Крымское Эхо
Экономика

Разведать все, что необходимо Крыму

Разведать все, что необходимо Крыму

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД, ГЛУБОКОЕ БУРЕНИЕ

В советское время изучением недр Крыма занимался Институт минеральных ресурсов, на полуострове работали сильные геологи и геофизики, материалы полевых исследований обрабатывал и обобщал специальный вычислительный центр (в традиции отрасли именовавшийся одной из геофизических экспедиций).

Потом все эти структуры умерли. Здание ИМРа давно пустует, и на него, говорят, положило глаз соседствующее с ним МВД. Насколько справедливы слухи, мы спросили спикера парламента Владимира Константинова, он пообещал уточнить и проинформировать об этом «Крымское Эхо. Прошло несколько месяцев, но он пока ответа не дал — видимо, ясность не наступила, борьба продолжается.

Теперь, когда «Черноморнефтезаг» стал крымским предприятием, перед ним поставили новые задачи и открыли новые перспективы — в частности, в геологоразведке. Крыму снова понадобились свои специалисты, здесь заговорили о возрождении отрасли. В марте этого года ее сохранившиеся обломки объединили в ГУП «Крымгеология», управлять которым стало Министерство экологии и природных ресурсов республики Крым.

В «Черноморнефтезазе» геофизическими проблемами займется Владимир Салтыков, заместитель генерального директора по бурению. Он доктор технических наук и имеет колоссальный опыт работы на нефтегазовых месторождениях Западной Сибири.

— Вы беретесь возродить крымскую геофизику? — прямо спрашиваем мы Салтыкова.

— «Черноморнефтегаз» берется, — уточняет он. — Есть такая «Чистенькая» — база «Крымгеологии», мы ее взяли на баланс, планируем навести там порядок — ремонт административного здания, восстановление архивов. Пока — входишь туда и смотришь, чтобы кирпич на голову не свалился. Планируем пройти ревизией посмотреть, что из материалов у нас есть; систематизировать, развернуть то, что было у нас в геологии, а у нас там много чего доброго было. И направить это на благо Крыма.

— Именно в Чистенькой работал один из крупнейших в вычислительных центров Крыма. Чтобы возобновить обработку геофизических данных, понадобится мощная компьютерная техника, знающие специалисты, знакомые с математическими методами геофизики.

— Обязательно! Но мы решили все делать поэтапно. Начнем работать небольшим аппаратом специалистов, без привлечения подрядчиков — коллег с Кубани; обеспечим своими силами начало бурения на суше. Уже закуплены приборы, подъемники, оборудование, чтобы самим проводить каротажные работы (исследовать строение разреза скважины – ред.), чтобы экономить на этом.

— То есть ЧНГ само собирается вести геологоразведку?

— На начальном этапе — нет. Хотя геологоразведку мы будем вести. Параметры первой скважины на месторождении Поворотное — глубина 4 200 м, давление до 800 атмосфер, температура до 150 градусов — не каждый прибор это выдержит. Исследование первой скважины надо провести очень качественно: керны отобрать, каждый интервал опробовать, сделать геофизику. Поэтому пока мы будем бурить до этой глубины — а это пройдет примерно пять месяцев — хотим использовать свои силы.

— А специалисты не пенсионного возраста в Крыму еще остались?

— В Чистенькой никого нет, надо набирать людей, готовить, обучать. Откуда — какая разница? Я 40 лет отработал в Западной Сибири, участвовал в разработках крупных месторождений — Ямбургского, Уренгойского, Заполярного. Это монстры, которые дают сегодня до 90% газа России. 56 месторождений открыто с моим участием.

— Но в Крыму-то вы не работали? Вообще, здесь есть своя специфика?

— В Сибири давления такие же: там 615 атмосфер, температура 120… То есть Поворотное не далеко ушло. Нужно разведать все, что необходимо Крыму. Планируем, что на эту стабилизационную работу уйдет около года. Геофизические методы, их интерпретация, обработка данных требуют тех специалистов, которые в Крыму где-то есть, но они брошены на произвол судьбы. Я приехал в Крым и, когда начал заниматься Поворотным, нашел Регуша — это бывший главный геолог, ему 76 лет. Я его принял на работу консультантом. Генерал мне говорит: приведи его, дай я на него посмотрю!

— Генерал это кто? — мы хотим, чтобы Салтыков подтвердил нашу догадку.

— Сергей Геннадьевич Бейм, генеральный директор «Черноморнефтегаза». И Регуш развернул перед нами такие данные… Он знает Восточный Крым, подсказал новые структуры, которые простираются дальше в море, в направлении Субботинского месторождения, Абихи — но там надо договариваться с военными. Но, думаю, военные и сами люди заинтересованы в этих вещах. Мы должны привлечь самые лучшие силы: вы знаете, что в Крыму живет автор книги «Спутник буровика» Константин Владимирович Иогансен? Я был у него, он подарил мне четвертое издание книги!

— Вы упомянули поэтапный план…

— Геофизику мы будем возрождать, сейсмику тоже надо делать самим — зачем платить бешеные деньги кому-то? Думаю, на втором этапе будем создавать свои сейсмопартии, для начала хотя бы одну — чтобы на перспективных объектах сделать сейсмику 2D, впоследствии — 3D, для получения полной информации о геологической изученности Крыма. Она сегодня существует, но есть еще места, где человеческая нога не ступала.

— На это нужны деньги. У ЧНГ они есть?

— У нас государственное предприятие, связанное и с Минтопэнерго России, и правительством Крыма. Надеюсь, на разведку будут выделяться деньги. Есть другие проекты, какая-то кредитная политика по другим месторождениям: Субботино, Придорожное — оттуда можно вычленять деньги на геофизику, на развитие собственных партий — но это мое личное мнение.

— В последние недели «Черноморнефтегаз» подвергся различным проверкам…

— Да, и проверяющие смотрят со своей стороны, ищут нарушения, но они не специалисты, а простой одной буровой установки стоит миллионы рублей в сутки.

Все проверки, согласования требуют времени, понятно, что есть определенные бюрократические процедуры, но надо понимать: бурение — процесс непрерывный.

Поясните, пожалуйста: одни говорят, что из-за санкций невозможно вести какие-то работы в вашей сфере, другие уверяют, что в России есть все необходимое оборудование.

— Оборудование для бурения и для геофизики есть, в том числе — иностранного производства, и аналоги существуют. А кто такие санкции вводит, тот от этого сам больше страдает. Хотя какие-то сложные моменты, конечно, есть.

***

 Встречи и беседы с такими специалистами, которые в последнее время появились в Крыму, поднимают настроение…

Фото автора

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Скелет главного фасада нового терминала аэропорта готов

.

Успеют ли свалить в закат?

Украина перестает мычать и хрюкать

Оставить комментарий