Крымское Эхо
Библиотека Культура

Гений с ранимой душой

Гений с ранимой душой

Есть люди в нашей культуре, масштаб и значение которых становятся ясными через годы и десятилетия после их ухода. 25 мая 1941 родился Олег Иванович Даль — актер, которому не суждено было преодолеть сорокалетний рубеж своей жизни: он умер в 39. И не так уж много ролей он оставил после себя, но каждая из них — на вес золота.

Сотрудники библиотеки-филиала №9 им. Л. Н. Толстого МБУК ЦБС для взрослых МОГО Симферополь представляют творческий портрет «Гений с ранимой душой».

Драматург Эдвард Радзинский как-то сказал об Олеге Дале: «Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…».

 Наверное, режиссеры чувствовали в актере этот трагический надрыв и довольно часто предлагали ему соответствующие роли. И ведь даже, казалось бы, легкие образы в веселых картинах благодаря Далю приобретали глубокий, психологический и философский оттенок.

Стоит вспомнить хотя бы его принца Флоризеля, этого благородного скучающего аристократа в чудесном телефильме Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля». Даже его Солдат в детском фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка», снятом по мотивам сразу трех сказок Ганса Христиана Андерсена: «Огниво», «Свинопас» и «Ганс Чурбан», не так прост. В сказке Даль сыграл две роли – солдата и сказочника-кукольника.

Кстати, у Кошеверовой он еще снялся в картине «Тень» по пьесе Евгения Шварца, где сыграл две роли: ученого Христиана-Теодора и его Тень. В фильме обыгрывается не банальный сюжет о том, что «добро всегда победит», а о том, что «в конце не победит ни Тень, ни Свет», и поэтому сказка становится близка к жизни.

 «Передо мной был актер яркой индивидуальности, — рассказывала режиссер Надежда Кошеверова. — Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии.

 «Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…» — пел Высоцкий в «Песне Акына» на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена — Даль и Высоцкий — рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек», поставленном по чеховской «Дуэли». Это был «актерский дуплет», идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: «Высоцкий — слабый в своей силе, и Даль — сильный в своей слабости».

 Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и другого была какая-то дьявольская синхронность.

 В феврале 1980-го Даль обмолвился: «Сначала уйдет Володя, потом — я». В мае он провел у Высоцкого три дня, «без отрыва слушая его стихи». Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность.

 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: «Мне снился Володя. Он меня зовет». А своему врачу сказал: «Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре». Январем 81-го датировано и стихотворение «Сейчас я вспоминаю…» с посвящением «В. Высоцкому. Брату».

 В фильме «Отпуск в сентябре» Олег Даль сыграл самого себя. Актер очень любил пьесу Александра Вампилова «Утиная охота», по мотивам которой и был снят фильм. Узнав, что собирается группа, он был просто уверен, что его пригласят. Режиссер картины Виталий Мельников тоже понимал, что лучше Даля Зилова никто не сыграет.

Олег Даль во время съемок был не то, что сосредоточен на роли — он вжился в нее, на эти два месяца он стал не Далем, а Зиловым. Картина сильно вымотала и опустошила его, но он был рад работать с таким хорошим материалом. Фильм сняли, но чиновники отказались запускать его в прокат.

1979 год. Наши войска вошли в Афганистан. Санкции против Советского Союза. Хотя, как « Отпуск в сентябре» мог повлиять на международную обстановку, режиссеру не объяснили. Это был удар, которого никто не ожидал. В итоге картина пролежала на полке 8 лет! Ее показали зрителю только в 1987 году. И, конечно, фильм имел успех. На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов эта картина получила приз «За лучшую мужскую роль».

 Так критика оценила созданный Олегом Далем образ «Лишнего человека эпохи развитого социализма». Это была единственная награда Олега Даля.

Но он не дожил не до нее, не до выхода картины…

Даль очень тяжело переживал запрет фильма. Его перестали приглашать на съемки. После этого он снялся всего в двух фильмах. Его стали считать опальным актером. Он был опустошен и истощен. Да что говорить, он стал злоупотреблять алкоголем. Несмотря на то, что у него было больное сердце.

Как-то раз Виталий Мельников, который жил в Ленинграде, получил от Даля из Москвы письмо. Помимо письма там был рисунок. Олег Даль нарисовал своего героя Зилова и от него идут следы по полям письма к нарисованной могилке.

 Через 3 недели Олег Даль умер в Киеве. Это случилось 3 марта 1981 года. Не выдержало сердце… Остались его роли, его дневники, его эссе, его рисунки, его стихи.
Вот одно:

А сейчас моя память в плену?!
Недостроенный витраж…
Так похожий на пелену…
Настоящее что, мираж?..

Так я жил, умирал и страдал.
Забираясь на свой этаж.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 2

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Третий Симбиоз открыл дверь Четвертому

«Рассказы о философах» Анатолия Домбровского и современность

Валерий МЕШКОВ

Как я получил отличную оценку по истории КПСС

Игорь НОСКОВ

Оставить комментарий