Крымское Эхо
Керчь

Кому Керчь до моста

Кому Керчь до моста

Не мелочь, а как приятно – так можно охарактеризовать заверение заместителя начальника ФКУ «Упрдор «Тамань» Евгения Туриева о бесплатном проезде по мосту через Керченский пролив. Скажете, рано еще говорить об этом? Но керчан, никогда не терявших родственную связь с Кубанью, это волнует уже сейчас, когда и о конечно варианте проекта говорить можно лишь теоретически.

Вопрос о платности прозвучал на первых общественных обсуждениях по объекту «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив», посвященных оценке воздействия на окружающую среду при инженерных изысканиях. Это обсуждение открывает серию слушаний по строительству моста, которые будут проводиться в Керчи всякий раз при подступах к очередному этапу работ.

Несмотря на то, что решение о строительстве транспортного перехода принято на уровне президента страны, никто не возбраняет иметь людям, а уж тем более профессионалам в смежных областях, собственное мнение по этому поводу. Если вечный критик строителей президент Крымской академии наук и председатель республиканской ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко на сей раз рассыпается в комплиментах проектировщикам, считает исследования мощно проработанными, а воздействие на окружающую среду на стадии инженерно-изыскательских работ минимальным, то его керченская коллега Инна Кудрик стоит на иных научных позициях.

Инна Дементьевна готова разложить по полочкам свои доводы. Как специалист, многие годы отдавший изучению грязевых вулканов Керченского полуострова, она предполагает, что эффект от вмешательства человека будет отрицательным, шумовое воздействие при строительстве на близлежащие районы Керчи превысит допустимые нормы многократно. На ее взгляд, выбор места строительства неудачен, а развитие глубоководного порта в малонаселенной по сравнению с Керчью Тамани добьет портовую инфраструктуру Крыма.

Разработчики проекта строительства моста

Специально приехавший из Краснодара архитектор Александр Жолтиков опасается, что при строительстве будут уничтожены лиманы на кубанской стороне и полагает, что проектировщики недостаточно проработали вопрос ледовой нагрузки. Как и Инна Кудрик, он обращает самое пристальное внимание разработчиков на трансформирующиеся грязевые вулканы. Но если керченский ученый приводит в качестве примера сейсмоопасных зон грязевые вулканы на территории города вблизи разворачивающейся стройки, то краснодарец ведет речь о перемещающихся грязевых вулканах под проливом.

О месте для строительства моста говорилось немало. Экономику знают у нас гораздо лучше экологии даже рядовые граждане, поэтому о воздействии промышленных работ на окружающую среду задумываются в основном профессионалы, а вот вопрос стоимости моста занимает умы и рядовых жителей города. Первоначальные варианты предусматривали протяженность моста в 4,5 и 6,3 километров, а окончательным выбран самый длинный – 19.

Руководитель проекта ЗАО «Институт Гипромост Санкт-Петербург» Вадим Волков и начальник управления по специальным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин пояснили, что Тузлинский створ был предпочтен менее протяженному варианту по косе Чушка в силу ряда причин. В расчет принималось то, что окончательный вариант минимизирует помехи в работе действующей Керченской паромной переправы, доставку грузов и пассажиров, что особенно важно принимать во внимание в курортный сезон, тем более, строительство моста продлится не один год.

К тому же коса Чушка – очень узкое место, где нереально разместить строительную площадку, но самое главное – при таком варианте мост выходил бы прямо в центр Керчи. Скорее всего, выбранный вариант не потребует дополнительного строительства объездной дороги, о чем говорилось ранее, а также минимизирует снос жилья. Поддержал их и заместитель начальника управления проектирования и строительства автомобильных дорог федерального дорожного агентства Александр Смирнов, назвавший вариант через косу Чушку неразумным с экономической точки зрения.

Участники общественного обсуждения

Активно интересующиеся перспективами развития города керчане буквально завалили разработчиков вопросами. Большинство собравшихся интересовали не столько вопросы экологии, сколько повседневные, но не менее для керчан важные. В частности, воздействие интенсивного движения на местные дороги, и без того паршивые дальше некуда. Леонид Рыженькин заверил горожан, что логистика доставок строительных материалов и оборудования проработана таким образом, чтобы основную часть грузов доставлять не автотранспортом, а морем. Это, во-первых, максимально загрузит керченские порты и минимизирует нагрузку на транспортную инфраструктуру города.

Местный архитектор Исаак Кройтор предлагает привлечь керченских коллег к проработке той части вопросов, что касаются развития Керчи: по его мнению, строительство моста в Тузлинском створе кардинально меняет генеральный план развития города. Керченских любителей активного отдыха и рыбалки, от лица которых на общественных обсуждениях выступал мастер спорта Александр Леонов, не мог интересовать чисто практический вопрос: будет ли у горожан возможность посещать Тузлу по окончании строительства моста. Прямо скажем, это один из тех «детских» вопросов, которые вводят в ступор и нобелевских лауреатов, потому что пока и сами разработчики, не говоря уже о строителях, не имеют готового проектного решения. И какой окажется Тузла после завершения стройки, говорить преждевременно, а во-вторых, не исключено, что объект признают стратегическим, и тогда уж точно никаких праздных шатаний, рыбалки и купания.

Директор Керченского территориального отделения ГКУ «Центр занятости населения» Вадим Кутузов принес разработчикам вопрос, которым его каждодневно донимают и журналисты, и клиенты, желающие работать на строительстве моста: будут ли привлекать подрядчики местных жителей. Однако право первым ответить на этот вопрос перехватил заместитель главы администрации Керчи Роман Кириченко, пояснивший, что на этапе проведения изыскательских и проектных работ задействованы профильные специалисты и организации материковой России. Но в перспективе следует приготовиться и керчанам, и жителям других регионов Крыма, без рабочих рук которых при таком объеме строительства никак не обойтись. Его поддержал и начальник Управления по специальным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин, заверивший, что субподрядчики станут активно привлекать к работам горожан.

 В зале, где проводилось общественное обсуждение, собралось немало специалистов рыбной отрасли. Это понятно, ведь Тузла – одно из самых клевых в смысле лова мест Керчи, поставщиков селедки к кремлевскому столу. Начальник отдела разработки природоохранной документации ООО «СТГ-Эко» Татьяна Душинова, накануне беседовавшая с местными учеными в области марикультуры, биологии моря и смежных наук, заверила, что в Керченском проливе при проведении работ будут задействованы перемещающиеся буровые  платформы для сбора образовывающегося в ходе работ мусора и льяльных вод, выбросы в воздух не превысят допустимые нормы, как и акустическое воздействие на жителей близлежащих районов.

Но вот ущерб рыбным запасам прогнозируем. В большей степени пострадают популяции осетровых рыб, которые и без того ничтожны после браконьерских девяностых. Однако бюджетом строительства предусмотрено компенсационное финансирование, в том числе и на развитие рыборазводящих хозяйств и выпуск мальков данных видов рыб по завершении строительства моста.

Нет у разработчиков и полноценного ответа на вопрос об отселении жителей Цементной слободки Керчи, к которой вплотную приблизилась стройка, в чем они откровенно признались. Большое количество непроработанных вопросов не оставляет надежды противникам строительства мостоперехода в уже определённом варианте на проталкивание альтернативных проектов, причем не где-нибудь в кулуарах, а в правительстве РФ. От имени альтернативщиков выступил на общественном обсуждении экс-заместитель председателя Верховного Совета Крыма, член-корреспондент Международной академии экологии безопасности человека и природы Геннадий Рубцов. Он неоспоримо уверен, что мост должен стать частью Великого Шёлкового пути, а если он строится только с целью удобства доставки продуктов крымчанам, то это совсем не то, что нужно для российской и мировой экономики.

Несмотря на то, что слова Геннадия Рубцова вызвали усмешку на лицах разработчиков, это лишь подтверждает правоту слов Виктора Тарасенко, сказавшего, что все мы, не сознавая того, стали современниками исторического события строительства мостоперехода через Керченский пролив, о проекте которого речь идет на протяжении полутора веков и наконец-таки обретшем реальные очертания. Но разговор на эту тему будет продолжен по окончании инженерно-изыскательных работ, когда проект будет детализирован точнее.

 

 

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Если не задавать вопросов, не будет и ответов

С Россией в такт

Керчане заслужили перемены к лучшему

.

Оставить комментарий