Крымское Эхо
Крымография

Заказник царских охот

Заказник царских охот

Так называлось раньше это дивное место. В заказник завозили животных – оленей, зубров, косуль, кабанов, охотились царь и его окружение. В советские годы в заповеднике проводилась большая научно-исследовательская работа, организовывали охоту для первых лиц государства и их гостей.

Сюда можно попасть, свернув перед Алуштой и поднявшись по северному склону главной гряды Крымских гор, мимо Изобильненского водохранилища, самого глубокого в Крыму. Водоем хорошо заполнен водой, несмотря на жаркую весну и сухое лето. В чистой голубой воде отражаются белые облака и деревья. А рядом голубеет море…

Беседка ветров

Но можно заехать сюда и с юга, со стороны Массандры. Путь вначале идет через территорию Ялтинского горно-лесного природного заповедника. За кордоном «Грушевая поляна» начинается Крымский природный заповедник. Сначала попадаешь в ущелье Уч-Кош — ущелье трех гор, которое пробила в горах река Бала.

Путь идет по Романовскому шоссе, построенному более века назад. Склоны вокруг него покрыты крымской сосной (сосной Палласа). Деревья высокие и стройные, настоящие корабельные сосны. Корни сосен углубляются в горы до пятидесяти метров и находят там влагу.

Дорога серпантином взлетает вверх. Материковые туристы, привыкшие к ровным дорогам, с трудом переносят резкие повороты и обрывы.

В этих горах в «сороковых-роковых» партизаны боролись с беспощадным врагом, гибли от обстрелов, голода и болезней. На кордоне «Красный камень» находится музей партизанской славы. Здесь произошел первый бой ялтинских партизан с фашистами. Сосны здесь уже не такие стройные, слегка кривоватые, но очень живописные. А между ними открывается вид на Ялту.

Космодамиановский монастырь

Сосны сменяют буковые леса с небольшим количеством других лиственных деревьев. Широколиственные деревья имеют густую крону и затеняют все растущее внизу. В буковом лесу нет ни травы, ни кустарников — только прошлогодние опавшие листья коричневатым ковром укрывают землю. Корневая система у бука поверхностная и разветвленная. Поэтому сильные ветра вырывают деревья с корнем: много поваленных и засохших деревьев захламляют лес.

Но убирать их нельзя: человек не должен вмешиваться в жизнь заповедника, только природа.

Появляются животные — то справа, то слева. Крымский благородный олень, эндемик этих мест, рогачи, ланки, оленята всех возрастов. Реже встречаются кабаны, косули. Муфлонов не видно, они живут севернее. Где-то в горах промышляют волки. Нужно громко кричать: «Звери, звери, звери» — чтобы и другие туристы полюбовались грациозными животными.

Скачут по деревьям белки-телеутки, а на дороге встретился ежик. По всему заповеднику расставлены кормушки с солью, а зимой с кормом.

Здесь начинаются многие источники и реки, дающие живительную влагу городам и селам Южнобережья. На северных склонах гор находятся истоки Качи, Авунды и Альмы.

Радужная форель

Дорога идет через Никитский перевал, по северному склону Бабуган-яйлы. Здесь установлен знак высшей точки асфальта, хотя асфальтовая дорога продолжается, но уже спускается вниз.

На обрывистом краю Никитской яйлы стоит Беседка ветров. На этом плато на высоте более километра над уровнем моря лишь кое-где растут низенькие кривенькие обыкновенные сосны и можжевельники. Только они могут выдержать холодные ураганные ветры. И пейзаж на плато похож на инопланетный. Канюки ставят на крыло своих подросших птенцов.

Возле беседки открывается вид на затянутую дымкой Гурзуфскую долину, Партенит, Аю-Даг и Адалары. А также видна высочайшая вершина Крымских гор — Роман-Кош.

Здесь снимали многие советские сказочные фильмы. И природа в заповеднике сказочная.

…Дорога идет через Чучельский перевал. Возле гор Большая и Малая Чучель находятся госдачи «Дубрава» и «Зеленый гай». На одной стоит скромный по современным меркам дом, где жили генсеки. На другой — небольшие деревянные домики. Временами их арендует Артек. А сейчас один дом заняла небольшая компания людей. Они отдыхают, наслаждаются красивой природой, готовят шашлык.

Носятся в высоте, раскинув огромные крылья, черные грифы и белоголовые сипы, парят над лесом, высматривая добычу.

Территория дач окружена забором. Но временами звери сюда проникают. Олени перепрыгивают забор, кабаны подкапывают или заваливают его.

Олени Борька и Марфа

А сколько здесь грибов! Белые, обабки, маслята, поддубники, сыроежки… Протискивают сквозь землю свои белые шапки шампиньонов. Но собирать это богатство нельзя: заповедник!

В заповеднике рассказывают много охотничьих баек об императорах и генсеках, добывавших здесь оленей и кабанов.

А ниже находится Космо-Дамиановский монастырь. В небольшой церкви крестят младенцев. В часовне ставят свечи и пишут записки. Часовня расположена над минеральным источником Савлых-Су, где можно набрать целебной воды. Вода чистая, содержит много минералов, в том числе серебро, и благотворно влияет на человека. Здесь Романовская дорога переходит в монастырскую или Космо-Дамиановскую дорогу.

Вода источника впадает в Альму. Альма — знаменитая река, оставившая свой след в истории Крымской войны. На берегу реки произошло первое крупное сражение между российскими войсками и их противниками.

Альма питает пресной водой большую часть полуострова. Сейчас Альма неполноводна, местами как ручей, но местами — шире Салгира. А кое-где образует глубокие ванночки, пригодные для купания. В горных реках водится ручьевая форель, которая любит холодную чистую воду.

В форелевом хозяйстве на реке выращивают радужную форель, которая не так прихотлива, как ручьевая.

Озеро на кордоне Тарьер

Форели — хищники, которые могут съесть лягушонка и рака, а иногда и рыбу, выпрыгнуть высоко над водой и поймать насекомых. В озерах хозяйства содержится рыба разного возраста — от мальков до взрослых крупных особей.

Выращенную здесь рыбу выпускают в горные реки и озера Крыма, предварительно натренировав самостоятельно добывать себе корм.

С большим сачком к озеру идет сотрудник хозяйства. Бросает корм в воду, вода начинает бурлить, рыба хватает корм, подпрыгивает кверху. Ну и самая жадная оказывается в сачке, а затем в ведре. А потом и на сковородке…

Если проехать несколько километров от форелевого хозяйства по пустой дороге вдоль Альмы, попадаешь в райское место — кордон «Тарьер».

Здесь живут животные. Смешные нутрии, которых важно называют американскими бобрами. Выйдя из озера, зверюга берет зубами морковку, кладет в лапки с пальчиками и начинает ей громко хрустеть.

В другом озере живет форель. Кто желает, может поймать ее на блесну, а потом запечь на углях. А кому жалко рыбку, гуляют вокруг озера.

В сарайчике на передержке живет несколько полосатых подросших диких поросят.

А в клетке живут несколько чилийских белок дегу. По внешнему виду белки с длинными голыми хвостами похожи на мышек или других грызунов. Попав сюда почти без шерсти, животные выздоровели, и тоже с аппетитом грызут морковку.

Рыбная ловля

Но самыми интересными жителями кордона являются самочка благородного оленя ланка Марфа и ее почти взрослый сын Борька с детскими пятнышками на рыжеватой шкурке. Марфу ранил волк, и она прибежала к людям на кордон за помощью. Выздоровев, привела из леса Борьку. Теперь Борька живет на кордоне, а Марфа периодически на пару дней наведывается в лес и непременно возвращается обратно.

Кормление оленей – увлекательное занятие. Сначала подходит доверчивый Борька, слегка опасаясь, берет из рук людей овощи, хлеб. Позже появляется ланка. Опытное животное не сразу спускается к людям, но потом тоже с аппетитом принимается за еду. Олени берут еду из рук аккуратно, нежно касаясь ладони мягкими губами.

Здесь можно напиться душистого Иван-чая из целебных трав, названного по имени хозяина кордона.

Рядом с озером в годы войны был аэродром, на который садились самолеты У-2, привозившие провизию партизанам и забиравшие раненых.

А выше озера сохранился охотничий домик, где комфортно располагался генсек Брежнев в ожидании дичи, которую пригоняли к нему егеря. После охоты генсек и его свита отдыхали в деревянном каминном зале, где до сих пор сохранился приятный запах старого дерева.

А за озером — огромный луг, площадью в несколько футбольных полей. Луг покрыт низенькой реденькой травкой, «подстригли» ее олени и косули. И сейчас вдали возле леса пасутся ланка и детеныш. Пару шагов — и животные, почуяв или увидев нас, срываются в лес. Здесь можно нарваться и на семью кабанов; кабанихи, у которых есть потомство, агрессивны. И тогда остается только бежать или залезать на дерево. Или стоять неподвижно, как советует лесник. На деревьях вокруг луга — большой урожай орехов, кизила, слив, яблок. Говорят, к лютой зиме…

Вечереет. Спала полуденная жара, животные стали спускаться с гор и направляться на водопой, порой переходить дорогу. Альма крутится то справа, то слева вдоль дороги. На обратном пути олени, изредка рогачи, чаще ланки с оленятами, кабаны встречались часто. Кто-то сразу убегал в лес, другие с любопытством стояли и смотрели, что за чудо катится по дороге. Олененок один ходил в русле реки и ждал свою маму. А через дорогу, как вагончики паровоза, друг за другом бежали кабаниха и ее большой выводок полосатых поросят.

Дивное место!..

Фотографии автора и Ольги Ламбре

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 4

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Цветок-небожитель

Растительные пейзажи Тавриды-2

Евгений ПОПОВ

Пеганки Крымского моста

Анна КАПУСТИНА

Оставить комментарий