Крымское Эхо
Культура

Детская литература: «проблема бабушек» и другие приключения Котика

Детская литература: «проблема бабушек» и другие приключения Котика

Поэзия для детей. Если сказать «явление неоднозначное» — не сказать ничего. Помните анекдот: «Мумий-Тролль, Чебурашка, Мурзилка… Остановите наркоманию среди детских писателей!». Вопросом «Что курил автор?», читая детские стихи и прозу, задаешься нередко. 

Конечно же, никакой наркомании. Писатели просто воплощают свои фантазии, в том числе и те, что идут из детства. Однако и фантазия иной раз бывает… У крымского писателя Эдуарда Угулавы есть рассказ: некий автор написал детектив-«ужастик», получилось нечто очень заковыристое и, как бы сейчас сказали, «шизофреническое». 

Ни в одном взрослом журнале, даже «ужастиковом», этот рассказ не взяли, зато… с руками оторвали в журнале детском! Когда читала это произведение, задалась вопросом: неужели действительно детям можно загружать мозг всем, чем угодно, не задумываясь ни о логике, ни о целесообразности, не боясь разрушить их психику? 

Да, мы все знаем, что дети обожают и страшилки, и произведения жестокие, и даже то, что взрослому может показаться извращённым. Дети еще не знают жизни и познают ее порой очень странными способами: например, показывая друг другу свои «страшные раны» («смотри, какая кровища!») или хвастаясь вырванными зубами… Но это не значит, что взрослые должны вести себя с детьми так же, говорить и писать то же. 

title
Ведь влияние взрослых для детей необыкновенно значимо. Юные души далеко не всегда умеют отбросить то, что им не нужно или вредоносно. Иной раз установки родителей (и выбираемых ими для детей писателей) влияют на всю последующую жизнь растущего человека, и нередко – не лучшим образом. Какова же задача детских писателей, особенно поэтов? Что они должны нести своим маленьким читателям? При сильнейшей востребованности детской литературы, ответственность на ней лежит огромная. «Детская поэзия, — пишет современный классик литературы для детей Михаил Яснов, — это не только игра, это воспитание сострадания, сочувствия и умения эстетически воспринимать жизнь».

Поэтому прежде всего детскому писателю следует нести ответственность за смысловое наполнение произведения. И за его формальную сторону. Если для детей писать косноязычно: корявыми предложениями, с разваливающимся размером и ритмом, беспомощной рифмой, невыверенной орфографией и орфоэпией, вы рискуете навсегда уничтожить в ребенке чувство языка и отвратить его от учебы и познания мира («Если взрослые такие тупые, то зачем мне быть умным?»). Так же работает и смысл текста. Одно дело – «крышесносные» фантазии, как у Чуковского или Мориц, и совсем другое – откровенная тупость, когда сам автор не знает того, о чем пишет, путается в понятиях или набивает свою книжку банальностями. 

Скажете, для детей ничего не является банальным – для них все ново. Да, это так. Но почему ты, взрослый, должен быть банален, мещански пошл и вторичен сам для себя? Ребенок учится на твоем живом примере: если ты ограничен, таким будет и он. 

Одна из «болезней» детской литературы – повторяемость. Особенно это заметно тем, кто работает с детскими писателями как критик, редактор или издатель. За последние годы мне довелось увидеть как минимум у шести(!) детских писателей стихотворения с рифмой «котик»/ «животик». При этом вспомните: в знаменитом фильме «Морозко» Баба-Яга обращается к своему коту с той же рифмой. Ну, можно уже понять, что это стало пошлым? Что, детские писатели фильмов не смотрят и других детских писателей не читают? 

Одна такая на мое замечание ответила: «Ну, должны же детки знать, что у котика есть животик…» А на предмет щеночка они того же знать не должны? Но стихов про щеночка и его животик вы не найдете. Почему? Да потому что рифмы такой нет. И наступает мыслительный коллапс: автора ведет русский язык (а он очень сильный поводырь), равно как и коллективное бессознательное, диктующее нам самые близлежащие ассоциации (Фрейду скажи – он посмеется), с поводка которых не сорваться. И желания нет вырваться из их оков. Даже попытаться.

Повторяемость, ограниченность и банальность мысли, образов, рифм и т.п. – злейшие враги и детских писателей и их читателей. Лавины однообразных текстов, написанных людьми, только вчера ставшими бабушками или мамами (реже – дедушками или папами), не имеющих представления о том, что было написано до них и где категорически не нужно побираться. Тем более делать это хуже, бездарнее, чем предшественники, классики детской литературы. 

Однако мир меняется, на одних классиках уже не «вырулишь». Уже не актуально читать детворе про «коромысло с ведром и чернильницу с пером». Страдания школьника над кляксами – это уже совсем не «наше всё». Эти стихи любимого Маршака переходят в разряд чтения для подростков, тех, кто увлекается историей, особенностями жизни и быта прошлых поколений. А изучать современный быт нужно по стихам современным. 

И тут вступает в силу «проблема бабушек». Ибо среди детских писателей большая часть – именно бабушки. 

Бабушки бывают разные. Бывают – просто великолепные: бывшие учителя, филологи, ученые, социальные работники и т.п. – люди образованные, высококультурные, которые и воспитывать своих внуков будут так же: и литературу правильную подберут, и сами, если уж начнут писать, то на уровне. Странно, не находите, что как раз им и не хочется вываливать тонны банальных рифм на головы своих несчастных внуков. Эти бабушки знакомы с уже существующей литературой, видят ее уровень. Зачем делать хуже? 

title
Но таких бабушек-интеллигенток гораздо меньше, чем тех, чье мышление не успевает ни за техническим прогрессом, ни за изменением менталитета общества, ни даже за интересами и представлениями самих детей. Тех самых детей, которые в 5 лет осваивают интернет, в 7 уже «делают» в этом родителей, а в 12 – зарабатывают в нем деньги, особо одаренные дети – даже больше родительских зарплат. 

Интересно ли им то, что вдохновляет их бабушек: про курочку с цыплятками и козочку «ме-ме-ме»? Двух-трехлеткам такие стихи нужны, чтобы учиться говорить, но зачем читать их школьникам, тем более старшим? Им уже и про динозавров не актуально, подавай им Венома, Реактивного Енота и уже ставшего классикой Человека-Паука. Куда неначитанным, малокультурным и «безинтернетным» бабушкам до всего этого? Разве осилят? 

Но ведь пишут! Именно что тоннами! Гоняются с этим всем за детьми, за издателями и другими писателями… Я Ужас, Летящий На Крыльях Ночи!!!
Еще и язык у них просторечный. Например, могут выдать «курей» вместо литературной формы – «кур» – и тому подобные «прелести». Редактор, будь бдителен! Не пропусти! (если писатель вообще пользуется услугами редактора, что с бабушками происходит далеко не всегда).

Однако бабушки и мамы, дедушки и папы поступают правильно – не потакая детям в их увлечении бессмысленными, в общем-то, американскими комиксами, компьютерными стрелялками и имбецилирующими мозг мультами типа «Южного парка». Пытаясь в своих стихах (если пишут) и посредством книг, которые выбирают, донести до детей то главное, для чего и живет на свете детская литература: во-первых, знания о мире, его устройстве, природе, и, во-вторых, – о социуме, межличностных отношениях. Привить моральные, духовные и личностные ценности, приоритеты и установки. Справляются ли писатели с этим? Кому и как это удается?

Рассмотрим это на примере детских писателей Крыма, членов Крымской организации Союза писателей России, людей известных, чье творчество проверено годами: не на одной аудитории, не одной книгой, премией, победой в конкурсе… Но, конечно же, главное, – оно проверено детьми. Дети премий не раздают – они дают намного больше: чувство правильности того, что делаешь. Истинности. И нужности. 

Подходы к вовлечению детей в чтение у писателей разные. У индивидуальностей, не склонных повторять за другими, – свои «фишки». Вот, например, севастопольский детский писатель Татьяна Корниенко. Она больше известна как прозаик, автор повестей для подростков. Произведений очень живых, пронзительных, психологически тонких. А вот ее поэзий для детей – другая: это юмор. 

Делая выбор писать стихи для детей с юмором, писатель всегда попадает в точку. Поэзия с таким оттенком неизменно привлекает к себе повышенное внимание, читается с большим интересом, чем скучные назидания. Но юмор юмору рознь. Он бывает тонкий и «топорный». Когда мне попадаются «топорные» стихи для детей, вроде: «Крот надел медвежью маску, испугалася Лиса, убежала в те леса…», хочется пожалеть автора. Ни логики у него нет (крот даже в маске медведя остается кротом, хотя бы по размерам, а сказочными условностями, например, тем, что звери в тех же мультиках одинакового роста, что слон, что мартышка, – вводить в заблуждение, конечно, можно, но все же осторожно), ни чувства слова (в какие такие «телеса» убежала Лиса?). 

У Т. Корниенко юмор тонкий. Настолько, что воспринимается уже не совсем детским. Это юмор для умных детей, способных оценить «фишки» оригинального авторского мышления и работы со словом. А уж если стихи оценил взрослый, то он обязательно донесет их до своего ребенка. 


Кто-то ловкий и меткий, 
У кого-то есть слух. 
Мой талант самый редкий –
Рисование мух!

 

Вот вам муха в полёте, 
Вот она на окне, 
Притомилась в компоте
и грустит на стене. 

Пусть взорвётся планета
От нахлынувших чувств…

Моет лапки, чистюля, 
Посмотрите, ещё
Изучает кастрюлю
Со вчерашним борщом. 

 

Разве это не чудо? 
И осанка, и стать…
Я, конечно же, буду
Мух всю жизнь рисовать. 

Мухотворчество — это 
Пик изящных искусств! 

 



Согласитесь, оригинально. Ребенку есть, чему удивиться и что нарисовать. Да и художник-оформитель детских книг с этим стихом мог бы очень «порезвиться». Изобразить несколько очаровательных мушек в шляпках с цветочками или в цилиндрах с тростями. А особо продвинутые художники: муху в байкерском «прикиде» на «Харлее» или еще что-нибудь неожиданное. 
А следующее стихотворение – одно из самых лучших у автора – и совсем уже не детское. Глубины в нем больше, чем в иных стихах «политических» и «патриотических» поэтов. Именно так и нужно разговаривать с людьми: притчами, загадочными и веселыми историями, сказками с подтекстом. Доходит – лучше, чем прямые вопли: «Давайте жить дружно!»


По границе Европы и Азии
Муравьи пограничные лазают.

Протоптали широкие тропы
Муравьи-азиаты в Европу.

А навстречу, всё теми же тропами,
Муравьи европейские топают.

Вот и ползают – всюду свои –
Безграничные муравьи.


Возможно, если дети будут читать больше таких стихов, им на генетическом уровне с детства будет понятно, что нам, людям (глупым в своей «разумности»), нечего делить. Но, к сожалению, современные дети читают нечто совсем другое. Ведь ребенок – «чистая доска»: что положат ему на мозг взрослые, то там и забродится. А взрослым почему-то сейчас нужно, чтобы вырастали эгоисты, мизантропы, националисты и бойцы «холодной войны» (все это прикрывается рассуждениями о патриотизме и долге перед родиной), а вовсе не те детишки, которые будут как эти муравьишки: любить всех, дружить со всеми, не знать ни границ, ни искусственных запретов. 

Патриотизм и толерантность детской поэзии – тема тонкая, пожалуй, одна из самых сложных и… опасных. В этом вопросе попробуем разобраться в отдельной статье. Здесь лишь заметим, что нынешним писателям в этом отношении трудно. Еще недавно, в Крыму, выходили книги со стихами о трех братских народах: украинском, русском и крымскотатарском (первым в списке стоял украинский – так полагалось). О том, как «три милых носика дружно сопели», а мамы им колыбельные пели, каждая – на своем языке. 

А сейчас уже нужно писать как-то по-другому. Главное, что должно остаться в творчестве авторов – здравый смысл и человечность. Потому что все эти чувства сейчас чрезмерно обострены у взрослых, а значит, нужно быть еще осторожнее и мудрее, вкладывая их в души детей. В новом Крыму по прежнему полощутся три флага братских народов, по прежнему проводятся уроки толерантности в школах, и на этих уроках звучат стихи Л. Огурцовой, Ольги Ивановой, Нузэта Умерова, Юрия Полякова и других крымских писателей. 

Лидия Огурцова – писатель востребованный: автор стихов, прозы, сказок, спектаклей. Ее публикуют детские издания по всему свету. Журнал «Дошкольное образование» (Москва) пишет о ней: «Стихи Л. Огурцовой – это стихи с характером. Характер у них мальчишеский: немного задиристый, вдумчивый и, в то же время, несерьёзный. Этот мальчишка прыгает со строчки на строчку, и ничто не укрывается от его взгляда: и Медведь-гора, и муравьи, осы, сороконожки, и ножки сороконожек, и горы, и сказки, и повседневная жизнь детского сада, и драки мальчишек, и дружба, и интернет, и осенний дождик, и всё-все-все… И каждая мелочь становится драгоценностью – памятью взрослого о счастливом детстве. А значит, эти стихи – зафиксированное счастье…»

Еще бы, у такого «мальчишки», конечно же, в голове много-много выдумок. На произведениях Лидии Огурцовой можно изучить понятие «нестандартность авторского мышления». Хотя она сама признается, что предпочитает писать очень простые и понятные стихи для самых маленьких (чтобы просто открывать им мир – таким, какой он есть, не зашторенным личностью автора), все же иногда встречаются строки настолько неожиданные, что Корней Чуковский бы очень порадовался. Или огорчился, завидев конкурента. 

Пузатый-полосатый
Зелёненький Арбуз
Разведчиком-солдатом
По грядке тайно полз.
Листом укрыл он хвостик,
Травинками – бочок.
Но выдавал героя
В полоску пиджачок. 

Интересная картинка. Сразу возникают мысли: а для кого арбуз ведет разведку? Вспоминается анекдот про слона в помидорах… В общем, есть, где развернуться ассоциативности. Впрочем, это, опять же, включается взрослое мышление. Но уж если на него, довольно таки зашореное и стереотипное, способен воздействовать такой стишок, то уж чистой незапятнанной фантазии ребенка он даст куда больше! 

title
В некоторых стихах автор назидательна. Хотя и жизненные правила Л. Огурцовой подаются в виде игры или сказки, даже неприятности, которые случаются с детьми, или совершаемые детьми ошибки, глупости, непослушания, у нее бывают персонифицированными, живыми. Как, к примеру, «Каляка-маляка», поселившийся в книжке.

Часто детский писатель раскрывается в том, как он создает свои произведения. Нередко признается, что вдохновляют сами дети или внуки, что первые стихи написаны для них, а уже потом «заценили» одноклассники, учителя, попросили еще… Так и рождается первая книга. Однако дети способны вдохновлять и в отрицательном смысле. Например, заставить взрослого с болью отметить, что ребенок не читает (современные дети вообще не очень-то читающий народ), что невозможно его заинтересовать даже самой «классной» познавательной книжкой. Ребенка пугает «много букв» – сами страницы текста. Детский писатель Любовь Сивельникова (Симферополь) рассказывает, какой она нашла креативный выход: по каждому довольно длинному рассказу о животных писать лаконичные стихорезюме, затем давать их внуку и одноклассникам – прочесть 6-8 строк труда не составит, а затем и самим рассказом ребенок заинтересуется: 






Ядовитый скорпион, 
Как боец, вынослив он. 
В морозилке ледяной
Как ледышка, но живой.


Чуть нагреть – и поползет. 
Сутками в воде живет. 
Погубить не просто. Так, 
Радиация – пустяк.






Это – резюме шестистраничного научно-популярного текста. Его суть, изюминка. Лаконизм – величайшее достижение современного писателя. Главное – заинтересовать, а там всем классом прочитают и шесть страниц, и тридцать шесть. 
Интересны стихи Натальи Ищенко из Феодосии. Правда, её «Перепутанница» – всем нам «знакома»: 


… И как художник на белом холсте,
Всё перепутаю я на листе.

Норку глубокую роет синица,
С ветки довольно смеётся лисица,
Волки от зайца несутся гурьбой,
Бьётся о берег в болоте прибой. 



Что это, как не всё тот же Чуковский, «Путаница»: «Рыбы по полю гуляют, /Жабы по небу летают, /Мыши кошку изловили – /В мышеловку посадили!» И у него это написано веселее и интереснее. И все же в этом стихотворении есть что-то свое, особенное. А то, что не юмор в нем главное, а лиричность. Нежность, трогательность. Поэтому даже при всей своей вторичности оно имеет право на существование, хотя бы потому, что несет иную форму экспрессивности. 

Порадовало еще одно стихотворение автора: 


…Лишь открою ноутбук,
Мне учиться – недосуг.

А ещё скажу вам я, 
В Интернете есть – друзья.
Кликну в Гугле я пароль –
Отвечать, дружок, изволь.

Вместе бродим по страницам,
Спать не хочется ложиться.
А порой и до утра 
Продолжается игра.

Мы штурмуем звездолёт,
Ну, а школа — подождёт!
Но отец нашёл дневник
И пароль поставил вмиг…


Отлично. Автор следит за современными тенденциями, за тем, что по-настоящему интересно ребенку. Но опять же, назидательность. Надо учиться, не надо играть – уже не в салки-догонялки, как 50 лет назад, а в компьютерные игры. Но мир не изменился. По-прежнему «Мы маленькие дети, нам хочется гулять. А нам говорят, что катет короче гипотенузы, а мы говорим вам: «Хватит! Зачем нам эта обуза?». 

Ну, так говорите об этом, взрослые, хотя бы так, чтобы сообщение о катете, или о том, что надо учиться, было для ребенка интереснее «танчиков» и «стрелялок». Да и в стихотворении можно было бы сделать более неожиданное окончание. Например, что учитель в дневнике поставил пароль в виде двойки. Впрочем, стихи хорошие, автор талантлива. Но больше – именно своей лиричностью, от которой ей и не нужно отступать. Это – ее «фишка», а не юмор и поучительность. 

Лиризм как сильная сторона наблюдается у Елены Осминкиной: 


Листопад гуляет по аллеям,
то берёзу тронет, то каштан,
и летят вослед ему смелее
яшмовые листья на кафтан.

Он в сапожках маленьких янтарных
то мелькнёт у берега пруда,
то ребятам бросит щедро, даром
золото осеннего «дождя».



Вот только вопрос: а нужно ли детям столько лирики? Столько красивостей? Оставим его открытым. Дети – столь же разные, как и взрослые, и трудно предугадать, что тронет ребенка, а что оставит равнодушным. А вот текст «По мотивам произведений В. Орлова»… просто не нужен, когда есть произведения Владимира Орлова. Подражание, осознанное или неосознанное, крайне редко бывает лучше оригинала. Однако радует, что наши авторы могут подражать не только признанным классикам, но и поэтам современным, своим землякам. Литературная образованность – тоже ценнейший компонент творчества для детей. 

Следует еще и помнить, что издательства не берут произведения «по мотивам…» уже известного фильма, книги, спектакля… Истинную ценность представляет только оригинальность! 

О каком еще детском писателе вам рассказать? О Татьяне Халаевой из Севастополя, которая, на мой взгляд, наиболее точно из всех перечисленных авторов, передает именно детское восприятие реальности: 

Туфли рядышком стоят
Папины с моими.
Жду, когда же и мои
Вырастут большими. 

Абсолютно веришь, что это сказал ребенок, что он мог так подумать, так почувствовать. А ведь многим авторам не хватает именно такой «детскости». Да, у них есть ряд стихов, в которых делается попытка понять и передать именно «детский менталитет», но все же… 

А как быть родителям? Если хочешь вложить в ребенка с детства нужные программы, следует думать о том, что ты произносишь вслух при ребенке. Дети с очень раннего возраста восприимчивы к поэзии, рифме, рифмовкам. Если, к примеру, петь или читать малышу «Пейте, дети, молоко, будете здоровы» — можно ненавязчиво и хорошую программу здорового образа жизни заложить. 

А вот семья, в которой бытуют приговорочки типа «Кто там? Сто грамм!» или «Весь мир фигня, все бабы дуры» и т.п., и звучат они при детях! Без малейшей мысли взрослого о том, что это слышит его сын (не удивляйтесь, когда он вырастет алкоголиком) или дочь (на всю жизнь зарабатывающая комплекс женской неполноценности). Впрочем, вопросов психологии в воспитании детей много, как немало их в детской литературе. 

Есть и такие детские писатели (чаще – мужчины), которым хочется нравиться не детям, а их мамочкам. Знаю такого (живет в Москве), который описал в коротких, веселых и милых, рассказиках каждый шаг своего малолетнего сына, как тот знакомился с миром, с вещами, с людьми и зверюшками. Мамочки умиляются и смахивают розовые слезы, оный автор не раз признан «Лучшим детским писателем по версии…». Но это не детская литература. Если хотите, это проза женская, на женскую психологию рассчитанная. И, в принципе, как таковая – неплохая. Какие цели преследует автор, это его личное дело, но право называться именно Детским Писателем еще нужно заслужить.

Формальная сторона в поэзии не менее важна с воспитательной точки зрения, чем смысловая. Иногда нашим детским писателям не хватает точности рифмы и размера. Некоторые дети, те, кто с детства одарен чувством слова и творческим началом, могут это почувствовать. Но таких детей, к сожалению, мало. Даже среди тех, кто сам пишет стихи и занимается в детских литературных студиях. 

Творчество самих детей – это отдельная тема. Хочется упомянуть о детских сборниках, которые мне доводилось редактировать. Основная тенденция в детском творчестве (как ни парадоксально): чем бездарнее и глупее ребенок, тем больше у него стихов о том, что «я поэт», «у меня талант, дар, вдохновение», «я не такой, как все». Чаще всего это девочки-«принцессы», залюбленные родителями, не обладающими чувством критичности и объективности по отношению к действиям своего чада, и такими же руководительницами литстудии, которые считают: раз ребенок пишет, то это уже хорошо, а что и как он пишет – не важно. 

Главное – не спугнуть, не обидеть. Может, это и правильно с точки зрения психологии. Но… Истинно одаренные дети вышеназванной темы практически не затрагивают – им есть о чем писать и без нее: об огромном, разнообразном мире, ради которого им и дан дар-талант. Так вот, если неодаренный ребенок, абсолютно не обладающий чувством слова, мысли, поэтической формы, не способен этого осознать, то не поймет он, конечно же, никаких недочетов в творчестве взрослых поэтов. Таким детям можно лить на мозг все, что угодно, чем и занимаются издатели детских книжек, сами редко когда понимающие, что издают. 

А вот одаренные ребятки!.. Детские писатели, берегитесь таких. Это маленькие монстрики со звериным с чутьем, которые увидят все ваши недостатки. И со свойственной детям прямотой выскажут о вас все, что думают. Поэтому работайте над собой, работайте и еще раз работайте, чтобы ваши «поучалки» не оказались по уровню ниже, чем мышление тех, кого вы хотите «поучать». 

Не все у нас так плохо. В Крыму немало детских литературных студий, которые проводят просто блестящую работу с одаренными детьми. Детские литклубы есть в Симферополе, Севастополе, Евпатории, и ведут их высококвалифицированные преподаватели и хорошие поэты. 

«Будьте как дети» – сказал Христос. Многие из нас до старости остаются детьми, хотя не в лучшем понимании этого слова. 

А надо – в лучшем. Вот только как?

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Во славу города и русского слова

.

Ищу в Крыму «нечто культурно значимое»

Марина МАТВЕЕВА

Загляните собаке в глаза

Оставить комментарий