Крымское Эхо
Архив

Дни и ночи в шуршании листьев-страниц

Дни и ночи в шуршании листьев-страниц

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ДНИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ШОРОХ-ФЕСТ»

III Международный фестиваль поэзии «ШОРОХ» проходил в Симферополе 1-3 ноября. Его принимали две культурных площадки города – Дом-музей им. И. Л. Сельвинского и Центральная городская биббиотека им. А.С. Пушкина. А также – алушитинский Дом-музей С.Н. Сергеева-Ценского. <br />
1. <b> Переплетенье нитей и стихов </b> <br />
Если отбросить все официальные представления Международного фестиваля «ШОРОХ»: «активизация культурного пространства Крыма» и «интеграция республики в единое культурное пространство Украины» – все эти навеянные составлением грантовых проектов и пресс-релизов канцеляризмы, то останется главное: «ШОРОХ» – это… шорох!
Дни и ночи в шуршании листьев-страниц
Осенних листьев, книжных станиц, поэтических рукописей, доверительно перешептывающихся, обсуждая происходящее, голосов, бумажных и ленточных декораций, шагов танцующих, дыхания волнующихся перед своим выступлением поэтов, и – метафор, образов, слов, снов…

Программа фестиваля была насыщенной, в нем приняло участие более 30 поэтов из городов Украины, России, Беларуси и Казахстана. Об основной программе: трансфере в Алушту в поэтическом троллейбусе с демонстрацией работ финалистов конкурса видеопоэзии «Cyclop – 2013», алуштинских лекциях и чтениях, о конкурсной программе фестиваля – лучше расскажут его организаторы и модераторы – литературный клуб «Хорошо»: Елена Малая и компания.

А здесь речь пойдет о дополнительной – и не менее интересной – площадке фестиваля – библиотечных днях и ночах. Центральная Городская библиотека им. А.С. Пушкина всегда рада поддержать начинания молодых культурных деятелей Крыма и предложить свои идеи.

Идея «Ночи литературы ужаса» принадлежала «Хорошо», но была поддержана библиотекой. «Главный ужас библиотеки – это ее директор!» – сказала Т.Ю. Сегодина. И не подвела в этом смысле. Она появилась в оригинальном костюме, который более чем заслуживал приза «Шороха» – за лучший образ. Особенно в контексте того, что хоть и было заявлено: «Приходите на «Шабаш» в костюмах!» – тех, кто решился их надеть, было немного.

Зато отличились декораторы и организаторы. Выставка-инсталляция «Территория ужаса», видео-экскурс в историю праздников Хеллоуин и Самайн. Множество гирлянд из листьев, бумажных летучих мышей, вырезанных тыкв, свечей, паутин с пауками, «привидений» из простыней, и даже череп… И неповторимый «Уголок Маргариты» – кресло с туалетным столиком «под булгаковские времена», метла, черный кот на спинке, и зеркало с надписью «Я ведьма, и этим довольна!». Далеко не одна поэтесса пожелала отразиться в этом зеркале в таком мистическом антураже. Ведь поэтессы – те же ведьмы, и на «Шабаше» чувствуют себя «как дома».

«Шабаш» – синтетическая композиция: сплав музыки, поэзии, танца, театрализованного действа, других искусств. И демонстрации различных умений. Мастер-классы в тот день проходили самые разнообразные: по резке тыкв (карвинг), оригами (делали летучих мышей), плетению «ловцов снов», бальным танцам, поэтическому мастерству. Молодых поэтов, желающих повысить свой уровень, оказалось немного, и те признавались, что уже имеют множество публикаций на сайтах.

Не удивительно: на многих сайтах со свободной регистрацией принимают всех, что вовсе не способствует поэтическому росту. Но хорошо еще, что авторы захотели услышать критику и отнеслись к ней адекватно: если критик сказал «фигня» и «фтопку» (в переводе на филологический русский: «это очень слабый, вторичный, банальный, формально ужасно организованный текст») – то это действительно «фигня», и надо работать над своим словом, учиться и расти, а не обижаться и ненавидеть критиков, будто они – главное зло литературного пространства. Как это, увы нередко происходит в сознании нынешних начинающих поэтов, избалованных современными стетевыми «щелями», в которые можно «пролезть».

Куда сложнее всё с «ловцами снов» – чтобы их плести, тоже надо иметь талант и чувство гармонии. Как оказалось, «ловцы» можно плести классически, а можно – «авангардно». И каким получается твой первый «ловец» – таков твой характер. У кого-то все чинно-благородно: бусинки-ленточки-розочки. У кого-то – странные нитесплетения с непонятно откуда (и главное – зачем) торчащими перьями, хвостиками и блямбочками. Натуру не спрячешь. Впрочем, то же можно сказать и о любом виде творчества, в котором ты пробуешь себя впервые: оно – твое зеркало. Сразу «говорит» тебе – твой это путь, или поищи другой. Впрочем, если у тебя «все не как у людей», то может быть, этот путь – именно твой, и именно ты совершишь на нем культурный переворот.

Дни и ночи в шуршании листьев-страниц
Творческая программа-перформанс «Экзистенция имени меня», представленная мною совместно с крымским поэтом Ириной Сотниковой, очень быстро ассоциировалась у зрителей с «ловцами снов». Переплетение стихов – так, что не всегда возможно понять, где чей, внезапное вступления другого автора в тексте читающего, хитросплетения мыслей, метафор, ассоциаций… Японская флейта и «фа» огня. Высокая женственность и соверменный мир. Истинные ведьмы – вне зла. Они – яркость и свобода. Такой была Маргарита.

Шабаш продолжил ведьмак Тихон Синицын – поэт их Севастополя, презентовавший свою книгу. В то же время на улице, в сквере Дыбенко, проходил буккроссинг (обмен книгами), выставки сборников участников фестиваля, литературная ярмарка, а затем – слэм. Назывался он «Слэм на Лысой Горе» – и вправду, некоторые скульптуры сквера – работы кузнецов – отправляют участников в Средневековье, в мистический, фэнтезийный мир. Особенно в сумерках. И даже навевают страх. Бросит в оторопь неподготовленного слушателя и сам слэм. Не ограниченные стенами библиотеки и официозом, молодые поэты позволяли себе многое. Впрочем, и из этого можно сделать искусство – если уметь. Победу разделили киевлянин Антон Полунин и севастополец Дмитрий Аверьянов.

А затем была «Ночь ужаса». В полной тьме с мистическими выцветами звучали произведения классиков литературы страха: Э. По, Л. Петрушевской, М. Булгакова и др. Если бы они еще не просто читались или рассказывались – а театрализовались… Хотя бы работала энергетика голоса: придыхания, срывы… Слегка подуставшие от бурного фестивального дня участники ужаснулись бы больше. А так – было впечатление, что они немного «узаснулись». Опять же, костюмов, масок, движения, шабаша – было меньше, чем ожидалось. Напряженное, томительное предвкушение этой ночи… оказалось намного более впечатляющим, чем она сама. Впрочем, и этот пласт литературы и культуры нужно знать, и замечательно, что нашлись желающие нас с ней ознакомить. Хотя далеко и не всем интересно о разлагающихся трупах… Но звучавшая в ходе представления музыка и стихи развеивали жуть.

Так закончился первый библиотечный день фестиваля. Победителями конкурсной программы стали: Гран-При – Евгений Пивень (Николаев), 1 место – Антон Полунин (Киев), 2 место – Наталья Грищук (Житомир) и Янис Синайко (Львов), 3 место – Алексей Чепига (Таганрог).

2.

Под одной виртуальной крышей
В рамках проекта «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост» 3 ноября в ЦГ библиотеке им А.С. Пушкина прошел Международный поэтический видеомост с Оргкомитетом фестиваля «ШOPОХ-фест».

Этот видеомост стал РЕКОРДНЫМ для проекта – самым многолюдным. В нем принял участие 21 поэт из 7-и городов. Городов-участников – «точек» – было 5: Симферополь, Москва, Луганск, Харьков, Одесса. Но в Симферополе в чтениях от «ШОРОХ-феста» участвовали гости фестиваля из Киева (Екатерина Шапошник) и Новосибирска (Юрий Татаренко – обладатель Гран-При фестиваля прошлого года и самый дальний его участник).

Организатор «ШОРОХА» и лидер Литературного клуба «Хорошо» Елена Малая рассказала о фестивале и пригласила всех желающих к участию и сотрудничеству. Потом звучали стихи – из симферопольцев также читали Наталья Малая, Ксения Анашкина, Егор Мальгин. «Молодцы – молодые, яркие!» – отмечали зрители моста. Легко нашла общий язык с ними поэт из Харькова – тоже молодая и яркая Юлия Баткилина, которая принимала участие в мосте уже второй раз. А тот, кто участвовал в видеовстрече более, чем один раз, считается «звездой мостов».

Интересным было включение Луганска – из этого города фестиваль приветствовали и читали стихи участники «ШОРОХА» прошлых лет – поэты Александр Сигида и Людмила Гонтарева. А. Сигида, вдохновленный творчеством Ю. Татаренко, с которым познакомился в Крыму на «ШОРОХЕ», прочел свое посвящение ему. Вдохновиться есть чем: Юрий – поэт неоднозначный, бесстрашно откликающийся на «ужимки» современной действительности, – возможно, именно потому и такой популярный, и не только у себя в Сибири, но и в Крыму, Украине, России.

Также в Луганске в чтениях приняли участие другие представители известного в этом краю и по всей Украине Творческого объединения «СТАН»: Геннадий Сусуев, Анатолий Грибанов, Валерий Сурненко. Творчество последнего было особенно высоко оценено зрителями моста. Кстати, в этом году ТО «СТАН» отмечает 15-летие своей деятельности, что для литературного клуба – срок немалый. Причем, деятельности не для галочки – а талантливой, непредсказуемой, колоритной и дерзкой – вплоть до анархических контркультурных акций вроде «поэтического захвата троллейбуса». В этом мосте своим творчеством порадовало старшее поколение СТАН – в том числе, его основатели.

Литературу Москвы представляла Центральная библиотека им. Л.Н. Толстого ЮАО и ведущая Ирина Залесская. Их включение проходило в рамках проводимой библиотекой «Ночи искусств». Выступление москвичей оказалось неравнозначным, возникло недоумение зрителей по поводу проникновения в мост не самых сильных поэтов. Однако один из них честно признался, что он художник, работает на восстановлении храма Христа Спасителя, а стихи пишет для души.

Остальные были кратки – просто читали. Мы могли услышать поэзию разных поколений: и юного – и зрелого. Всего выступило 7 поэтов, из них наибольшее впечателение произвел Влад Павловский. Имя этого яркого автора известно многим, докатывалось оно и до Крыма. Хотелось бы встретиться с ним в мосте, так сказать, «более подробно», услышать больше стихов, расспросить о литературной жизни Москвы.

Под конец трансляции «ШОРОХ-фест» приветствовала Одесса – Южнорусский союз писателей, организаторы Международного фестиваля «Провинция у моря». Люди именитые: Сергей Главацкий – председатель ЮРСП, и Станислав Айдинян – главный редактор журнала ЮРСП «Южное сияние», бывший личный секретарь А.И. Цветаевой. Так сказать, «от нашего фестиваля – вашему фестивалю».

Творческое общение и сотрудничество очень обогащает поэтов и культурную элиту разных городов и стран, а теперь еще, кроме непосредственно поездок на широкоформатные встречи, у поэтов, союзов, журналов, фестивалей и библиотек есть еще и «Видеомост». Который способен собрать «под одной виртуальной крышей» и бывших участников фестиваля, и будущих, и тех, кто не смог доехать, хотя и хотел, и тех, кто еще захочет доехать, и тех, кто о фестивале никогда не слышал, и тех, кто может предложить фестивалю новую идею, и…

Продолжаем культурно обогащать друг друга. Фестивалю «ШОРОХ-фест» и Литературному клубу «Хорошо» – развития и процветания!

 

Фото автора, И. Сотниковой,
библиотеки им. А.С. Пушкина

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Казаки не требуют бумаг»

Софья БАСАВРЮК

Щедрые дамы, маленький ремонт и дешевые яйца

Катя БЕДА

Нулевые, никакие…

3 комментария

Аватар
Флагманский поэт 04.11.2013 в 13:07

ВОЙНА ЭТО ВОЙНА!
http://www.youtube.com/watch?v=4CU5pmXgtaA

«ШОРОХ» – это… шорох!

Я понял Маринку.
Это она так развлекается.
Типа Мюнхаузена…барона.
Что же…Я не против,каждый по своему…

Каждый… как он хочет.
Я…и хохочу.

Не препятствовать!

Ответить
Аватар
ММ 04.11.2013 в 19:41

Ну наконец-то вы поняли! Как долго и мучительно пытались… Да и то… немного косо поняли. Заковыристо. Вы истинный поэт.

Ответить
Аватар
Зюряпышка 06.11.2013 в 09:28

Маринка, ты стержень современной русской поэзии Украины.
Жаль не в той стране ты живешь, свидомым поэзия не нужна , ее не съешь, не выпьещь, в скрыню не заховаешь!

Ответить

Добавить комментарий для Зюряпышка Отменить