Крымское Эхо
Поле дискуссии

Этнополитика на частности не разменивается

Этнополитика на частности не разменивается

ТИАЦ РИСИ (Таврический информационно-аналитический центр Российского института стратегических исследований) снова порадовал, собрав экспертов для обсуждения очень важного вопроса в рамках сквозной темы «вызовы региональной безопасности: взгляд из Крыма». На этот раз обсуждали «Фактор межэтнических отношений в развитии политической ситуации в Черноморском регионе».

Благодаря Крымской весне Россия не просто осталась в Причерноморье — она еще и многократно усилила здесь свое присутствие. В идеале, все страны, имеющие выход к Черному морю, должны быть заинтересованы в мирном соседстве — увы, сегодня мы видим отнюдь не мирные боевые кличи со стороны Турции; Грузию можно отнести к категории дружественных весьма условно; у Болгарии и Румынии нет права голоса — точнее, их просто никто не слышит; про Украину тут вообще говорить не будем…

В каждой это стране есть свои модели управления, разный уклад жизни. Что они собой представляют, какие силы на них действуют извне, рассказал организатор круглого стола Александр Бедрицкий, директор ТИАЦ.

Россия, утверждает, например, эксперт из Москвы, президент фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков, — это фактор стабильности в Черноморском регионе. Собственно, никто из специалистов ему и не возражает, наоборот, каждый бросает в копилку обсуждения свои мысли по поводу того, как закрепить эту роль, а главное, как сделать так, чтобы волна стабильности накрыла и соседей…

А как дела в самой России с «национальным фактором»? Национальная политика между позитивной дискриминацией и интеграцией, утверждает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO (Москва) Станислав Бышок. Что имел эксперт в виду, утверждая этот тезис, раскрывать не будем — в скором времени опубликуем и его доклад, и доклады других экспертов на нашей ленте.

Не будем перечислять остальные выступления — каждое из них заслуживает отдельного разговора — просто следите за нашей лентой, и вы будете иметь возможность познакомиться с ними поближе. Здесь же мы приведем наш разговор с Александром Бедрицким, которого мы попросили подвести итог этого большого разговора.

— Александр Владимирович, какую вы сегодня взяли глобальную тему… очень интересную. Не испугались ее глобальности — почему?

— А по частностям она бы не получилась. Потому что даже если рассматривать, какую этнополитику проводят государство и регион, невозможно смотреть на действия России вне контекста. Например, операция в Сирии становится непонятной без контекста действий США, а действия США невозможно рассматривать без их опоры на Турцию. А опору на Турцию — невозможно без того, что они пытались решать свои проблемы за счет Болгарии и Румынии. То есть вся эта цепочка неизбежна при рассмотрении, если мы хотим понять генезис тех действий, которые сейчас предпринимает и Россия, и наши оппоненты. Поэтому глобальность оказалась неизбежной.

Александр Бедрицкий

Этнополитика на частности не разменивается

— И вы поняли эту концепцию?

— Нет, ее до конца понять невозможно. Сегодня, как мне кажется, прозвучало много интересных докладов. Становится уже традицией говорить, что не все высказанные мысли созвучны, но все они вызывают какую-то ответную мысль. В этом и заключается цель любого круглого стола, мы не раз уже их проводили, и этот не последний. Мы будем и дальше собирать экспертов, нам интересно их мнение; будем прислушиваться, будем с ними спорить, оппонировать и в результате будет вырабатываться некая общая линия, которая поможет всем нам понять и место Черного моря, и какие интересы преследует здесь Россия, и каким образом эти интересы должны достигаться.

— Что нового здесь прозвучало из того, чего вы не знали, до чего не додумались лично вы?

— Знаете, можно показать на дерево: что ты здесь видишь? Дерево, листья? А тут ведь еще и бабочка! Поэтому сложно выделить какие-то моменты, которые являются принципиально новыми. Иногда эта новизна заключается в том, что коллеги обращают внимание на какие-то вещи, которые долгое время оставались в тени, никем особо не замечаемые. Они могут подразумеваться, но озвучить какую-то мысль тоже было полезно.

Допустим, если брать сегодняшние выступления, то можно упомянуть особенности этнополитики Евросоюза и Советского Союза: в целом это принципиально разные вещи, но приводят они к примерно схожим результатам. Генезис их разный, а итог — схож…

— Можно ли сказать, что человечество уже наработало в этой сфере достаточно материала, на основе которого можно делать какие-то серьезные выводы?

— Серьезные выводы можно делать даже в отсутствие материала, причем чем меньше материала, тем проще делать какие-то выводы. Когда его обилие, тогда в них легко запутаться. То есть информационная перепалка — это такая же проблема, как и отсутствие информации.

— Я слушала выступления, и мне пришла в голову мысль, что еще 30 лет назад мы очень многого не знали из того, что знаем сегодня. И это дает нам возможность как-то…

— Известная максима о трех врачах: терапевте, хирурге и патологоанатоме. Терапевт ничего не знает и ничего не может; хирург все может, но ничего не знает, а патологоанатом все знает и все может, но уже поздно.

Здесь мы сталкиваемся с тем, что мы все равно не можем всего знать, мы не знаем будущего. Мы можем только предполагать, какие могут быть наиболее рациональные решения, но далеко не все в жизни человека и человечества выражается в рациональных категориях. Значительная часть политических решений определяется исходя из иррациональных предпосылок. И, наконец, не нужно сбрасывать со счетов и человеческую глупость, которая тоже является очень важным, зачастую решающим, фактором в развитии самых главных вопросов.

— На круглом столе не успели рассмотреть для крымчан важный вопрос — место и роль Крыма в этой тематике…

— На самом деле, мы сделали определенные наметки в этой теме. Посмотрите, что, на мой взгляд, произошло в Крыму: здесь мы получили ответ, чем является Крым для России. Вхождение Крыма в состав России спровоцировало обострение отношений со всеми западными соседями, с Европой, США. И с той же самой Турцией, хотя это и не совсем Запад. Тем не менее, это сняло накал напряжения в межэтнических отношениях в самом Крыму и позволило избежать внутренних потрясений в России. Потому что, опять же, известно: русские своих не бросают. Давайте представим себе, что бы произошло, если бы в Крыму Россия не вмешалась. Мало того, что мы бы здесь сразу потеряли флот и полностью были бы выдавлены из Причерноморья — мы бы просто предали тех русских, которые тут живут.

В России слишком много этносов, поэтому играть на противоречиях, провокациях в межэтнических отношениях, на обострении межэтнических конфликтов Россия никогда не станет, потому что это носит разрушительный характер. Поэтому неизбежно, независимо ни от чего, это константа, Россия всегда будет стремиться нормализовать отношения между этносами, которые населяют ее территорию, которые являются ее гражданами. Крым в этом отношении не является исключением. Хотя, конечно, возможны ошибки, недопонимание каких-то проблем, но общий вектор не изменить.

— И Крым это еще раз подтвердил…

— Безусловно. Здесь можно, конечно, принять во внимание политику, которую проводили крымские власти последние два года перед присоединением Крыма к России, которая значительно ослабила меджлис (запрещенная в РФ организация экстремистского толка — ред.), а именно ведь меджлис, а не крымские татары, всегда вносил раздрай и был клином, который пытались вбить между русскими и крымскими татарами. Сейчас он выдворен за пределы национальной территории России. И посмотрите, вроде бы Россия избавилась от этого фактора, а он начал опять играть свою разрушительную роль — теперь в Херсонской области. И чего это будет стоить государству Украина, у которого и без того низкая субъектность; для людей, которые сейчас живут в Херсонской области, и тех, которых сейчас туда привозят и обещают золотые горы — так им эти «горы» обещали и солдатам вермахта, которые шли в Россию за золотой мечтой. И чем это закончилось, помните? Для кого-то — могилой где-то под Смоленском, а для кого-то — концлагерями и унизительным пленом и той национальной виной, которая не искуплена до сих пор…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Зачем Старому лису ехать в Крым?

Сергей ГОРБАЧЕВ

Всегда ли нужно бить первым?

Дипломатический форпост

Оставить комментарий