7 декабря в Симферополе пройдет презентация книги <b>«Предвестие – Легендарный журнал на рубеже веков»</b> – нового и итогового за многие годы работы творческой группы «Предвестие» – номера одноименного журнала. Книга рассказывает об истории журнала и представляет творчество участников этого знакового издательского проекта 90-х годов прошлого века. Уже сейчас можно полюбоваться, подержать в руках это творение современной – и такой надвечной – литературы. Под его обложкой собраны те авторы, которые были крымскими творческими звездами 90-х. Многие из них сейчас уже не пишут или не вращаются в литературной среде. Но с радостью предоставили свои материалы: поэзию, прозу, эссе, юмор, живопись и графику.
Журнал вышел в серии «Крымская культурная соборность» – задуманной активным ядром группы «Предвестие» (Валерий Гаевский, Сергей Савинов, Анатолий Каменобродский и др.) как серия «возрождений». Забытых – незаслуженно – или редко вспоминаемых: имен, произведений, изданий… Течений, явлений, движений… Следующим на очереди – итоговый «легендарный» «POLUS-Крым» и другие творения рук и умов незабываемых и непотопляемых писателей, поэтов, художников рубежа веков.
(кликните на картинку — и она станет больше)»
К презентации нового «Предвестия» приурочен ряд творческих акций. Одна из них – прошедшая в Зале искусств Крымской Универсальной Научной библиотеки им. И. Я. Франко выставка картин художника, поэта, активного участника и автора идей группы «Предвестие» – Анатолия Каменобродского.
Выставка проходила с 20 ноября по 4 декабря, и в тот день, когда мне выпала радость ее посетить, экскурсию по ней: по сущности картин А. Каменобродского, его жизни, мировидению и истории творчества – для меня провел друг художника, один из создателей «Предвестия», поэт Сергей Савинов. Без него выставка была бы не столь «живой», хотя – без всякого сомнения – не менее захватывающей.
Ибо из каждого творения Каменобродского можно делать отдельный арт-проект – что-то вроде акции «Выставка одной картины», на рассматривание и изучение которой зритель потратит не менее двух часов. Проникновение, «вхождение», выпадение из реальности и полное погружение. Иначе эти произведения воспринимать нельзя.
Не удивительно. Их автор: поэт, философ, психолог и – физик. Знакомство с ним у меня произошло в далеком 1993 году, когда я обитала в МАНовском лагере в «Артеке». Наша секция называлась «Пресс-центр» (литература, журналистика), но была там также секция физиков. И именно для них приехавший удивительный гость демонстрировал поражающие воображение физические опыты. А для нас – читал свои стихи. Но запомнилось и то, и другое.
В артековской стенгазете, выпускаемой нашим «пресс-центром», была заметка об Анатолии Каменобродском, носящая знаковое название – «Физик, но лирик». Тогда мы не знали, что он еще и художник. Видимо, вся многогранность личности не вмещалась в научно-творческий вечер для артековцев. Грани должны раскрываться постепенно. Именно так это и происходит с талантливыми людьми.
Анатолий Григорьевич Каменобродский родился в 1941 году в Симферополе. Учился на физико-математическом факультете в Крымском педагогическом институте (ныне – Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского). Закончил аспирантуру по сейсмологии и защитил диссертацию на звание кандидата физико-математических наук в Москве, работал ассистентом, в настоящее время – доцент кафедры общей физики ТНУ им. В.И. Вернадского, занимался научной работой по сейсмологии.
Пишет стихи, рассказы, его работы опубликованы в журналах «Предвестие», «POLUS -Крым», «Ковчег-Крым», «Фанданго». Принимал участие в создании журнала «Предвестие», участвовал в выставках картин крымских художников. Автор книги стихов «Полночный рассвет». Занимался философией (И. Кант, проблемы познания в современной физике, иное и мир). Философские работы публиковались в «Ученых записках Таврического национального университета».
«Предвестие» дает ему такую характеристику: «Истинный предвест. Характер – устойчиво-предвестийный. Беспощаден к проявлению в людях обывательства, «куркулизма». Бичом изгоняет из храма Поэзии торгующих бесценным Даром».
На выставке представлена часть работ в философско-изобразительном плане, созданных в смешанных техниках (масло, тушь, карандаш, фломастер).
Сергей Савинов рассказывает: «Каменобродский никогда не отрицал, но никогда и не персонифицировал Бога. Он – «верующий от ума», пришел к вере благодаря (а не вопреки) научному мышлению. Именно наукой вера доказывается, а не низвергается».
Но научная вера – своеобразна, не всегда соотносима с обыденными представлениями о таковой. Мир, как считает «физик, но лирик», происходит из космического вещества. Жизнь – постоянна, просто перемещается с планеты на планету. И человек в том числе. Человечество – субстанция вечная. А Бог – надвечен. Бог не «трехмерен», несоизмерим с людскими понятиями. Чтобы человеку понять Бога, ему нужно дорасти до богочеловека. Но до этого ему далеко. Однако все то, что происходит с нами, «имеет отзвуки во Вселенной, кладет отпечатки на Создателя». Все тождественно Его замыслу, но все в развитии, и от нас очень многое зависти. Да, бог-садовник проводит над нами эксперимент, но каждое растение в Его саду растет и выживает само, и каждое дает свои собственные цветы и плоды.
Отражением именно такого мышления являются картины художника. Они создавались на протяжении многих лет, являют собой триптихи (более ранние) и монополотна (поздние). Произведения делятся на два типа. Первый – «перечисления» – на которых изображено большое количество людей, вещей, деталей, они похожи на комиксы, в них даже можно обнаружить юмор: к примеру, очередь, стоящая к ларьку за счастьем, – и надпись на окошке продавца: «Ушел в нирвану» – и это на фоне нагроможджения всего остального.
И второй тип – четкие, емкие символические произведения глубинно-архетипического плана: переплетения строения Вселенной с психологией внутреннего мира человека, точнее, даже психофизиологией и социологией, социальностью. Но оба типа картин несут в себе философскую глубину, от которой автор не отступает никогда: развертывается ли она в мелких и даже порой назойливых (как и сама людская суета) деталях, или в надмирных, трансцендентных образах.
Триптих «Прозрение нигилиста» – именно о научном мышлении, приводящем к вере. Неожиданно, как удар. Когда старания в течение долгих лет доказать «ничто» – вдруг приводят к вспышке «Нечто». «Инопланетян – нет?» – едва ли не прямое деказательство вечности человеческой субстанции на разных – или чередующихся? – планетах. О наших всплывающих из подсознания воспоминаниях о том, какими мы были, как выглядели в то непостижимое время, когда жили еще не на Земле.
Да, всего лишь воспоминания, видения, скачки несознаваемого – а не «контактёрство» и прочее навязываемое нам ныне СМИ и телевидением мракобесие. Об этой информационной навязчивости – картина «Спрут социума». Возможно, неслучайно тело спурта с характерными пятнами напоминает голову «классического», привычного нам гуманоида с узкими косыми глазами. В произведениях хватает юмора – тонкого, завуалированного, доступного лишь тем, кто готов вдуматься.
Во всю эту беспощадную в своей гармоничности Вселенскую Иронию – уж не над нами ли? «Голгофа» – гора с распятием, под ней группа закованных в железо рыцарей с мечами, выстроенная в форме (металлического же) космического корабля, взмывающего (пытающегося взмыть?) к кресту. Насколько мы знаем, так и не получилось долететь: ни рыцарям-крестоносцам, ни ракетам. Однако можно продолжать – пытаться никто не запрещает. «Ангелы» – глаза с крыльями. На другой картине ангелы изображаются в виде белокрылых черепов.
Интеллектуально любоваться можно одними названиями произведений: «Этюды о свободе воли», «Из истории уроков истории», «Сверхценная идея», «Вдохновение идеалиста», «Космическое яйцо», «Умолчание силами потустороннего», «Водное и небесное», «Дарвинизм», «Революция надежды», «Три неба человеческих». Каждая из картин – такая загадочная, и одновременно – такая узнаваемая. Для тех, кому есть, что узнавать. Стремящихся и готовых думать, познавать, изучать.
«Работы А. Каменобродского будят мысль, – пишут в «Книге отзывов». – И это самое главное! Мысль, к большому сожалению, безмятежно спит в большинстве голов наших современников, а у иных – отсутствует. Хорошо, что есть человек, способный растормошить сонное царство».
А вот еще отзыв: «В каждой картине, в каждом антисюжетном сюжете – своя магнитуда физика-сюрреалиста, своя сейсмика… простого парня, глазами которого Вселенная преображает себя».
Именно так. Сколь ни неожиданно это прозвучит, но взгляд художника Каменобродского – это взгляд простого человека. Только личность «без божеств», не помешанная на «возвышенном», всяческой эзотерике и фантазмах, – а просто: ученый, исследователь, натуралист, наблюдатель, философ, скрупулезный алхимик – способен так ярко и четко, и одновременно так архетипично – видеть мироздание. И понимать его тонкую иронию.
Этот термин – «сюрреалист» – прозвучал. Хотя он вряд ли способен дать определение чему-то – неопределимому, многогранному, живому. Так же, как и «авангардист», хотя чуткость Анатолия Григорьевича к миру – это и чуткость к слову-звуку-смыслу, что делает его поэтическое мышление авангардным:
Вы ли, тая,
Вылетая,
Выли: «Тая,
Вы – литая!»
___
Несносны
Нонсенсы
Анонсов!»
Хотелось бы повторений – и расширений – выставок А. Каменобробдского. Творческих встреч с ним. И обязательно – акции «Выставка одной картины». Инициативная группа «Предвестия» могла бы провести такое мероприятие, которое очень украсил бы «экскурс во внутренний мир художника» в исполнении С. Савинова. Впрочем, рассматривать полотно лучше без комментариев. Главные комментаторы – наш разум и сердце.
3 комментария
http://www.youtube.com/watch?v=m_wqmc10880
И НЕЛЬЗЯ НАЛЕВО,И НЕЛЬЗЯ НАПРАВО.
Высоцкий.
А вроде как про меня.
Так меня щемят на КЭ…гусские товарищи по борьбе
Во прикол! Обычно я на такие темки не очень заглядываю. А тут увидел знакомую фамилию и сразу подумал, а не тот ли это Анатолий Каменобродский, который в начале 90-ых выпустил сборник своих необычных стихов под названием "Полёт в голубизну" и один из стихов был именно "Вы ли Тая?" Кстати многие студенты СГУ посмеивались над ним, называя не физиком, а "шизиком", но лично мне он казался нормальным препадом и незаурядной личностью. Уникальный во всех смыслах человек, уже тогда он демонстрировал свои необычные картины. Я помню одну из них, где внутри одной капли существует другой мир, другая вселенная. Жаль, что Марина Матвеева не дала фотографии Анатолия…
"Жаль, что Марина Матвеева не дала фотографии Анатолия.."
Как,вы его не узнали?
Да,там же его автопортрет!
КЛЕТЧАТЫЙ!
http://www.youtube.com/watch?v=VSyiJ1xb9Pw