Крымское Эхо
Керчь

Целься во власть

Целься во власть

Журналисты меня поймут. Сделать сегодня с кем-нибудь интервью – задача почти непосильная. Препоны выстраиваются частоколом. Вместо честного и откровенного отказа маринуют объяснениями и ссылками: существованием собственной пресс-службы, которая в случае необходимости сама с вами свяжется, отсутствием руководителя, экстренно вылетевшим в бессрочную командировку, запретом собственника на общение с журналистами без его ведома, необходимостью делать редакционный запрос, который промурыжат столько, что информационный повод успеет выветриться.

Если раньше журналисты вели учет тех, кто умеет грамотно логично излагать без глубокомысленных «э-э» и «м-м», заменяющих смысл сказанного, то сейчас они фиксируют тех, кто открыт к диалогу. А если человек сам предлагает себя в качестве интервьюируемого, то его заносят в особую «Красную книгу» прессы. В Керчи она будет открываться именем заместителя председателя горсовета Александра Беленко, который охотно приглашает местных журналистов к разговору, а не только из-за того, что его фамилия располагается в алфавитном порядке в первых рядах.

Правда, о себе могу сказать, что я на интервью «нарвалась» статьей «Перекошенная физиономия города». Так после нескольких лет перерыва мы вновь встретились с Александром Беленко и начали разговор с того, что собственно говоря и заставило автора написать эту самую статью – неоправдавшихся ожиданий керчан.

— Почему так случилось? – сам себе задает вопрос зампред Керченского горсовета. – Потому что люди дают оценку с позиции эйфории, когда манна небесная должна упасть, не пропустив ни одной головы. Но мы взрослые люди, и происходящее должно оцениваться нами с учетом понимания того, что мы перешли из одной среды в другую. Большинство, если не все, не знали, что это за среда. Мы сделали выбор, мы очень правильный сделали выбор, но мы всё видели в радужном цвете. Когда же знакомишься с правилами, по которым предстоит жить, понемногу начинаем приходить в себя.

У человека страх и необоснованные ожидания возникают перед тем, чего он не знает. Когда знает, страх уходит. Это как учиться машину водить: поначалу страшно, а когда прошел курс – садишься и едешь. Так и здесь. Люди сегодня все – от предпринимателя до чиновника – испытали чувство страха, а надо было всего лишь сесть, прочитать, понять и двигаться дальше. Могу сказать на примере предпринимательства. В чем состоял вопрос? Ох-ах, малый бизнес в России весь задушен. Принят закон о свободной зоне в Крыму, но люди, не читая ни налоговый кодекс, ни правила формирования бюджета, ни форм оплаты за землю, просто приняли решение не перерегистрироваться и не перерегистрировались.

Вот сейчас только начинает доходить, что страшного ничего-то нет. Мы привыкли не читать, а от кого-то слышать. Сказал сосед – это у нас как закон. А все на самом деле прописано в нормативах, но мы вот такие – не читаем, не учим, а слушаем. Это первое – чувство страха и загнало многих в тупик. Люди сейчас делают для себя выбор: кто-то вернется в предпринимательство, кто-то пойдет на работу, кто-то воспользуется большим российским материком и предложениями работодателей от Дальнего Востока до Калининграда.

Другая ситуация. Мы все земные люди, у нас такого прежде не было, чтобы мы совершали резкие положительные перемены, но теперь надо время на их осмысление и принятие. Поэтому скорых перемен не случится, власть – это те же самые люди с двумя руками и ногами, просто мы стараемся мыслить быстрее, чтобы помочь остальным. Вот моя мама входила в перемены после развала СССР шесть лет, только по истечении этого времени она начала понимать, что живет в другой стране. То есть людям надо психологически настроиться на то, что перспективы у нас теперь самые лучшие.

— Надо думать, что ваша мама — пенсионерка, и у нее есть время и гарантированное месячное содержание на осмысление и принятие этого факта. А как быть человеку работоспособного возраста, которому надо думать о семье, детях и будущей пенсии? Для него такая раскачка — непозволительная роскошь.

Вот вы говорили о предпринимателях. Спору нет, у них есть проблемы. Но у нас гораздо больше тех, кто четверть века считается наемными рабочими. Как им жить в этом городе, когда они не могут уехать на заработки в силу семейных обстоятельств, не хотят в полста лет шариться по общагам и вообще просто хотят жить дома с семьей и детьми? Как быть таким, кому тот же «Залив», приглашая на работу с обещанием «от 30 тысяч рублей в месяц», платит от десяти?

На что надеяться, зная, что склад цеха эмальпосуды затарен 770 тоннами нереализованной продукции, а собственник ведет к сворачиванию производства? Что делать, когда порты наши, бывшие четверть века бюджетообразующими предприятиями Керчи, уже утратили свою экономическую значимость? Им-то как жить?

— Что бы я посоветовал им… Задуматься и стать активнее в той среде, где они работают и живут. Активными для себя. Не полагаться на работодателя и его обещания подождать зарплату, не ждать ее повышения, потому что этим он свою семью не прокормит. Когда человек сконцентрирует свой мозговой ресурс, он обязательно примет нужное и правильное для себя решение. Каждый должен быть ответственен перед своей семьей, своим ребенком.

Естественно, власть что-то должно предоставить со своей стороны. Я вам говорю, с нашей стороны будут максимально предоставлены рабочие места. На сегодняшний день я имею статистические данные, что у нас в городском Центре занятости предостаточно вакантных мест, но люди по разным причинам не обращаются туда. Конечно, одна из самых явных причин – это низкий уровень заработной платы, но если человек ответственен перед совей семьей и детьми, он должен понять, если он стоит перед выбором уезжать или работать в Керчи, то надо спроецировать себя и выбирать лучшее и более оплачиваемое из того, что предлагается. Я не хочу опережать события и говорить о перспективах, но могу сказать одно: принята огромная программа в РФ по Крыму и она начала пошагово осуществляться.

Что касается непосредственно Керчи, могу в двух словах сказать о проблемах. Трудность в том, что изначально она была запрограммирована как город для пенсионеров и тем самым она была ликвидирована как рабочий город. Все муниципальные предприятия, которые исправно кормили жителей в прямом и переносном смысле, уничтожены. Крупные промышленные предприятия большей частью умерли, и задача этой самой новой власти вернуть в город утраченные рабочие места, а это порядка 20 тысяч. Если нам это удастся сделать, то мы как новая власть свою функцию выполним.

Наша задача на сегодняшний момент, повторюсь, – вернуть в город рабочие места, но не просто вернуть, а с достойной заработной платой. Это основная цель нашей команды. Но сегодня, как в любом деле, идет подготовительный процесс, а потому оценить нас в полной мере как эффективную власть нельзя, но покритиковать уже можно. Но мы сейчас, как пружина: сжимаемся и готовимся стартануть. Мы ведем массу переговоров с инвесторами, самая главная цель которых — занятость местного населения с достойной отплатой труда. И вот когда начнут складываться объективные и субъективные факторы, векторы начнут сходиться в одной точке, тогда пружина начнет разжиматься и покажет, что власть не сидела сложа рука, а действовала.

— Но ведь в Керчи практически не осталось муниципальных предприятий, кроме коммунальных!

— Тех муниципальных предприятий, что кормили горожан, не существует вовсе. А есть только муниципальные унитарные предприятия, занимающиеся обслуживанием города.

— Я о том, что те предприятия, что сегодня еще как-то тлеют, рыпаются или строят планы, принадлежат собственникам. Не знаю, как по законам РФ, но на Украине власть не вправе была вмешиваться в деятельность частника, поэтому собственник мог купленный завод запустить, перепрофилировать или разобрать по кирпичику. А как сейчас?

— В законодательном поле РФ совсем другой подход к таким вопросам, здесь иной спектр влияния на частный бизнес. Есть инструменты, прописанные в федеральных законах. Но в России есть еще субъектовые законы, то есть в нашем случае Республики Крым, на основании которых готовятся акты муниципального округа, которые в Феодосии и Керчи вполне могут отличаться. Но федеральные законы через субъектовые и муниципальные дают право экономического влияния и воздействия на такие частные структуры по имуществу и земле, вплоть до изъятия.

Да, Крым и Керчь жили в другом измерении, что наглядно видно, едва перебравшись на кубанскую сторону. Материковая Россия давно прошла то, что мы только нащупываем, но они шли к нынешнему своему экономическому положению двадцать с лишним лет, а мы должны совершить преобразования ускоренными темпами. А для этого надо еще иметь понимание в черепной коробке и подготовить правовую базу для перемен. Мы связываемся с десятками муниципальных округов РФ, но использовать механизмы их правовых актов как кальку не можем: мы – республика, у нас своя Конституция, поэтому поменять название города в Ростовской области или краснодарском крае на Керчь, списав у них закон, не получится.

Мы даже у Феодосии перенять не можем: их горсовет передал меньше функций и прав администрации, чем мы, потому что считаем, что это рабочий орган, который вправе издавать свои распоряжения чуть ли не ежедневно, а горсовет собирается раз в месяц, поэтому мы за большую оперативность и активность власти. Сейчас мы, если так можно выразиться, замешиваем законодательное тесто. И правила меняются вместе с ними. Если год назад можно было поставить весь аппарат исполкома вверх попой на улицах города, то в новом законодательном поле это категорически запрещено. А люди уже привыкли к тому, что три дня в неделю чиновники с метлами и лопатами драят улицы и дворы и не хотят понимать, что начальник департамента или главный специалист управления у него под окном чистить бельевую площадку впредь не будет. А у коммунальщиков осталась привычка к тому, что их функции исправно выполняли чиновники. А все потому, что умом и психологией мы еще живем в том, вчерашнем, измерении, где многим было удобно.

Поверьте мне, глава администрации Сергей Писарев работает 24 часа в сутки, а мне как законодателю надо дать ему в руки правовой инструмент, чтобы он переломил правила в тех структурах, которыми он управляет. Разница между бюджетом города на Украине и в России колоссальная, фигурально выражаясь, вы раньше жили на десять тысяч, а сейчас приходится устраиваться на тысячу, раньше варили борщ из десяти компонентов, а теперь вам надо приготовить его из одной капусты. Но ситуация ни в коем случае не тупиковая, потому что мы оказались в большой стране, где можно найти тысячи мест, чтобы себя реализовать.

— И все же хочу повернуть разговор к заявленной теме, недовольству керчан новой местной властью. Эйфория была в немалой степени связана с ожиданием новых людей во власти. А на деле вышло, что люди видят те же лица не только в администрации и горсовете, но и в жэке. Такое впечатление, что если в городе кого-то уж запустили на орбиту власти, то он там будет находиться как спутник, который двадцать лет находился в покое и недавно вышел на связь с ЦУПом. Неужели в городе со ста сорокатысячным населением нет ни одного грамотного, инициативного, амбициозного человека, которого можно было поставить руководить тем же ЖЭКом! Никогда не поверю, что нельзя придумать какого-нибудь субботника, какой-то акции по уборке города, чтобы он не имел дешевого бомжеватого вида.

— Я не однажды сталкивался с кадровыми вопросами, но не нашел, к сожалению, ни одного грамотного и знающего юриста. У нас на сегодняшний день сорок вакансий в администрации и горсовете.

— Многие объясняют свое нежелание работать в органах местной власти низкими заработками.

— Да, оклад начинающего специалиста 4600 рублей. Вакансий много, мы приглашаем всех, кто болеет за город, но не то что желающих нет — работающие увольняются: сегодня еще минус пять человек.

— Я разговаривала и с директором Центра занятости и с его заместителем, и они в один голос говорят, что желающих работать в Крыму предостаточно, но энтузиазм угасает, как только озвучивается размер должностного оклада. И не удивительно: зарплата тех же врачей, которые в Керчи в страшенном прямо-таки дефиците, исчисляется из размера средней по региону, поэтому на материке 35-50 тысяч рублей норма.

— В РФ каждый субъект федерации вводит доплату тем же бюджетникам, а Крым и Керчь – регионы дотационные, у нас действует только часть нормативов, касающихся федеральных законов. Встанет Крым на свои ноги, станет получать доходы — и будет иметь возможность на региональные доплаты.

— Как я поняла, желающих стать чиновниками сейчас немного. Но вот буквально днями состоится очередной выпуск студентов нашего местного университета, где далеко не у всех морские специальности и желание надолго отрываться от дома. Зато они молоды и замах амбиций у них как минимум на генсека ООН.

— Дело в том, что в РФ четко прописано, что такое государственная, муниципальная и гражданская службы. Есть жесткий перечень требований к муниципальному служащему, поэтому я всех поздравляю с получением высшего образования, но когда кому-то вздумается подать заявление на вакантную должность в муниципалитете, то он, скорее всего, получит отказ. Поэтому хочу предостеречь будущих абитуриентов, чтобы они выбирали вуз и специальность, ориентируясь не на то, где проще и дешевле учиться, а еще думали о будущем трудоустройстве. На Украине достаточно было иметь «корочки», чтобы стать чиновником, а в России более жесткий и профессиональный подход. Правда, Крыму, что называется, немного отпустили вожжи квалификационных требований.

Между прочим, кадровый голод, причем бешеный голод, есть в каждом регионе Крыма. Например, в Судаке, куда приписаны поселковые советы, в одном приняли бухгалтером человека, еще прошлым летом работавшего в платном туалете, но, на счастье, у него оказалось профильное образование.

— Но мы же не Судак, есть свой вуз…

— Да, мы не Судак, поэтому, пожалуйста, дорога в органы муниципальной власти открыта для желающих широко, все вакансии в открытом доступе на сайтах Центра занятости и муниципалитета. Но кого-то останавливает ответственность, кого-то — размер заработной платы, кого-то жесткое действие закона о коррупции, чистота биографии. Но главный отрицательный фактор – это зарплата. Но он, поверьте мне, временный, и этот шанс и момент упускать нацеленным на карьеру никак нельзя.

Фото с сайта cup.wesgg.com

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Отвечайте за себя

Сергей МОЛОДЦОВ

Как доехать на койке до Симферополя

У закона есть не только буква, но и дух

Оставить комментарий