Крымское Эхо
Экономика

Банк покопается в отходах

Банк покопается в отходах

ИМЕНИ ТУРГЕНЕВА

К сегодняшнему дню на территории Крыма накоплено 55 млн тонн отходов различного класса опасности и ежегодно образуется еще около 2,6 млн тонн, причем утилизируется не более 15% из них. Об этом сегодня на пресс-конференции в Симферополе сообщил министр экологии и природных ресурсов РК – главный государственный инспектор Крыма Геннадий Нараев.

Твердые отходы размещаются на 39 промышленных специально оборудованных объектах, 28 полигонах ТБО, 269 постоянных сельских свалках, и сотнях несанкционированных мест. Ни один из крымских полигонов не отвечает установленным в РФ требованиям. За последний год выявлено 367 несанкционированных свалок, сотрудники Минэкологии составили 341 протокол об админнарушениях, назначено 1,5 млн руб штрафов. 144 самовольных свалки ликвидировано.

О том, что отходы нужно не складывать, а перерабатывать, говорят все и давно. Журналистов знакомили с программами обращения с ТБО, нам представляли потенциальных инвесторов, но почти ничего не менялось. Слово «почти» нам позволяет употребить закрытие полигона ТБО в Гаспре и начало использования в качестве такового выработанного карьера по добыче известняка (то есть большой ямы) в Белогорском районе возле села Тургенево. Туда возят мусор из Ялты, на это при прежней власти тратилась бОльшая часть бюджета города-курорта.

Рескомитет теперь преобразовали в министерство, и его глава тоже говорит о планах реализации мероприятий по созданию инфраструктуры переработки полимерных, медицинских и биологических отходов. И о том, что региональные мусороперебатывающие заводы будут построены за счет частных инвесторов.

Нельзя сказать, что Крым пользуется большим успехом у инвесторов — они рассчитывают на прибыль. Но трудно говорить об извлечения прибыли из мусора, да еще в условиях экономических санкций и территориальной блокады. Об этом мы спрашиваем Геннадия Нараева:

— Говоря об инвесторах, вы имеете в виду кого-то конкретного или просто мечтаете?

— Не просто мечтаем. Главой республики было дано поручение именно нашему министерству определиться с технологией утилизации; мы эту работу выполнили, — рассказывает министр. — Сейчас разрабатывается схема санитарной очистки, ее делает МинЖКХ, до 1 июня эта работа должна быть закончена. По ее окончании приступим к конкурсным процедурам, выбору инвестора по строительству мусороперерабатывающих заводов. Тогда же будут определены места для размещения заводов: в ФЦП заложено строительство пяти заводов, хотя для нашего объема отходов, я думаю, нужно семь. Все эти места известны, они уже были предварительно согласованы в прошлые годы с органами местной власти.

— Инвесторы стоят в очереди? — удивляемся мы.

— В очереди, не в очереди, но в тот момент, когда мы определялись с технологией, к нам обращались 16 или 17 участников. Из них, на мой взгляд, три-четыре — реальные потенциальные инвесторы. Это отечественные компании, которые готовы использовать лучшие мировые технологии: они приводили примеры, приглашали нас посетить их заводы. То, что были инвесторы, которые декларировали свою готовность к строительству заводов — это точно! Что касается их прибыли — на это у нас есть Министерство экономики, которое просчитает, каким образом они вернут свои деньги.

— Кроме бытовых отходов в Крыму накоплены миллионы тонн промышленных — в Армянске на заводе «Титан», под Керчью — отвалы Камыш-Бурунского железорудного комбината, так называемые «хвосты». Есть ли программы их использования?

— По Камыш-Буруну: «Генбанк» подписал инвестиционный проект с Советом министров, там ожидается более 1 млрд руб…

— Но эти отвалы несколько лет назад купила вместе с самим ЖРК и портом компания «Альтцем», которая начинала там строить цементный завод… Теперь о намерении строить цементный завод заявил кто-то другой, кому перешли эти «хвосты»?

— «Генбанк» занимается развитием Камыш-Бурунского порта, будет заниматься этими шламонакопителями, оставшимися после ЖРК. «Альтцем», насколько я владею информацией, строительство завода прекратил, они уже несколько лет не справлялись с большими кредитными обязательствами. Они просто как субъект хозяйствования уходят, освобождая площадку.

— Отходы «Титана» предлагали использовать для известкования, улучшения почв…

— Там тоже широкое поле для деятельности, — соглашается министр.— думаю, и туда придет инвестор. Но конкретной программы по «Титану» на сегодняшний день нет.

— А по «Дружбе Народов — Нова»? Там, правда, отходы совсем другого характера — ядовитый куриный помет регулярно попадает в окрестные водоемы.

— Эта проблема существует! — не отрицает Нараев. — Ко всем будем принимать меры, применять санкции! Но все объекты, которые перерегистрировались в РФ, считаются вновь созданными, и мы в течение трех лет не имеем права их проверять, проводить плановые проверки. Проводим внеплановые, в первую очередь — по инициативе прокуратуры. Их немало, но в то же время закон нам позволяет проводить рейдовые осмотры: выявляем нарушителей, накладываем штрафные санкции.

Геннадий Нараев остановился и на водоснабжении Крыма. Закончен первый этап строительства трех новых водозаборов. На каждом из них пробурено 12 скважин и теперь военные специалисты прокладывают 372 км труб, по которым вода из них поступит в русло Северо-Крымского канала и потечет дальше, в водохранилища Восточного Крыма. К началу мая из Нежинского и Просторненского водозаборов в канал начнет поступать ежедневно по 100 тыс кубометров воды, по качеству она является питьевой. Новогригорьевский водозабор с дебетом 45 тыс кубометров в сутки пока не будет задействован из-за его удаленности от главной водной коммуникации.

Кроме того, Минэкологии готовит к сдаче в эксплуатацию в населенных пунктах еще 24 отдельно стоящие скважины. И надеется, что химические заводы северного Крыма найдут возможности, чтобы опреснять и использовать в своих технологических процессах морскую воду, это решит многие проблемы населения.

С ужасом вспоминая его макеевского предшественника на главном экологическом посту, заметим: по многим вопросам Геннадий Нараев старается занимать компромиссную позицию. Для развития Крыма нужны и стройматериалы, и электричество, крымчане не перестанут покупать продукты в полимерной упаковке. Поэтому должны работать карьеры, строиться электростанции — лишь бы с умом и не ущерб природе.

 

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Не без труда, но с лихвой — похоже, хлеб стал «тайным оружием» Кремля

Депутат Госдумы Анатолий Аксаков: «Санкции Россию укрепляют»

Олег ШИРОКОВ

Миллиарды на теплицы

Оставить комментарий