Крымское Эхо
Библиотека

20 лет спустя. Сын земли крымской

К ДНЮ ПАМЯТИ  КРЫМСКОГО ПИСАТЕЛЯ АНАТОЛИЯ ИВАНОВИЧА Д0МБРОВСКОГО
(12.12.1934 – 17.11.2001)

Книга литературного критика ЛЮДМИЛЫ РУСИНОЙ «Сын земли крымской» включает статьи о творчестве выдающегося писателя-философа Анатолия Ивановича Домбровского (12.12.1934 – 17.10.2001). 

В ней размышления о произведениях, написанных им в разные периоды жизни в различных художественных жанрах. Людмила Русина, рассуждает о важности тем, поднятых А. Домбровским, волновавших его как человека неравнодушного к окружающей действительности, к проблемам совести и ответственности человека за свои поступки, к бездушию, потребительству, а также отмечает мастерское использование писателем арсенала выразительных литературных средств – аллегорий и афоризмов, являющихся неотъемлемой и отличительной особенностью его творчества. Анатолий Домбровский – автор 24-х романов, 18-ти повестей, множества рассказов и публицистических статей.

           Предлагаем вниманию читателя одну из глав книги.

 

 

 Вернуться, чтоб вспомнить…[1]

Книга о писателе: «Сладкая каторга Анатолия Домбровского»

Название романа Анатолия Домбровского «Вернись и вспомни» выражает цель написания этой статьи о книге «Сладкая каторга Анатолия Домбровского».

«Вернуться и вспомнить» жизнь и творчество выдающегося крымского писателя – философа, историка и публициста Анатолия Ивановича Домбровского – это необходимо для нас и сегодня, спустя 20 лет со дня смерти выдающегося литератора. Основываясь на знании истории в оценке современной действительности, писатель в своих произведениях был устремлен в будущее, проводя в них идею совершенствования духовной сферы человека, его жизни и жизни общества.

И, обращаясь к творчеству Домбровского, можно убедиться в актуальности и важности его воззрений и предвидений, соотнося их с тем, что произошло за годы после его ухода и происходит в наши дни. Эту вневременную значимость и востребованность его творений, неотделимых от Личности самого писателя, подтверждает и углубляет книга «Сладкая каторга Анатолия Домбровского», изданная к 75-летию со дня его рождения, в 2009-м году.

Автор проекта, составитель и редактор – Галина Сергеевна Домбровская, заслуженный деятель искусств АР Крым, лауреат литературных премий, жена и соратник писателя. Чтобы наглядно представить объем проделанной ею творческой работы, приведу выписку из оглавления и параметры книги.

«Сборник включает статьи близких друзей и коллег о жизни, творческой и общественной деятельности выдающегося писателя – философа, академика, почетного крымчанина А.И.Домбровского, рецензии о его книгах, поэтические посвящения, а также некоторые публицистические статьи, выступления, интервью, неосуществленные проекты и даже стихи».

Это фундаментальное художественно-публицистическое произведение содержит 644 страницы текста и 16 страниц иллюстраций, в нем 10 разделов, из которых в статье будут рассмотрены следующие: «Творческий путь писателя» — статья Галины Домбровской; «Друзья и коллеги рассказывают»; «Творческий портрет в жанре интервью» и стихи «Из домашнего «Стихушника» в разделе «Председатель Союза писателей и немного поэт».

Сборник открывает статья Галины Домбровской – «Творческий путь писателя», подзаголовок которой имеет такое же название, как и книга — «Сладкая каторга Анатолия Домбровского», то есть выражает их общую концепцию – показать трудный, но последовательный и целеустремленный путь формирования Личности Анатолия Домбровского и его творческое становление как писателя. В начале статьи приводится определение смысла и содержания писательского труда, как это понимал Домбровский, поучительное в плане отношения к творческой деятельности, и не только в литературе.

«Сладкой каторгой» называл свой писательский труд Анатолий Домбровский, потому что это – и восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, и удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, …но одновременно – и тяжелое бремя, ибо …требует полной самоотдачи и предельной концентрации внимания …кроме того, писательство – это рутина, неудовлетворенность написанным и разочарования, в общем, работа на износ».

Истоки творческого мировосприятия окружающего мира у Домбровского уходят корнями в детство и юность. И Галина Сергеевна повествует об истории семьи Домбровских, их переселении в Крым с Херсонщины, обустройство в двадцатые годы в коммуне «Яркое поле» Раздольненского района, где 12 декабря 1934-го года и родился будущий писатель. Эта деревенька расположена в степной части северного Крыма, примыкающей к Каркинитскому заливу.

Как впоследствии в своих произведениях он вдохновенно воспел природу этого края, такую щемящее родную – эту бескрайнюю степь и море! Главное, что было воспринято и усвоено писателем в детстве, во многом, благодаря отцу – Ивану Кузьмичу, великому труженику – это любовь к родной земле, уважение к труду и важность получения знаний.

Детство Анатолия Ивановича выпало на страшные годы войны, да еще – в оккупации, голодное, с постоянным чувством страха и унижениями. Писатель вспоминал, каким радостным было для него и односельчан долгожданное освобождение села советскими солдатами. «Я прямо разрывался от счастья, задыхался от невыразимой радости, как, впрочем, и другие мои односельчане». Но трудными оказались для степного села и послевоенные годы.

Воспоминания и впечатления о военных и послевоенных годах он отразил в романах – «Вернись и вспомни» и «Птичьи ветры».

Литературные способности проявились у Анатолия Ивановича еще в раннем возрасте, в десять лет. Вначале он писал частушки; позднее стал писать стихи, в том числе о любви, поэмы и роман в стихах; был редактором школьной стенгазеты. Но, закончив Раздольненскую среднюю школу с золотой медалью, решает поступать не в Литературный институт, а, по совету директора школы, на философский факультет Ленинградского университета.

Такому выбору способствовало и чтение в школьной библиотеке классиков марксизма и, особенно, произведений великих русских писателей-мыслителей: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена и Писарева. «Тогда-то и возникло решение стать философом и писателем одновременно. Философом, учась в вузе, а писателем – самостоятельно». Поразительно, что такое мудрое и осознанное понимание своей творческой направленности пришло к Домбровскому еще в ранней юности!

Годы учебы в Ленинградском университете, на философском факультете и жизнь студенческой молодежи 50-х годов писатель воспроизвел в автобиографическом, по сути, романе «Философы». В нем главный герой, уроженец его родных, крымских мест, задумавший, еще учась в университете, написать книгу о великих философах и мыслителях прошлого, решает представить историю философии не оторванной от жизни, не как сухое перечисление событий и фактов, а через личности своих героев как живых людей, в атмосфере тех лет. «…он тосковал по книге, в которой бы вся философия была представлена не сухими научными статьями, а рассказами о философах, об их жизни и об их учениях» — пишется в романе.

Эта концепция, наряду с другими задачами, выражает подход Домбровского при написании произведений на историческую тему, в частности, с просветительской целью – книги «Рассказы о философах», с которой, «как считал сам писатель, начался новый период в его творчестве, философский». Эта книга, опубликованная в 1975-м году, выдержала семь изданий и переведена на несколько языков.

В статье ощутимо и трогательно передана гармония личных и творческих взаимоотношений Анатолия Ивановича и Галины Сергеевны, их человеческая и духовная близость. Очень тактично и органично в повествование введены эпизоды их совместной жизни, неотделимой от творческой, которые способствуют более полному раскрытию Личности писателя.

Они познакомились в Казахстане, куда уехал работать Анатолий Иванович после окончания университета, в редакции газеты «Казахстанская правда», где он работал журналистом, а она – корректором. В  беседе Галина Сергеевна поведала мне, что именно таким, в юности, она представляла своего избранника, и что не вышла бы замуж, пока не встретила его. И двадцатилетней девушкой, решив связать свою судьбу с Анатолием Ивановичем, она всю свою жизнь посвятила служению их общему литературному делу.

Судьбоносным стало решение Домбровского вернуться в Крым из Казахстана, где у него была успешная карьера, и он уже стал известным детским писателем, опубликовав такие замечательные повести, как: «Птицы ничего не расскажут», «Голубая тень белого камня», «Мальчишки из Васильков» и «Остров старой цапли», причем все на крымскую тему, а также другие повести и рассказы. Что же повлияло на такое решение писателя? «Ответ прост: он затосковал… соскучился по родным местам, морю, птицам, по родным запахам и краскам. Словом, затосковал по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места».

Писателю нужна была родная почва под ногами, земля, по которой он «шагал как ее добрый сын», которая давала ему силы жить, и вдохновляла на творчество. В статье приведены замечательные строки Домбровского в признании любви к родному краю, идущие из самого сердца писателя: «Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства – Крым. И нет в нем ничего такого, чем он мог бы засверкать в сравнении с другими землями, а поди же ты – в снах видится и наяву грезится. Поедешь ли, пойдешь ли куда – и всюду видишь его частичку».

Приехали Домбровские в Крым из Казахстана, фактически, на пустое место – нет ни жилья, ни работы. Галина Сергеевна описывает, как нелегко происходило их обустройство на крымской земле. Вначале пришлось жить у родных Анатолия Ивановича, а затем удалось снять времянку в селе Суворовское, под Евпаторией.

«Это наше житье – бытье в то время А.И. забавно зарифмовал в нашем домашнем «Стихушнике» — эти стихи приведены в разделе книги «Из домашнего Стихушника». Они, действительно, вызывают улыбку, но, на самом деле, это их «житье – бытье» было далеко не безоблачным. Времянка оказалось очень сырой. Галина Сергеевна устроилась преподавателем в евпаторийскую школу, временами работала на двух работах.

И «все свободное время считала своей обязанностью отдавать печатанию на пишущей машинке того, что написал Анатолий Иванович», как она это делала и в дальнейшем, печатая все его рукописи и все, что готовилось к публикации. Но неустроенность быта и более чем скромное существование, все трудности помогали преодолевать любовь, сознание нужности общего дела и вера в правильность выбранного пути. «Бедствовали мы, но оба считали, что призвание стоит того — на том этапе требовалось время, чтобы шлифовать свое мастерство» — пишет Галина Сергеевна.

Новый жизненный и творческий период начался у Домбровских после переезда в Симферополь, в начале 70-х годов, где наряду с писательским, у Анатолия Ивановича проявился и талант прекрасного организатора литературной деятельности в Крыму. Будучи автором уже четырех книг и членом Союза писателей СССР, он сначала был директором Симферопольского клуба писателей, а затем стал председателем Союза писателей Крыма, и возглавлял его в течении двадцати лет.

За эти годы он завоевал огромный авторитет и уважение у многих не только как талантливый писатель, но и как всесторонне образованный человек, умный, лишенный бюрократических черт, доступный в общении со всеми, а главное – болеющий душой и сердцем за процветание литературного дела в Крыму.

Помимо руководства писательской организацией, Анатолий Иванович вел активную общественную деятельность: пять созывов избирался депутатом Симферопольского городского совета; неоднократно был членом обкома партии; более двадцати лет – в руководстве Крымской  организации Комитета защиты Мира и Крымского Фонда Мира.

Крымская академия наук избрала Домбровского своим почетным членом – академиком. Дважды ему присуждали Премию Автономной Республики Крым – в третий раз, как и звание «Почетный крымчанин» — посмертно. Несмотря на чрезмерную загруженность делами в писательской организации и общественными обязанностями, он все выходные дни и в отпуск непрестанно работал над написанием книг.

И «…напряженный ритм жизни, отнюдь, не отразился на желании писать, напротив – растущий жизненный опыт, интеллект, колоссальная энергия воодушевляли, вдохновляли на творчество: почти ежегодно выходят в свет одна – две книги Домбровского».

Темы, которые волновали писателя, всегда находили свое воплощение в его творчестве. Так, в художественной литературе заметна проявляющаяся с годами тенденция к разнообразию тематики и жанров. Начав как детский писатель, Домбровский постепенно, особенно, после переезда в Крым, пишет глубокие по жизненному и социальному смыслу романы, находя образы своих героев в близких, родных людях, в односельчанах, как в романах «Вернись и вспомни» и «Переправа».

То есть становится писателем – реалистом, не боящимся освещать самые злободневные и болевые проблемы жизни села, тем самым привлекая к ним внимание, что уже было немаловажным в тот период, и вызывало, порой, неодобрение редакторов. Он был мастером и детективного жанра, хотя, и не очень любил это делать, и не в чистом виде, а как психологический детектив – романы «Черная башня» и «Delarium» или мистический – «Падение к подножию пирамиды», был у него и «злой политический детектив «Бегство».

Особое место в творчестве Домбровского занимает «так называемый философский период», который начался с упоминаемой ранее книги «Рассказы о философах». И продолжился изданием его книг – «Тритогения Демокрита», «Великий Стагирит», «Сад Эпикура» и трилогии о Марксе и Энгельсе, на котором настояло издательство. Но любовь, еще со студенческих времен, к истории Древней Эллады вновь возвращает его в 90-е годы к воспроизведению этой эпохи и ее великих представителей в романах: «Чаща цикуты» — не только о Сократе, но и о других выдающихся личностях «золотого века Перикла»; роман об Аристотеле; «Платон, сын Аполлона»; книга об Архимеде, ученом и мыслителе – «Точка опоры». В 2001-м году был опубликован в журнале «Брега Тавриды» его роман о великой гречанке Аспасии, жене столь же великого Перикла, а роман о самом Перикле вышел в свет лишь в 2002-м году, уже посмертно.

Галина Сергеевна отмечает, что Домбровский «обладал буквально энциклопедическими знаниями об Элладе, как будто некогда жил там». Писатель объяснял этот факт тем, что «В Древней Элладе лежат истоки нашей культуры, науки и цивилизации». Но, главное, в книгах о философах Домбровский, через художественно воссозданные им образы и акценты на то значительное, что было в их учениях, выражает свою философию, свое понимание и отношение к историческим персонажам и к их учениям.

В конце 80-х и начале 90-х годов, когда происходил, вначале не столь ощутимый, слом общественных, социальных и личностных устоев, когда менялись мировосприятие и мировоззрение  у людей, в том числе, и под влиянием СМИ, писатель создает три грандиозных художественных полотна: романы «Черная башня», «Падение к подножию пирамиды» и «Смерч». «… это романы – предупреждения, предостережения, философские притчи о трагическом заблуждении эпохи: убивая кажущееся зло, она убивает добро, так это мыслил  себе А.И.».

Думается, что, несмотря на трагический финал в этих трех произведениях – это все-таки констатация саморазрушения современной цивилизации, а не ее приговор – такой видится концепция писателя, призывающего к кардинальному изменению цивилизационного процесса.

Галина Сергеевна пишет о той огромной организационной работе, которую провел Домбровский в деле объединения крымских писателей после распада Советского Союза и развала Союза писателей СССР. Вместе со своим ближайшим другом и соратником В.А.Бахревским «они создали в январе 1990-го года Содружество российских, украинских и белорусских писателей (ныне Союз)». В 1991-м году Домбровский считает необходимым создать независимую организацию – Союз писателей Крыма (как правоприемник КОСПУ).

В том же году был основан литературный журнал «Брега Тавриды», где он был редактором и оставался им до самого конца, «сплотил вокруг себя не только писателей, но и ученых историков и философов, а также деятелей искусства, культурологов, критиков, краеведов, своих единомышленников». Можно представить, чего стояли писателю все эти начинания и преобразования; борьба за самостоятельность существования организации писателей и журнала; проблемы с финансированием и устройства  помещения для Союза. Эти трудности доводили его, порой, до отчаяния, но, собираясь с силами, он говорил: «Потом увидим, чьи старания были напрасны».

И его старания, действительно, были не напрасны. Созданный Домбровским Союз крымских писателей существует и ныне, сейчас это – Региональная общественная организация «Союз писателей Республики Крым» (правоприемник СРУБП), который возглавляет друг и соратник Анатолия Ивановича – Владимир Павлович Терехов, а заместитель —  его верная сподвижница – Галина Сергеевна Домбровская, она же – главный редактор его детища – журнала «Брега Тавриды».

Статья Галины Домбровской воспринимается как статья — размышление и статья — откровение. Вдумчиво анализируя творческий путь писателя, она органично вплетает в хронику его жизни свои мысли и суждения. Она прослеживает глубинную связь всего пережитого Домбровским с тем, как это нашло выражение в его творчестве, чему подтверждение – автобиографичность многих его творений.

И по-литературоведчески глубоко и содержательно комментирует наиболее значимые его произведения описываемого периода жизни, выделяя в них главную мысль, которую хотел донести Домбровский. Она знакомит и с «мастерской» его творческого процесса, представляя его изнутри во всей сложности и мучительности поисков – то, что было близко и понятно ей, как никому: влияние объективных факторов, жизненных обстоятельств и душевного настроя в момент написания произведений.

Перед нами предстает человек, талантливый во всех творческих проявлениях: в прозе, при этом – многожанровой; поэзии; публицистике; он прекрасно рисовал и играл на музыкальных инструментах, не обучаясь музыке. По характеру это был цельный и целеустремленный в жизни и творчестве человек, честный в своих принципах и умеющий отстаивать их. По-человечески он был очень обаятельным, открытым, доброжелательным и отзывчивым на совет и поддержку, общительным, любящим бывать в компаниях друзей, благовейно относящийся к природе и ко всему живому.

«У него была только одна слабость – путешествия». Анатолий Иванович побывал в ряде стран Европы, Египте и Турции, и впечатления от увиденного нашли отражение в книге об Архимеде – «Точка опора» и неоконченном романе «Алтарь Исиды», а также в его картинах. Анатолия Ивановича Домбровского не стало 17 октября 2001-го года.

Необходимо отметить, что освещение в статье творческого пути и высказывания Галины Сергеевны о писательском труде и общественной деятельности Анатолия Домбровского – объективны и достоверны. Это подтверждают многочисленные рецензии и отзывы о его книгах известных литераторов, а также воспоминания его друзей и коллег о жизни и творчестве писателя, приведенные в других разделах книги «Сладкая каторга Анатолия Домбровского».

А, главное, статья Галины Домбровской была прочитана и одобрена Анатолием Ивановичем еще при его жизни, а затем опубликована в 1999-м году. Вот ее библиографические данные: Коротаева Г. Писатель Анатолий Домбровский: ЖЗЛК // Крымский альманах. – ОРК «Личность». – 1999. – С.7-39.

Повествуя в своей статье о творческом пути Анатолия Домбровского, Галина Сергеевна отмечает, каким нелегким он был для писателя, хотя и выходили в свет его произведения. Как приходилось спорить с редакторами, в основном, из-за идейных установок, существовавших в советское время; в 90-е годы — трудности по изданию книг и журнала «Брега Тавриды» из-за отсутствия финансирования.

Но все это преодолевалось благодаря его жизнелюбию и творческой энергии, а также активной и действенной поддержке жены. Галина Сергеевна нигде не подчеркивает свою роль в творческом становлении писателя, но, на самом деле, она была существенна и значительна, что подтверждают в своих статьях его соратники, друзья и коллеги, и сам Анатолий Иванович в интервью, приведенном далее в статье.

И все годы после его ухода она ведет подвижническую работу по пропаганде и изучению его творческого наследия: издавая его книги, организуя ежегодные «Чтения Домбровского» и освещая его творчество в журнале «Брега Тавриды», тем самым достойно продолжая дело Анатолия Домбровского.

Очерки и эссе в разделе «Друзья и коллеги рассказывают» видятся в контексте статьи Галины Домбровской «Творческий путь писателя», но, как бы, со стороны – глазами людей, близко знавших Анатолия Домбровского в жизни и по работе; друживших с ним и разделяющих его взгляды и принципы. Они дополняют его портрет новыми красками: личными впечатлениями от встреч и бесед; содержательными рассуждениями о его произведениях.

В них чувствуется живое участие и сопричастность к тому, чем жил и что творил писатель, и радость от возможности поделиться тем, что открылось каждому из них при соприкосновении с его многогранным талантом и Личностью.

В своей статье «Писатель, завораживающий мыслью» Владислав Бахревский, близкий друг, член Союза писателей России, известный русский историк-романист, собрат по перу и сподвижник Домбровского находит пронзительные по силе чувств и очень точные слова, характеризующие его Личность. «Кроме книг, писатель оставляет по себе сгусток духовной энергии. Домбровский успел сказать правду о тьме, накрывшей Родину, но суть его имени — любовь».

Надо глубоко знать и почитать человека, чтобы так емко и значительно выразить свое отношение к нему и к его творчеству. «Суть имени Домбровского», действительно — любовь – и в жизни и в творчестве, причем, любовь – действенная. Во всех своих произведениях он — борец за любовь: к жизни, природе, добру, мечте, а, главное, к человеку, чтобы раскрылся его жизненный и духовный потенциал для реализации своего истинного предназначения.

Рассказывая о жизненном пути писателя, Бахревский ищет в нем «истоки его творчества, тогда станет понятным, почему Домбровский написал романы о философах, романы о несчастье, случившимся с нашей страной». Он достаточно подробно освещает этапы и вехи его жизни, акцентируя внимание на том, как это отразилось в его произведениях.

Интересны воспоминания Бахревского о том, как развивалась их дружба с Домбровским, росло их взаимопонимание и творческая близость. Они познакомились в Алма-Ате, куда он приехал в командировку из Москвы, в редакции журнала «Дружные ребята», где Анатолий Иванович был главным редактором. И, оценив несомненный талант писателя, проявившийся уже в его первых детских повестях и рассказах, способствовал тому, чтобы они увидели свет в московских издательствах.

«Моя помощь была очень невелика, хотя, возможно, и бесценна. Я приносил своим редакторам рукописи нового своего знакомого, а все остальное совершалось само собой, рукописи могли постоять за себя, выдерживали самый строгий контроль». И, в дальнейшем, он содействовал продвижению в печать новых произведений Домбровского. В заключении статьи Бахревский говорит о непреходящем значении творчества Домбровского; о необходимости всемерно содействовать его изучению и пропаганде.

«Мы совершили бы грех, не поделившись сокровищницей творчества Анатолия Домбровского с нынешними нашими современниками, с лучшим, все-таки с лучшим будущим».

Статья Владимира Терехова, крымского писателя называется: «Это был прирожденный мыслитель». В начале статьи он пишет, как удивляло его с первых дней знакомства с Домбровским, в конце 70-х годов то, что паренек из крымской деревни, как и он сам, с похожей жизненной судьбой «вдруг стал… философом»… С ним было интересно. Он вдохновлял. С ним философствовали и мы… Мы признавали его первенство».

Вспоминает о том, как проявлял себя Домбровский в работе; как заряжал своей энергией окружающих; как тянулись к нему люди. Терехов отмечает и прекрасные человеческие качества Анатолия Ивановича – доброжелательность, чуткость и отзывчивость к проблемам людей, готовность поддержать не только советами, но и конкретными действиями.

И, как бы, продолжает тему философии в жизни и творчестве Домбровского статья Феликса Лазарев, доктора философских наук, академика, вице-прези-дента КАН, лауреата литературных премий – «Подвижнический дух мудреца». Их знакомство состоялось в конце 80-х годов, в Республиканском клубе творческой интеллигенции. Лазарев вспоминает о встречах с Домбровским и беседах с ним о литературном труде: какими ценными были для него советы уже признанного писателя при написании его философской прозы и, особенно, книги «Славянское дерево».

Его интересовал и творческий процесс самого Анатолия Ивановича, критерий подхода к созданию произведений на историко-философскую тему, и он задал ему волнующий его вопрос: «…почему большинство его произведений так или иначе связано с Древней Грецией, с мыслителями той поры? Что это? Дань философской молодости?»

В ответ Домбровский высказывает свое, глубокое по смыслу, понимание подхода к отражению этой темы в художественной литературе: «…нет, философия, скорее, лишь фон, некий масштаб видения человеческой истории. В фокусе же, говоря словами Чернышевского, — диалектика человеческой души, столкновение характеров, судеб, в котором обнаруживаются извечные проблемы человеческого бытия».

Как философу Лазареву близки, и он полностью разделяет воззрения Домбровского о значении философии, в том числе, и культурологическое, и роли философов в общественных и социальных процессах. Ему «открылся грандиозный по своей культурной значимости пласт раздумий большого писателя – о месте и судьбе философа в цивилизационных процессах, о его роли своеобразного оберега в доме бытия людей. Не надо изгонять философа, мудреца из нашего дома, который заповедал нам Господь».

Очерк Евгения Нечипорука, кандидата филологических наук, лауреата Премии АРК называется – «Подвиг духа». Анатолий Домбровский принадлежит к плеяде тех писателей, не столь многочисленной, но весьма значимой по своему творчеству, которые представляют, по определению Нечепорука – «тип философа – писателя или писателя – философа», проводящих свои философские воззрения средствами художественной литературы. Как ученый – филолог он отмечает выдающийся литературный талант Домбровского, анализируя его произведения на античную тему.

И считает, что его последний роман «Золотой век Аспасии» и цикл романов «Великие страсти Эллады» написаны рукой зрелого художника в период «акме» — высшего рассвета», и являются лучшими среди многочисленных романов на эту тему в мировой литературе. А воссозданная в них жизнь Древней Эллады отражает, по сути, современную действительность и высвечивает проблемы в ней, что явно ощущается на примере героев.

«Нет, не о Древней Греции писал свои романы наш крымский Сократ – Анатолий Домбровский. Нет, перед нами наша жизнь со всеми теми проблемами, над которыми мы бились в последние три десятилетия». Любопытный факт – в контексте сравнения Нечипоруком Домбровского с Сократом. В книге есть фотография, на которой изображены писатель и бюст Сократа – оба в профиль, смотрящие, как бы, друг на друга. Снимок сделан в галерее Камерона (г.Пушкин, под Ленинградом). В этом видится не только шутливая задумка, а и символическая духовная перекличка, сквозь время и пространство, истинных философов.

Комментируя последнюю публикацию Домбровского – статью «Подстрекатели» (2001), Нечипорук отмечает активную жизненную позицию писателя в отношении того, что происходит в стране и обществе после развала СССР, и стойкость в отстаивании тех принципов и человеческих ценностей, которые он излагал в своих произведениях.

В этой статье Домбровский, с болью в сердце, остро и аргументированно доказывает, что произошедшая смена социального устройства, построенная на грандиозном обмане и лживых обещаниях, привела к деградации общества, утрате идейных и нравственных ориентиров в жизни людей, в культуре и во всех областях деятельности человека.

Но всем тем разрушительным процессам, о «которых писатель сказал страстно и в высшей степени убедительно в своей статье… не подвластен однако дух человеческий, сопротивляющийся им, и в этом сопротивлении вершащий подвиг. В целом и по большому счету жизнь Анатолия Ивановича Домбровского и была таким подвигом духа» — заключает Нечипорук. И он – абсолютно прав.

Название статьи Валентины Фроловой, члена Союза писателей СССР, лауреата премии им.Льва Толстого – многозначительно: «Подвиг, который никому не приходит в голову назвать подвигом». И в начале ее она пишет: «Я называю имя человека, совершившего его: Анатолий Домбровский, писатель». Она вспоминает о том, как в декабре 1990-го года, в Ялте, проходило учредительное собрание Содружества русских, украинских и белорусских писателей, учредителем и организатором которого был Домбровский, и на котором присутствовали поэты и прозаики из Крыма, Москвы, Киева и Минска.

Было решено издавать в Симферополе общий журнал – «Брега Тавриды». Журнал состоялся и издается, во многом, благодаря организаторским способностям Анатолия Ивановича. «…у Домбровского, помимо писательского таланта, есть и такой, организаторский» — подчеркивает Валентина Сергеевна. И это – в годы «перехода к, так называемому, цивилизованному рынку», в том числе и в культуре, а, на самом деле, «дикому» и варварскому. Прекратило свое существование большинство писательских журналов Украины.

А журнал «Брега Тавриды» — единственный русскоязычный, выстоял, благодаря сплоченности единомышленников, твердо и неизменно отстаивающих принципы, заложенные при его создании, преодолевая все трудности того периода. «Редколлегия – маленький коллектив сподвижников: Анатолий Домбровский, Владимир Савенков, Галина Домбровская, Гарольд Бодыкин. Из Киева помощи – никакой. Вот и суди, как же пришлось барахтаться в рыночном море издателям журнала, оплачивающим бумагу, типографские услуги, торговые издержки».

В.С.Фролова пишет о том, что помимо подвига мужества, который совершают люди по долгу службы, есть и «культурное подвижничество», которое совершил Анатолий Домбровский своим талантом и энергией, направленными на созидание и единение. «Сумел сохранить определенное культурное пространство в Крыму». И это – журнал «Брега Тавриды» — высокопрофессиональный и востребованный, по – достоинству оцененный, не только крымскими коллегами, но и их собратьями из братских республик

И, подчеркивая роль Анатолия Домбровского в сохранении этого очага культуры в Крыму, Фролова заключает: «Союз писателей, возглавляемый Домбровским, уцелел во многом благодаря существованию журнала… Наконец, для нас, пишущих, журнал – островок надежды на возрождение культуры. А может ли быть сегодня больший подвиг, чем дать людям надежду?»

В разделе «Творческий портрет в жанре интервью» в «Сладкой каторге Анатолия Домбровского» представлены интервью, которые давал Анатолий Домбровский журналистам и писателям Крыма и Москвы в период с 1986-го по 2001-й годы. Тематика задаваемых Домбровскому вопросов – разнообразна: история жизни и творческий путь; о журнале «Брега Тавриды»; значение культуры; о Крыме; о личной жизни и призвании.

Многие вопросы касались журнала «Брега Тавриды»: цель и история создания, функция и перспективы журнала. Так, в интервью Олегу Пластовцу («План один – выжить», 1997) Домбровский, отвечая на вопрос: «Когда был создан журнал, какую цель преследовали создатели?», обрисовывает ситуацию в стране в 1990-м году, и что целью было объединение писателей трех братских народов на основе общего литературного журнала ради сохранения единого культурного пространства.

И первый номер журнала «Брега Тавриды» вышел в июле 1991-го года. На вопрос: «Кто является его создателем?» — писатель отвечает: «Идея создания журнала принадлежит мне. Осуществлял я ее вместе со своими друзьями: драматургом Гарольдом Бодыкиным, поэтом Владимиром Савенковым, прозаиком Владиславом Бахревским. Во многом помогла нам Галина Домбровская, моя жена: она была и зав. редакцией и главным корректором, и машинисткой, и литературным редактором. Да и теперь тащит на себе этот воз».

Несомненно, интересны мысли Домбровского о концепции журнала, подборе публикаций и отношении к авторам. На вопрос: «На ваш взгляд, на какого читателя рассчитан журнал?», он отвечает: «Журнал рассчитан на нормального читателя, которого в литературе привлекают серьезные вещи, а не развлекаловка. Мне думается, что наш читатель – это мыслящий человек со здоровыми эстетическими запросами».

Говоря об отношении с писателями трех стран, Домбровский отмечает, что журнал сотрудничает с теми авторами, «которые придерживаются той точки зрения, что искусство, по своей сути, интернационально и демократично». При отборе рукописей – есть предпочтение по жанру, и, обязательно – соответствие морально – нравственным нормам. «Я отдаю предпочтение прозе: психологической, исторической и философской.

Отвергаю всякую порнографию, матерщину, черную заумь, бредовую мистику. Также отношусь и к поэзии». Домбровский подчеркивает, что журнал всегда поддерживает молодых и начинающих авторов. «Много печатаем молодых, особенно поэтов, так молодые писатели чаще всего и это естественно – пробуют себя в поэзии».

Писатель с горечью констатирует, что журнал испытывает постоянные финансовые трудности. И это при том, что он известен и за пределами Крыма, есть в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Сотрудничает с авторами не только из Крыма, но и из России, Украины и Белоруссии. «…сотрудничать хотелось бы со многими, но есть обстоятельство, которое мешает этому: мы не платим гонорары – нечем». И на последний вопрос: «Дальнейшие планы творческого коллектива журнала?», Домбровский отвечает: «План один – выжить, продержаться до лучших времен. Наступят ли лучшие времена и когда – об этом лучше спросить у других».

В интервью журналистам Домбровский неоднократно обращается к теме культуры: ее значение и приоритет в государственном устройстве общества; необходимость сохранения культурных ценностей. В интервью Андрею Полякову («Вспомнить Афины», 1994) он высказывает свою точку зрения. «Культура, вообще, для любого государства важнее политики, важнее экономики, армии, важнее всего… Человечество не может жить одним днем. Человечество существует тысячелетия и, Бог даст, будет существовать еще столько же.

И что в этом непрерывном историческом потоке важно для нас? Книги, картины, музыка… Сегодня мы как-то забываем об этом, до культуры никому нет дела, а ведь этого последующие поколения нам не простят».  Не убить в себе душу – вот задача для тех, кто хочет прожить достойно. И опора этому – духовная культура, как и те формы культуры, которые несут в себе духовность, пищу для ума и сердца».

Он отмечает необходимость противостоять засилию «массовой культуры»: «Мы должны находить в себе силы и противостоять массовой культуре, обращенной к низменным инстинктам». Журналистов интересовало также отношение Домбровского к Крыму – его значение в личной и творческой судьбе писателя.

И в его ответах чувствуется трепетная любовь к родной земле и ощущение ее невероятной притягательности – как источника вдохновения. «Наш полуостров – своего рода метафизический магнит» — говорит он в интервью А.Полякову, объясняя, почему его так потянуло на родину после многих лет отсутствия на ней: учебы в университете и работы в Казахстане и высказывает свои мысли о ценности исторического и культурного наследия Крыма, его сохранения и популяризации. И видит перспективы развития полуострова – как духовного и культурного центра.

«Дальнейшее развитие Крыма – как центра культурных памятников мирового значения, где сосредоточено непреходящее культурное наследие… Крым – памятник археологии, памятник канувших в лету цивилизаций, без духового соприкосновения с которыми мы только подкидыши на этой земле. И наша общая задача – сохранить для потомков эти бесценные памятники – живительные родники, питающие наши души… Уверен, что Крым станет духовной и культурной Меккой. И средства для этого найдутся. Говорю об этом с оптимизмом».

Как важно знать крымчанам, да и не только, эти пламенные слова истинного патриота крымской земли; как важно его понимание ее значимости в истории и в современной жизни; его убежденность и вера в ее духовное и культурное возрождение, и процветание!

Беседа, которую вела известный корреспондент «Ялтинской газеты» Валентина Селиванова с Домбровским, называется символично – «Власть судьбы»(1999). Она справедливо полагает, что писательский труд, написание книг – это «власть судьбы». «Все, что (писатели) знают, умеют, видят, даже подсмотренное исподтишка, становится предметом их творчества». Ее интересуют истоки его творческой деятельности, как возникло желание писать? И  Домбровский, рассказывая о своем детстве и юности, говорит, что «…стать писателем я мечтал с детства. Так сложилась судьба. Это желание, считаю, возникло у меня, скорее от одиночества».

Интересны признания писателя о том, как непосредственно происходит творческий процесс, какая обстановка и условия способствуют этому. «Никогда не пишу ночью. Сажусь дома за свой рабочий стол в любое время и пишу. Но обязательно нужно, чтобы под рукой были книги, справочники, мои записи». Говорит, что всегда испытывает чувство творческой неудовлетворенности.

«Не бывает у меня особой радости и тем более восторга после выхода книги в свет. Склонен больше считать, что не хватило времени, чтобы написать лучше, что все сделано второпях. А если наступает перерыв в работе, начинаю уже сомневаться, смогу ли снова писать?» Такая требовательность и творческая самооценка большого писателя очень поучительны, особенно, для молодых, начинающих авторов! Домбровский формулирует и свое отношение к жизни, и как это преломляется в его произведениях.

«Много книг, много ролей. Но одну роль я играю постоянно. Это роль человека с философским, более – менее спокойным взглядом на жизнь. Я, можно сказать, умеренный оптимист. Безысходность губит человека в любых обстоятельствах. Все пройдет… надо только время». Рассказывает писатель и о том, как проводит свое свободное время. «По надобности могу забить гвоздь, смастерить полочку или скворечник, с удовольствием вожусь на садовом участке. Посадил деревья, плодовые кустарники. Я ведь на земле вырос».

В интервью журналисту «Крымских известий» Галине Вербицкой: («Я работаю Хароном», 1999) Домбровский говорит о своем призвании, выборе жизненного и творческого пути, о важности и значении литературы.

На вопрос: «Кем сам себя считает Анатолий Домбровский – писателем, философом, журналистом?», он отвечает: «Писателем. Я хотел стать им всю жизнь. Остальное – привходящее. Потому что писатель – это и философ, и педагог, отчасти и журналист. Литература исследуема до бесконечности, новым остается лишь то, как ты смотришь на этот мир, что пытаешься в нем утверждать. Литература – учебник жизни, то, что нас поддерживает, что делает нашу жизнь более – менее осмысленной».

Рассказывая о своем жизненном и творческом пути, писатель вспоминает о детстве: «Вокруг меня ничего не было, кроме моря и солончаковой степи. А хотелось узнать жизнь». И о том, как «потянуло домой в Крым» после длительного отсутствия на родной земле. «Вернулся. Здесь и написал свой первый роман… О Крыме, о той деревне, где жил, о людях, которых знал. Он так и называется  — «Вернись и вспомни».

В разделе «Председатель Союза писателей и немного поэт» представлены стихотворения Анатолия Домбровского, посвященные памятным датам и юбилеям многих крымских писателей; своим друзьям —  коллегам; собратьям по перу. Наибольший интерес, в плане освещения его личной жизни, отношения к жизни и к близким людям, вызывают стихи из «Домашнего Стихушника» и «Из цикла «Времянка» (1971-1972г.г.) (шутливые стихи).

Особенно хочется отметить стихотворения, посвященные жене, другу и соратнику Галине Сергеевне Домбровской. Они очень искренние, проникновенные, говорящие о глубоком чувстве любви, доверия и признательности своей верной спутнице жизни. И в них он – не «немного поэт», а – настоящий поэт – лирик. Отмечу, что эти стихотворения написаны Анатолием Ивановичем в разные годы, вплоть до последних лет его жизни, что говорит о стойкости чувств в  их взаимной любви. Приведу строки из некоторых стихов:

 Галочке

Вновь признаюсь тебе в любви,
Хотя в том нет нужды ни капли:
Ты знаешь все, мой друг, не так ли?
И все ж я признаюсь в любви.

 Галочке

Отцветают софоры,
Облетают сирийские розы.
Скоро – скоро
Тихо лягут в предгорьях морозы,
А тебе расцветать,
А тебе никогда не увянуть…
Дай мне слово сказать,
Дай в глаза твои ясные глянуть.

 Любимой Галочке

А ты отвергла вечный выбор смело-
Ты выбрала меня средь всех наград.
Я заменил тебе цветы и камни,
Я всяких всячин для тебя букет.
А для меня – в том нет отныне тайны –
Ты Солнце, больше Солнца – Божий свет!

В стихотворениях «Из цикла «Времянка» в шутливой форме описано «житье – бытье» молодых супругов Домбровских в первый год их переезда в Крым, во времянке, в селе, под Евпаторией – неустроенное по быту, с добыванием угля и дров. Но для любящих людей, живущих в согласии – все трудности преодолимы. И что такое неудобства быта, если по-философски относиться к ним? И отступает проза жизни, и мысль поэтически устремляется ввысь, аллегорически соотнося образ убогой времянки с мировоззренческим взглядом на жизнь:

Десять метров квадратных – немало!
В печке уголь хозяйский горит.
Унывать с Галкой нам не пристало.
Вид убогий, конечно, но вид!
Но печальное слово времянка…
Впрочем, так ли печально оно?
Ведь земля наша – тоже времянка:
Нам не вечно здесь жить суждено.

Как «нельзя объять необъятное», так «нельзя объять» и огромное творческое наследие Анатолия Домбровского: двадцать четыре романа, восемнадцать повестей, множество рассказов и статей. Анализировать его можно бесконечно, и делать это обязательно нужно, чтобы через творчество Домбровского «познать самих себя», а, значит, и «познать все» в нашем мире, следуя его любимому постулату, восходящему к античным философам.

Также необъятна и Личность писателя, его человеческий облик и духовный мир. И колоссальная заслуга Галины Домбровской в том, что она смогла максимально полно, достоверно и художественно – впечатляюще отразить масштаб Личности и творчества писателя в своей статье «Творческий путь писателя» и, в целом, в книге «Сладкая каторга Анатолия Домбровского» как ее составитель и редактор.

Объемная панорама жизненного и творческого пути писателя, представленная в ее статье; рассказы и воспоминания его друзей и коллег; высказывания самого Домбровского в интервью журналистам и личные моменты жизни воссоздает полнокровный и живой образ человека – Личность – мыслителя, подвижника, щедро делящегося  с людьми своими творческими талантами и богатством своей души во имя их духовного совершенствования.

Это проявляется в его просветительской деятельности, которую, по словам Галины Домбровской, писатель считал своей самой важной миссией. Она заключается в его литературном творчестве (особенно, книга «Рассказы о философах»), в обсуждении своих произведений на встречах с читателями и в активном участии во многих  мероприятиях, где он выступал с лекциями и докладами с просветительской целью.

И книга «Сладкая каторга Анатолия Домбровского» продолжает эту, завещанную писателем, просветительскую миссию.В целом, по своей значительности и масштабности книга «Сладкая каторга Анатолия Домбровского» — это, безусловно, литературный памятник писателю, «воздвигнутый» талантом, умом и сердцем вдохновенного «скульптора» — его верной сподвижницей Галиной Сергеевной Домбровской.

***

[1] Составитель книги  «Сладкая каторга Анатолия Домбровского» и автор вступительной статьи Г.С.Домбровская

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.4 / 5. Людей оценило: 7

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

50 оттенков осени

Юлия МЕЛЬНИК

Сражаюсь, верую, люблю

Таможня

Игорь НОСКОВ

1 коммент.

Аватар
Булавка 21.10.2021 в 15:44

Анатолий Иванович был не только писателем, но и великолепным рассказчиком. Как то я пригласил его выступить перед студентами.Группа, с которой предстояло общаться была не самая интеллектуальная. Но, как только Анатолий Иванович начал говорить, в аудитории установилась особая тишина, живая, теплая. Рассказ был о том, как писатель работал над повестью о древнегреческом философе Сократе. Это два повествования в одном: о Сократе и, собственно, о писательском труде. Было такое ощущение что ребята видели как судили Сократа , видели как Сократ умирал в своей темнице… Думаю, что после выступления Анатолия Ивановича, в душах многих ребят появилась чудесная янтарная капелька, делающая их Человеками.

Ответить

Оставить комментарий