Крымское Эхо
Библиотека

Преступление — рок или воля человека?

Преступление — рок или воля человека?

ИЗ ЗАПИСОК СЛЕДОВАТЕЛЯ

Кража была банальной: продавщица открытого прилавка, стоящего на улице, у ног поставила свою сумочку. Вор, проходивший мимо, наклонился, поднял сумочку, спрятал её под пальто, и быстро последовал дальше. Прохожие, заметив действия шустрого вора, стали кричать. Вор, поняв, что он попался, перестал сумочку прижимать к груди, она скользнула вниз и оказалась на земле. Он, как ни в чём ни бывало, спокойно продолжал идти дальше, всем видом показывая, что он к сумочке не имеет никакого отношения. Маневр не удался. Граждане с подоспевшим милиционером задержали воришку-неудачника.

Задержанный не был новичком в преступном мире. За кражи в общей сложности в лагерях Севера отсидел от звонка до звонка двадцать лет. Проанализировав все обстоятельства события, он сразу же стал давать подробно признательные показания, надеясь на смягчение приговора. Согласно уголовно-процессуальному законодательству следователь обязан изучить личность лица, совершившего преступление, т.е. проследить весь его жизненный путь, документально зафиксировать всё плохое и хорошее, что он сделал на земле.

Мой подопечный имел тихую, спокойную жену, которая родила ему девочку после отсидки им первых десяти лет, а после очередных десяти лет, ещё одну дочку. Одной девочке было чуть больше десяти лет, а второй — около годика. Отец девочек любил безумно. Вор имел хорошую рабочую специальность, был прекрасным сапожником, как говорят, мастер с золотыми руками. Он не только ремонтировал обувь, но и на заказ шил новую. А в то время красивую обувь невозможно было отыскать днём с огнём. С его слов, в его обуви ходило всё лагерное начальство. Потому его жизнь заключённого на Севере не так тяжко тянулась, как у других зэков. Жена работала воспитателем в детском саду. На свободе он продолжал ремонтировать и шить новую обувь. Семья не шиковала, но и не бедствовала. Все были сыты, обуты, счастливы. Даже имели кое-какие сбережения на чёрный день.

Последнее меня сбивало с толку. Что могло толкнуть рецидивиста, отсидевшего два десятилетия в лагерях строгого режима, на кражу с риском быть пойманным, да ещё какой-то простой сумочки, которая могла оказаться пустой. К тому же мне очень хотелось узнать, что чувствует вор со стажем, когда он принимает рискованное для себя решение. Как правило, преступники не хотят об этом рассказывать. Но я с обвиняемым нашёл общий язык. Он подробно ответил на все мои вопросы.

«Настоящий вор всегда должен быть начеку, — начал вор-рецидивист, — чтобы он ни делал, где бы ни находился, чем бы ни занимался: куда-то шёл, отдыхал, принимал пищу и т.д. Вне дома постоянно контролирует окружающую обстановку, где что лежит, стоит, течёт, бежит и прочее. Особенное внимание обращается на то, что плохо лежит». В этот раз он издалека заметил лежащую у ног продавщицы дамскую сумочку. Десятки людей проходили мимо этого соблазна, не обращая на сумочку никакого внимания. А он уже не мог оторвать от неё глаз: «Вот она — добыча! Сама просится в руки. Но опасно! Очень опасно! Эта мысль беспрерывно пульсировала мысль в голове. Много людей, кто-то может заметить». И тут же, как в киноленте, пролетели годы тяжёлой лагерной жизни. Моментально вспомнились холодные бараки, лагерная баланда, постоянные разборки между зэками, обозлённая на свою жизнь лагерная обслуга, сотни, тысячи деревьев, спиленных в жару и холод, постоянное желание что-нибудь поесть, неимоверная усталость, от которой невозможно избавиться даже во сне. И всё это изо дня в день, без какого-либо перерыва и разнообразия. Вспомнилась и поговорка «правильного» зэка: не делай зла — не будешь в вечном страхе.

Как видим, мозг в момент опасности срабатывает лучше любого компьютера. Постоянно сигнализирует об опасности, шлёт запрещающие сигналы, отчего начинает сильнее биться сердце, а кровь тяжело пульсировать в висках. Но что-то есть такое, что сильнее этих сигналов. Это что-то толкает человека порой на самый необдуманный шаг.

«Этот раз во мне долго происходила борьба между злом и добром, — продолжал зэк. — Я прошёл несколько раз мимо манящей меня сумочки, моля Бога заставить продавщицу поднять её с земли. То ли Бог не услышал моей молитвы, или продавщица из-за занятости торговлей не услышала его, но сумочка продолжала лежать на земле и меня гипнотизировать. Сработало моё второе «я». «Я» не сапожника, а закоренелого вора. Закончилось тем, чем закончилось. Никто не знает, как я себя проклинаю за тот день. Но поступить по-другому я не смог и, видимо, никогда не смогу. Что-то сидит во мне такое, что выше моих душевных сил. Почему-то мой мозг работает не так, как у других людей. Мы с женой неплохо зарабатываем, вполне хватает на безбедную жизнь. Понятно было, что содержимое той сумочки не принесёт мне несметных богатств. И всё равно — не устоял. Просто, видимо, я таким родился. Ведь я в тот момент забыл даже своих любимых дочерей, с которыми я надолго расстанусь, а, может быть, навсегда…» — горько закончил свою речь зэк-неудачник.

 Выслушав монолог закоренелого рецидивиста, я невольно вспомнил теорию о причинах преступности, изложенных в научных работах итальянского профессора судебной медицины Чезаре Ломброзо (1835-1909), которые мне в своё время пришлось изучать дважды. Как утверждал этот учёный муж на основании многочисленных наблюдений за лицами, совершившими преступления, — преступниками люди рождаются. Они подвержены атавизму, т.е. признакам, свойственным отдалённым предкам. Кто-то когда-то был из близких родственников преступником, вот его нехорошие гены через какое-то время нашли своего нового хозяина. Учёный считал, что преступникам присущи морфологические признаки: особое строение черепа, ушных раковин и пр.

Действительно, наблюдая за преступниками, особенно за теми, кто совершил неоднократно умышленные преступления, не можешь не обратить внимание на их внешние и внутренние особые признаки. Они замкнуты, не разговорчивы, хитры, коварны, не честны. Постоянно думают одно, а говорят другое. Ни у кого из них я не видел светлого, чистого взгляда. Не любят смотреть в глаза собеседника. Их взгляд довольно неприятен. От них постоянно исходит хорошо уловимая отрицательная энергия. Тяжёлый нависающий над бровями лоб. Глаза небольшие, часто глубоко посаженные. Человек, хорошо знающий преступников, случайно встретившись взглядом с прохожим, может понять, что глаза принадлежат уголовнику. Кстати, и они по глазам хорошо узнают работников правоохранительных органов. Ломброзо считал, что наказание не может исправить преступника. Рекомендовал на большой срок удалять их от общества и почаще применять к ним смертную казнь.

Теория Ломброзо на вооружении советских криминалистов была до 1928 года. Потом эту теорию срочно убрали и, как нам говорили на лекциях преподаватели, всех учёных, сторонников этой теории, срочно перестреляли. Появилась новая теория: преступление — это пережиток тяжёлого царского прошлого. Но так как вырастали новые поколения, рождённые в советское время, а преступность не исчезала, учёные дяденьки стали доказывать, что всё зависит от воспитания ребёнка в семье. Как ребёнка воспитают родители, таким он и будет.

Здесь уже я могу поспорить на примере моих хороших знакомых. Оба родителя имеют высшее образование. Грамотные, культурные люди. Очень начитанные. Не пьющие и даже не курящие. С самого малого возраста делали всё, чтоб единственный сын вырос хорошим человеком. А он в 13 лет связался с детьми такого же возраста, когда ещё не наступает уголовная ответственность, и стал совершать кражи. Бедная мать несколько раз приводила пацана ко мне в кабинет для умной профилактической беседы. И я выполнял её просьбу, теряя много рабочего времени на беседу с малым злодеем. Он со всеми доводами соглашался, усиленно кивал головой в знак согласия, и клялся, что больше никогда не полезет в магазин, или через форточку в чужую квартиру. Утром следующего дня от оперативного дежурного узнавал, что мой подопечный ночью был задержан во время кражи из магазина. В 14 лет он получил первую отсидку в детской колонии.

А потом, пошло-поехало. В 30 лет он несколько раз побывал в исправительных колониях. Стал пить, употреблять наркотики. На водку и наркотики пропил всё, что можно было вынести из квартиры и продать. Отец после получения сыном второго срока не выдержал позора, и умер от инфаркта. Чтобы отдать долги сына, мать продала трёхкомнатную квартиру, поселившись в комнатушке общежития-многосемейки. От всего пережитого у неё случился инсульт, частично парализовало. Едва ходит и плохо говорит. Сын, вернувшись в очередной раз из колонии, из-за передозировки наркотиками скончался на глазах у матери до приезда скорой помощи. Бедная женщина. Сколько она отдала здоровья и энергии, чтобы перевоспитать своего непутёвого сына даже тогда, когда он стал завсегдатаем лагерей. А я её уговаривал пожалеть себя, не тратить напрасно здоровья, так как все старания бесполезны. Ничто и никто её сына не сможет перевоспитать. А она надеялась до последнего, до тех пор, пока сын ни скончался скоропостижно. Итог этой весьма благополучной семьи: муж рано умер, сын сгорел от наркотиков, женщина прикована к постели. Вот вам и значение семейного воспитания. Зная о том, сколько мои знакомые вложили труда на воспитание любимого сына, я не представляю, что они должны были ещё сделать, чтобы он не стал преступником. Может быть, прав Ломброзо со своей теорией. А что если какой-нибудь далёкий предок моих знакомых был преступником, и его негативные гены, спустя многие годы, передались их несчастному ребёнку…

Некоторые утверждают, что на воспитание ребёнка особо влияет коллектив, в котором он растёт умственно и физически, где несколько лет окончательно формируется его характер и поведение под действием постоянно получаемой информации. Имеется в виду детский сад и школа, где воспитатели, учителя изо дня в день разъясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Прямо по Карлу Марксу: бытие определяет сознание человека. Но что-то здесь снова не вяжется. Полезную информацию и в детском саду и в школе все дети и школьники получают одновременно. Из школы подростки одновременно уходят во взрослую жизнь. Одни при этом становятся достойными гражданами своей страны, а другие становятся на преступный путь, с которого, как правило, не сходят.

Вопрос остался открытым:  что заставляет разумное существо — человека — совершать преступления?  Люди-то рождаются одинаковыми: чистыми и смелыми. И только некоторые члены общества становятся преступниками. Над этим неразрешённым вопросом не одну сотню лет бьются юристы, философы, психиатры и другие учёные мужи. Выдвигаются различные теории, одна противоречащая другой. До сего времени светила науки всех мастей не смогли придти к общему знаменателю. Если бы нашли побудительные причины противоправных действий отдельных особей, разгадали их психологию, вопрос об уничтожении преступности был бы давно решён. Слышал, что за границей найден пока единственный способ по борьбе с преступностью.

Лицу, имеющему тягу к совершению преступления, и давшему на то согласие, в череп вживляют электрод, который касается клеток мозга, ответственных за негативное поведение его хозяина. Пропускают слабый ток, который убивает опасные для действия человека клетки. Выход ли это из положения? И все ли преступники захотят, чтобы по их мозгам лупили током? Наступит ли когда-нибудь время, когда человечество будет избавлено от одного из страшных пороков общества в лице преступности? Пока этого никто не знает, как и сотни лет назад. Любое государство защищается тем, что постоянно издаёт законы, направленные на борьбу с преступностью. Но… «законы бесполезны как для хороших людей, так и для других. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше». Демонакт (I век н.э. ), римский философ.

 Что касается моего рецидивиста, то дальнейшая судьба его сложилась печально. Он по суду получил приличный срок отсидки и, как всегда, был отправлен в северный лагерь, где содержались особо опасные преступники. За двадцать лет жизни за колючей проволокой, в тяжёлых условиях быта, здоровье вора было основательно подорвано. На свои сорок с лишним лет он выглядел потрёпанным жизнью престарелым человеком. Только свобода могла его поддерживать и продлить жизнь. Этого не случилось по его вине. После нашего с ним расставания случайно в городе я через два года встретил его жену. Она была совсем не такой, какой видел во время следствия в отношении её мужа. Едва узнал. Подошёл. Напомнил о себе. На мои вопросы ответила, что год назад получила сообщение от администрации лагеря о том, что муж скоропостижно скончался от сердечного приступа. А через несколько месяцев к ней пришёл освободившийся зэк, который отбывал наказание вместе с её мужем. Он рассказал горькую правду. Муж всё время тосковал по детям. Не вынес разлуки, и повесился. Так была прервана жизнь человека, укравшего женскую сумочку, в которой со слов продавца были только малозначительные бумажки, типа накладных на товар. Именно поэтому она поставила её на землю…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Сделай свой выбор!

Приговорённый женой. Отвергнутая

Игорь НОСКОВ

Праздник солнца и семьи

.

Оставить комментарий