Крымское Эхо
Архив

Подарочная россыпь

Подарочная россыпь

Какой-то необъяснимый, не поддающийся логике, но непременно повторяющийся закон: в суматошной толпе людей, суетящихся в поисках праздничных покупок, обязательно выцепишь того, кого сто лет не видел. Так и я за несколько дней до наступления нового года встретила в супермаркете одноклассницу, живущую на другом конце города. Она медленно катила перед собой нагруженную коляску и с вожделением рассматривала полки с детскими игрушками, сувенирами и сладостями, то и дело снимая с них какие-то мелочи.

«Никак не могу остановиться, что-то вроде болезни у меня, — чуточку стесняясь своей расточительности, отвечает она на мой немой вопрос. — Ты только вспомни, как приходилось изворачиваться в девяностые, когда наши дети росли, чтобы купить им что-то на Новый Год. До сих пор слезы наворачиваются, когда говорю об этом. Раз кольцо бабушкино продала золотое, другой раз муж огороды копал… Это я не своим — соседским. Они обязательно придут с Новым Годом и Рождеством поздравлять, а как отпустишь ребенка с пустыми руками, вот и покупаю».

Ее правда — с празднованием Нового Года без подарков даже заводиться не стоило. И взрослые хуже малых детей. Те хоть утра дожидаются, чтобы заглянуть под елочку, а взрослые сразу после выпитого бокала шампанского в руку родным и гостям смотрят: на что вы там, дорогие и обожаемые, раскошелились? И хотя в отличие от детей взрослые воздержаны на язык, умеют подавлять вздох разочарования от ненужного подарка, задержав во рту рвущееся наружу крепкое словцо, и натужно благодарить за него, по лицу все одно видно, что они на самом деле думают о таких дарителях.

Нет, не красная икра с домашней гуской главные праздничные удовольствия, а именно подарки. Делать их — не меньшая наука, чем математика. Это хорошо понимаешь, когда слышишь восторги или разочарования от полученных подарков. Сестры-погодки Алина и Алиса идут в гости к бабушке в обнимку с большими куклами. «Папа приехал из Москвы, привез нам кучу подарков! — радостно сообщает любопытным соседкам старшая Алина. — Мамочке красивые сапоги и сумку, а нам всего-всего! А еще мы сегодня к бабушке идем за подарками, а завтра в Севастополь к другой бабушке поедем и оттуда привезем много разного!»

Одиннадцатилетняя Юля снисходительно слушает восторги дошколят. У нее на шкафу пылится груда ненужных ей уже кукол и мягких игрушек. Ее сегодняшние запросы мог бы в полной мере удовлетворить олигарх, но сделать сказку явью пришлось маме-учительнице. «Я задолго до праздника допытывалась, что купить, — рассказывает Юлина мама. — Она меня чуть не до истерики довела своими запросами. Ей бы айпад хотелось или, в крайнем случае, нетбук, а еще по мелочи — угги, белую куртку, крутую сумку Луи Виттон и гору «рафаэлло». В итоге она получила сумку из керченского бутика и заказанные сладости. Бабушки и папа отделались деньгами, теперь дочка дождется своего дня рождения, опять соберет со всех «дань» и, может быть, насобирает на нетбук. Не могу понять, откуда у нее такие запросы. Видит же, как мне приходится крутиться, репетиторствовать, делать контрольные и курсовые, браться за любые замены, но она в свои одиннадцать считает, что я неправильно живу, раз не могу соответствовать ее запросам. Но дети не все такие. В одном с дочкой классе учатся мальчишки, верх мечтаний которых игровая приставка и гора сладостей. Многие из сегодняшних детей не по годам разумны, умеют считать деньги и понимают, что родители могут им купить, а о чем лучше и не просить. Моя дочка тоже все понимает, и когда мечтательно загадывает что-то, непременно добавляет «это ты не купишь, это ты не можешь, на это у тебя нет денег». Но все одно хочет всего и сразу».

Пятиклассница Лиза встретила Новый Год с ангиной, поэтому от настойчивых расспросов бабушки о желанных подарках накануне праздника недовольно уворачивалась, отвечала уклончиво «не знаю». Но неугомонный дедушка, который готов ей хоть сию минуту купить иномарку, узнал у преподавательницы внучки, что ей надо для занятий вокалом, и подарил микрофон. «Дед у меня лучше всех! — радостно говорит выздоравливающая Лиза, не ожидавшая такого подарка и счастливо разомлевшая от него. — Жалко, петь пока нельзя, пока котик мой в него мурлыкает». С Лизиными родителями ее любимые бабушка и дедушка на сей раз обошлись сурово. «Надоело быть дойной коровой, — откровенничает симпатичная бойкая бабушка Лизы. — Всегда дарили не меньше чем на тысячу, а на этот раз ограничились туалетной водой. Мы с мужем решили, что наше финансовое участие в бизнесе детей вполне окупило скромные новогодние подарки, и впервые за многие годы взяли пример со своих сватов, которые умеют обходиться подарками типа домашних тапочек. Невестка, конечно, скривилась, но мы это переживем как-нибудь».

Антонину Петровну накануне Нового Года своим приездом из Москвы порадовал сын. «Деньжат привез, конфет московских, фотографий правнучки целый альбом, — делится она с приятельницами. — Праздновать уехал дома со своими, а я пригласила одиноких соседку и подругу молодости, мы так славно по стариковски посидели, навспоминались, наплакались, я им подарочки маленькие сделала, они мне тоже. А утром сын с невесткой звонили, днем внук поздравил — теперь до лета доживу».

Анна Ильинична первый день нового года встретила у телевизора. Дети подарили ей удобное кресло, и теперь она, любительница смотреть новостные программы на всех каналах, с неохотой встает из него отвечать на телефонные звонки. «Давно я таких подарков не получала, — говорит она. — Наконец-таки дети поняли, что мне по-настоящему надо, старухе, а то внук всё старается приучить меня пользоваться современной бытовой техникой. То пароварку подарит, то соковыжималку, а я, кроме чайника электрического, ничем пользоваться не умею. А вот кресло как раз по мне!»

Супруги Войтенко к сорокалетию свадьбы получила от дочери с зятем незабываемый подарок — поездку в Турцию. «Неделя в раю! — наперебой делятся они впечатлениями. — Господи, всю жизнь, почитай, прожили, а оказывается, вот оно, счастье, под другую сторону моря. Плавали в бассейне, объедались фруктами, ездили на экскурсии, купили себе обновки. Всё сделали дети — для них прошедший год был очень удачным — и они поделились своей удачей с нами».

Сергей, который все годы брака считает, что ему крупно повезло с красавицей-женой, не перестает радовать ее дорогими подарками. «Моя жена работает в престижном государственном учреждении, где что ни женщина, то выставка дорогих вещей. Было в нашей семье время материальных трудностей, когда уповали только на помощь родителей, но сейчас, слава Богу, я хожу в море и покупаю то, что хочет моя красавица. Родители ворчат, что я расточителен, не думаю о будущем, но мне так приятно радовать своих девочек, жену и дочь. Жене подарил колечко с бриллиантиком, а дочке маленькие сережки золотые. Родителей тоже не забыл — купил им новый холодильник, а бабушке плед».

Преподаватель музыки Ирина любит делать себе подарки сама. «Муж все равно не купит то, что мне понравится, поэтому у нас так заведено: накануне Нового года он дает мне конверт, а я ему под шампанское показываю, что купила. Иногда он кривится, а на этот раз ему очень понравилось мое новое платье и подаренная ему рубашка. Трехлетнего сына мы балуем оба: сейчас он рассекает по квартире на большой машине, а как проснулся и увидел ее, вытащил из-под елки Деда Мороза и зацеловал его».

В семье Степовых шесть лет назад между Новым Годом и Рождеством вклинился самый важный и большой праздник — день рождения внука Владика. Дед в море, но по телефону велел на замечательном внуке не экономить, поэтому бабушка приготовила конверт с деньгами, чтобы дочь с зятем летом имели возможность собрать его в первый класс. Сам Владик, на удивление щедрый ребенок, готовый поделиться со сверстниками игрушками, а с родными сладостями, рассказывает: «Старенькой бабушке я дал мармеладку, бабушке мандарин, а дедушка приедет аж весной, ему печенье оставлю. Мы с мамой и Деду Морозу со Снегурочкой подарки дали, когда они ко мне приходили в гости. Я у них из мешка вытащил электромобиль, а им положил домик с конфетами».

Для Надежды Ивановны вопрос о новогодних подарках — больная тема. После выхода на пенсию ничем существенным порадовать внуков она не сумела. «Пришлось ограничиться красивыми календарями, — с горечью говорит Надежда Ивановна. — Только младшей достался более-менее приличный подарок: отдала ей свои серебряные вещички. Внучка была рада, сразу нацепила цепочку и браслет и чуть ли не до утра вертелась у зеркала».

«Какие подарки! — чуть не плача говорит Татьяна Сергеевна. — В холодильнике мышь повесилась, в кошельке пусто, Новый Год встретила в кровати, дочка обиженная ушла к приятелям. Филиал нашей конторы сократили, зарплату за ноябрь заморозили, декабрьские договор и счет Казначейство не приняло, чтобы долг за ними не числился. Дочке на все сложности наплевать, она хотела хотя бы хороший фен, а я даже в долг брать не решаюсь, потому что отдавать нечем. Вернулась от приятелей надутая, потому что ее парень тоже не оправдал надежд: подарил коробку конфет. В общем, примета о неудачном високосном годе для нас, кажется, начала сбываться с первых дней».

Безысходность и уныние, от которого страдают те, кто не имел материальной возможности устроить настоящий праздник, умеют развеять в семье Клиновых. «Наша семейная традиция, заведенная еще бабушкой, здорово выручала нас даже в самые трудные и безденежные годы, — рассказывает старшая из трех сестер Ольга. — Где бы кто из нас ни отмечал Новый Год — дома или в компании, 1 января в полдень мы собираемся у младшей сестры с мужьями, детьми и внуками и готовим пельмени. Одни делают тесто, другие крутят фарш, потом все вместе лепим, бывает до двух тысяч штук, варим и наедаемся от пуза. Процесс готовки занимает часов пять-шесть, но всем нам весело, мы что-то рассказываем, смеемся, родителей вспоминаем. В один пельмень кто-то из нас, сестер, украдкой кладет монетку на счастье, а тот, кому достается, получает подарок. Покупаем обычно горький шоколад — у нас его любят все. В девяностые годы эта традиция нас не просто невероятно выручала, она нас сплотила и помогла выстоять, продержаться и не впасть в уныние и отчаяние, хотя было трудно».

Евгений с Натальей еще не нажили семейной традиции, но все идет к тому. Третий год они следуют правилу отмечать Новый Год с сыном Никиткой, не приглашая в дом ни родственников, ни друзей, а 1 января днем начинают обходить с подарками всю родню и приятелей. Маленькому Никитке только не нравится раздеваться-одеваться, но он с энтузиазмом, пока еще не четко выговаривая слова, всех поздравляет и с еще бОльшим принимает подарки.

Семейные традиции и традиция делать подарки своими руками с годами растерялись, хотя сейчас и появились многочисленные курсы для тех, кто хотел чем-то необычным порадовать родных и друзей. Правда, многие на это смотрят косо: вроде как денег пожалели и сэкономили на подарках. А если порыться в домашних закромах, наверняка еще найдутся кое у кого открытки, которые делали в детстве на уроках труда в школе. Конечно, не замена айпаду, а все одно приятно.

 

Фото вверху —
с сайта

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Живой уголек

Пётр КАЧИНСКИЙ

Читаем вместе крымскую прессу. 27 августа

Борис ВАСИЛЬЕВ

В Коктебеле у дома Киселева неофашистам не дали распространить свою идеологию

.

Оставить комментарий