Крымское Эхо
Экономика

Закон о виноградарстве и виноделии пора дорабатывать

Закон о виноградарстве и виноделии пора дорабатывать

Производство и продажа вин во всех винодельческих странах мира регламентируется специальными законами, которые принимаются для гарантии качества вин и защиты их от фальсификации. Как украинский и российские законы защищают интересы мелких фермеров?

Николай Саблин, председатель Республиканского Объединения Работодателей «Крымагросоюз»:

 — Николай Иванович, каждый житель нашей страны согласится с тем, что закон о виноградарстве и виноделии знаковый для всей отрасли. Почему же возникает неоднозначное отношение к документу у некоторых производителей?

 — Виноградарство и виноделие в мире развивается по двум направлениям. Первое – крупное производство: холдинги, ассоциации, кооперативы, которые объединяют большое количество фермерских хозяйств. Они перерабатывают виноград. Это обезличенная продукция – Шардоне Иванова, Петрова, Сидорова складывается в одно, перерабатывается и получается Шардоне – белое, столовое, сухое вино.

Есть и другое направление, которое новый закон пока не учитывает, – мелкое производство. Небольшие фермерские хозяйства имеют площади виноградников от 3 до 15 га. Закон не регулирует деятельность таких предприятий. В Крыму с 2014года и по сей день не получена ни одна фермерская лицензия на право производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации винодельческой продукции. А в Краснодаре, Ставрополе, Ростове фермерскими хозяйствами получено 26 лицензий.

— Почему это происходит?

— Как я уже говорил, закон регулирует производство винограда и вина для крупных предприятий, но в нем пока не указаны особенности правового регулирования производства мелкотоварной винодельческой продукции, как это делается во всем мире. Средний размер виноградников во Франции 3-15 га. У фермера есть возможность собрать, переработать виноград, сделать вино или в большинстве случаев 90% продукции переработать через кооперативы.

У нас этого нет. И самое главное, фермер у нас в правовом поле (при получении лицензии) может производить виноград, перерабатывать его в вино, хранить — но если он выходит на рынок или в крупные торговые сети, то наступает регулирование 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Не возьмут в оборот вино без лицензии, без включения в систему ЕГАИС, без специального оборудования на производстве и т.д. Очень большие накладные расходы по реализации этой продукции.

И если в крупных предприятиях эти расходы размываются на всю продукцию, то на мелкие предприятия ложатся тяжким бременем. Например, если завод по оптовым ценам может продать столовое белое за 150-180 руб. за бутылку, для него это рентабельно, то у фермера эта бутылка будет стоить не меньше 500 руб. Наш покупатель к таким ценам не готов.

 — Какой вы видите выход из создавшегося положения для мелких фермеров. Каковы перспективы?

 — Наша общественная организация «Крымагросоюз», Ассоциация фермеров-виноделов РФ, при непосредственном участии Общественной палаты Республики Крым (как координатор и инициатор этой деятельности) работаем над тем, чтобы в законе появилась отдельная глава о правовом регулировании мелкотоварного производства виноградно-винодельческой продукции фермерскими предприятиями. Эти поправки должны учитывать весь перечень работ, которые делаются на винограднике у фермера – от закладки до продажи вина.

В идеале — вообще уйти от лицензий для фермеров-виноделов, имеющих оборот до 150 тысяч литров вина. Советская идеология внушила нам: вино — значит, алкоголь, алкоголь – значит, вред. Вино приравнено к ликероводочной продукции. Но позвольте, весь мир уже давно перешел на другие категории по отношению к вину – это целая культура пития, это напиток, обладающий целебными свойствами!

Я считаю, что винодельческую продукцию нужно выводить из 171-ФЗ, и чтобы полностью закон о виноградарстве и виноделии регулировал оборот, производство, хранение и реализацию.

Приведу в пример Молдавию. Это страна с населением в 3,5 млн., на сегодняшний день в ней более 150 тысяч гектаров виноградников. Крым – это 2,5 млн населения, а виноградников у нас 18 тысяч гектаров. В Молдавии производство винограда и виноделие поставлены в ранг государственной политики и винодельческие предприятия, через саморегулируемую организацию и Бюро виноградарства и виноделия, сами регулируют правовые отношения внутри своей отрасли.

Конечно, государство регулирует процесс, но не настолько жестко и зарегулированно, как у нас. Поэтому вино в Молдавии – продукт питания, который не облагается акцизом. У нас же вино – пищевая алкогольная продукция, что влечет за собой налоги, акцизы, сборы и соответствующее отношение к нему в обществе. Не нужно бояться того, что в вине есть алкоголь. Люди стали более цивилизованными в этом отношении, российский потребитель, приезжающий в Крым, начал разбираться в вине, он требует качественного напитка, и нам нужно подстегнуть здоровое отношение общества к драгоценному продукту.

— Давайте поподробнее остановимся на вашем предложении регулировать деятельность мелких фермеров при помощи саморегулирующейся общественной организации.

 — Такая модель не означает, что мы хотим полной свободы действий без контроля Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования. Финансовую, административную, да и уголовную ответственность может нести саморегулирующаяся организация, которая в юридическом поле России активно действует, и которая уже наработала очень много опыта. Если фермер входит в такую организацию, значит, он подчиняется разработанным правилам и требованиям, подписывает соответствующее соглашение. А основанием для реализации вина должна быть не лицензия, которая выдается государством, а допуск от саморегулирующей организации, в которой есть наблюдательный совет, ревизионная комиссия, дегустационная комиссия. Приехали на завод, отобрали образцы каждой партии вина, проверили в лаборатории на предмет соответствия показателям безопасности и ГОСТа – дали разрешение на реализацию данной партии.

 — Какие вы себе сроки ставите по поправкам в закон в отношении мелких фермеров? В этом году реально все реализовать?

 — Думаю, да. Все эти предложения были отправлены Ассоциацией фермеров-виноделов Российской Федерации еще в конце прошлого года в Государственную Думу руководителю рабочей группы по разработке этого закона Геннадию Онищенко. Предположительно в октябре-ноябре все эти поправки будут Государственной Думой рассматриваться. Мы очень за этим следим, тем более нас поддерживает и координирует нашу инициативу Общественная палата Республики Крым.


Валерий Иванов, фермер из Одесской области:

 — Вы считаете, что только небольшие производители крафтового вина способны насытить украинский рынок качественными напитками и сформировать культуру правильного потребления хороших вин?

 — Абсолютно верно. Я выращиваю виноград уже более 30 лет, и одним из первых на Украине начал производить натуральное органическое вино. Хорошо помню горбачевские законы, которые требовали уничтожать виноградники, а я их, наоборот, потихоньку высаживал. Так и начался мой семейный бизнес. Не поверите: песцов выращивали, цыплят, но виноград победил.

Теперь это семейное дело: дочь — агроном, жена и сын – технологи. Как бы ни было тяжело, виноградник всегда даст кусок хлеба. На специфических землях южной украинской степи стабильные результаты можно получить только от винограда. Поэтому и плантации наши увеличились с 40 соток до 70 га. Я глубоко убежден в том, что земля под виноградниками должна быть только собственной! Эта культура любит стабильность, и я тоже.

Качество и уровень наших вин подтверждают коллеги-виноделы. Недавно на конкурсе в Дюссельдорфе эксперты оценили мою работу золотой медалью. Когда я дал своей соседке попробовать вино, она сказала, что пила его в Испании. Понимаете? Хорошее вино везде одинаковое! Все дело в цене – наше качественное крафтовое в два-три раза дороже заводского. Виноград для него выращивается без химии, не используются никакие консерванты, а также сахар при хранении и упаковке.

 От химии отказаться заставила жизнь в свое время – точнее, нехватка денег. Оказалось – что попал в точку, а точнее, в мировой тренд. Но далеко не все мои украинские коллеги-виноделы это поддерживают – ведь без химии урожайность падает в три раза. Я получаю 2 тонны с гектара, в год 150 тысяч бутылок первоклассного вина.

 — Где продаете свой продукт?

 — Ищу покупателя на Украине; на европейский рынок, где в каждом небольшом городке до 50 собственных виноделен, заходить нет смысла. Свой продукт продаю из рук в руки, через «Новую почту», интернет-магазин. Нужно ездить на выставки и презентовать свой продукт, заявлять о нем. Нам, малым фермерам, невозможно делать «шмурдяк» – ты потеряешь имя, доверие, в результате от тебя отвернутся.

 — Каково живется мелкому фермеру-виноделу? Чувствует ли он поддержку от государства?

 — Да какая там поддержка… не мешали бы – и слава Богу! Вспоминаю 30-процентные откаты, которые когда-то предлагались по проектам господдержки. А если и давалось что-то государством, то набегала армия проверяющих. Объединенные в профильную ассоциацию малые виноделы смогли добиться ликвидации абсолютно неподъемного, грабительского лицензирования своей продукции.

 В 2016 году вступил в силу закон Украины, отменяющий для небольших производителей необходимость приобретать за 500 тысяч гривен в год лицензию на оптовую торговлю вином, произведенным из собственного, а не приобретенного сырья. У нас в стране насчитывалось тогда около 1,5 тыс. хозяйств, из которых не более 100 производили вино или виноматериалы легально.

Уже через два года мелкие виноделы, осуществляющие производство вина по полному технологическому циклу без добавления спирта и, разливая вина в объеме не более 10 тысяч декалитров в год, получили право легальной продажи. В том же 2018 году Кабинет министров принял постановление, которое упростило процесс получения лицензий для малых производителей винопродукции. Вроде бы что-то делается в сторону улучшения.

У нас есть еще одна идея — перевести сухие вина из категории алкогольных напитков в категорию пищевых продуктов. Так они квалифицируются в передовых винодельческих странах, например, в Молдове. А тем временем крафтовые виноделы отдохнули бы от бюрократической волокиты и драконовских выплат.

 — Давайте подытожим: на каком уровне находится украинское виноделие сегодня?

— Винодельческая отрасль в Украине, на мой взгляд, застряла в 1989-1990 годах. В лидеры вырвались ЮАР, Чили, Австралия, Новая Зеландия. Бурно развиваются в этом направлении Израиль, Турция, Ливан, Китай. Но все же и у нас появляются новые хозяйства, а значит, и новые фанаты винного дела. А значит, у нашего ремесла есть надежда на будущее.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Людей оценило: 2

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Небратья и их негативная энергетика

В понедельник откроется новый терминал аэропорта «Симферополь»

.

Кредиты выкуплены за счет… кредита

Ольга ФОМИНА

Оставить комментарий