Крымское Эхо
Общество

Анатомия церковного раскола

Анатомия церковного раскола

Раскол нашей Православной церкви, который учинили украинские националисты во главе с Филаретом, не является некой катастрофой для православной России. В духовном мире любых идеологических течений расколы – дело нередкое, если не сказать, что обыденное.

В свое время в христианском мире случился раскол в единой церкви, господствующей по всему Средиземноморскому побережью. Так появились Западная церковь (сиречь католическая) с центром в Риме — и церковь восточная (сиречь православная) с центром в Константинополе, Второй Рим. Напомню, Третий Рим — Русская православная церковь появилась не в результате раскола, а процессе естественного движения православия на Восток.

Лицемерие, коварство и вероломство Филарета

Безусловно, центральной фигурой раскола Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) стал киевский митрополит Филарет. В миру — Михаил Антонович Денисенко, родившийся 23 января 1929 в селе Благодатное Амвросиевского района. Сейчас уже мало кто вспомнит, что этот человек после смерти патриарха Пимена являлся одним из главных кандидатов — одним из явных фаворитов на патриарший престол Московского патриархата в ходе избрания нового предстоятеля на Поместном соборе в июне 1990 года.

На выборах нового патриарха присутствовала интрига, присущая любым выборам. Тем более что это был 1990-й год, когда горбачевская перестройка в Советском Союзе дошла до такой фазы, когда ЦК КПСС уже потерял контроль над церковными делами. Казалось, патриаршество само идет ему в руки. Он фактически выиграл первый тур в гонке за патриарший престол.

В день кончины патриарха Пимена, 3 мая 1990 года, состоялось заседание Священного синода: согласно Уставу об управлении Русской православной церкви, Священный синод при вдовстве Патриаршей кафедры под председательством митрополита Киевского, избирал из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола (временно исполняющий обязанности патриарха). Из шести постоянных членов Священного синода тайным голосованием в два тура Местоблюстителем был избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко).

Филарет фактически управлял ходом выборов нового патриарха. Обратите внимание, какие речи говорил и.о. патриарха перед участниками собора: «Главное, о чём мы сегодня молимся, — это о нашем единстве. <…> Тысячелетняя история Русской Церкви, двухтысячелетний опыт Вселенского Православия с очевидностью свидетельствуют, что уклонение от чистоты веры и от полноты Предания приводит лишь к смутам и расколам, раздирающим нешвенный хитон (риза Господня – ред.) Христов. Да вразумит Господь всех тех, кто ищет славы человеческой, а не славы Божией — своего земного благополучия, а не жертвенного служения Церкви Христовой.

Но сбой в движении Филарета к патриаршему престолу случился, как говорят в миру, уже в отборочном туре. На Архиерейском соборе, который должен был избрать троих кандидатов на Патриарший престол, Филарет лишь во втором туре и с огромным трудом влез в заветную тройку и был внесен в бюллетень для голосования. А фаворитом стал митрополит Ленинградский Алексий.

Искушенный в выборных делах Филарет понял, что голосование будет не в его пользу. Поэтому, будучи председательствующим на соборе, он предпринял отчаянный демарш. Сторонник Филарета архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного собора 1917 года избрать патриарха жребием. Мол, пусть сам Господь решит, кому быть патриархом.

Председатель Филарет горячо поддержал это предложение, но оно, не встретив сочувствия у соборян, не было принято. А далее в ходе голосования патриархом был избран Алексий.

Круто обиделся Филарет на всю православную братию, не избравшую его патриархом. Быстро позабыл он свой собственный призыв: «Да вразумит Господь всех тех, кто ищет славы человеческой, а не славы Божией — своего земного благополучия, а не жертвенного служения Церкви Христовой». Не вразумил Филарета Господь.

Поэтому с 1991 года несостоявшийся патриарх пустился во все тяжкие грехи, тяжче которых в церкви не бывает. Филарет подался в раскольники. Дескать, коли вы мне не дали патриарший престол, то я его сам себе организую в пределах самостийной. И вот в 1992 году с частью клира и мирян Филарет покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), не признанную ни одной из Поместных православных церквей.

Реакция Московского патриархата была мгновенной. 11 июня 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире».

Ну, а потом пошли уже совсем безобразные сцены. Филарет, лишённый священного сана, своей отставки не признал и в этом он получил защиту у украинских властей. Милиция совместно с боевиками националистов допустила в митрополичью резиденцию делегацию представителей УПЦ, которые пришли принять дела у низложенного Филарета. Изгнанный из рядов православного духовенства бывший митрополит ругался последними словами, как портовый грузчик, что впору было ему сказать, как в том анекдоте — ты или штаны надень, или крест сними.

Святые черти из Вашингтона

Сказать, что, не случись такого казуса у Денисенко, то на Украине могло и не быть раскола, будет неверно. Да нет, он по-любому бы состоялся. Филарет орудовал не в чистом религиозном поле. К тому времени идеологическая почва в незалежной была уже круто унавожена щирым украинским национализмом и пещерной русофобией. Жирный навоз поставила на незалежную политическую ниву и униатская греко-католическая церковь. И осознавать, что украинская церковь все еще находится в духовной связи с Московским патриархатом, было свыше сил «свідомих українців».

Но была и другая составляющая, предопределившая украинский раскол. Если говорить по большому счету, то организовали и осуществили на Украине духовную диверсию все те же США, вашингтонские спецы по делам церквей во главе с послом США по вопросам международной религиозной свободы Сэмом Браунбэком.

Команду Сэма ехидные журналисты зовут «святыми чертями». Они могут организовать любой духовный переворот, были бы деньги. А они нашлись для того, чтобы хотя бы попытаться разорвать духовное единство народов-братьев.

В украинском вопросе главным было по-хорошему надавить на Константинопольский патриархат, который должен был даровать новому церковному образованию томос, что хоть как-то придавало бы кощунственному действу оттенок легитимности. О неблаговидной роли США в церковном расколе на Украине не раз подчеркивали представители Московского патриархата.

Вашингтон использует Константинопольский патриархат для достижения собственной политической выгоды в других странах. По мнению Владимира Легойды, возглавляющего синодальный отдел Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, это же произошло и на Украине, пишет «Российская газета».

Ярким примером вмешательства во внутренние дела церкви является создание на Украине так называемой «новой церкви». В РПЦ уверены, что занимались ею Константинопольский патриархат при участии США. Эта структура нужна была для «проведения своего «добронамеренного» политического влияния, которое принесло страдания тысячам верующих украинцев».

Варфоломей и его Фанар с потрохами подчинены Вашингтону. Ведь именно в США находятся основные приходы константинопольского патриархата. Поэтому пресловутый украинский томос Варфоломей писал под диктовку спецов Сэма Браунбэка. Подписывая томос, небескорыстный деляга-патриарх выторговал себе у незалежной около десятка монастырей и храмов. Порошенко его, правда, потом, грубо выражаясь, кинул, как последнего фраера. Но это было потом.

Поцелуй Иуды, чисто конкретно для Филарета

Злой рок преследует Филарета с того самого момента, как он пролетел мимо московского патриаршего престола. Созданный им в Киеве патриархат никто в мире не признал да и его никто всерьез не воспринимал. Вся надежда была на Варфоломея. Но константинопольский предстоятель сыграл с Киевом, как одесский наперсточник.

Никакого патриаршества он самостийной не дал, а своим томосом в одностороннем порядке он фактически переподчинил украинскую церковь константинопольскому патриархату. Это был грабеж среди бела дня.

Вдобавок ко всему Варфоломей и Порошенко единогласно решили отправить Филарета на почетный отдых. А главой новой украинской церкви стал воспитанник Филарета митрополит Епифаний. Но бывшему лжепатриарху и самому не хотелось возглавлять Киевскую митрополию. Образно говоря, он уже самостоятельно нацепил на свои плечи генеральские погоны, а теперь снова надевать полковничьи?

А в это время «птенцы гнезда Филаретова», молодые митрополиты Епифаний (Сергей Думенко, 40 лет), Евстратий (Иван Зоря, 41 год), Александр (Александр Драбинко, 42 года), очень быстро оставили 90-летнего «почетного» старца наедине со своим почетом, но без власти, и главное — отодвинули от денег.

Но и в этой, казалось бы, патовой ситуации отпетый интриган не растерялся. Он вновь занялся любимым расколом. Из только что созданной единой Православной церкви Украины (ПЦУ) он вычленил свою родную частицу — Украинскую православную церковь Киевского патриархата (вошедшую в ПЦУ при объединении), снова объявил себя патриархом при ней и занялся тем, что стал яростно разоблачать лживость томоса, доказывая прихожанам, что это никакой не святейший документ, а конченое дерьмо констанитнопольского патриарха.

Вот теперь и открывается истинная самостийность ПЦУ.

— Мы получили от Константинопольского патриарха томос, но не такой, который ожидали, – вещал на проповедях Филарет. — Это не такой томос, который имеют Румынская, Элладская, Сербская, Русский, Болгарская, Польская или Албанский церкви. Они полностью независимы от Матери-церкви — Константинопольского патриархата, а так называемая Православная церковь Украины от него зависима.
В чем эта зависимость?открывал дважды лжепатриарх глаза мирянам. — Во-первых, мы не имеем права варить миро (особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, всего — 50 веществ). Церковь, которая такого права не имеет, не является независимой. Церковь просит миро в другой церкви, той же Константинопольской, если она бедная и сама неспособна сварить миро, потому что оно дорогое. А Украинская церковь всегда варила его сама. И тогда, когда находилась в составе Константинопольского патриархата до 1686 года. И даже после того, как Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату, она тоже варила миро в Киево-Печерской лавре.
Во-вторых, этот томос запрещает нам иметь епархии и приходы за пределами Украины. За рубежом проживают 20 000 000 украинцев, и многие из них православного вероисповедания, они хотят принадлежать к Украинской православной церкви. А томос им это запрещает и указывает, что эти украинцы должны принадлежать к Константинопольскому патриархату. Тогда как эмиграция других церквей — Российской, Румынской, Болгарской, Сербской, Антиохийской — относится к ним самим.

Кто-то из журналистов спросил у Кирилла, почему его предал ученик Епифаний?

— А почему Христа предал Иуда? – горько ответил Филарет. Ничего себе сравнение! Не помрет лжепатриарх от скромности. Себя поставил вровень с Христом. И язык не отсох от такого святотатства! Но предательство Епифания объясняется намного проще и приземленнее. Изначально Филарет коварно предал Великую церковь – Русскую православную церковь Московского патриархата. Обманом и дьявольскими посулами вовлек в раскол часть украинского клира и прихожан. Не гнушался брать иностранные деньги. Организовал вероломный захват православных храмов. А потом вот это антихристово творение он назвал церковью, а себя патриархом при ней.

Что же он хотел получить от этой смердящей каши, которую сам и заварил в награду за труды свои? Ученики оказались подстать учителю. Ответили ему той же монетой. Но вот эта атмосфера предательства, коварства, двуличия и святотатства будет теперь преследовать так называемую ПЦУ на протяжении всей ее истории. Короткой или длинной она окажется.

Вверху — иллюстрация к статье Андрея Ганжи
«Филарет, Иуда-Епифаний, Порошенко и Зеленский: как это было и как будет»

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 2

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Олимпийский цугцванг

Николай ОРЛОВ

«Дом» параллельной реальности

Крымский мост Брайони Фейн из Лондона

.

Оставить комментарий