ЛЮДЕЙ ПОКА СДЕРЖИВАЕТ ПРИМЕР УКРАИНЫ
Столичные эксперты считают, что локальные конфликты в регионах становятся серьезным вызовом для политической системы. Такое мнение звучит в комментариях к событиям в Екатеринбурге.
С начала 2019 года это уже не первое крупное противостояние между населением и региональными или местными властями, в ряду которых можно отметить и конфликт в городе Сибае (Башкирия) из-за загрязнения воздуха диоксидом серы, и акции протеста в столице Ингушетии Магасе из-за местного закона о референдуме, и митинги на станции Шиес в Архангельской области из-за мусорного полигона.
Эксперты давно отмечают, что проблемы местного характера приобретают большое значение.
Руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин отмечает, что «для власти это становится вызовом. Там, где региональные власти считают такие вопросы малозначимыми, возникает эмоциональная реакция граждан, а где-то такие вопросы решаются спокойно – для этого есть много процедур: от инструментов цифровой демократии до разговора с людьми».
При этом Костин подчеркивает, что недовольство граждан и возникновение таких конфликтов не обязательно проявится на выборах, но обязательно отразитсяна уровне социального самочувствия, доверия к региональным властям и будет влиять на политическую стабильность. «В любом случае это диссонанс между ожиданиями людей от того, что должны делать чиновники, и тем, что они на самом деле делают», – считает эксперт.
Руководитель крымского филиала ФоРГО Наталья Киселева обращает внимание на динамику Крыма в рейтинге протестной активности регионов, который «Институт региональной экспертизы» представляет ежемесячно с начала этого года.
«Три месяца подряд Крым находился в группе регионов с низкой протестной активностью, занимая в январе 84-е место, в феврале – 72-е, а в марте – 71-е. Но в апрельском рейтинге Республика Крым попала в список регионов с умеренной протестной активностью, переместившись сразу на 50-е место», – отмечает Наталья Киселева, подчеркивая, что в Крыму существует «высокий потенциал протестной активности, но пока он не находит выхода из-за отсутствия на полуострове выраженных оппозиционных сил.
Расширяя список причин низкой протестной активности крымчан, можно дополнить его тем, что Крым отличается от регионов материковой России общим подозрительным отношением к протестной активности как таковой, что связано со следующими факторами: малой долей молодого экономически активного населения и большой долей пенсионеров, а также негативной памятью об украинских майданах».