Крымское Эхо
Архив

Кому пример пионер?

Кому пример пионер?

Красногалстучная пионерия, выстроившаяся в центре Керчи на свой первый слет, — салют Леониду Грачу, ставшему инициатором возрождения этой детской организации. У памятника пионеру-герою Володе Дубинину 380 прапрапраправнуков Владимира Ильича смотрятся довольно органично, хотя еле сдерживаешь порыв вырвать из стройных рядов первого попавшегося юного пионера и в лоб задать ему вопрос о человеке, чье дело взялся он продолжать.

С тем, что многим ребятам о Ленине ничего неизвестно, соглашается и секретарь Керченского горкома КПУ по идеологии Валентина Климчук. Перед старшими товарищами юных пионеров, по словам Валентины Александровны, стоит задача «преподать историю в русле истины». Сложную, надо признать, цель поставили перед собой верные ленинцы, почти революционную, как на заре Великого Октября, когда из сытых барчуков и мещанских детей ковались идейные кадры для будущих свершений во имя победы мирового пролетариата. Невероятным кажется, что современного школьника могут увлечь рассказы о Владимире Ильиче в той интерпретации, что предлагалась их бабушкам.

Тогда этим советским мифам не было альтернативы, вся детская литература сюжетно строилась на коммунистических постулатах, а сегодня достаточно нажать кнопку телевизора или войти в интернет, чтобы узнать о Ленине, его соратниках и большевизме такое, что «Эммануэль» просто отдыхает.

Кто-то из великих сказал, что каждое поколение заново открывает для себя мир, но, как оказалось, не всегда случается очевидное — бывает и невероятное: коммунисты-мичуринцы решились привить молодежи свою память. Инициатива создания в керченских школах пионерских отрядов спущена сверху и поддержана городским головой и управлением образования. На том, что возрождение керченской пионерии проходит не только в рамках местной партийной организации, Валентина Климчук особо заостряет внимание.

Всего лишь в нескольких школах города директора уклонились от приведения к присяге своих учащихся, за умы и сознание которых кто только сейчас не борется. Таких «уклонистов» единицы, потому что им приходится сдерживать натиск не городской организации КПУ — та бы получила быстрый отлуп ото всех: они противостоят давлению мэра и своего непосредственного начальства. На последующих после президентских выборах городской голова Керчи идет в одной связке с главным коммунистом полуострова — под этот проект и организуется управлением образования учащаяся молодежь. В принципе к идее возрождения пионерии можно было отнестись как к игровой затее, способной занять внешкольное время учащихся, не будь в этой организации идеологического подтекста. Где гарантия, что завтра мысль организовать детей под флагом своей партии не придет в голову сторонникам другой идеи, и они по договоренности с директором школы не создадут из ее учащихся юных тимошенковцев, януковцев или тигипковцев?

Вот такие мы. Нам мало, что у нас теперь заводы и пароходы партийно окрашены владельцами, нам бы еще школьников приспособить к партийному строительству. «Будь моя воля, — говорит директор одной из керченских школ, попросивший не называть себя, — я бы поганой метлой гнал каждого руководителя учебного учреждения, имеющего партбилет. Его детей проще использовать на митингах, в каких-то мелких агитационных акциях, сделать то ли пионерами, то ли еще какие галстуки повязать. Благую в принципе задумку — организовать внешкольное время учащихся — взялись заполнить идеологическим содержанием и лишили, на мой взгляд, основного момента в работе с детьми — игрового».

Валентина Климчук, напротив, настаивает, что дети воспринимают свое пионерство как игру и движет ими желание заполнить свободное время. «Им нечем заняться, — говорит Валентина Александровна, — а здесь находится выход детскому энтузиазму. Школьники восприняли прием в пионеры очень положительно, родители многих горели настоящим энтузиазмом и всячески поддержали детей». Насчет родителей охотно верю, потому что у каждого из нас с пионерским детством связано много радостных воспоминаний. Но сами новоявленные пионеры, по рассказам педагогов и сверстников, повели себя после приема не вполне адекватно: дежурные выметали по окончанию уроков обрывки красных галстуков. Одноклассники пионеров отнеслись к ним по-разному: кто-то равнодушно, кто-то с издевкой. Завидующих их красным галстукам явно не нашлось.

О членстве одноклассников в пионерской организации сейчас не сразу догадаешься: ежедневное ношение красного галстука уставом не предусмотрено — это парадный атрибут слетов и сборов, как галстук-бабочка на светское мероприятие. И еще одно отличие: пионерский отряд теперь создается не из коллектива класса, а из всей школы, потому что самые многочисленные организации, где директора либо членствуют в КПУ, либо в качестве депутата городского совета более остальных своих коллег почтителен и ретив к указаниям власти, насчитывают от сорока до пятидесяти человек. В остальном пионерская организация действует, как в нашем золотом детстве. Каждый пионерский отряд работает по определенному направлению, военно-патриотическому или экологическому, участвует в благоустройстве памятников, акциях «Помоги ветерану», «Чистый город». Результаты своей работы занесут в альбомы и отчитаются на слете. Заорганизованность — в лучших традициях КПСС, где каждому делу находилась строка в отчете.

По словам секретаря Керченского горкома КПУ Валентины Климчук, местными коммунистами движет благая цель: заставить детей думать и анализировать. «Вырастут — разберутся, — оптимистично заявляет Валентина Александровна. — Если ничего не делать, то вообще ничего не будет. Мы будем проводить сборы, рассказывать о Ленине, школьники прочтут книги о героях и узнают реальных людей, а не покемонов».

Директор морского технического лицея Светлана Кухарская имеет на сей счет иное мнение. «Я понимаю, что детей чем-то надо занять, но пионерия сейчас не актуальна, — делится своими мыслями Светлана Витальевна. — У пионерии прекрасная цель, но это вчерашний день. Мы пошли иным путем. Конечно, велосипеда в системе воспитания учащихся не изобрели, но концепция детской общественной организации, созданной на базе нашего лицея, соответствует профилю учебного заведения и включает в орбиту деятельности не отдельных ребят, а все классы. Созданная в лицее «Молодежная морская лига» имеет устав, эмблему, гимн, девиз «За Родину, добро и справедливость!» Руководит лигой совет штурманов, куда входит по одному представителю от каждого класса-отряда. Ученики вторых пятых классов числятся по нашей судовой роли юнгами, шестых-девятых — матросами, у старшеклассников самый высокий статус лицеистов. Работа ведется в нескольких направлениях: патриотическое, информационное, эстетическое, экологическое, краеведческое и безопасность жизнедеятельности. С одной стороны, никакого ноу-хау, но ребят это увлекло — для них подобная организация оказалась в новинку».

Без претензий на нечто заоблачное идея молодежной морской лиги хороша уже тем, что она не несет в себе никакого идеологического подтекста, тем более столь ярко окрашенного временем, как пионерия. Ведь хорошо известно, любое стремление затянуть детей и молодежь в прошлое лишает страну будущего.

Фото вверху —
из архива «Крымского Эха»

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Крым. 2 апреля

.

Как остановить агрессию румынизма?

Затратный пункт

Ольга ФОМИНА

Оставить комментарий