Крымское Эхо
Библиотека

Диалог эпох и ценности поколений (продолжение)

Диалог эпох и ценности поколений (продолжение)

XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ ОБЪЕДИНИЛ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Второй день работы форума (рассказ о первом дне см. здесь) прошёл в городе Севастополе, на базе Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Мероприятие началось с приветственного слова директора музея-заповедника Мельниковой Светланы Евгеньевны, которая сообщила, что для научной, культурной, народной дипломатии нет преград. Проведение мероприятия в Херсонесе Таврическом, который называют перекрестком цивилизаций, является поистине серьёзной гражданской политической площадкой. Светлана Евгеньевна подчеркнула, что в зале, где проводится конференция, были сказаны слова о том, что «Херсонес» станет культурным центром, своеобразной культурной Меккой страны.

В докладе заместителя директора музея-заповедника по науке Седиковой Ларисы Васильевны было подчеркнуто, что «Древний город Херсонес Таврический и его хора» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в Крыму независимо от каких-либо политических событий. Было отмечено, что Россией проводится целенаправленная работа по сохранению указанного объекта. В декабре 2015 года «Херсонес Таврический» получил статус федерального учреждения и был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Херсонесский заповедник сегодня — это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, владеющее 418 га археологической территории. Его музейная коллекция насчитывает более 214 тысяч экспонатов, а архивное хранение составляет около 90 тысяч документов; научная библиотека содержит более 30 тысяч книг, в том числе и уникальных. Сотрудники музея-заповедника прилагают значительные усилия для того, чтобы историко-культурное наследие Херсонеса было доступно для мировой общественности.

Круглый стол «Славянский вектор в геополитике XXI века» (памяти А.С.Панарина) начал с вою работу с выступления режиссёра и автора документального фильма «Памяти А.С. Панарина» Александра Черкащенко и просмотра фильма, который был подготовлен в 2005 году, на основе документальных видеоматериалов, собранных в Крыму.

Обсуждая идеи, высказанные А.С.Панариным в своих книгах и озвученные им в документальном фильме, участники круглого стола обсудили общие проблемы, характерные для славянских стран.

Теме «Историческая роль славян — Славянские древности» был посвящён доклад Михаэлы Моравчиковой (Michaela Moravčíková), доктора теологии,директора института правовых аспектов религиозной свободы юридического факультета Трнавского университета в Трнаве, г. Трнава, Словакия. В докладе была проанализирована жизнь и творчествo выдающегося словацкого писателя и ученого Павла Йозефа Шафарика. Автор доклада сконцентрировалась главным образом на работе «Славянские древности», в которой П. Й. Шафарик дает представление о значении славян в европейской истории.

В докладе «Политические процессы в Косово в сравнительно-исторической перспективе» Элезовича Далибора, доктора исторических наук, доцента философского факультета, заведующего кафедрой истории Приштинского университета, председателя правления Института Сербской культуры и Танчича Драгана, доктора политических наук, директора Института сербской культуры, Сербия, г. Косовска-Митровица, было показано, что территория сегодняшнего Косово и Метохии является одним из основополагающих сегментов сербской государственной и национальной идентичности. Речь идет о территории, вертикаль исторических процессов которой должна рассматриваться с тех времен, когда она представляла собой центр сербского государства и культуры. Со второй половины XV века и до начала XX века, то есть до Балканских войн, Косово было под властью турок. Процессы, параллельно протекавшие в этой области – это политический статус данной территории и процесс изменения ее этнической картины, который длится веками и который закончился тем, что сербы на этой территории от абсолютного большинства стали абсолютным меньшинством. Сегодня Косово сравнивают со всеми сепаратистскими регионами, а Запад запрещает говорить Сербии о своем крае в контексте каталонской проблемы, отметили докладчики. — Запад подчеркивает особенность косовской проблемы, хотя на самом деле форсированием так называемой независимости этого края он сам открыл ящик Пандоры. В контексте двойных стандартов критикуют случай Крыма, несмотря на то, что общеизвестно — исторически Крым был частью России, а в 1954 году по политическому решению его присоединили к другой республике внутри тогда единой страны. В Крыму народ демократическим способом выразил свою волю и решил свою судьбу, когда над ним висела вполне реальная угроза растущего экстремального национализма и агрессии, — подчеркнули докладчики.

Продолжая тему Косово,заведующая отделом музейной культурно-образовательной работы Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого Сайгушкина Татьяна Петровна отметила, чтоКосово — самая плотная по количеству памятников территория Европы. Но в охранную зону Юнеско входит только 4. Даже это не дает гарантии их спасения, но хотя бы является инструментом защиты. В докладе был представлен искусствоведческий и культурологический анализ этих храмов и поставлен вопрос о включении в число памятников Юнеско, находящихся под угрозой уничтожения, еще ряда храмов.

Факты фальсификации древней сербской истории,которыми занимаются так называемые сербские неоромантики, проанализировал в своём выступлении Шахин Юрий Владимирович, кандидат исторических наук, доцент Института экономики и права, филиал в г. Севастополе «Академии труда и социальных отношений». По мнению докладчика, сегодня наблюдаются попытки искусственно связать с сербами ранненеолитические археологические культуры Балкан, этрусков и античные иллирийские государства. Ю.В.Шахин проследил их родство с российским жанром фолк-хистори и призвал научные сообщества историков из различных стран координировать усилия в борьбе против политически и коммерчески мотивированных искажений прошлого.

Обобщая тему дискуссии применительно к современным процессам в восточно-славянских странах, Баранецкий Андрей Наумович, кандидат философских наук, преподаватель Севастопольского индустриально – педагогического колледжа имени П.К. Менькова выступил с докладом на тему «Восточные славяне как творцы новых цивилизационных основ» (К формированию русской философии истории со времён спора западников и славянофилов). В докладе было отмечено, что впервые в истории человечества восточные славяне соединили в процессе цивилизационного созидания механизмы и скрепы древних и современных общественно-экономических формаций. По мнению докладчика, в модернизированных формах СССР был синтезом первобытно — общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общественного строя. Элементами социалистической общественной организации в истории СССР стали те плоскости и сферы общественных отношений, в которых профессионализм стабильно доминировал над буржуазными, феодальными или ещё более архаичными наклонностями разных прослоек населения СССР. История восточных славян, — это история синтеза цивилизационных достижений древности и современности, Востока и Запада, подчеркнул А.Н.Баранецкий.

В последующие дни форума во дворце Георгия Михайловича Романова в Хараксе (Гаспра, г. Ялта) состоялся XIV Международный семинар «Религия и гражданское общество».

 Первый блок докладов, прозвучавших на семинаре, был посвящен теме «Религия и культура как факторы формирования политического пространства и социального времени».

Открывая работу семинара, Сенюшкина Татьяна Александровна, профессор, доктор политических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского выступила с докладом на тему:
«Религия и правовая культура: аксиологическое измерение».
В докладена примере русской правовой культуры была рассмотрена проблема влияния религиозных ценностей на формирование правовосознания. На основании сравнительного анализа русской и европейской правовой культуры докладчик обратил внимание на сущностные различия, повлиявшие на их формирование и содержание. Т.А.Сенюшкина подчеркунла, что Древняя Русь обладала самобытной и яркой правовой культурой. В частности, в одном из первых политических трактатов Древней Руси «Слове о законе и благодати» Иллариона центральная идея – «Благодать» противопоставляется «закону», которое рассматривается как формальное предписание, навязанное извне. В докладе сделан вывод о том, что истоки русского правосознания находятся в православной вере, а правовая жизнь православного человека по сути своей отождествляется с религиозной жизнью. В связи с этим в отношениях права и религии в православной системе ценностей первое выполняет функцию ведомого, а второе — ведущего.

Экономические аспекты религии были рассмотрены в докладе Моравчиковой Михаэлы (Michaela Moravčíková), доктора теологии,директора института правовых аспектов религиозной свободы юридического факультета Трнавского университета в Трнаве, г. Трнава, Словакия. Докладчик уделил основное внимание моделям финансирования церквей в отдельных странах Европейского союза в связи с изменениями религиозной карты Европы. По мнению словацкого ученого, финансирование церкви является одной из чувствительных областей современного правового регулирования. Проблематика актуальна в контексте борьбы за характер государства, будь то понимание нейтральности или объема применения секулярных принципов и степени присутствия религии в общественном пространстве.

Отец Макарий (Буга), преподаватель школы византийского пения, специалист по церковной эстетике, переводчик, затронул проблему расчеловечивания человека в своём докладе на тему: «Человеческое и нечеловеческое в человеке (от Аристотеля до Аушвица. Дж. Агамбен, Н. Велимирович)». В докладе было подчеркнуто, что проблема расчеловечивания человека занимает умы многих современных мыслителей. К примеру, итальянский Философ Дж. Агамбен говорит о «VITA NUDA», голой жизни, как новой антропологической реальности, где вне политики и истории, вне культуры, формируется пространство «скуки». Там «жизни, недостойные быть прожитыми», обретают свой новый функциональный смысл. Если суверенное государство ведет войну, отстаивая свои национальные интересы, квази-государства с ограниченным суверенитетом строят программы по «использованию тел». Очевидно, — отметил Отец Макарий, — что такая, недочеловеческая форма жизни могла возникнуть только на определенной мировоззренческой основе. По мнению докладчика, в западно-европейском обществе таким учением стала схоластика.

Размышления в озвученном концептуальном направлении были продолжены в докладе Баранецкого Андрея Наумовича, кандидата философских наук, преподавателя Севастопольского индустриально – педагогического колледжа имени П.К. Менькова «Мера актуальности и мера ценности актуальности». Докладчикраскрыл важность мониторинга количественно измеримых параметров инициативности социума. Эти параметры – актуальность доминирующих ценностей в динамике изменений и ценностные отношения к растущей или снижающейся актуальности. По мнению А.Н.Баранецкого, последние являют себя в изменении способности общества в целом понимать, чувствовать, ценить и вообще видеть, признавать актуальность.

Второй блок докладов был связан с темой «Российская политическая история (1917-2017): диалог эпох и ценности поколений».

В контексте обсуждения данной темы Сенюшкина Маргарита Александровна, доцент,кандидат экономических наук, заслуженный работник образования Республики Крым, почётный член Крымской Академии Наук выступила с докладом «Социальное время и жизненное пространство поколений». В докладе была отмеченаособенность 2017 года, связанного с исторической памятью нескольких поколений. Используя концепцию абсолютного и относительного времени применительно к анализу проблемы жизненного пространства поколений, докладчик сделал вывод об особенностях прошедшего столетия, в рамках которого каждое поколение имеет свою проекцию социального времени.

Докучаева Светлана Валерьевна, старший преподаватель кафедры социологии и политологии Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) выступила с докладом на тему: «Использование культурной дипломатии СССР в период Холодной войны как средства политического мифодизайна». В докладе культурная дипломатия Советского Союза в Латинской Америке в период Холодной войны рассматривалась через призму концепции политического мифодизайна. Культурная и политическая пропаганда по мнению автора служат формированию желаемого образа государства внутри собственной страны и на международной арене. Это целенаправленный процесс, имеющий общие черты с процессом конструирования политических мифов. Культурная дипломатия представляет собой совокупность политических мифов, формирующих особую реальность для тех, кто является ее рецепиентами.

Тему осмысления советского политического опыта продолжил Пашковский Пётр Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, в своем докладе «Влияние советской представительной и законодательной власти на государственную внешнюю политику». По мнению докладчика, в советский период влияние Верховного Совета СССР на внешнюю политику государства не имело определяющего значения. Задачи формирования и реализации внешнеполитического курса страны решались узким кругом лиц – высшей советской номенклатурой, а в послевоенные годы – в аппарате ЦК КПСС, обладавшем достаточными полномочиями, информацией и экспертными ресурсами. Вследствие реформирования времён «перестройки» роль Верховного Совета во внешнеполитической жизни государства увеличивается. В 1989-1991 гг. этим институтом были осуществлены крупные международно-политические и дипломатические акции для исполнения курса, утверждённого первым Съездом народных депутатов, что привело к значительным изменениям внешнеполитического позиционирования СССР и его отношений с рядом государств, обусловив последующую трансформацию международной системы. 

Отдельный блок докладов был посвящен теме «Идентичность и конфликты в современных политических процессах».

В докладе Баранова Андрея Владимировича, доктора политических наук, доктора исторических наук, профессора кафедры политологии и политического управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар) на тему «Конструирование этнотерриториальной идентичности как конфликтогенный фактор (на примере каталонского сецессионизма)» был отмечен преимущественно конструируемый, а не примордиальный тип каталонской этнотерриториальной идентичности. На основе анализа итогов социологических опросов, выборов и референдумов докладчиком установлено, что поддержку независимости региона оказывают в наибольшей мере сторонники левых партий и движений: «Левых республиканцев Каталонии», «Кандидатуры народного единства», правоцентристы из коалиции «Вместе за Да» (“Junts pel Si”), а также жители горных провинций в сравнении с мегаполисом – Барселоной. В конструировании этнотерриториальной идентичности ключевую роль играют меры образовательной, музейной, исторической политики, а также брендинг региона. Предметом конфликта идентичностей выступает политический статус Каталонии, а также полярное восприятие истории автономии сторонниками государственного единства и сецессии. Наилучшим выходом из конфликта была бы осторожная федерализация страны на административно-территориальной, а не этноязыковой основе, — отметил А.В.Баранов.

Продолжая обсуждать тему идентичности, Пуртова Виктория Сергеевна, старший преподаватель кафедры политико-правовых дисциплин Сургутского государственного университета в докладе «Региональная идентичность как фактор устойчивого развития территории (на примере ХМАО)» представила результаты анализа данных социологических исследований, проведенных в Ханты-Мансийском автономном округе, о степени сформированности региональной идентичности у населения территории. В докладе было проиллюстрировано сопоставление ответов респондентов в молодежной среде и населения округа в целом по нескольким ключевым показателям, позволяющим говорить о степени сфомированности региональной идентичности. Была рассмотрена специфика региональных социально-экономических и социокультурных факторов и их влияние на формирование региональной идентичности. Докладчиком был сделан вывод о том, что региональная идентичность может стать ключом устойчивого развития территории при условии совпадения двух векторов ее формирования ‒ положительной самоидентификации большей части населения территории и усилий региональной элиты.

В выступлении Масаева Михаила Владимировича, доктора философских наук, профессора Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского были проанализированы европейские ценности и европейская мораль как феномены политического пространства и социального времени. Докладчик подчеркнул, что мораль нельзя сводить только к оценочной функции. В ней переплетаются и мировое Добро, и вселенское Зло. Мораль никогда не имела силы закона, никогда не имела силы государственного принуждения, за исключением случаев совпадения моральной нормы с нормой юридической. Докладчик подчеркнул, что бомбёжки Белграда и уничтожение мирного населения бомбами с «грязным» ураном – аморальны с точки зрения общечеловеческой морали и незаконны с точки зрения международного гуманитарного права, но вполне «моральны» с точки зрения европейских ценностей и европейской морали. О серьёзной угрозе существованию человеческой цивилизации свидетельствуют примеры морального оправдания таких признанных международным правом преступлений как фашизм, агрессивные войны, геноцид и терроризм, как ставший европейской ценностью «содомский грех». Разжигаемый мировым Злом пожар не угасает, — подчеркнул М.В.Масаев. — Но proximo ardetUcalegon (близко горит дом Укалегона, дом жителя древней Трои, который загорелся первым при уничтожении Трои греками), близко в философском смысле в пространственно-временном континууме. Гораздо ближе догорали в крематориях обугленные трупы Одесских Мучеников, ближе горят Донбасс, Сирия, Ирак и Йемен. Что делать? – прозвучал вопрос в докладе. М.В.Масаев предложил такой ответ: Философам продолжать обсуждать этические проблемы, а мировым политическим лидерам и управляемым ими народам «тушить пожар».

Тема конфликтов была продолжена в докладе Барматовой Светланы Петровны, доктора социологических наук, профессора Брянского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы и Болховитиной Татьяны Сергеевны, кандидата политических наук, доцента,
заместителя директора Брянского филиала РАНХиГС «Коммуникативные вызовы гибридной войны». В докладе было подчеркнуто, чтогибридная война – это современный способ ведения военных действий, представляющий собой сочетание классических методов военных операций с партизанской войной, терроризмом, кибервойной, биологической и т.д. В связи с усилением роли информации коммуникативные вызовы начинают играть ведущую роль.

По отношению к Российской Федерации усиленно формируется и внедряется технология управляемого информационно-коммуникативного хаоса, главной целью реализации которой является создание в стране политической и экономической нестабильности, способствующей захвату власти специальными подготовленными группами. 

Задачей России в целях обеспечения своей безопасности является учет возможности использования потенциальным противником формируемых в рамках гибридной войны угроз для достижения своих долговременных политических целей.

Продолжил работу форума Круглый стол «Крым в условиях интеграции в российское политическое, экономическое и социокультурное пространство».

Открыла дискуссию Сенюшкина Татьяна Александровна, профессор, доктор политических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, которая выступила с докладом на тему:
«Черноморский регион: геополитические вызовы и цивилизационные ответы».
Особенности региона, по мнению докладчика, заключаются в егоуникальном географическом положении, открытых месторождениях сланцевого газа и запасах газовых гидратов в Черном море, важной роли в транзите энергоресурсов, что обуславливает его геополитическую значимость. В докладе сделан акцент на том, что в дихотомии «вызовы-ответы» наблюдается переплетение цивилизационного и геополитического спектра мировой политики.

Общую тему дискуссии, развернувшейся на круглом столе, продолжил Сенюшкин Евгений Александрович, кандидатполитических наук, доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, который выступил с докладом «Этноконфессиональное пространство Крыма: диалектика рисков и угроз». На основе общей характеристики этноконфессиональной карты Крыма, докладчик проанализировал основные риски и угрозы, связанные с использованием этнорелигиозного фактора в геополитических целях со стороны внешних акторов.

В докладе Зоткина Андрея Алексеевича, кандидата социологических наук, доцента кафедры социологии философского факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, на тему «Отношение политических элит и населения Украины к вхождению Крыма в состав Российской Федерации» были отражены результаты многопланового исследования на основании нескольких групп источников (документы, высказывания политиков, данные социологических опросов населения Украины за период 2015 – 2017 гг.). Докладчик отметил, что наблюдается тенденция изменения политической риторики правящих элит Украины по отношению к Крыму – от лозунгов силового воздействия (в 2015 г.) к использованию инструментов долгосрочных блокад, санкций, судебных тяжб, апелляции к международным структурам и крупным игрокам на международной арене (США и ЕС). В то же время, по мнению А.Зоткина, наблюдаются расхождения между декларациями украинских политиков о намерениях вернуть Крым и реинтегрировать крымчан и фактическими действиями, которые снижают частоту и плотность контактов между гражданами Украины и крымчанами. В докладе отмечено, что это позволяет предполагать, что Крым как стабильный субъект Российской Федерации воспринимается правящими элитами Украины как угроза для той системы идеологии и социальных мифов, которые сейчас насаждаются ими в украинском обществе. В частности, в украинском обществе распространяются социальные мифы, которые должны поддерживать «фантомные боли» по поводу потери Крыма. В то же время результаты нескольких социологических исследований, проведенных на Украине, позволяют уверенно говорить о том, что вопрос Крыма находится на периферии внимания украинского общества, обеспокоенность которого вызывают, преимущественно, проблемы военных действий на востоке страны и ухудшения условий жизни, вызванных экономическим кризисом.

На круглом столе «Ислам и геополитика в странах Ближнего Востока», организованного совместно с Центром политических и этноконфессиональных исследований Причерноморья при МГУ им. М.В.Ломоносова и состоявшегося 12 ноября 2017 года в Хараксе, обсуждались вопросы, связанные с исламом и новейшими изменениями в геополитической обстановке в странах Ближнего Востока.

В частности, в докладе Мартынкина Андрея Владимировича, кандидата исторических наук, и.о. заместителя декана историко-филологического факультета филиала МГУ в г. Севастополе, директора Центра политических и этноконфессиональных исследований в Причерноморье «Ближний Восток и угрозы национальной безопасности России» был представлен анализ угроз национальной безопасности России, связанных с дестабилизацией обстановки на Ближнем Востоке в результате провала в регионе политики США и их союзников. После того, как не удалось реализовать в зоне Ближнего и Среднего Востока планы по формированию коалиции проамериканских и прозападных режимов, а также концепцию «Большого Ближнего Востока», США, как глобальный геополитический игрок, вынуждены были резко снизить свою активность. Создавшийся геополитический «вакуум» стали заполнять региональные игроки – Турция, Иран, Саудовская Аравия, что, в свою очередь, вызвало обострение борьбы между ними, в том числе на территории Сирийской Арабской Республики. Начало использования ВКС России, на территории Сирии на стороне законного правительства страны, резко изменило баланс сил, так как в противостояние региональных игроков вмешался глобальный геополитический игрок – Россия. Докладчик отметил, что США вынуждены вновь активизировать свои действия в этом регионе. Это противостояние порождает угрозы национальной безопасности России, наиболее серьезные из которых связаны с использованием США, и их западными и арабскими союзниками псевдорелигиозных экстремистских организаций, прикрывающихся исламом, и не связанных в своей деятельности определенной территорией (то есть, не имеющих субъектности в системе международных отношений), в качестве инструмента, в противостоянии имеющих субъектность глобальных и региональных игроков.

Продолжил дискуссию Канах Аммар Махмудович, кандидат политических наук, доцент кафедры «Исторические, философские и социальные науки» Гуманитарно — педагогического института Севастопольского государственного университета, заместитель директора Центра политических и этноконфессиональных исследований в Причерноморье, который выступил с докладом на тему: «Ближний Восток в трансформирующейся мировой геополитической системе». По мнению докладчика, в связи с тем, что мировая геополитическая система находится в процессе трансформации, руководство стран региона вынуждено пересмотреть свои позиции в отношении ряда глобальных геополитических игроков. До начала действий российских ВКС в Сирии в роли глобального геополитического игрока на Ближнем Востоке рассматривались только США, поскольку они на примере Ирака показали, что будет с государствами и политической элитой, которые не будут следовать в рамках американской политики. Сейчас ситуация кардинально изменилась. США потеряли монопольное положение единственной серьезной военно-политической силы в регионе. Политические элиты государств региона, прежде всего, Сирии и Египта начинают рассматривать Россию в качестве противовеса политике США и вести более независимую внешнюю и внутреннюю политику. 

Обсуждение основной идеи круглого стола продолжил Нестеров Владимир Николаевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии философского факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, который выступил с докладом на тему «Рост балканского наркотрафика как вызов региональной безопасности». Докладчик отметил, что балканский и северный маршруты являются основными каналами незаконного оборота героина, которые связывают Афганистан с огромными рынками Российской Федерации и Западной Европы. Балканский маршрут идет через Исламскую Республику Иран (часто пересекая перед этим Пакистан), Турцию, Грецию, Болгарию и далее через Юго-Восточную Европу в сторону Западной Европы, годовой объем наркорынка которой составляет около 20 млрд. долларов США. Северный маршрут проходит в основном через Таджикистан и Кыргызстан (а также Узбекистан или Туркменистан) в Казахстан и Российскую Федерацию. Годовой объем этого рынка оценивается экспертами в 13 млрд. долларов США. Опиум, выращенный в Афганистане и Пакистане, перерабатывают в Турции, а затем через Косово и Чехию направляют в другие регионы старого континента. Далее Балканский маршрут ведет в Великобританию через французский порт Кале, где прочные позиции имеет албанская мафия. По мнению докладчика, весь регион – Албания, Косово и Западная Македония задействованы в этом процессе.

Филин Никита Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета выступил с докладом на тему: «Новая концепция шиитского ислама в политической жизни Ирана после Исламской революции 1979 года». Докладчик отметил, что на протяжении трех четвертей XX в. основной тенденцией исторического развития Ближнего и Среднего Востока была секуляризация, начиная с конституционной революции в Иране 1905-1911 гг. и включая разнообразные опыты социалистических преобразований в арабских странах. Революция 1978-1979 гг. в Иране стала неким переломным моментом и сменой социально-политических приоритетов. Государственная система, сформировавшаяся в результате революции, была построена не на модернизационных светских принципах, а на принципах ислама в его шиитской интерпретации. Это был первый опыт в истории XX в. построения теократического шиитского государства. Н.А.Филин отметил, что сегодня Исламская Республика Иран стремится играть одну из ключевых ролей на Ближнем и Среднем Востоке, претендовать на роль регионального лидера. За последние 30 лет, несмотря на экономические санкции США, противоречивое отношение к стране в мире, внутренние проблемы, Ирану удается сохранять внутреннюю целостность и стабильность государственного режима.

В ходе работы форума участниками и организаторами не только осуществлялась вдумчивая теоретическая работа, но и получил развитие практический аспект научной и экспертной деятельности, в частности, было подписано Соглашение о сотрудничестве Черноморского информационно-аналитического центра с Институтом сербской Культуры (Приштина).

Обсуждение актуальных проблем в сфере исследования политического пространства и социального времени торжественно завершилось товарищеским ужином с концертом вокального ансамбля Крымской государственной филармонии «Джаз рандеву».

Следующий, XXXIV Харакский форум «Политическое пространство и социальное время» состоится 17-20 мая 2018 г. вг. Ялта, Республика Крым,в дворцово-парковом комплексе бывшего великокняжеского имения Георгия Михайловича Романова в Хараксе (Гаспра).

К участию в форуме приглашаются исследователи, работающие в контексте политологии, социальной философии, международных отношений, социологии, истории, психологии, культурологии, этнологии, лингвистики, экономики, географии, права и других научных направлений.

Официальный сайт форума: http://charaxforum.cfuv.ru

Харакский форум в сети Facebook:

https://www.facebook.com/EthnicityandPower?ref=hl

https://www.facebook.com/ReligionandCivilSociety/

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Русские военнопленные и немецкая педантичность

Игорь НОСКОВ

Исчезнувшие перчатки

Игорь НОСКОВ

Творчество как призвание

Юлия МЕЛЬНИК