Крымское Эхо
Знать и помнить

Поколение, пережившее войну

Поколение, пережившее войну

К 75 ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА

Женя Новикова родилась в середине двадцатых годов прошлого века, в тяжелые послевоенные годы в Симферополе. Папа и мама, почтовые служащие, весь день были заняты на работе. Поэтому Женя рано стала помогать родителям по дому, убирать, работать в саду и огороде. Да еще в хозяйстве были собака, кот, курочки, которых нужно было кормить и коза Галка, которую нужно было пасти.

Выше улицы Киевской были луга, куда Женя и водила свою черную козочку. Пока животные паслись, она играла там с другими детьми. В школе дружила с Аллой Аношкиной и Валентиной Широковой, их дружба продолжалась всю жизнь.

Евгения Новикова.                    С сестрой Анной

Женя всегда жалела, что она у родителей одна, и мечтала иметь сестру. И ее мечта осуществилась. Мама Евфросиния Ивановна была из Белоруссии, там проживало много ее родственников. Однажды она поехала туда повидаться с сестрами, а вернулась не одна, а с племянницей Аней. У сестры Полины было пятеро детей, жили трудно, порой недоедали. Старшую дочь сестры и привезла она в Симферополь в середине тридцатых годов. Аня была старше Жени на шесть лет, девочки быстро подружились, а заниматься хозяйством вместе с сестрой стало легче и веселее.

В конце тридцатых годов Аня окончила школу и поступила в медицинский институт. Девочки всегда интересовались медициной и, играя, часто лечили больных.

В зубоврачебной школе

Обстановка в мире становилась все более напряженной, шла война с Финляндией. Началась Вторая Мировая. А потом немецкие захватчики напали на нашу страну, началась Великая Отечественная. Осенью 1941 года Симферополь был оккупирован немцами.

Аня уехала в эвакуацию вместе с другими студентами и преподавателями медицинского института, а Женя осталась с родителями в занятом фашистами городе.

С подругой Любовью Веденеевой

Потянулись долгие и страшные дни и ночи, без малого девятьсот суток полуостров был под нацистами. В городе ввели комендантский час, выходить вечером из дома было смертельно опасно. Утром жители шепотом рассказывали друг другу о ночных облавах и патрулях. О расстрелянных людях на улицах города. О жителях, повешенных на деревьях или виселицах на центральных улицах, в парках, вдоль реки.

Красная горка, Дубки, балки – рассказывали о братских могилах симферопольцев и военнопленных, уничтоженных фашистами в этих местах, и после освобождения Крыма это подтвердилось. Противотанковые рвы на окраине Симферополя, которые жители рыли для обороны от захватчиков, стали для многих братской могилой. Многие тысячи людей разных национальностей было замучено во имя «нового немецкого порядка».

Уроки английского

Оккупанты насильно отправляли молодых девушек и юношей, мужчин и женщин на работу в Германию. Многие, чтобы не попасть во вражескую страну, калечили себя или кончали жизнь самоубийством. Многих одноклассников Жени угнали в Германию. Кто-то вернулся потом на Родину, кто-то погиб или остался на чужбине…

Шепотом местные жители рассказывали о партизанах, которые ушли в леса и боролись с врагом.

Захватчики переселили Женю с папой и мамой в маленькую комнату, а остальное помещение использовали для своего постоя. Продукты в магазинах выдавались по карточкам.

С супругом

После окончания средней школы Женя поступила в зубоврачебную школу. Здесь же училась и ее школьная подруга Алла Аношкина. Алла Федоровна после окончания школы работала зубным врачом в Ялте.

Сначала в доме Жени несколько месяцев жили румынские солдаты. А потом долгое время — немецкий офицер, который относился к хозяевам дома лучше румын. До войны он преподавал в школе, теперь в России он часто читал стихи известных немецких поэтов, которых Женя изучала в школе.

Кормились с приусадебного участка, сада, огорода.

Сбор розы со студентами

Особенно ненавидели немцы образованных людей, интеллигенцию. Нацисты расстреляли пациентов и врачей психиатрической больницы. Главный врач больницы профессор Н. И. Балабан был известен в Крыму — возглавляемую им больницу народ называл «Балабановкой». Доктор Балабан не оставил своих несчастных пациентов и разделил их судьбу вместе с супругой и коллегами.

Наступил 1944 год. Немец, живший в доме Жени, уехал. Весь дом снова был в распоряжении семьи. По вечерам к маме иногда приходили бородатые мужчины или подростки, и только после войны Женя узнала, что это были партизаны, воевавшие с врагом в лесах.

А весной наконец-то город и полуостров были освобождены от вражеской оккупации. Счастью и радости не было предела.

Как стало известно позже, именно в эти победные апрельские дни были уничтожены многие крымские герои, не сдавшиеся страшному врагу, коммунисты, комсомольцы, подпольщики, участники группы «Сокол» из Симферопольского русского театра драмы и комедии…

На выпускном вечере дочери

После окончания зубоврачебной школы Евгения работала в городской поликлинике, лечила или удаляла зубы, ставила пломбы.

В 1947 году Евгения познакомилась с недавно вернувшимся с фронта молодым человеком, семья которого жила неподалеку. Вячеслав Каёткин воевал на Кавказе, в Польше, войну завершил в Берлине. Его младший брат Сергей погиб на войне. Во время свиданий он дарил Жене красивые букеты цветов с ее любимыми георгинами. Через год молодые поженились, стали жить с семьей мужа.

Мама поступила на факультет иностранных языков и литературы педагогического института. В школе она учила немецкий, а потом начала изучать английский, занималась с преподавателем-носительницей языка, которая раньше жила в Великобритании.

Всю жизнь дружила со своими однокурсницами Любовью Веденеевой и Нинелью Дударевой, которые после окончания института преподавали английский язык в школе. После окончания института Евгения Яковлевна преподавала английский в строительном техникуме, а потом ее взяли на работу в медицинский институт, где она и проработала до пенсии более сорока лет.

Продолжил учебу после службы и папа: он окончил юридический институт и высшую партийную школу, поступил на работу. Позже получил диплом на историческом факультете педагогического института.

Тетя Анна после окончания медицинского института воевала, оказывала медицинскую помощь раненым на поле боя. А после окончания войны работала в Биробиджане. Там она познакомилась со своим будущим мужем, военврачом-фтизиатром Григорием Дебда. Через пять лет они вернулись в Крым, Анна Алексеевна окончила клиническую ординатуру в медицинском институте и стала врачом-офтальмологом. В дальнейшем они с супругом жили и работали в Ялте.

Родители, родственники и их друзья с неохотой вспоминали войну, испытания, потери, которые она принесла в их семьи.

Именно люди из поколения двадцатых-тридцатых годов, наши матери и отцы, испытали на себе все ужасы войны, боролись с врагом на фронтах и трудились в тылу. Работали и воевали дни и ночи. Страдали, гибли, становились инвалидами. И достойны того, чтобы мы помнили о них всегда!.. И помнили правду о той войне, а не то, что нам пытаются навязать сейчас наши зарубежные «партнеры»…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 5

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Кому так важно перекрыть доступ к Братскому кладбищу в Бахчисарае?

22 июня. Можно ли найти что-то новое спустя 77 лет?

Симферопольский ров

Оставить комментарий