Крымское Эхо
Библиотека

«Великий Cтагирит»

«Великий Cтагирит»

РОМАН АНАТОЛИЯ ДОМБРОВСКОГО В КОММЕНТАРИЯХ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕРЕВОДЧИКА

Жан-Клод Фрич – участник Всероссийского научного семинара «CORPUS ARISTOTELICUM В ХХI ВЕКЕ», посвященного 2400-летию со дня рождения Аристотеля, который состоялся в 2016 г. в Ялтинской гуманитарно-педагогической академии по инициативе Крымского философского клуба, его руководителя О.К. Шевченко, магистра истории, кандидата философских наук, доцента Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского, совместно с Институтом филологии, истории и искусств, кафедрой философии и социальных наук ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», Научно-образовательным Центром антиковедения Российской ассоциации антиковедов и Ярославским региональным отделением Российского философского общества.

Темой доклада Жана-Клода Фрича стал перевод романа «Великий стагирит» А.Домбровского об Аристотеле.

— Когда я переводил роман Анатолия Домбровского, я понимал, что учение Аристотеля не является завершенной философской системой, но скорее наброском системы, нуждающейся в постоянном ее усовершенствовании, что требовало все новых интеллектуальных усилий, новых поисков античного автора для придания ей строгой научной логики.

Последующие важные уточнения категорий, аксиом и правил, составляющих учение Аристотеля, повлекли за собой комментарии, которые объясняли его системный философский подход. Подобная систематизация, пришла, так сказать, к апогею во времена Средневековья и продолжала существовать где-то до середины 60-годов ХХ века в Западной Европе, когда методика преподавания философии осуществлялась, исходя из принципа строгого ее разделения на четыре категории: психология, мораль, метафизика и логика.

Все эти новые философские веяния, а также новые течения, как например, персонализм (Emmanuel Mounier), экзистенциализм (Jean-Paul Sartre), феноменология (Husserl, Merlau-Ponty, Paul Ricoeur), деконструктивизм (Jacques Derrida), деструктурализм (Wittgenstein, Gilles Deleuze), нивелировали человеческую личность, оказавшуюся  в новых условиях потрясений, произошедших в период после Второй мировой войны. И как следствие, преподавание философии стало осуществляться по следующей дуалистической классификации, по направлениям: философия познания и философия действия.

Изложение и интерпретация Анатолием Домбровским аристотелевской мысли в форме романа, несомненно, находится в полном соответствии с современным методом подхода к философскому учению и творчеству Аристотеля. По ходу действия романа, показывая в диалогах философские воззрения Аристотеля, автор вводит читателя в творческую лабораторию ученого, использующую для поиска истины концепцию герменевтического метода интерпретации, через призму анализа которой античный философ проявлял интерес прежде всего к историческим языковедческим текстам в контексте абстракций и доктрин, в форме всевозможных вопросов, гипотез и прогнозов.

Благодаря роману Домбровского читатель постоянно пребывает в состоянии некоего путешествия по историческим реалиям, повлиявшим на бытие ученого Аристотеля из Стагиры, знакомится с философскими изысканиями, различными культурными, историческими и политическими процессами времен Платона и Аристотеля. Надо сказать, что существует и другой подход для поиска истины, и  это видно в романе: так называемый аналитический – когда для поиска истины требуютсяточные ответы на конкретные или возможные  вопросы.

 Здесь следует особо отметить вклад писателя Анатолия Домбровского, как автора «Великого стагирита», в изучение Аристотелевой философии, который заключается в том, что ему удалось выявить присущую Аристотелю приоритетность герменевтического анализа перед аналитическим, так как творчество Аристотеля было классифицировано согласно критерию принадлежности его философских произведений либо к эзотерике, либо к экзотерике.

Экзотерическое творчество предназначалось для широкой публики, тогда как эзотерическое творчество Аристотель придумал для студентов своего лицея. Классификация его произведений, сделанная Андроникосом из Родоса, считается искусственной и телеологической. Такая классификация должна была помочь оправдать логику во всех отраслях науки в развитии аристотелизма, который придавал большое значение позитивизму (Огюст Конт) и кантизму и перенёс на задний план человеческий фактор. Понятия добро и добродетель были растушёванными.

Работая над романом, А.Домбровский не чувствовал себя скованным историческими рамками, точно западне, он писал свои философские романы о Платоне и об Аристотеле, используя прием, который мы связываем с понятием философского дискурсавремен Сократа, Платона и Аристотеля, когда философическое преподавание основывалось больше на диалоге, нежели на монологе, одновременно с диалектическим методом, что позволяло осуществлять поиск истины.

Очевидно, что этот метод, основанный на обмене аргументами «про» и «контра», неизбежно приводит к разногласиям во мнениях между учителями и учениками. Так было и с Аристотелем, который стал противоречить Платону после того, как он стал его прилежным учеником. В своем романе Анатолий Домбровский рассказывает нам о глубине этих разногласий между учителями и учениками. В те времена Аристотель не был защищен от критики также из-за его диалектического метода.  

В романе «Великий стагирит» Анатолий Домбровский  приводит множество эпизодов из личной жизни Аристотеля, которые позволяют понять, почувствовать его как человека в интерпретации его творчества. Например, однажды, когда Платон спросил юного Аристотеля, какую цель он преследовал, приняв решение стать философом, Аристотель ему ответил: «Решить то, что решить невозможно». И добавил: «Проблема только в том, что надо знать, правильно ли был задан вопрос? И можно ли в предполагаемых ответах считать верными все данные».

«— Кто этот эфеб? Он единственный, кого я не знаю.

— Я включил его в число слушателей,— ответил Эвдокс.— Он из Фракии…

— Из Фракии? — не дал договорить Эвдоксу Платон.— Родом из Фракии Демокрит и Протагор. Как зовут юношу?

— Аристотель,— ответил Эвдокс.

— Что ж,— сказал Платон.— Хотя Фракию и считают страной глупцов, она время от времени дарит миру философов.

Аристотелю следовало бы что-нибудь сказать в ответ, но он растерялся, потупился — из-за «страны глупцов», что привело его в еще большее замешательство, и даже попытался спрятаться за Гермия.

Платон, видя это, засмеялся, подошел к нему и сказал:

— Я жалею, что заговорил с тобою при всех и смутил тебя. И все же ты скажи мне, какую цель ты преследуешь, решив заняться изучением философии и других наук?

— Решить нерешенное,— ответил Аристотель.» <…> — Есть задачи и есть ответы, Учитель. Вопрос лишь в том, правильно ли поставлены эти задачи и верные ли даны на них ответы. [Стр.66.А.Домбровский. «Великий стагирит» (Аристотель): роман. Симферополь, «Таврия», 2008г.,336 с].

Следует отметить, что все существенные философские вопросы, которые Анатолий Домбровский исследовал у Аристотеля, Платона и Сократа для понимания целей миропорядка как времен Аристотеля, так и нашей современности, по сути дела сводятся к триединству: Благо, Истина и Добродетель. Добродетельный человек, по Аристотелю, всегда действует благородно, независимо от обстоятельств. Следовательно, Добродетель (то есть нечто вроде «орто-логос» – по-древнегречески «орто» означает «правильно»), очевидно, должна призвать разум к способности судить и рассуждать, которую не в состоянии заменить никакая «система нравственности». Такой призыв к разуму предпосылает Анатолий Домбровский в своем романе «Великий стагирит», когда трактует тему истинности. Он вкладывает в уста Аристотеля следующие слова:

«— Когда я говорю об истине, я не думаю о некоей истине, сверкающей в недоступной вышине. Я говорю, Гермий, об истине жизни. Самое истинное во всем должно быть най­дено и принято людьми. А поскольку заблуждений много, а истина одна, то и дорога у всех будет одна: надо правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать.» [Стр. 75. Там же].

Далее автор романа вновь утверждает этот платонический подход о первенстве разума, как и сказал Аристотель:

«Истина, Гермий, сильнее всего — я в это верю. Она не может быть грустной или враждебной человеку. Миром владеет разум. Разумное — во всем прекрасном. Зна­чит, и жизнь по законам разума должна быть прекрасной жизнью, Гермий.» [Стр. 76. Там же.].

К сказанному добавлю следующее: А.И. Домбровский в произведениях об античных мыслителях Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите и Эпикуре поставил, как мне кажется, своей целью приблизить читателя к пониманию философских определений Блага, Истины и Добродетели. Считаю, что книга Анатолия Домбровского об Аристотеле «Великий Стагирит» художественными средствами, в жанре литературы, рассказала о жизни и философской мысли античного ученого Аристотеля ради того, чтобы читатель мог составить наиболее общее представление о его философии и о различных сторонах его деятельности.

И в заключение я, как юрист-международник, историк и переводчик, хочу сказать, находясь именно здесь, в Ялте, что счастлив отметить и напомнить, что триединство Благо, Истина и Добродетель, которое следует воспринимать краеугольным камнем, положенным в основание созидания миропорядка, стало также предметом обсуждения на Ялтинской конференции 1945 года.  

Жан-Клод ФРИЧ,
  доктор Международного права, дипломант
Венской дипломатической академии

Симферополь-Ялта-Страсбург

Перевод с французского

Галины Домбровской

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Мелодия доброго сердца

Юлия МЕЛЬНИК

Выжил всем смертям назло

Игорь НОСКОВ

На вас одна надежда

Юлия МЕЛЬНИК

Оставить комментарий