Крымское Эхо
Экономика

Масть воды

Масть воды

ПОЧЕМУ КАРТА ПРЕСНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ КРЫМА РАЗЫГРЫВАЕТСЯ УКРАИНОЙ

Вот уже седьмой год тема водоснабжения Крыма не сходит с повестки дня. После известных событий весны 2014-го года взять под контроль энергетические, транспортные, товарные потоки на  полуостров стремились многие. И для подтверждения серьезности своих намерений одни строили дамбы, другие — взрывали электроопоры, третьи просто требовали дань за провоз грузовика с арбузами.

ПОЛИВ И НЕ ТОЛЬКО

После того, как по Северо-Крымскому каналу перестала поступать днепровская вода, четыре года прошли относительно нормально. Водохранилища наполнялись дождями и весенними паводками с гор. Сельское хозяйство, которое раньше потребляло около 1 миллиона кубометров днепровской воды из канала, перешло на новые технологии и отказалось от главных потребителей ирригационной системы — выращивания риса, на которые уходило до 500 миллионов кубометров воды, и рыбоводства с 200 миллионами кубометров.

Но с 2018 года ситуация перешла из разряда решаемых в чрезвычайные: засуха побила урожай в шести районах Крыма, и тема дефицита пресной воды вновь вышла на первый план. Аграриям предложили вспомнить, что мы находимся в зоне рискованного земледелия и перейти на засухоустойчивые культуры, а также возрождать эфиромасличное производство, которым славился Крым.

Параллельно государство субсидировало внедрение капельного орошения, и уже к этому году 20 тысяч га садов и овощных плантаций получают экономный полив. Источниками пресной воды служат либо скважины, либо пруды-накопители.

С питьевым водоснабжением ситуацию разрешили с помощью того же Северо-Крымского канала. Еще в 2014 году крымские гидроинженеры развернули течение реки Биюк-Карасу в обратную сторону, чтобы перебрасывать притоки в наливные водохранилища, питающие Керчь, Феодосию, Ленинский и Кировский районы. Русло канала стало частью этого тракта,  по нему же вода из трех крупных водозаборов на севере Крыма пойдет на восток полуострова, снабжая населенные пункты по 200 тысяч кубометров воды в сутки.

Западный Крым запитан на артезианские скважины, которые расположены в Сакском районе. Дефицита воды здесь нет, а в скором времени ее будет в избытке — на полуострове Тарханкут завершаются исследования водных запасов и из 30 пробуренных скважин каждая третья — водоносная.

СТОЛИЦА НА СУХПАЙКЕ

Проблемным в водообеспечении регионом остается Симферополь с прилегающей территорией Добровской долины, сел вдоль Севастопольской и Феодоссийской трасс и всех территорий до нового аэропорта «Симферополь».

Номинально это земли Симферопольского района, но они сидят на городской инфраструктуре и в совокупности формируют самую плотную по населению часть полуострова — каждый второй житель Крыма живет либо в Симферополе, либо в непосредственной близости от него. И все получают водоснабжение из водохранилищ поверхностного водостока — Аянского, Симферопольского и Партизанского.

К началу лета их запасы составили лишь четверть от проектной мощности. Пустая чаша Симферопольского водохранилища своим открытым дном даже вдохновила камерный оркестр Крымской филармонии дать концерт «на дне».

Но оказалась, что с водоснабжением столицы не до воспеваний. При среднем потреблении по 150-160 тысяч кубометров в сутки запасов хватило бы от силы на три недели, и чтобы не переводить Симферополь на почасовую подачу воды, были задействованы два резервных пути — Ивановский и Вилинский водозаборы.

Этими источниками Симферополь должен был питаться по планам еще советского периода на случай, если Межгорное водохранилище придется остановить на ремонт или плановые работы. С тех пор от резервных труб, можно сказать, ничего не осталось, кроме дырок. Поэтому их прокладка стала стратегической задачей и даже удосужилась личного включения главы Крыма Сергей Аксенова.

«Сегодня состоялось знаковое событие – в Симферопольскую систему водообеспечения подан дополнительный объем воды из Ивановского водозабора Сакского района. Ориентировочно Симферополь благодаря работе сотрудников ГУП РК «Вода Крыма» получит около 25 тысяч кубометров воды в сутки, — написал Аксенов на своих страницах в соцсетях в конце июня. — Мы уверены, что меры, предпринятые властями республики по обеспечению крымской столицы питьевой водой, позволят ослабить нагрузку на Симферопольские водохранилища, при этом не нанося никакого экологического ущерба окружающей среде, что подтверждают ученые. Симферополь все меньше зависит от погодных условий!»

Вместе с Вилинским водозабором оба источника дали крымской столице около 50 тысяч кубометров воды. Но при обмелевшем на 75% Симферопольском водохранилище этого оказалось недостаточно. И к делу подключились военные. По трубопроводу из Тайганского водохранилища ежесуточно на нужды столичного региона стали перекачивать по 50 тысяч кубометров.

Все было сделано в рекордные сроки: и прокладка труб, и подключение к электроэнергии насосов, и подача воды. При этом на почасовую подачу должны были перейти населенные пункты Белогорского района, и аграрии, которые заранее планировали полив будущего урожая.

ВОЙНА ЗА ВОДУ

Параллельно со стороны Украины и ее заокеанских ретрансляторов с мая шла информационная кампания о том, что вот-вот российские войска захватят Херсонскую область в стремлении устранить преграды в подаче воды в Крым.

В стремлении оставить систему гидросооружений под контролем государства, чтобы вступить в тайный сговор с Кремлем, украинские депутаты заподозрили соратников президента Владимира Зеленского — фракцию «Слуга народа». Именно этим они объяснили включение двух госпредприятий по обслуживанию Северо-Крымского канала в перечень предприятий, не подлежащих приватизации.

При этом все противники возобновления работы канала убеждены, что украинским гражданам воды на полуострове и так хватает, ее дефицит испытывают только российские военные базы. В самой Херсонщине прошли несколько митингов против возобновления подачи воды в Крым.

В итоге соответствующий законопроект отклонили, все борцы за «ни капли воды оккупантам» пожали друг другу руки, а Зеленский через депутата пропрезидентской фракции просил передать, что он против. Но с учетом октябрьских выборов в местные советы повторять это придется еще не раз, чтобы хоть как-то склеить остатки электората сторонников некогда «своего парня».

АТАКИ В РАЙДЕРЕ НЕТ

«Бряцанье российским оружием» на границе с Крымом — может, и объединяющий момент для сторонников Зеленского, но не находит подтверждения в решениях правительства РФ.

Первоочередной список мер для предупреждения ЧС с водоснабжением содержит следующие пункты: восстановить целостность Севастопольского водовода диаметром 1200 мм от Вилинского водозабора до насосной станции села Жаворонки; заменить насосно-силовое оборудование машинного зала насосной станции «Вилино»; обеспечить потребности в воде населения Бахчисарая собственными источниками; построить внутриплощадочную перемычку диаметром 900 мм протяженностью 200 метров, а также заменить и установить запорную арматуру на Межгорном гидроузле; подготовить подачу воды от Ивановского водозабора до Межгорного гидроузла; восстановить целостность Межгорненского водовода от Межгорного гидроузла до села Веселое диаметром 1000-1200мм; заменить аварийные участки сетей водоснабжения Симферополя.

Всего на 160 миллионов рублей, треть из которых пойдет на устранение дыр в столичном водопроводе. Как видно, все предпринятые меры касаются сбережения добытой воды, поскольку потери в 60-70% для вододефицитного региона недопустимы.

ДОБЫТЬ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

Для водоснабжения сельскохозяйственных посевов ученые предлагают два варианта. Первый был опробован еще в середине прошлого века и заключается в подрусловом сборе паводковых вод. Его суть такова: когда-то по территории Крыма проходили могучие пресноводные реки, которые оставили после себя палеорусла. По ним и сейчас текут небольшие речушки и ручейки, но если загнать потоки под землю, то они перестанут испаряться на поверхности и замедлят свой побег в море.

На этом строился принцип обеспечения в 50-х годах Севастополя, а вначале XX века — Симферополя.

Самая полноводная река Крыма Бельбек сливает в Черное море весь свой дебет, и ученые предлагают вернуться к наработкам предков и перевести часть стоков реки Альма, Кача, Бельбек, Черная и Салгир в палеорусла, которые находятся на глубине 25-30 метров и представлены крупным галечником. Это наполнит уже эксплуатируемые водозаборы и даст дебет для новых.

«Вся пресная вода равнинного Крыма выходит через субмаринные источники в море в районе Судака, Тарханкута, Евпатории, — говорит старший преподаватель кафедры землеведения и геоморфологии географического факультета КФУ им. Вернадского Геннадий Самохин. — Вода с Ай-Петри выходит под Чернореченским водохранилищем на глубине 6-12 метров в пещерах с пресной водой в Байдарской долине. Мы предлагаем весь этот паводковый сброс переводить в подрусловый сток. Остальная вода должна остаться в руслах».

Второй способ, который предлагает ученый мир, — это добыча подземных пресных вод из потоков сети тектонических разломов, которые мигрируют по всей территории Крымского полуострова. Глубоко под землей морская вода проходит по разломам в земной коре, закипает, а испарения конденсируются в пористых карстовых породах. По предварительной оценке, в море уходит около 1 миллиона кубометров пресной воды в сутки, что в несколько раз превышает объем добычи из водоносных горизонтов.

Сложность заключается в высокой стоимости бурения скважин на большую глубину. Тем не менее, есть участки прохождения воды на глубине до 300 метров, что при высоком дебете является экономически оправданным.

Много в Крыму сторонников использования для сельхозугодий вторичных вод. Как бы ни была проста и понятна эта схема для личного огорода — сеть септиков позволяют иметь на выходе пригодную для полива воду — в промышленных масштабах она не применима.

Несмотря на то, что воды с очистных сооружений больших городов уходит очень много, она сложная для сельского хозяйства. Санитарное законодательство не позволяет сегодня использовать такую воду для орошения овощных, плодово-ягодных, фруктовых, бахчевых, салатных культур. Из разрешенных для полива технической водой остаются только кормовые культуры и только в том случае, если они произрастают на территориях без карстовых пустот,  которыми так богат Крымский полуостров.

Фактически, если посмотреть на карту, весь предгорный и горный Крым не годится для вторичного использования воды на орошение. Оставшиеся клочки суши тоже не все далеко подходят — их подземные источники пресной воды должны иметь природный барьер от вторичной воды с полей. Изменить состав очищенных стоков можно, но это в разы повысит стоимость кубометра такой воды, и, как следствие, — выращенных овощей и фруктов.

ПОРА ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ТРУБЫ

При всей очевидности нерешенных проблем с водоснабжением Крыма возобновления работы Северо-Крымского канала ждать не стоит. Во-первых, эта артерия с 50-х годов прошлого века работала без капитального ремонта, и 50% воды терялось через трещины в бетонном русле.

Еще в украинский период ремонт всей системы с переходом на энергосберегающие технологии оценивался в 30 миллиардов долларов, что явно не подходит для эффективного управления. Канал может использоваться, но лишь на небольших участках для транспортировки или хранения воды.

В этом контексте украинским политикам пора перестать играть на скелете памятника героизма советского народа: для возобновления подачи днепровской воды инвестиции будут побольше строительства Крымского моста. Гораздо  выгоднее вложить в сохранение и добычу внутренних резервов, которые хоть и не в мгновение ока, но способны сделать Крым самодостаточным регионом с питьевой водой.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Возможно при разрешении»

.

Как началась осень на крымском рынке труда

.

Ученый из КФУ имеет рецепт выхода из водного кризиса

.

Оставить комментарий