Крымское Эхо
Симферополь

Симферополь. Старый город

Симферополь. Старый город

Путешествуя по крымским городам, я замечаю, что у меня в подсознании почему-то возникают параллели между этими городами и какими-то конкретными людьми. Может, мне как человеку приезжему эти ассоциации и помогли сродниться с Крымом за тридцать лет жизни здесь — они, конечно, абсолютно субъективны, но, тем не менее, хочу ими поделиться.

Вот, к примеру, Севастополь: конечно же, напрашивается ассоциация со строгим, подтянутым морским офицером, а самый «провинциальный» крымский город — Джанкой — похож на добродушного работягу, присевшего отдохнуть с бутылкой кефира…

Красивая, но меланхоличная Феодосия, давшая приют Грину, самого Грина и напоминает — этот человек никогда не улыбался, но сколько же добра и света принёс он нам в своих книгах! А вот Евпатория — город-улыбка, город – хорошее настроение, ассоциируется, пожалуй, с актёром или даже, скорее, с актрисой кукольного театра, у которой в крови дарить людям радость. Бахчисарай — это старый дервиш, прячущий под рубищем мудрость прожитых лет и духовное богатство, ну а Ялта и Алушта — это эффектная миллионерша из Бразилии донна Роза и её скромная спутница Элла… А на кого же похож Симферополь?

А вот Симферополь, как мне кажется, одновременно похож на Обломова и на Штольца. Очень много штольцевской суеты, озабоченности (особенно по утрам в общественном транспорте это заметно), везде видна какая-то деятельность, причём, как со знаком плюс — ремонт дорог, ликвидация «козлятника», снос некоторых уродующих город строений — «новоделов» — так, увы, и со знаком минус: например, вырубка деревьев — поверьте, создаётся такое впечатление, что руководители города, начиная с В. Ермака и заканчивая нынешними, сплошь фанаты группы «Лесоповал».

Но в то же время, несмотря на эту кипучую деятельность, в Симферополе не покидает ощущение какого-то обломовского покоя, безмятежности, суета и расслабленность постоянно рядом. А поскольку у обоих героев бессмертного романа Гончарова, при всей массе недостатков, есть душа — есть она и у Симферополя, города, ставшего для меня второй малой родиной. Кстати, не соглашусь с Александром Бартошиным, автором талантливого романа «Обратная сторона синевы» — очень уж депрессивен у него образ Симферополя. Такое впечатление, что наркоманы и нищие составляют подавляющее большинство его жителей. Прочтут потенциальные туристы эту книгу и подумают: а «стоит ли сюда ехать?», а ведь о туристических перспективах Симферополя далее и пойдёт речь. Да и не бывает на свете «депрессивных», равно как и «антидепрессивных» городов — это мы, в этих городах живущие, их такими делаем. 

Но я отвлёкся. Речь шла о душе Симферополя, а поскольку город — не человеческое тело, в котором учёные никак не могут найти вместилище для души, то каждый житель города вместилище городской души определяет для себя сам. Для меня в Симферополе есть четыре места (пускай и не самых красивых с общепринятой точки зрения) с некоей особой аурой. Это отрезок набережной между ул. Толстого и музучилищем с прилегающими к нему улицами; небольшой пятачок в центре, где сходятся три тихие улицы — Жуковского, Самокиша и Луначарского; район ул. Залесской с уютным двором-«подковой» и оставленным нам в наследство забытой цивилизацией древним дольменом, и район, вокруг которого сейчас ломается масса копий и о котором, собственно, и пойдёт речь — Старый город.

Тему Старого города я затронул, ещё когда писал о Геннадии Пономаренко, а сейчас появился повод её развить (об этом поводе чуть позже). А пока вот о чём хочется сказать: в последнее время упорно муссируется мнение, что Старый город необходимо снести. Особенно громко звучала эта тема после назначения на пост Главного архитектора Симферополя казанца Эрнста Мавлютова и озвучивания им планов по преобразованию города. Сразу скажу: от души желаю Эрнсту Филсуровичу удачи в деле приведения нашего города в порядок, более того: от людей, которые бывали в Казани, слышал, насколько красив и впечатляющ этот город, и не в последнюю очередь — благодаря деятельности Эрнста Мавлютова. Но, вместе с тем, хотелось бы пожелать ему не выплеснуть вместе с водой и ребёнка.

Судя по публикациям в прессе и выступлениям в Интернете, сторонников сноса Старого города сейчас большинство. Какими только эпитетами Старый город не награждают: это и «позор», и «нарыв», и чуть ли не «раковая опухоль»… Но так ли в действительности страшен старогородский чёрт, как его мавлю… простите, малюют? Более того, с кем бы из живущих там не приходилось беседовать, все категорически против сноса, а некоторые так просто влюблены в свой район и его историю, хотя и понимают, что перемены необходимы. Позор Симферополя не сам Старый город как факт, а то состояние, в котором он сейчас находится. Ну, так многие, наверное, считают, подобно героям прекрасного номера смоленских кавээнщиков, что «легче дом снести, чем сделать, чтоб горела лампочка»…

Честно говоря, чувствую реакцию сторонников сноса: мол, хорошо ему писать, сидя в уютной пятиэтажке, а пожил бы сам в таких условиях… В подробности вдаваться не буду, но поверьте: жил и не в таких. Тем паче, есть в Симферополе как минимум два района, производящие гораздо более тягостное впечатление, чем Старый город в его нынешнем состоянии. Один из них — унылый, как футбол от Фабио Капелло, район Анатра (именуемый в народе «Нахаловкой»), об исторической ценности которого недавно приходилось читать. Помилуйте, да один только «дом с сердечками» на ул. Ефремова украшает город больше, чем улицы Авиационная и Южная вместе взятые, и, опять же, разве жили на этой самой Анатре люди масштаба В. Вернадского и К. Батюшкова? А в Старом городе они жили, и дома их сохранились!

А есть ещё район улицы 51-й Армии, где чего только не увидишь. Тут вам и кошмарная улица Бетховена: да доведись Людвиг вану по ней пройти, особенно в дождливую погоду, он в придачу к глухоте получил бы ещё хромоту и нервный тик; тут и улица Чапаева, пересечение которой из конца в конец далось бы Василию Ивановичу ненамного легче, чем переплытие Урала; тут и улица Снайперов, идеально подходящая как раз для снайперских лёжек; и улица Солнечная, которой более подошло бы название «Лунная» — очень уж, особенно в начале, лунный пейзаж напоминает, и ещё многое другое — вот где целина непаханная для господина Мавлютова и его команды! Только, ради Бога, не подумайте, что я призываю к сносу Анатры или района 51-й Армии — просто констатирую факт, что Старый город — не самое худшее, что есть в Симферополе. Да о чём говорить, если дом, в котором жил В. Жуковский, выглядит так, будто в него въехал задом шарахнувшийся с испугу гиппопотам, а ведь это самый центр города! Так давайте и этот дом снесём, чего уж там…

Ещё в чём постоянно обвиняют Старый город, так это в том, что это район криминальный. Но то же самое говорят, например, и о Льдозаводе, и о том же районе улицы 51-й Армии, хотя, конечно, одно из самых жуткий преступлений в истории Симферополя было совершено именно в Старом городе: о деле Сергея Жнарёва, наверное, слышали все. Ну так пока на крымской земле будут себя вольготно чувствовать всякие сомнительные секты, ни один район Симферополя, да и Крыма в целом, не будет застрахован от появления там своего «Жнарёва».

Ну да ладно, давайте представим себе, что Старый город всё-таки снесён. Что же на его месте появится? Безликий микрорайон а-ля ул. Ростовская или Лексина? Квартал офисно-торговых архитектурных гоблинов, подобных, например, тем, что «украшают» площадь Куйбышева или угол ул. Лермонтова и проспекта Победы? Или, может быть, этакая симферопольская «Рублёвка» — коттеджный посёлок с заборищами из кошмарных снов Сергея Бубки (это, в смысле, ни с каким шестом не перепрыгнешь) и заливающимися до хрипоты лаем из-за этих заборищ кавказскими овчарками? Хотят ли все симферопольцы такого будущего для части своей истории, и есть ли выход из ситуации со Старым городом?

Есть. И предлагает один из выходов Сергей Карюк — обычный учитель истории одной из симферопольских средних школ. Впрочем, не такой уж обычный, поскольку его ученики в последнее время регулярно берут призовые места и даже побеждают на всероссийских (!) конкурсах по истории. Вообще, Сергей Карюк относится к числу настоящих историков, в годы украинского безвременья не прогнувшихся под конъюнктуру (а такие, увы, находились и в Крыму), а по степени влюблённости в свой родной город его можно поставить рядом с такими историками-патриотами Симферополя, как Олег Широков, Алексей Эйлер, Сергей Решетов. И сейчас у Сергея Ивановича появилась идея, как помочь сохранению исторической части Симферополя. Идея эта заключается в создании в Симферополе экскурсионного маршрута по образу и подобию евпаторийского Малого Иерусалима, ставшего визитной карточкой города-курорта. Маршрут этот, по замыслу С. Карюка, должен начинаться от лютеранской церкви на ул. Карла Маркса и охватывать Александро-Невский, Петропавловский и Свято-Троицкий соборы, мечеть Кебир-Джами, синагоги «Хабад Любавич» и прогрессивно-иудаистскую, караимскую кенасу, бывший молельный дом крымчаков на ул. Краснознамённой, бывшее культовое здание иудеев на углу Студенческой и Курчатова (в последнее время там находился физфак) и завершиться у Храма Трёх Святителей на ул. Гоголя. Как видите, большая часть маршрута проходит как раз по Старому городу. Но то состояние, в котором находятся окрестные дома и улицы…

Вот и хочется обратиться к Эрнсту Филсуровичу Мавлютову, особенно после прочтения интервью с ним в «Крымской правде», где он дал, в принципе, ответы на многие вопросы: помогите энтузиасту, Симферопольцу и Историку с большой буквы, включите в план развития города создание Симферопольского Малого Иерусалима. А ведь со временем этот маршрут, по замыслу того же С. Карюка, можно будет увеличить аж до Неаполя Скифского! Да и вообще включить в него рассказы не только о культовых сооружениях и религиях, которые они представляют, но и о людях, живших когда-то и живущих сейчас в Старом городе. Я уже упоминал о Вернадском и Батюшкове, а ведь есть ещё и наши современники, которыми по праву может гордиться Симферополь. Назову только тех, о ком знаю я: главный редактор журнала «45-й меридиан» Наталья Гук, музыкант Геннадий Корнев, основоположники игры «Что? Где? Когда?» в Крыму Наталья и Вадим Кокозы, безвременно ушедшие от нас поэты Геннадий Пономаренко и Александр Триполитов… (Последний, правда, не жил в Старом городе, но как поэт состоялся именно там, и в связи с этим можно говорить о «триполитовских местах»).

С особым трепетом хочется назвать имя потрясающей художницы, по мнению знающих её людей — души Старого города Татьяны Кисловой. Вот будь моя воля, добавил бы к рецепту от хандры, данному Пушкиным – «Откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро» — ещё одну строку: «Иль выставку Кисловой посети». И всё это, по мнению некоторых интернет-борзописцев — под бульдозер?! Всё-таки хочется думать, что пока есть в Симферополе неравнодушные люди, этого случиться не должно.

И знаете, вот кажется, что преобразится район — преобразятся и его жители. Несчётное количество раз бывал в евпаторийском Старом городе и, поверьте, ни разу не встретил там ни одного пьяного или обкуренного! Потому что рука не поднимается нагадить в этом отремонтированном и ухоженном районе, даже за пределами собственно экскурсионно-маршрутной его части ощущение этой ухоженности не покидает. И как бы хотелось, чтобы и Симферополь стал таким…

Чтобы в каждый его район: Старый город и Анатру, Жигулину Рощу и Свободу, Марьино и Новоромановку хотелось, побывав там единожды, войти ещё раз. Чтобы аварийные здания были отремонтированы, а деревья высаживались, а не вырубались, чтобы парки не застраивались уродливыми многоэтажками, похожими на поставленные «на попа» гигантские крабовые палочки, чтобы внимание прохожих на улицах нашей крымской столицы привлекали артисты и ремесленники, а не сектантские проповедники, чтобы… да сколько их ещё можно насобирать, этих «чтобы». Авось дождёмся. И порадуемся.

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Людей оценило: 1

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Придаток к идиотству

Евгений ПОПОВ

«Умный город» придет в Симферополь из Заводского

.

Улица Турецкая. Автобиографические и краеведческие этюды старожила Симферополя [3]

Оставить комментарий