Крымское Эхо
Керчь

С Россией в такт

С Россией в такт

Не успели в высшем профессиональном училище судостроения и деревообработки отойти от приятных хлопот, связанных с празднованием семидесятилетия одного старейшего в Керчи учебных заведений, как подкатили новые. С наступившего года училище, начинавшее свою биографию с «ремеслухи», давшей путевку в жизнь тысячам подростков, составивших орденоносную славу и гордость судостроительного завода «Залив», чьи фотографии теперь красуются на стендах музея трудовой славы, повысило свой образовательный статус. Теперь это государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский техникум судостроения». Об изменениях, связанных с переименованием учебного заведения, беседуем с и.о. директора техникума Татьяной Кириленко.

— Татьяна Александровна, что повлечёт за собой повышение в статусе: изменятся сроки обучения, учебные планы и программы, какая запись в дипломе появится у его выпускников?

— С 1 января мы перешли в законодательное поле Российской Федерации на полном основании, а новое название учебного заведения – техникум судостроения — говорит, что мы находимся на другом образовательном уровне, более высоком. Стала выше ответственность – это однозначно, а вот что конкретно ожидать от перемен, будем выяснять в процессе работы. Я это говорю не потому, что плохо представляю перспективы. Дело в другом. Процесс перехода для нас двойной: на новые российские образовательные стандарты и в новый статус. Но сложен он не только по этим причинам и не только для нас, крымчан, а равно для всех учебных заведений России, потому что система образования в РФ находится сейчас в стадии преобразования и реструктуризации, и мы с ходу окунулись в этот период.

Татьяна Кириленко вручает диплом выпускнику»
С Россией в такт
Мы идем нога в ногу и рука об руку вместе с ними в реорганизации. В России уходят от конкретного разделения на профессиональные училища и техникумы, а объединяют их в единую систему среднего профессионального образования, что ведет к укрупнению учебных заведений. То есть структура будет двухуровневой: первый этап – подготовка по профессии, вторая ступень – получение специальности. В нашем случае первым шагом стало переименование, что служит отправной точкой реструктуризации учебного заведения.

Перспективы для новой образовательной формы у нас имеются, потому что есть главное – базовое предприятие, судостроительный завод «Залив», который уже сейчас озабочен приемом кадров. По планам завода, численность рабочих к концу текущего года должна составлять не менее двух тысяч человек. Значит, «Залив» будет заказывать специалистов рабочих профессий, и, по словам директора завода по кадрам Рената Джапарова, на наше учебное заведение делается основная ставка как на профессиональную базу. Это не случайный выбор: мы связаны с заводом исторически и всегда были друг для друга базовыми: они – предприятием, мы – учебным заведением.

База для подготовки сборочно-сварочных профессий у нас, говорю об этом, не кривя душой, лучшая в Керчи, хотя в параллель с нами рабочих по этому профилю готовят и другие училища города. Как я понимаю, дело идет к оптимизации, профессионализации учебных заведений. Скорее всего, нам придется расстаться с учебными группами бытового профиля, продавцов и парикмахеров. Сейчас каждое учебное заведение, и это никакой не секрет, готовит профессиональный «винегрет».

На полигоне»
С Россией в такт
Мы, например, помимо всегдашних судостроительных профессий – сборщик, сварщик, столяр – для выживания получили лицензии для подготовки продавцов и парикмахеров. Другие, традиционно готовя строителей или бытовиков, попутно взялись обучать поваров, автослесарей, секретарей руководителя, компьютерщиков — и все ради собственной выживаемости.

Сейчас наше профильное министерство ожидает от динозавров профтехобразования – многоопытных директоров – предложений об оптимизации, рекомендаций о создании учебных кластеров, советов, где и на чьей базе лучше сконцентрировать подготовку по тем или иным направлениям.

— В развитии этой логики стоит предположить, что ваше учебное заведение замкнет на себя подготовку не только корпусников, но и трубопроводчиков и слесарей-монтажников, которых прежде обучали в другом ПТУ, потому что при комплектном судостроении, на которое нацелен «Залив», без этих специалистов никак не обойтись.

— По правде сказать, в наших планах создать учебную базу для подготовки специалистов для судостроения, судоремонта и мореплавания. Этот вопрос мы обсуждаем и прорабатываем с директором морского колледжа Виктором Чернопятовым, потому что для подготовки качественных кадров нужны профессиональные преподаватели, а мы тогда сможем привлечь таких и удержать их, когда им будет обеспечен высокий заработок.

В России все расчеты по бюджетным учебным заведениям находятся в прямой зависимости от численности студентов. Для того чтобы было рентабельно содержать учебное заведение и платить преподавателям достойную зарплату, контингент учащихся или студентов должен быть не менее тысячи человек. У нас же в Керчи что ни училище, то двести пятьдесят — двести шестьдесят учащихся, только в морском колледже шестьсот пятьдесят.

То есть для государства и бюджета мы все нерентабельны, а высокопрофессиональный педагог даже не станет рассматривать наши предложения о работе – ему это материально невыгодно. А учебному заведению в свою очередь невыгодно принимать на работу тех, кто хочет втихую высидеть педагогический стаж, потому что цель – подготовка высококвалифицированных рабочих, способных с первого дня работы включиться в производственный процесс, а не быть годами на подхвате, – не будет выполнена.

То есть в любом случае и наше профильное министерство будет исходить из рентабельности образовательных учреждений, потому что в России, как мы могли убедиться, будучи в Краснодарском крае, выделяются огромные средства на профессиональное обучение. Там такие учебные базы, которые нам не снились в самом фантастическом сне. А какой смысл государству вкладываться в учебное заведение пропускной способностью в тысячу человек, где едва набирается четвертая часть от плановой численности учащихся?! Именно это и сдерживает вложение бюджетных средств в учебные заведения системы профессионального образования Крыма до проведения оптимизации, чтобы это произошло с толком и для преподавателей, и для качественной подготовки специалистов, и для развития материальной базы, и, в конечном счете, – для производства.

— Идея объединения техникума судостроения с морским колледжем не лишена логики, поскольку они профессионально пересекаются. У вас готовят корпусников и столяров, в колледже — сварщиков, станочников и электриков, Но, с другой стороны, у вас береговые специальности, а там – морские, вы ориентированы на отечественного производителя, тот же «Залив», они – в последние годы на зарубежного работодателя. Как это соотнесется практически?

— Начну отвечать с конца вашего вопроса. В России сейчас огромная потребность в специалистах морских профессий, так что работа выпускников морского колледжа ждет в стране. Но если на Украине после девятого класса морское училище принимало учащихся в группы матрос-сварщик, матрос-токарь, то по российским образовательным стандартам несовершеннолетние до восемнадцати лет не имеют права выхода в море даже на практику, поэтому тема моря для выпускников девятого класса закрыта. Но у «Залива» есть конкретный интерес в станочниках и электромонтажниках, а у студентов морского колледжа – в практике, которая будет обеспечена им на швартовых и ходовых испытаниях.

— Ваши выпускники этого года получат дипломы техникума?

— Да, и в них будет вписана их рабочая профессия. Понимаете, мы теперь ничем не отличаемся от того же известного всей Керчи судомеханического техникума даже правилами приема абитуриентов: и к нам на двухуровневое образование, и к ним теперь принимают без экзаменов. Благодаря этой новой системе у них летом был настоящий аншлаг, что оттянуло от нас потенциальных абитуриентов, однако и создало сложности тем, кто польстился на поступление без экзаменов, но учебу в техникуме не потянул.

Обычно в таких случаях они в полной уверенности, что в нашем училище их примут с распростертыми объятиями, шли доучиваться к нам. Но образовательные стандарты России подобных вольностей не допускают: если у нас группы полностью укомплектованы, мы не вправе самостоятельно увеличивать их численность и набирать студентов выше определенной нормы, двадцати пяти человек. Так что кое-кто «сгорел» на своем желании стать «на дурака» студентом техникума и потерял год. У нас же при двухуровневой системе всем будет гораздо проще: не тянешь второй образовательный уровень специалиста — останавливаешься на первом, но в любом случае без диплома не остаешься, просто получаешь рабочую профессию: теперь мы готовим наших учащихся по стандарту квалифицированного рабочего как ПТУ и стандарту специалиста как техникум.

Сейчас по российским стандартам мы готовим квалифицированных рабочих по профессии судостроитель-судоремонтник, куда входят несколько направлений: сборщик корпусов металлических судов, судоремонтник, электрогазосварщик, столяр мебельного производства. По уровню техникума будем готовить аттестованных сварщиков, имеющих право самостоятельного предъявления своей работы Регистру, они будут выходить с дипломом технолога сварочного производства.

По стандарту второго уровня приступим к подготовке технологов сборочного производства и, если возникнет потребность, — технологов мебельного производства. Пока что набор в группы столяров идет с большими трудностями, поскольку выпускники не обеспечены работой, однако при развитии комплектного судостроения появится надобность в оборудовании кают, значит, мы получим толчок в наборе студентов по профессии столяра.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Я планов наших люблю громадьё

Крепость «Керчь» обретает новую жизнь

.

Всё должно измениться — чтобы всё осталось по-старому

Оставить комментарий