Крымское Эхо
Дословно

Черное море как евразийский цивилизационный центр

Черное море как евразийский цивилизационный центр

Мое выступление посвящено особому значению Черного моря и его берегов — как связь его с Азией и Европой, одним словом – евразийскому характеру этого небольшого водяного бассейна.

Геополитическое значение Черного моря и его побережных районов бесспорно. Черное море является единственным выходом России к мировому океану, но сам выход очень сложный, не прямой и очень ненадежный. Наоборот, Черное море предоставляет благоприятные возможности противникам России держать ее на прицел, ведь единственное поражение от Запада это в Крымской войне.

После распада Советского союза ситуация в Черном море резко ухудшилась в ущерб России – существования Крыма за границей предоставляло потенциальные возможности для чужой агрессии. Эти геополитические рассуждения дают ясное представление о ситуации в этом регионе. Но сама проблема Черного моря, его значения вообще – как геополитического фактора мирового значения – требует выяснения его сущности.

А сущность любого явления проистекает из причин его появления, то есть, необходимо провести исторический «зондаж» — вид анализа прошедших событий и явлений, повлиявших на конструирования современных реальностей. Этот «зондаж», этот вид анализа мы определяем как «клиополитика», по имени древнегреческой музой историй – Клио.

По сравнению с геополитикой, которая исследует явления в пространственных, материальных, количественно измеримых факторов, клиополитика исследует явления в их темпоральном (временном) развитии, то есть, выводит в первую очередь прошедшие духовные послания, цели, воздействия, и их воплощения в настоящем.

Мой анализ посвящен Черному морю и представляет единство как гео- , так и клиополитических аспектов его значения.

Не буду скрывать: в самом заглавии этого анализа содержится конечный вывод, а также и его основной тезис.

Было бы банально сказать, что Черное моря и Причерноморье имеют важное геостратегическое значение как для настоящего, так в особенности и для будущего. Значение это исключительное и решающее для будущего реструктурирования огромного евразийского пространства. А нет уже никакого сомнения, что такого масштаба глубинное реструктурирование предстоит.

Почему Черное море — это небольшое водное пространство в 422 000 кв.км. и береговой линии в 3400 км – имеет такое ключевое значение для жизни и судьбы больше 300 миллионов людей? Сравнение здесь необходимо — целый Европейский союз, который состоит из 28 государств, насчитывает 500 млн. людей.

Причин ключевой роли этого малого водного бассейна, каким является Черное море много, но главная из них та, что оно является связующим звеном Европой с Азией. Из этой реальности вытекают две составляющих точки зрения единого подхода. Они исходят из реальных причин исключительно важного статута Черного моря. Одна из них — географическая, другая – историческая.

 С географической точки зрения Черное море занимает центр обитаемого мира. Не только восточного полушария, но и всего мира. Это, конечно, условно, потому-то это центральное место определяется исторически тем, что самая южная его точка, сегодняшний Стамбул и предыдущий Константинополь, являлись столицами двух великих империй – Византийской и Османской.

Немало тех мест мира, где тесно совмещаются действия географических и исторических факторов. Тем более это относится к Черному морю и эго жемчужине – Константинополю / Стамбулу/. И особенное в том случае то, что веками этот город определял геополитическую значимость Черного моря, а не наоборот.

Но от того времени, когда начался восход Московского княжества, то есть царской России, стремительно начался рост интереса к проливам и к самому Черному морю. В этом случае геополитическое значение всего черноморского региона было обусловлено общественно-историческими переменами в российском государстве. Таким образом стратегическая важность этого региона была обусловлена как географически, так и исторически.

При этом существовала странная зависимость: когда Византийская или Османская империи находились в восходе, Черное море обеспечивало им силу, ее умножая, а когда они переживали упадок, Черное море оказывалось самым уязвимым местом именно их безопасности.

Черное море является одним из самых закрытых водных бассейнов мира, являясь в тоже время морем, а не большим озером. Этот факт определяет его с точки зрения географии, /но не и политически/ как одно из самых изолированных морей мира. Когда береговая линия Черного моря разграничивала только два государства – Российскую и Османскую империй, оно действительно было изолирующим фактором между ними. Совершенно ясно, что оно отграничивало православно-христианский мир от исламского.

Но были и другие времена, когда Черное море связывало бывших вековых врагов – с 20-ых до конца 40-ых годов ХХ столетия.

Этому положила конец холодная война. Сегодня ситуация весьма сложная и опасная. После развала Советского союза до присоединения Крыма к России прямой выход на это небольшое и почти закрытое море с регионом вокруг него имеют шесть государств: Украина (с частью Азовского моря) – 2 789 км, Турция – 1329 км, Россия – (с ее частью Азовского моря) – 800 км, Болгария – 378 км, Грузия – 310 км, Румыния – 225 км.

Конечно, это чисто механическое перечисление расположения шести государств вокруг небольшого Черного моря. Особенное здесь в другом. На самом деле у этих государств есть совершенно разный геополитический статус и экономические возможности.

Давайте рассмотрим, так сказать, географический фактор разницы между ними. Все эти государства составляют первую геополитическую полосу Черного моря. Состояние дел осложняется тем, что, хотя и без прямого выхода на Черное море, Республика Молдова, например, как в широком геополитическом смысле слова, так и в историческом / то есть клиополитическом/ контексте тоже является черноморским государством .

Еще сложнее обстоят дела с Абхазией, которая, будучи когда-то интегральной частью СССР, стала яблоком раздора двух его составляющих в прошлом республик — Российской федерации и Грузии. Сегодняшнее положение Абхазии в международном геополитическом плане является важным прежде всего своей черноморской полосой.

Кроме этих геополитических особенностей, у Черного моря есть еще две, будто посторонние, периферийные, можно и так их назвать «сопровождающие моря»: Азовское и Мраморное с их проливами — Босфор и Дарданеллы, которые очерчивают противоположные границы вторую геополитическую полосу Черномории.

Следующий район, связанный геополитически, хотя и непрямо, с Черным морем, это район Западных Балкан вместе с Эгейским морем, а с другой стороны — восток Кавказа. Геостратегически Западные Балканы прямо связанны с Адриатикой, но исторически узкие связи Сербии и Черной горы с Россией придают особое значение Балканам, а с этим и целому Черноморскому бассейну.

Это относится тоже и к востоку Кавказа до Каспия, которые являются уже третьей геополитической полосой Черноморья.

 Что из того вытекает?

Ставя Румынию и Болгарию в крайнюю юго-восточную периферию Европейского союза, Брюссель определил Черноморский бассейн как свой геополитический не очень значимый регион, чем и допустил большую ошибку. Выход Румынии и Болгарии на Черное море в целом занимает полосу в 600 км. Это немного, но и немало: для них, как для Украины и Грузии, это является единственным морским выходом к мировому океану, что сразу поднимает геополитическую цену Черного моря для этих стран.

 После распада коалиции Варшавского договора НАТО / точнее, США/ сразу оценили значимость этого совсем небольшого моря как важнейшего фактора нестабилности новой России. Значение этого региона увеличивается и тем, что за общей, не особо длинной, побережной полосой в 3500 км стоят государства, совокупное население которых составляет более 300 миллионов людей; Россия насчитывает 143 млн. людей, Турция – 74 млн., Украина – 47 млн, Румыния – 22 млн, Болгария – 7,5 млн, Грузия – 4,5 млн.

 Эти 300 млн. людей вокруг Черного моря составляет 60% относительно полмиллиардного населения Европейского союза.

На самой прибережной полосе Черного моря живут 20 млн. людей из этих шести государств. У всех них есть свои жизненные геополитические интересы, и они в серьезной степени взаимно зависят друг от друга экономически, политически и военно-стратегически.

В меньшей степени зависима от Черного моря Турция, которая держит оба пролива, которыми море соединяется с мировым океаном – Босфор и Дарданеллы и которые являются входом для нечерноморских и выходом для черноморских стран. В случае чрезвычайных условий Турция, которая осуществляет контроль над обеими геостратегическими «пробками», в состоянии их закрыть и превратить себя в хозяина Черного моря.

Такое закрытие обоих «клапанов» принесло бы большой ущерб Украине, Грузии, Румынии и Болгарии, но было бы катастрофическим для России. Оставшаяся в одиночестве с незначительным выходом к небольшому и закрытому Черному морю, окруженная враждебными в разной степени странами, Россия, и в особенности ее южные территории до присоединении Крыма, входили в настоящую геостратегическую ловушку.

Имея в виду особый статус и географическое положение Азовского моря в качестве пограничной полосы России и Украины, положение дел становится критическим – при первом взгляде только для России, но если присмотреться более пристально, для Украины также.

 Эти примеры выясняют действительное значение географического расположения, природных ресурсов и человеческого потенциала народов отдельных стран. Эти ресурсы представляют собой материальные факторы действующих вокруг Черного моря и их сверхоценивание с необходимостью приводит к недооцениванию нематериальных факторов.

 К ним относятся, например, традиции, культура, образование, официальная религия и пр. Сами эти факторы имеют свои исторические корни; они приходят из прошлого и связывают его с современности, а этим самым связывают прошлое с будущим.

По своим характерным определениям они не являются прямо действующими геополитическими факторами. Скорее всего, они принадлежат к другой методологической координатной системе, которую благодаря ее исторической сущности можно назвать клиополитическими — по имени древнегреческой музы истории. Получается так, что рядом с понятием геополитика совершенно естественно нужно употреблять и понятие клиополитика.

Понятие «геополитика» является политической наукой, выражающей единство определенного земного пространства и установившегося на нем государство или группы государств.

Понятие «клиополитика» также является политической наукой, которая исследует специфику данной нации, ее возникновение и ход во времени ее исторического существования, определяя знаковые события истории, которые оказывают влияние на современность.

Поэтому можно сказать, что противоречия, которые возникают во всей Европе – с Атлантики до Урала – имеют геополитический характер и клиополитическое происхождение. Враждебное отношение европейского Запада и европейского Востока началось с разделением Римской империи на две части: Западную и Восточную. Оно проходило через схизму православия и католицизма в 1052 году, чтобы достичь своего пика в 1453 году, когда Константинополь, последняя территория Византийской империи, рухнула, исчезла в истории после тысячелетнего существования.

Актом падения Константинополя и превращение эго в Стамбул кончается и само Средневековье. Целая юго-восточная Европа, юг России и Кавказ вошли на века в состав Османской империи, а Черное море стало ее внутренним озером.

Тогда в Западной Европе полным ходом шел Ренессанс, раскрывая путь к Новому времени – к эпохе капитализма. Занимающие атлантического побережья государства устремились к новооткрытой Америке, а и к Африке и Азии. Тогда и появилась возрожденная Россия, в качестве уже великой восточноевропейской державы – наследницы Византии по линии православия.

Но это не было механическое ее продолжение. Принимая православие в эго славянском варианте из средневековой Болгарии, Московская Русь начала созидать новую культуру и уникальную российскую цивилизацию. А этим началось очертание новой разделительной линии между Западной и Восточной Европы – между Романо-германской и Славяно-православной цивилизациями. Начался переход России к ее Новому времени.

Оно тоже сопровождалось экспансией — на восток мирными средствами, на юг военным путем. Так на юге Европы появилась новая разделительная линия — уже между Европой и Малой Азией, именно как результат экспансии России на юг, к Черному морю и его придаткам – к Мраморному морю и его двум проливам Босфор и Дарданеллы.

Именно эти клиополитические реальности, протекающие уже шесть столетий, привели к современной геополитической обстановке Черноморского бассейна. А она совсем не проста – массированное присутствие военно-морских сил НАТО здесь, дерзкое поведение Турции к великому северному соседу и включение Крыма в исторических границах России являются наглядными примерами этого.

Приходим теперь к геополитическим итогам этого исторического развития значения Черного моря в мировой политике. Это небольшое море давно вышло из-за границ локального значения и приобрело межконтинентальную важность. А после распада СССР превратилось в регион мирового значения. И вот почему.

Россия, в которой проживает 3% мирового населения, занимает 13% материка планеты и … 41% мировых природных ресурсов, прижата в угол Черного моря, которое сегодня находится почти целиком под влиянием НАТО. Здесь у России нет дружественных государств. Из упомянутых шести государств, три — Турция, Болгария и Румыния являются членами этого агрессивного пакта, а Украина в последних 25 лет смотрит на пакт, исходя из максимы «Чем хуже для России, тем лучше для нас».

НАТО уже расположил элементы своей ПРО в Турции и Румынии, как и свои этапные военные базы в Болгарии. Без всякого сомнения, у них есть антирусская направленность.

 В данном случае абсурдно то, что из этих стран четыре: Украина, Румыния, Болгария и Грузия – имеют с Россией общий цивилизационный код – Православие. А Украина и Болгария вместе с Россией имеют и общее этническое происхождение – славянское.

Здесь есть и другое обстоятельство. С времен гибели Византийской империи в бассейне Черного моря установились два враждебных конфессиональных района: православно-христианский и исламский.

Великая Октябрьская социалистическая революция и национальная революция Кемаля Ататюрка положили конец враждебному делению на конфессиональной основе. С тех пор до недавних времен Республика Турция черпала свою геополитическую и государственную легитимность именно из революции и реформы Ататюрка.

Но уже десять лет назад, медленно и неизменно, этот исторический источник легитимности заменяется Турцией другим источником — османизмом. Этим и создалась новая геополитическая обстановка в Черноморском регионе. Ситуация определяется и тем, что, за исключением Румынии, все страны региона имеют евразийские характеристики.

Подводя итоги, хотел бы подчеркнуть: все эти обстоятельства определяют Черноморский бассейн как сложный, невралгический узел мировой политики. Его легко можно превратить его в центр конфликта – небольшой, но возможно с высокой интенсивности.

  •  На фото — автор, Проф. дфн Минчо Минчев, ВТУ им. Св. Кирилла и Св. Мефодия
  • участник XХХ Харакского форума
  • «Политическое пространство и социальное время: 
  • идентичность и повседневность в структуре жизненного мира»

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Миграция может быть мотором развития России

Cергей Цеков: россияне должны сказать: «Я – Донбасс»!

.

Георгий Мурадов: Украина и Турция эксплуатируют крымско-татарский фактор

Оставить комментарий