Крымское Эхо
Крымография

Край розовых озер и скворцов

Край розовых озер и скворцов

Перелетные птицы любят возвращаться на старые места. Где они родились, где вывели своих птенцов. Вот и сейчас, прилетев с зимовки, домой, стрижи выгнали бедных воробьишек, устроивших свои гнезда в дырках нашего старого многоэтажного дома.

И заняли свои прежние квартирки. С радостным писком на крейсерской скорости они носятся вдоль домов, а потом взмывают высоко под облака. И в свои дома влетают на такой скорости, что становится страшно, как только не боятся разбиться о каменную стену.

Вот и розовые скворцы, симпатичные птички похожие на обыкновенного скворца, только с розовыми лапками, клювами, спинками и грудками, прилетают на Опук, где они родились, чтобы занять свои дырки, норки, углубления в скалах каньона, свить гнезда. Птицы прилетают на два месяца из Африки, Азии, чтобы отложить яйца, вывести птенцов и снова улететь с ними на юг.

Дорога проходит через села Ленинского района, самого большого и засушливого на полуострове. Новоселовка, Марфовка, Пташкино, Марьевка. Вокруг дороги солончаки, поля, засеянные зерновыми, пшеницей и колосящимся ячменем, желтеет цветущий рапс. Встречается несколько соленых высохших и полувысохших озер белого цвета, покрытых солью. А вокруг редких пресных озер на водопое собираются стада коров.

В селах низенькие старые одноэтажные постройки. Многие заброшены или развалены. Большие здания старых животноводческих комплексов стоят с разбитыми окнами. Бывшие машинно-тракторные станции с брошенной заржавевшей техникой зарастают бурьяном.

Но в некоторых селах, особенно в Марьевке, самом большом селе, встречаются ухоженные дома с цветниками и огородами, спутниковыми антеннами и автомобилями. А между домами, в степи пасутся стада коров, коз, барашек, бегают свиньи.

Несмотря на жару и отсутствие дождей степь зеленеет и цветет.

Перед селом Марьевка большой лес, зеленый оазис в степи. Марьевский лес был высажен в середине прошлого века. Сначала посадили устойчивую к засухе акацию. Затем в ее тени стали высаживать лиственные, хвойные, фруктовые деревья. И теперь спустя более полувека лес разрастается, зеленеет и радует глаз, люди собирают в нем грибы, а на опушках леса бегают разноцветные фазаны. Вот и сейчас возле дороги на пригорке сидит крупный разноцветный красавец, вызывая возгласы восторга у туристов в автобусе.

Дорога проходит по Киммерийскому оборонительному валу, а иногда и пересекает его. Вал протянулся от Черного до Азовского моря и делит Керченский полуостров на две части.

При подъезде к Опуку в траве видны две высокие бело-серые птицы с длинными клювами, то ли цапли, то ли журавли. И те, и другие живут в заповеднике. В высокой траве бегают фазаны.

Несмотря на сухую почву, изрытую норками грызунов, с большими трещинами, все цветет и зеленеет. Отцвели поля разноцветных диких тюльпанов, предков известных голландских цветов. Говорят, что именно отсюда через Турцию крымские тюльпаны попали в Голландию.

Цветет лен, цветочки от бледно голубого до синего цвета, как море, покрывают поляны и горки заповедника. Цветет и серебрится ковыль. Цветут ярко-красные маки, фиолетовые дельфиниумы, сиреневые чертополохи и много других цветов. А воздушное белое одеяло из пушистых одуванчиков и каких-то еще цветов покрывает землю. Пахнет полынью, чабрецом, другими душистыми травами. Сверху открывается вид на розовое Кояшское озеро.

Море прогревается и над ним поднимается туман, вначале легкий, чуть заметный, он плывет над морем и землей, темнеет, увеличивается и постепенно закрывает скалы, землю и яркое солнце.

Путь идет вверх по древнеримской дороге, с обеих сторон скалы. Внизу видны остатки оборонительной стены, желтые пляжи и голубое море.

Первыми жителями Опука были греки, они освоили это место задолго до нашей эры. Наверху сохранились развалины цитаделей, домов древнего города Киммерик.

Вход в катакомбы с весны до осени закрыт, чтобы защитить колонии летучих мышей, живущих здесь, их собирается несколько тысяч. Зимуют мышки в керченских катакомбах.

От катакомб начинается спуск, тропа идет мимо каньона Розовых Скворцов. В конце мая стаи этих птичек прилетают на Опук и тогда весь день в каньоне слышен громкий птичий гомон. Птицы с громкими криками с невероятной скоростью носятся вдоль скал, то высоко взлетая, то прижимаясь к земле.

На каждом шагу попадаются круглые норки, выкопанные мышками, другими грызунами, а после них в норках живут все кто угодно – змеи, ужи, насекомые, одну норку заняла виноградная улитка с домиком.

Спустившись с горы, набираем воду из уникального родника, собирающего жидкость из конденсата, возникающего из-за разницы температур под землей и на поверхности. Оборудован источник греками еще в древние времена, но до сих пор сохранились его старинные колодцы и трубы. Причем, чем жарче и выше температура воздуха, тем в роднике больше воды.

Дорога подходит к морю и снова идет вверх. Из-за тумана не видны Скалы-Корабли, другие скалы Опука, местами не видно и само море. Тропа идет вдоль моря, снова спускается и выходит на пляж.

Пляж усыпан ракушками. Здесь разных размеров домики рапанов, мидий, и еще каких-то моллюсков, обитателей моря. Море теплое и чистое. На пляже в песке цветет эндемик этих мест катран Митридатский. А чуть дальше, отделенное узкой косой от моря розовеет Кояш, знаменитое розовое озеро.

Озеро Кояш часто меняет свою окраску. Сейчас оно розоватое из-за тумана, но цвет его постоянно меняется от белого и голубого до сиреневого и фиолетового, в зависимости от освещения и цвета неба.

Наиболее ярким, почти красным, Кояш становится в августе, сентябре, когда большая часть воды испаряется. Цвет озера обусловлен наличием бактерий, микроскопических водорослей и рачков артемия, окрашенных красным пигментом бета-каротином. Только эти обитатели могут существовать в воде самого соленого озера Крыма. Когда-то в Кояшском озере добывали розовую парфюмерную ароматную соль и поставляли ее к императорскому двору. Глубина полезных грязевых залежей под дном озера достигает десятков метров.

А за Кояшем находятся соленые цветные Узунлар и Киркояшское озеро. А между озерами снова видна цветущая степь, и нет ей ни конца и не края…

Степь Киммерии, воспетая поэтом и художником Максимилианом Волошиным:

«Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны…
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Темная Киммерийская степь…»

{gallery}1_2016/1_2018/2018_05/05_2/01{/gallery}

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 3

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Красота во всем!

Не гадкие утята, а смешные лебедята!..

Анна КАПУСТИНА

Птица, родившаяся зимой

Анна КАПУСТИНА

Оставить комментарий