Крымское Эхо
Культура

Чьих вы будете, господа?

Чьих вы будете, господа?

Да уж, скучать с нашими, как они себя называют, свободно и прогрессивно мыслящими господами не приходится. То одно отчебучат, то другое, наперегонки соревнуясь друг с другом в стремлении решительно одолеть всё, что, по их мнению, мешает развитию в обществе истинной демократии, в том числе и по той причине, что давно себя изжило, закостенело и стало мешающей вольно жить и дышать архаикой.

Ну а если вопрос вдруг коснется чего-то советского, то, как говорится, хоть святых выноси: бурлящая презрением и надменным сарказмом критика – единственное, что в такой момент в состоянии продуцировать серое вещество и речевой аппарат «свободомыслящих». В выражениях не стесняются, имеющих другое мнение зло высмеивают. Свои же оскорбляющие чувства окружающих пассажи, звучащие, как правило, непременно в публичной плоскости, полагают выражением единственно верной точки зрения, которую по умолчанию должны разделять все здравомыслящие граждане.

Эдакие переносчики истины в последней инстанции…

Недавно с подобной безапелляционной сентенцией и согласно своему амплуа – в матерной форме, выступил эпатажный дизайнер и блогер Артемий Лебедев. На этот раз синеволосый мужчина поведал подписчикам своего блога на YouTube о том, что всемирно известная скульптура «Родина-мать» в Волгограде, оказывается,  «ужаснейшая» и «уродская».

Поводом для того, чтобы блогер вспомнил об этом памятнике, стало радостное для россиян и, в первую очередь, для волгоградцев событие – масштабная реконструкции монумента. Жители города-героя активно обсуждали этот трудоёмкий процесс, в общем и целом поддерживая его основную концепцию. Вместе с тем, многие высказались против нового светодиодного освещения статуи, из-за которого теперь не столь отчетливы женские черты фигуры Родины-матери.

Блогер заявил, что поддерживает жителей Волгограда, требующих вернуть прежнюю подсветку. Но на этом не остановился. Если уж критиковать, решил, так сказать, пройтись по полной. Вероятно, надеясь, в свою очередь, на поддержку волгоградцев. Однако жители города-героя, узнав, что думает блогер о святом для них памятнике, испытали настоящий шок. И было от чего.

«Ужаснейшее произведение советского монументального скульптурного искусства, которое, к сожалению, никуда не денешь, – высказался Лебедев о «Родине-матери». – …Её будут вечно поддерживать, до скончания веков. Мало того, что она на вид уродская, это старческий маразм позднесоветский, который отвечал за то, чтобы туда ее поставить». Единственным плюсом монумента «эксперт» считает его внушительную высоту (85 м). «Я там был внутри, вылезал из головы, – поделился блогер, – оттуда вид хороший, и это единственное, чем она может быть хороша».

Все бы ничего, если бы свое мнение Лебедев преподнес как свое мнение касательно эстетики памятника. Здесь, как говорится, кому что нравится. Восприняли бы спокойно, тем более, что у десятков миллионов граждан РФ и соотечественников за рубежом отношение к монументу однозначное: это символ нашей Великой Победы над коричневой чумой, находящий самый живой отклик в душах тех, кто знает и помнит.

И это не просто слова. Каждый, кто был в Волгограде, сколько бы времени после этого ни прошло, никогда не забудет, какие чувства и эмоции рождались в его сердце при виде будто возносящейся в небо величественной, наполненной экзистенциальным драматизмом, олицетворяющей высший смысл справедливости «Родины-матери».

Из искренних, пронзительных чувств, из биений сердец, слез потомков героев, растоптавших нацистскую нечисть, соткана сама атмосфера Мамаева кургана, всей сталинградской земли, в историю которой навсегда вписана страница об одной из самых кровопролитных в истории человечества битв.

Напомним, по итогам Сталинградской битвы общие потери СССР и Третьего рейха оцениваются примерно в 2,5 миллиона человек, включая раненых. Победа Красной армии в этом беспримерном сражении стала поворотным моментом в Великой Отечественной войне. Именно здесь началась дорога к Великой Победе.

По приблизительным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено не менее 35 тысяч человек. На этой братской могиле и был возведен без преувеличения главный памятник России – монумент «Родина-мать зовет!», являющийся основой историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы».

Автором проекта стал советский скульптор Евгений Вучетич. Консультации с военной точки зрения при возведении монумента давал маршал Василий Чуйков, который в годы Великой Отечественной войны руководил участвовавшей в боях за Сталинград 62-й армией. Согласно завещанию В. Чуйкова, впоследствии у подножия этого монумента маршал был захоронен, рядом с его воинами…

Так вот, память о Сталинградской битве, как, впрочем, и о других сражениях, одиозный блогер-дизайнер, вероятно, считает занятием непродуктивным, а потому никчемным. В ином случае чем продиктовано использование им в интервью другому небезызвестному блогеру распространенного в либеральной среде отвратительного термина «победобесие»?

Вопрос риторический, если вспомнить вылезающие из головы самого Лебедева и с завидным постоянством из года в год публикуемые им посты, в которых он, будто дразня и издеваясь над оппонентами, высказывает свое и, разумеется, единственно верное, мнение об отношении общества к памяти о Великой Отечественной войне.

Большой «знаток» истории, он называет ее «священной занозой» и все, что рассказывают о Великой Отечественной, считает фальсификацией и пропагандой. Искренне признается сей господин до этого его посты не читавшим, как реагирует его чувствительный организм на все это: «В России есть только один культ хуже православия – культ Дня Победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах – все это вызывает приступы рвоты».

Основываясь на собственном мироощущении, пребывает дизайнер в уверенности, что «ветеранам 60 лет внушают героизм и величие поступков», которых в жизни, по его мнению, не существует.

Память о подвигах защитников Отечества — вообще тема для него отчего-то больная, зудит и зудит. «Памятники Великой отечественной войне один другого безвкуснее. Площади, оформленные вечным огнем – апофеоз брежневской школы архитектурно-градостроительной деградации и непрофессионализма. Стелы, стоящие в каждом районе, ужасны. Самое главное, что стела из обычного ср…го (сокр. – авт.) бетона тут же становится священной – ее нельзя ни тронуть, ни снести» (орфография сохранена).

Несколько лет уже воюет блогер с народной памятью. Не всегда, правда, без последствий. В 2014 году его записи с критикой советских памятников были восприняты как нападки на ветеранов Великой Отечественной войны. Спустя год, как сообщали СМИ, генерал С. Крамаренко отсудил у Лебедева миллион рублей за моральный ущерб. За свои слова нужно отвечать.

***

Примечательный факт: отрицающие в принципе чувство патриотизма эпатажные блогеры хором промолчали по поводу выставленной не так давно в Новой Третьяковке на Крымском валу работы художника Алексея Каллимы «Между случайностью и необходимостью».

Сия, с позволения сказать, картина экспонировалась в рамках выставки «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина». На ней изображены два человека в спортивных костюмах и кедах — один то ли отдыхает, то ли греется на солнце, второй возносит молитвы. Рядом на земле – автоматы Калашникова.

Чьих будут сии уставшие бойцы? И от чего устали? – вопрошали что-то подозревающие, но все-таки сомневающиеся (не может быть!) посетители выставки. Сомнения развеял Telegram-канал Cultras, приведший кураторское объяснение организаторов экспозиции: «Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам, как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере».

Что известно о художнике Каллиме? Лаконичную характеристику в 2014 г. дало одно из либеральных изданий: «Начав с инсталляций и поэкспериментировав немного на территории нонспектакулярного искусства, он обратился к живописи, создав целый эпос, героями которого стали одетые в костюмы Adidas бородатые чеченцы с автоматами и огнеглазые гурии, подобно германским валькириям носящиеся над полем боя в поисках душ павших воинов. В 2005 году Каллима создал один из главных хитов 1-й Московской биеннале — фреску, на которой чеченец собирался прирезать молоденького федерала».

«Меня вдохновляли герои, которыми для меня были боевики, чеченцы – смелые, отчаянные парни, которые ничего не боялись», – признался тогда Каллима в интервью тому же журналу. Принимая во внимание тему выставленной в Третьяковке картины, в демонстративном состоянии священного трепета и восхищения боевиками художник пребывает и по сей день.

Экспозиция с каллимовской «Между случайностью и необходимостью» ожидаемо наделала шуму. Ассоциации ветеранов российских спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» выступили с осуждением выставки. «Мы сейчас вместе с ассоциацией «Альфы» написали заявление о том, что в Третьяковской галерее открыта некая демонстрация картин, связанных с боевиками, – сообщил журналистам на пресс-конференции президент Ассоциации группы специального назначения «Вымпел» В. Попов. – Идет героизация и романтизация людей, которые убивали наших детей, которые взрывали Москву, взрывали Беслан и все остальное».

Вопросы не только к не скрывающему творческие предпочтения художнику, умудрившемуся выставить свое «творение» в одной из главных галерей страны.

Что-то подсказывает, что умудрился он это сделать не без содействия влиятельных персон, занимающих серьезные должности и получающих зарплату от государства. Сама логика рождает вопрос: на чью мельницу льете воду, чьих вы будете, господа?..

На фото с сайта Победа.рф —
Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Людей оценило: 4

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

В крымском театре кукол — юбилейный 85-й сезон!

.

«Белгородская забава» и еще один диплом крымских кукольников

Юлия СОЛОД

Культур-мультур по-крымски

Ольга ФОМИНА

Оставить комментарий