Крымское Эхо
Керчь

Дорога в ЗАГС

Дорога в ЗАГС

ЗАГС Керчи опередил все государственные учреждения города, начав первым работать в правовом поле Российской Федерации c 11 августа прошлого года. 

С этого времени начат и новый статистический отчет, поэтому, когда заведующая Керченским ЗАГСом Анна Жолуденко называет характеризующие работу службы цифры зарегистрированных в городе рождений – 577, смертей – 907, расторжений браков – 178, заключений браков – 618, восстановления отцовства – 109 и перемены фамилий – 40, то это только часть проделанного в прошлом году.

Огромный наплыв посетителей в Керченский ЗАГС связан в первую очередь с восстановлением утраченных документов, которые, как казалось потеряшкам, никогда им больше не потребуются. Довелось услышать, как женщина жаловалась на рынке знакомой, что ей пришлось выстоять огромную очередь в ЗАГС, чтобы добыть дубликат свидетельства о разводе с мужем, о котором она лет тридцать и не вспоминала – и всё ради того, чтобы ей не замарали записью о браке с ним новенький российский паспорт. 

И таких, кому потребовалось восстановить утерянные свидетельства о рождении, браке, разводе, смене фамилии, оказалось на удивление много. Странно, конечно, что люди, оберегающие свой паспорт, столь небрежны в обращении с другими документами, считая их малозначительными, второсортными. 

— Не могу найти объяснения такой беспечности, — говорит Анна Жолуденко. — Эти документы составляют гражданскую сущность человека наравне с паспортом, но почему-то многие этого не желают понимать. Мы сталкиваемся с тем, что у людей старшего возраста чуть ли массово отсутствуют свидетельства о рождении: когда-то покидая родительский дом, они оставили его там, и только теперь всполошились, что не могут получить без него паспорт. Это хорошо, что в нашем ЗАГСе архив хранится с 1945 года, благодаря чему мы имеем возможность многим коренным керчанам помочь с восстановлением свидетельств о рождении.

Однако мне непонятно отношение к свидетельству о рождении как к чему-то бросовому, ведь это первый, основополагающий документ любого человека, его заявка на гражданство страны, получение образования, льгот и всего, с чем придется сталкиваться по жизни. Это изначально самый главный документ, а с ним обращаются как с чеком из магазина. 

— Когда керчане меняли советские паспорта на украинские, сотрудники местного ЗАГСа хватались за голову от статистики разводов: многие, не живя вместе годами, пошли косяком узаконивать разводы для получения чистого паспорта. Сейчас такого не случилось? 

— Такой ужасной статистики мы не зафиксировали, видимо, все желавшие задокументировать разрыв семейных уз сделали это двадцать лет назад, потому что число разводов за переходный и российский период в пределах статистической погрешности. И потом ЗАГС – не суд, где спрашивают о причинах развода, – мы лишь фиксируем новое гражданское состояние людей, поскольку занимаемся теми случаями, когда супруги разрывают брачные узы добровольно и без материальный претензий. 

— СССР занимал первое место в мире по разводам, сейчас это непочетное лидерство принадлежит России, а как выглядит Керчь на крымском фоне? 

— Из общей статистики мы не выбиваемся, и об этом можно говорить как о положительном примере – не хуже всех, так и в негативном плане – не лучше остальных. 

— Это что же получается, каждый шестой брак заканчивается разводом, как следует из статистики, и это неплохой показатель? 

— Чисто статистически так и есть, хотя мы прекрасно понимаем, что за цифрами стоят живые люди, сломанные судьбы, дрязги за имущество, разорванные отношения между родственниками, воспитывающиеся в неполных семьях дети.

— Есть периоды брачных всплесков? 

— Как всегда, это лето. Самая горячая пора у нас – конец августа. Видимо, традиция – закончились основные работы на дачах и в огородах – играет свою роль, да и жара отступает, можно переместить проведение свадьбы с улицы во дворе частного дома в торжественную обстановку банкетного зала. 

Уважают наши женихи и невесты 14 февраля, когда желающих вступить в брак особенно много, и еще стараются назначить дату регистрации на Красную горку после Пасхи – это уже дань церковным традициям, которые молодые стали блюсти, как и наречение детей по святкам. 

Даты же вроде 01.01. 2001 или 12.12.2012 у нас большим числом брачующихся не были отмечены. На символику керчане оказались не падки, никакого ажиотажа, как в больших и столичных городах у нас не было, разве что на несколько свадеб больше обычного. 

— А пришедшая к нам в девяностые годы повальная мода на браки с иностранцами не обошла Керчь стороной? 

— В этом плане мы, так сказать, на уровне. Наши местные красавицы покоряют сердца и европейцев, и азиатов, но такие браки регистрируются у нас не часто – обычно отечественные невесты, скорее всего, по настоянию женихов вступают в браки в странах, где им предстоит жить в супружестве. Наверное, это и правильно, потому что брачные законодательства в отношении совместного имущества, разводов и воспитания детей имеют свои особенности, и те, кто задумываются о своем будущем, подстилают себе таким образом соломку. 

Куда чаще, чем можно было подумать, мы регистрируем браки между славянами и крымскими татарами. Причем если раньше больше было пар, где невеста была русской или украинкой, а жених крымским татарином, то сейчас обратная тенденция: крымские татарки стали активнее вступать в брак со славянами. Это наша собственная статистика наблюдений. 

— Брак, который вы регистрируете, является по сути гражданским в противовес церковному, однако у нас в последнее время прижилось правило называть гражданскими браками официально незарегистрированные. Как вы относитесь к таким гражданским бракам? 

— Двояко, по правде сказать. С одной стороны, «репетиция» брака избавляет от мучительных разводов, тяжелых судебных тяжб за имущество, моральной боли за общих детей. С другой — гражданские браки в обывательском понимании не учат ответственности за семью, воспитывают эдакую легкость чувств и отношений: не сошлись – разбежались, попробуем с другим партнером. Но, наверное, я больше консерватор, потому что при всех плюсах «пробного» брака, официальный строже, налагает на супругов обоюдную ответственность и регламентируется законом.

— Бытует мнение, что увеличение пошлины при вступлении в брак и разводе заставит молодых и не сошедшихся характерами супругов думать, прежде чем принимать решение сгоряча. Если бы за свадьбу пришлось раскошелиться не только на застолье и наряды, сексуальное влечение не принимали бы за любовь и не вступали бы в брак легко, как в лужу, а пару десятков тысяч за развод охладили бы горячие головы тех, кого увлекла чужая юбка или стали невероятно раздражать разбросанные по квартире грязные носки. 

— Не думаю, что финансовая сторона вопроса возымеет ожидаемый эффект. Каждый, приходя в ЗАГС, уверен в правильности своего решения, и переубедить людей в ошибочности предпринимаемого шага не всегда удается и именитым психологам. При вступлении в брак и при разводе люди находятся в повышенном эмоциональном тонусе и готовы головой отвечать за принятое решение: одни ослеплены любовью, сексуальной зависимостью, других обуревает такая злоба и раздражение друг другом, что заставь их выложить миллион рублей за моментальное и вечное расставание, они пойдут на все. 

— Когда я была ребенком и только училась читать, в городской газете «Керченский рабочий» публиковали сведения о разводе с указанием фамилий бывших супругов и их домашнего адреса, и я помню, как поразило меня прочитанная по слогам новость о разводе наших соседей. Куда больше, чем их ежедневные скандалы и драки с вызовами милиции. Как вы считаете, сейчас это могло бы морально воздействовать на людей? 

— Нет, сейчас в открытом доступе в интернете вы можете прочесть такое, в том числе и о себе, что информация о разводе супругов ни на что не повлияет. Раньше на человека можно было воздействовать моральным порицанием, парткомом, товарищеским судом, сейчас подобных сдерживающих факторов нет, поэтому надо быть очень эмоциональным, зацикленным на себе человеком, чтобы взволноваться по поводу публичного извещения о разводе. 

— Для посторонних ваша работа кажется проще простого, ведь чаще всего люди видят вас торжественно провозглашающими молодых мужем и женой и со слезами умиления вручающими свидетельства о рождении. Но сейчас вы оказались на редкость востребованным учреждением, и толпы к дверям ваших кабинетов разве что несколько меньше тех, что осаждают соседние – городской архив и департамент соцзащиты. Так что ваша работа на самом деле? 

— Красивые моменты нашей работы – это свадьбы и регистрация новорождённых, а каждый день мы корпим над бумагами, и у людей складывается обманчивое впечатление, что во все остальные дни, кроме пятницы и субботы, мы валяем дурака. Переубеждать и что-то доказывать бессмысленно, поэтому могу сказать только, что все наши специалисты имеют высшее юридическое образование – это обязательное условие при приеме на работу, которая требует помимо знаний скрупулезности, дотошности, внимания, потому что ошибка в записи акта гражданского состояния влечет массу негативных последствий для людей.

Наверняка многим доводилось сталкиваться с тем, что ошибка в одной букве в написании фамилии, имени, отчества, дате рождения повлекла за собой суды, долгие разбирательства, полную замену документов, а порой и лишение прав на законно принадлежащее наследство, получение алиментов. Необходимость быть предельно внимательными к каждой букве иной раз отталкивает претендентов на вакансии, молодежь видит в нашей работе парадную сторону, а на деле это бумажная, дотошная до мелочей работа, выверенность с каждой буквой законов, доскональное знание их. Парад у нас строго по расписанию, а каждый день невидимые большинству будни в виде предписанных законом всевозможных государственных регистраций – от восстановления архивных данных до перемены имени и установления отцовства.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Целься во власть

У закона есть не только буква, но и дух

Не говорите с продавцами книг, а всё у них купите

Оставить комментарий