Крымское Эхо
Архив

Алемдар Караманов, легенда и гордость Крыма

В СИМФЕРОПОЛЕ ПРОХОДИТ КОНКУРС ЕГО ИМЕНИ

12 ноября в Крымском академическом русском драматическом театре им М. Горького состоялось открытие VI международного конкурса молодых пианистов имени Алемдара Караманова, проводимого под патронатом крымского спикера Анатолия Гриценко. Это первый конкурс, когда Великого маэстро, автора гимна автономии, нет с нами — 3 мая он ушел из жизни, и присутствующие в зале почтили минутой молчания его память.

В память композитора установлены мемориальные доски на фасаде дома, где он жил и работал, а также в музыкальной школе №2, носящей теперь его имя. Учреждены стипендии имени Алемдара Караманова студентам музучилища им. Чайковского, улица Войкова в Симферополе будет переименована в улицу им. А. Караманова, ежегодно в сентябре будут проводится мероприятия, посвященные памяти композитора.
Министр культуры Крыма Александр Ермаков поблагодарил участников, которые, несмотря на тяжелые погодные условия, возникшие из-за шторма, все же приехали на конкурс и отметил, что великое творческое наследие нашего земляка давно вышло за пределы Крыма и является уже мировым достоянием.
Сестра композитора Севиль Крылатова, поблагодарив правительство Крыма за то, что они чтят память брата, сказала: «Это первый конкурс, когда Алемдар Сабитович не сидит в ложе и не выйдет на сцену, но душа его все равно с нами. Огромное спасибо моему родному городу, моей родной земле за то, что последние годы его жизни были окрашены талантом молодых исполнителей, участвовавших в конкурсах им. Караманова».

Сестра композитора Севиль Крылатова (слева)
и директор конкурса Ирина Силинг

Вся жизнь Караманова связана с родным городом. Гениальный композитор жил и творил вдали от центра музыкальных событий – Москвы. Его всегда считали одной из самых загадочных художественных личностей последней трети прошедшего столетия. Многие исследователи пытались разгадать «тайну» творческой судьбы Караманова. Закончив Московскую консерваторию и ее аспирантуру, будучи уже известным композитором, он вернулся в Симферополь и прожил здесь всю жизнь.

Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 г. Его отец — Сабит Темель Кагырман (русифицированная версия фамилии — Караманов), турок по национальности, убежал с братом в Крым из Турции. Его судьба, как и сотен тысяч переселенцев, сложилась трагически. В 1944 году, когда Крым был освобожден от немцев, всех лиц нерусской национальности (татар, греков, армян, турок) и Сабита Темеля в их числе, выслали из Крыма в Сибирь, где он и умер в 1955 году.
Раннее детство Алемдара Караманова проходило в оккупированом фашистами Крыму. Алемдар Сабитович говорил, что «самое яркое воспоминание тех лет – постоянный голод». Его мать, Полина Сергеевна Величко, украинка, работала заведующей библиотекой. Она не только спасла семью от голода, но смогла дать сыну начальное музыкальное образование. Караманов начал сочинять музыку с 6 лет. Это были небольшие фортепианные пьесы, в которых старался выразить восхищение красотой и таинственностью природы.
В те годы А. Караманов не всегда еще мог сыграть сочиняемую им музыку. Он учился в детской музыкальной школе по классу фортепиано, затем окончил Симферопольское музыкальное училище. В 1953 году поступил в Московскую консерваторию, где учился по 2-м классам композиции и фортепиано. Закончив консерваторию, поступил в ее же аспирантуру, где с 1958 по 1963 годах учится по классу Дмитрия Кабалевского и Тихона Хренникова.

[left]Елена Захарова (Москва)
исполняет романс «Тебе»[/left]


«Он был известен уже в студенческие годы, написал свои первые 10 симфоний, музыку к фильму Рома «Обыкновенный фашизм», — рассказывает музыковед Ольга Громова, — Тогда же он увлекается модным в то время авангардным течением и становится вместе с Андреем Волконским, Шнитке, Денисовым и Губайдуллиной в ряды первых композиторов-авангардистов. Этим он подставил себя под удар властей, ведь тогда проводилась идеологическая кампания против новых течений в искусстве. Окончив аспирантуру, он испытал тяжелый творческий кризис и вернулся в Симферополь, где жил и творил до конца своих дней. Караманов говорил, что ему была нужна тишина, чтобы сосредоточится и найти новые образы. Он бродил по паркам родного города и черпал вдохновение в общении с природой. Он говорил, что будто бы слышал музыку с неба и старался ее записать. В Симферополе он принял крещение, и с этого момента главной идеей его творчества, по его словам, становится «музыкальная религия». Почти полностью отказавшись от жанров фортепианной и камерной музыки, Караманов целиком посвятил себя симфонической и вокально-симфонической музыке. В те годы он создал «симфоническое Евангелие» «Совершишася» в десяти частях, вокально-симфонические сочинения на религиозные темы: «Stabat Mater», Третий фортепианный концерт «Ave Maria», «Реквием».

Караманов любил родной край. И в 80-е годы он, отойдя от исключительно религиозной тематики, создал замечательные произведения, посвященные Крыму, — «Крымскую увертюру для оркестра»(1982), ораторию «Легенда-быль Аджимушкая (1983), 24-ую симфонию «Аджимушкай», мистерию «Херсонес», посвященную 2500-летию Херсонеса.
С 1991 года музыка Караманова звучит все чаще — и в России и за рубежом: в Чехословакии, Англии, Германии и других странах. В 1992 году он написал мелодию для гимна Республики Крым, который в том же году стал официальным гимном автономии. Караманов — автор музыки к нескольким фильмам, среди которых «Обыкновенный фашизм» и «Стратегия Победы» Михаила Ромма, «Любовь с Привилегиями» с Вячеславом Тихоновым и Любовью Полищук в главных ролях. На сцене Большого театра был поставлен написанный совместно с композитором Евгением Крылатовым балет «Комсомолия».

В Симферополе Караманов до последних дней жил уединенно, не занимаясь распространением своей музыки. Он был всегда убежден, что его музыка является откровением свыше. Но все же еще при жизни он был оценен и признан: Караманов — дважды лауреат Государственной премии Крыма, почетный гражданин Крыма, член Союза композиторов Украины и России, народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко (2000 г.), академик Академии искусств Украины (2005 г.).

В 1996 году в Крыму был организован 1-й Международный конкурс молодых пианистов Алемдара Караманова, за эти годы его участниками пяти конкурсов его имени стали несколько сотен молодых пианистов из 23 стран мира.
Директор конкурса, заслуженный работник культуры Ирина Силинг, передавая на открытии VI конкурса ксерокопии рукописных партитур руководителю хора «Таврический благовест» Михайлевскому и дирижеру академического симфонического оркестра крымской филармонии Игорю Каждан, сравнила их по значимости с пирамидой Хеопса и «Войной и мир» Льва Толстого.
На открытии VI международного конкурса молодых пианистов имени Алемдара Караманова были исполнены произведения Караманова Гимн Крыма, «Весенняя увертюра» («Романтик-квартет», г.Москва) , два романса из цикла «Тебе» (Елена Захарова, Москва), три части симфонии «Совершишася» (Академический симфонический оркестр крымской филармонии, дирижер Игорь Каждан).

[left]Академический симфонический оркестр
крымской филармонии,
дирижер Игорь
Каждан,
исполняет симфонию «Совершишася»[/left]


Конкурс открыт, теперь до 18 ноября 59 участников из 27 городов СНГ будут соревноваться друг с другом, исполняя произведения великого крымчанина. И он, впервые в истории конкурсов его имени, не услышит их. Нашего гениального земляка уже нет с нами, но, как сказала музыковед Ирина Мартыненко, ведущая церемонию открытия: «Дух Алемдара Караманова будет всегда с нами, на берегах Салгира, потому что здесь всегда будет звучать его музыка»

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1 / 5. Людей оценило: 2

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

За кем последнее слово?

Лукавство как визитная карточка партии власти

Борис ВАСИЛЬЕВ

Крымскому спелео — 55

Олег ШИРОКОВ

1 коммент.

Аватар
Виктор 14.11.2007 в 22:56

Меня всегда удивляло почему композитор мирового уровня не поехал хотя бы в столицу, а остался жить в Симферополе. Так любил этот город? Или просто был отшельником? Или действительно черпал там вдохновение?

Ответить

Оставить комментарий