Крымское Эхо
Архив

За нас, за вас и за газ

За нас, за вас и за газ

С подхода к батарее центрального отопления и мысленного произнесения этого традиционного тоста газовиков начинаю каждое утро. «А, тепленькая», — почти слово в слово повторяю фразу Ипполита из «Иронии судьбы» и благодарю нашего президента, знающего, как без цента оплаты добыть газ для своего народа, и российского экс-президента, политически болеющего душой за мое теплое зимнее настоящее.
В Керчи двенадцать котельных, подчиненных предприятию «Крымтеплокоммунэнерго», и Камыш-Бурунская ТЭЦ переведены на природный газ, поэтому сводки с газового украино-российского фронта воспринимаются с волнительным придыханием.

«Пока никаких ограничительных вводных нам не давали, — с интонационным ударением на первом слове говорит главный инженер Камыш-Бурунской ТЭЦ Григорий Туриченко. – Мы работаем по выделенному декадному лимиту, держим температурный режим в соответствии с погодой. Надеюсь, претензий потребителей к нам нет».

Вот здесь Григорий Николаевич попал в самую точку. Отопление, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, нынешней зимой выше всяких похвал. В отличие от своих коллег из керченского филиала «Крымтеплокоммунэнерго», которых уже ограничивали в лимите газа из-за миллионных долгов потребителей, Камыш-Бурунская ТЭЦ работает без перебоев. Цена, конечно, кусается – 3.53 гривны за квадратный метр в домах без приборов учета и 353.74 грн. за Гкал, зато трудно передать ощущение удовольствия от вновь обретенной впервые за многие годы возможности ходить по квартире в летней футболке и бриджах. Вполне оптимистично выглядит и прогноз начальника керченского участка «Крымгаза» Анатолия Стужука, чья подведомственная структура обслуживает идущий на Камыш-Бурунскую ТЭЦ газопровод. Единственное ограничение, последовавшее за распоряжением крымского правительства, введено на отпуск природного газа автотранспортникам.

И все же полного покоя нет, потому что не раз и не два отголоски газового украино-российского конфликта достигали батарей и конфорок керчан. К тому же тариф за отопление год от года становится выше, пропорционально чему возрастают долги потребителей. Вступивший в новый отопительный сезон с одиннадцатимиллионным долгом абонентов Керченский филиал «Крымтеплокоммунэнерго» совместно с городской администрацией впервые провел показательно-наказательную акцию по отключению шестидесяти девяти жилых домов, имеющих наибольшую, в десятки тысяч, задолженность. «Под раздачу» попали и те, кто тянется из последнего, исправно платя за тепло, и те, кто платить и не собирается, хоть сто раз отключай.

Тепловики и местные чиновники надеялись, что высшая мера наказания неплательщиков вынудит их наперегонки бежать с деньгами в банки. Но, как теперь с неохотой признаются сотрудники предприятия и красноречиво молчат чиновники, должного действия акция не возымела. Напротив, до неимоверности обозлила тех жильцов, кто честно нес свой крест по оплате. С наступлением морозов городскому голове ничего иного не оставалось, как распорядиться о подключении всех домов к теплоснабжению.

В наступивший 2009-й керченская структура «Крымтеплокоммунэнерго» вступила с пятнадцатимиллионным долгом, куда вдобавок к недополученной задолженности вошли начисления абонентам за ноябрь и декабрь прошлого года. «На должников не действуют никакие доступные нам меры воздействия, — признается начальник абонентской службы предприятия Ирина Булах. – И судимся, и письма-предупреждения рассылаем, и индивидуально беседуем с неплательщиками, и предлагаем как выход оформление субсидии и реструктуризации, но, как видите по сумме задолженности, действенные результаты пока нам только снятся. Бабушки с нищей пенсии платят, а состоятельные потребители, имеющие по несколько квартир, не платят, потому что у них «все схвачено» и они ничего и никого не боятся.

На мой взгляд, это колоссальный просчет в работе государственной исполнительной службы города и всей системы исполнения в целом. Действенных рычагов влияния на неплательщиков на законодательном уровне мы не имеем, нет даже пени за задержку оплаты. Россияне, имеющие в Керчи жилье и, как правило, не проживающие здесь в отопительный сезон, оплачивают наши услуги добросовестно, могут и предоплату внести. И все потому, что четкая работа госисполнительной службы России приучила их к ответственности благодаря имеющимся в ее активе правовым рычагам. Люди знают, что с долгами по алиментам, административным штрафам и коммунальным платежам им не выехать из страны, поэтому они и у нас ведут себя законнопослушно. Также приучены к четкости в оплате и жители Белоруссии: там высокая пеня за просрочку. Местные же жители, выезжающие на заработки, платят с большой неохотой, а то и вовсе отказываются платить, и никто не преграждает им путь выезда даже после вынесенного решения суда. При такой вольной схеме мы так и будем жить с долгами».

Вроде бы прямого отношения к межгосударственному газовому противостоянию долги потребителей отношения и не имеют, но, в конце концов, и государственный платеж складывается из нашей с вами оплаты. Правоту этого уже ощутили потребители КФ «Крымтеплокоммунэнерго», котельные которого перешли на работу в режиме экономии, и с 8 января получают лимит не подекадно, а каждые двенадцать часов. И все же случись подобный газовый спор между Россией и Украиной десять лет назад, керчанам он был бы до фонаря. Но почти десять лет назад, в ноябре 1999 года, в город-герой помпезно, с приездом тогдашнего президента Леонида Кучмы, пришел природный газ. Сейчас, по словам городского головы Керчи, сорок пять процентов жилого сектора города переведено на природный газ. Для тех керчан, кого первым подсадили на газовую трубу, это благо цивилизации оказалось почти что халявным подарком бюджета: без установки газового счетчика они уложились в червонец за смену распылителей плиты.

Теперь газификация многоквартирных домов становится жильцам не в радость, потому как далеко не каждый материально готов раскошелиться на полторы тысячи гривен. С недавних пор местный бюджет перестал дотировать стоимость обвязки фасадов жилых домов газовыми трубами, и это стало влетать квартиросъемщикам в огромные по местным зарплатам суммы. Как объясняют представители керченской городской администрации, после годичной давности взрыва жилого дома в Днепропетровске наружный газопровод, служивший со времен использования пропан-бутана, подлежит обязательной замене, а местная казна финансово не готова взвалить на себя дополнительные траты. К тому же, по мнению одного из заместителей керченского мэра Святослава Брусакова, жители высоток ничем не лучше живущих в частном секторе земляков, которые исключительно за собственные средства газифицируют свои дома.

Из-за разногласия жителей многоквартирных домов с местной администрацией газификация пятиэтажек по улице Горького тянется с апреля прошлого года: сейчас обе стороны апеллируют к городской прокуратуре. Жители нескольких девятиэтажек по улице Клары Цеткин и переулку Майский пока что гордо отвергли предложение о газификации: там частные фирмы заломили вовсе несусветную цену почти в три тысячи гривен при стоимости метра газовой трубы в пятнадцать гривен. Далеко не всех порадовал приход природного газа в микрорайоне Верхний Солнечный, показательно благоустроенном в прошедшем году. Люди давно научились обходиться без централизованной подачи газа, обзавелись бойлерами, электроплитами, микроволновками, газовыми баллонами, сделали евроремонты с учетом электроприборов и некоторые отказывались об благодеяния мэра, на которое приходилось к тому же тратиться из собственного кармана.

Десять лет назад, конечно, все завидовали живущим в газифицированных многоэтажках. Но в связи с участившимися взрывами жилых домов и постоянными газовыми разборками острота зависти поистерлась. К тому же в городе по-прежнему живет, здравствует и, судя по всему, процветает альтернативная торговля баллонным газом, которому не страшны межгосударственные разборки: он сугубо отечественного производства, с Кременчугского НПЗ. Тем более в последнее время его стоимость наконец-таки устаканилась и заметно снизилась, с шести тысяч гривен за тонну до четырех с половиной, и теперь баллон обходится покупателям не в сто пятьдесят, а в сто двадцать гривен.

Однако частный сектор по-прежнему тяготеет к газификации, что, в общем-то, вполне объяснимо: уголь дорожает, качество его ухудшается, дрова достать сложно, да и возиться с растопкой дело надоедное. Но и здесь, как в случае с жильцами высоток, схожий финансовый принцип. Десять лет назад газификация дома и подворья доходила до двух тысяч гривен, теперь это счастье выливается в пятнадцать-двадцать тысяч. В отличие от Феодосии, где уличную разводку оплачивал местный бюджет, в Керчи владельцы частных домов во всё вкладывали личные средства. Некоторые районы газифицировались оперативно, другие волокитили то сменой частных фирм, занимавшихся газификацией, то удорожанием процесса работ. Сейчас, например, зависла верхняя часть Старого Карантина, жители которого уже вложились тысяч по пятнадцать в газоразводящие сети, котлы, батареи. Некоторые опрометчиво сменили работавшее на угле оборудование на новое и теперь проклинают все на свете. А когда включают телевизор и узнают, сколько теперь запрашивают за газ россияне, то нет-нет да и вспомнят добрым словом уголек, использование которого решало сразу две проблемы, частную и государственную: и собственную независимость гарантировало от прихоти соседей, и целую отрасль держало на плаву. Но, как утверждают специалисты, вернуться к использованию котельными и станциями альтернативных видов топлива технически сложно.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

На Черноморском флоте продолжается боевая учёба

.

Иск против прессы – наказание или пиар?

Лидия МИХАЙЛОВА

Из забвения в бессмертие

Оставить комментарий