмная фантазия в праздники. Утопия она, конечно, и есть утопия, но, как говаривают на Руси: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
г.Керчь
Рис. с сайта na5.club